Анализ существующей системы государственной службы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2015 в 14:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель: Раскрытие теоретических основ управления государственной службой. Подготовка предложений по повышению эффективности.
Задачи:
1. Изучение теоретических основ государственного управления
2. Система государственной службы
3. Анализ правового поля государственной службы
4. Оценить эффективность государственного управления в РФ

Содержание

Глава 1. Теоретические основы осуществления государственной службы в РФ
1.1 Понятие государственной службы
1.2 Принципы государственной службы
1.3 Виды государственных служб
1.4 Правовое регулирование государственной службы в РФ
Глава 2. Анализ существующей системы государственной службы
2.1 Анализ системы государственной службы в РФ
2.2 Анализ государственных органов в Красноярском крае
2.3 Оценка эффективности государственного управления в РФ
Заключение
Список использованных источников и литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 59.32 Кб (Скачать файл)

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава 1. Теоретические основы осуществления государственной службы в   РФ

1.1 Понятие государственной службы

1.2 Принципы государственной службы

1.3 Виды государственных служб

1.4 Правовое регулирование государственной службы в РФ

 

Глава 2. Анализ существующей системы государственной службы

2.1 Анализ системы государственной  службы в РФ

2.2 Анализ государственных  органов в Красноярском крае

2.3 Оценка эффективности  государственного управления в  РФ

          Заключение

Список использованных источников и литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение: 

Государственная служба существует ровно столько, сколько существует государство. Государственная служба является одной из главных составляющих правовой системы государства, а государственные служащие-исполнители, принятых вышестоящими органами, решений. 

Актуальность темы исследования

Изучение данной темы будет актуально всегда, так как государственная служба-один из основных элементов управления государственного механизма.

Цель: Раскрытие теоретических основ управления государственной службой. Подготовка предложений по повышению эффективности.

Задачи:

  1. Изучение теоретических основ государственного управления
  2. Система государственной службы
  3. Анализ правового поля государственной службы
  4. Оценить эффективность государственного управления в РФ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Теоретические основы осуществления государственной службы в РФ
    1. Понятие государственной службы

Федеральный закон от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации". Согласно этому закону государственная служба Российской Федерации - профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий:

Российской Федерации;

федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;

субъектов Российской Федерации;

органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации;

лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов;

лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.

Государственная служба понимается как в широком, так и в узком смысле.

Государственная служба в широком  смысле  гласит  о  выполнении государственными  служащими своей работы (обязанностей)  в  государственных  организациях:  в  органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях,  иных  организациях;

в  узком  смысле -  это  исполнение государственными   служащими   своих   обязанностей   в государственных органах.

Государственная служба осуществляется на профессиональной  основе, регламентируется правом. Совокупность правовых  норм, регламентирующих правовой статус государственных  служащих,  порядок и условия государственной службы, основания прекращения и другие вопросы государственной службы, образуют правовой институт  государственной  службы. Административное право определяет административно-правовой статус государственных служащих системы государственного управления. Специфика государственной службы  положена в основу  Закона Российской Федерации от 5 июля 1995 года «Об основах государственной  службы Российской Федерации» (далее Закон Российской Федерации о государственной службе). В этом законе под  государственной службой понимается профессиональная деятельность по  обеспечению  исполнения полномочий  государственных  органов. К  государственной  службе относится исполнение должностных обязанностей лицами, замещающими государственные должности определенных категорий, указанных в законе. Значит  не  все  лица,  занимающие пост в государственных органах, исполняют обязанности, относящиеся к  государственной  службе. Отсюда следует, что должности  в  государственных  органах делятся на государственные    и     негосударственные     должности.

Государственные должности делятся на три категории: «А», «Б», «В».

К категории «А»  относятся  государственные  должности,  устанавливаемые

Конституцией РФ, уставами субъектов РФ  для  непосредственного  исполнения полномочий государственных органов (Президент и  Председатель  Правительства Российской Федерации, министры и др.).

   К категории  «Б»  относят  государственные  должности, устанавливаемые  законодательством РФ  для обеспечения исполнения  полномочий  лицами, замещающими государственные должности вышеуказанной категории. 

К  категории  «В»  относятся  должности,  устанавливаемые   государственными органами для исполнения их полномочий.

Можно сделать вывод, что должности  категорий  «Б»  и  «В» составляют  государственные   должности, а Категория «А» не относится к государственным должностям, они не охватываются понятием государственной службы. Подтверждением этого может быть то,  что  депутаты  Государственной  Думы занимают  должности  категории  «А»,  но  они   не   могут   находиться   на государственной службе (п. 3 ст. 97  Конституции  Российской  Федерации)  и, как следствие не являются государственными служащими. Взяв во внимание другие лица,  занимающие  должности  категории «А», стоит отметить, что они являются государственными служащими, и  их  статус должен быть урегулирован с учетом особенностей их должностного положения.

Структура органов государственной власти Российской Федерации:

Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.

Согласно Конституции Российской Федерации система органов государственной власти в Российской Федерации и ее субъектах осуществляется на основании принципа разделения властей. В соответствии с этим органы государственной власти делятся на органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

К органам законодательной власти Российской Федерации относится Федеральное Собрание Российской Федерации в составе двух палат - Государственной Думы и Совета Федерации. На уровне субъектов Российской Федерации – законодательные и представительные органы субъектов Российской Федерации (республиканские парламенты, краевые, областные, городские думы или законотворческие собрания и т.д.).

Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации. На уровне субъектов Российской Федерации – правительства и администрации субъектов Российской Федерации. Кроме того, к органам исполнительной власти также относятся федеральные министерства, службы, агентства и иные, включая их территориальные органы в субъектах Российской Федерации.

Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Высшими органами судебной власти Российской Федерации являются Конституционный суд Российской Федерации и Верховный суд Российской Федерации. Также судебную власть осуществляют верховные суды республик, конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, краевые и областные суды, городские и районные суды, военные суды, мировые судьи и др.

  К негосударственным относятся должности государственных органов технического обеспечения их деятельности.

  А кто же все-таки  есть государственный служащий  и каковы его основные признаки? Мы бы хотели об этом сейчас  рассказать.

Как говорилось выше государственные служащие-исполнители, принятых вышестоящими органами, решений.

А сейчас мы бы хотели поговорить о признаках государственного служащего.

Первый и первостепенный признак государственного служащего в том, что он действует при исполнении своих служебных полномочий - по поручению государства и от его имени - отдает распоряжения, обеспечивает их исполнение, подвергает лицо задержанию и другое. Обычно эти действия служащего не провозглашаются каждый раз от имени государства, чаще от имени органа или организации, в которой служащий состоит, но, в конечном счете, за действиями государственного служащего стоит государство, которое обеспечивает его труд.

Следующий признак государственного служащего заключается в том, что каждый из них занимает государственную должность, учрежденную государством. Должность определяет правовой статус служащего, для ее замещения установлены определенные организационно-правовые способы (выборы, назначение и др.).

Наконец, следует назвать и такой признак, как оплата труда государственного служащего по нормам и формам, устанавливаемым государством. Сам по себе этот признак характеризует, собственно, любого лица, занятого в общественно-полезном труде, но здесь имеются в виду особенности оплаты труда, установленные только для государственных служащих (служебные разряды и классы, надбавки за различные показатели - классность, стаж и др.) Закон называет и источник оплаты - бюджет (федеральный или субъекта РФ). Наиболее существенное и теоретическое, практическое значение имеет классификация государственных служащих: 1) по роду их деятельности; 2) по признаку объема должностных полномочий.

Классификация государственных служащих по роду и месту их службы прямо вытекает из сфер государственно-служебной деятельности: государственный аппарат, военная служба. В соответствии с этим все государственные служащие подразделяются на две группы: служащие в государственном аппарате, военнослужащие. Служащие государственного аппарата делятся по органам, в которых они трудятся: служащие в органах представительной власти, служащие в органах управления, судьи, работники прокуратуры и так далее. Военнослужащие подразделяются по видам и роду вооруженных сил (сухопутные войска, военно-морские силы и другие), в службах, к ним приравненных (внешняя разведка, погранслужба и других структурах).

Перейдем к классификации государственных служащих по второму критерию - объему должностных полномочий.

Здесь прежде всего разделяют служащих по их роли в реализации функций органа (организации) и объему полномочий в общем виде, без детализации: а) руководители; б) специалисты (основной состав); в) вспомогательный персонал.

К первой группе, то есть к руководителям - относятся руководители органов, организаций и их структурных подразделений, их штатные заместители. В их задачи входит как непосредственное осуществление функций данного органа (организации, например, учебного заведения), так и организовать работу других двух групп.

К группе специалистов (основному составу - как по численности, так и по роли в реализации функций органа, организации) относятся служащие, которые реализуют функции и соответствующие полномочия лично и непосредственно: инженеры, техники, преподаватели, врачи, работники учетно-бухгалтерских подразделений и т.д.

К группе вспомогательного персонала относятся служащие, которые непосредственно не осуществляют функций и полномочий данного органа (организации), но создают условия для нормальной работы двух вышеназванных групп. Это секретари, работники делопроизводства и другие служащие.

Проведенная классификация государственных служащих имеет значение при наделении каждой из групп служащих, а также при разработке и утверждении организационных структур и штатов.

Продолжением классификации служащих по объему должностных полномочий является их разделение по признаку обладания в рамках должностных полномочий полномочиями распорядительного характера. По этому критерию служащие должны быть разделены на две группы: 1) служащие, наделенные полномочиями распорядительного свойства, т.е. полномочиями давать распоряжения, приказы, принимать нормативные акты и т.д. и 2) служащие, таковыми полномочиями не наделенные.

К первой группе в этом случае относятся руководители государственных органов и их структурных подразделений, руководители предприятий и учреждений и структурных подразделений в них, работники милиции и другие. В литературе и текущем законодательстве все эти служащие именуются должностными лицами. Обратимся к анализу правового положения должностного лица. В нашем государственно-правовом и административно-правовом законодательстве о службе нет пока общего определения должностного лица. Нет этого понятия и в Законе «Об основах государственной службы РФ», но в уголовном законодательстве (ст. 170 УК РСФСР) дается определение должностного лица применительно, естественно, к уголовной ответственности. Широко оперирует категорией должностного лица текущее законодательство по многим отраслям. Суммируя признаки должностного лица в административном праве и уголовном праве, можно выделить два признака должностного лица: наличие у него распорядительных полномочий или осуществление им хотя бы административно-хозяйственных функций (например, заведующий складом, другие материально-ответственные лица). Текущее законодательство относит к должностным лицам и лиц, не являющихся служащими, но наделенными на своем рабочем месте распорядительными полномочиями (бригадир строительной бригады, руководитель уборочного звена на сельхозработах).

Информация о работе Анализ существующей системы государственной службы