Анализ управления затратами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2012 в 13:27, курсовая работа

Краткое описание

Управление затратами производства являются актуальной проблемой на сегодняшний день, потому что в условиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается к основному звену всей экономики – предприятию. Именно на этом уровне создается нужная обществу продукция, оказываются необходимые услуги. На предприятии сосредоточены наиболее квалифицированные кадры. Здесь решаются вопросы экономного расходования ресурсов, применения высокопроизводительной техники, технологии.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы формирования и анализа затрат на предприятии…………………………………………………………………….. 4
1.1 Экономическая сущность затрат…………………………………... 4
1.2. Управление затратами на производство и реализацию продукции……………………………………………………………………...…..7
2. Анализ управления затратами на производство на ОАО «Сямженский ЛПХ»…………………………………………………………18
2.1. Краткая характеристика организации………………….……….18
2.2. Учет затрат на производство в ОАО «Сямженский ЛПХ»…….20
2.3. Затраты на лесозаготовку 23
2.4. Затраты на вывоз древесины 26
2.5. Затраты на погрузку в вагоны 27
2.6. Затраты на деревообработку 29
3. Рекомендации по совершенствованию системы управления затратами на производство………………………………………31
Заключение 35
Список использованных источников 36

Вложенные файлы: 1 файл

целиком.doc

— 1,000.00 Кб (Скачать файл)

Отсутствие собственного железнодорожного тупика с крановым хозяйством ставит предприятие в большую зависимость от предприятий, оказывающих услуги по перевалке лесопродукции. Возникает финансовая зависимость от объемов погрузки древесины в вагоны и отправки потребителям, что приводит к росту себестоимости продукции и увеличению дефицита оборотных средств за счет задержек при отгрузке продукции.

    1. Учет затрат на производство в ОАО «Сямженский ЛПХ»

В данном разделе представлены результаты оценки производственных затрат на предприятии, показаны наиболее расходные этапы  производства. Анализ проведен на основе бухгалтерских данных за 2009 г.

В общем производственном цикле  ОАО «Сямженский леспромхоз»  по заготовке леса можно выделить ряд этапов:

    • непосредственно лесозаготовка – валка деревьев, обрезка сучков, раскряжевка сортиментов, перевозка людей в делянки и обратно, строительство подъездов к делянкам;
    • вывозка древесины – из лесных делянок и к месту погрузки;
    • погрузка в железнодорожные вагоны;
    • деревообработка – получение доски.

Проведем сравнительный анализ затрат, возникающих на каждом из данных этапов производства. Обобщенные данные с детализацией по статьям затрат и этапам производственного цикла представлены в таблице 2.1. Графическое сравнение объемов затрат, которые имело предприятие за 2009 г., представлено на Рис. 2.1.

 

          1. Расшифровка затрат на производство в ОАО «Сямженский леспромхоз» за 2009 г.

Статья затрат

Затраты по видам  деятельности, тыс. руб.

Лесозаготовка

Услуги по перевозке  людей

Вывозка древесины

Общие затраты  по лесозаготовке (заготовка + вывоз.)

Коммерческие  расходы на погрузку в вагоны

Деревообработка

Оплата труда

24 549,72

28,54%

1 482,95

40,23%

6 830,61

17,54%

32 863,28

25,55%

157,31

0,47%

898,13

20,28%

Отчисления

6 434,69

7,48%

428,68

11,63%

1 895,95

4,87%

8 759,32

6,81%

43,09

0,13%

258,34

5,83%

Плата за древесину

4 733,92

5,50%

0,00

0,00%

0,00

0,00%

4 733,92

3,68%

0,00

0,00%

0,00

0,00%

Износ

1 153,58

1,34%

112,00

3,04%

1 683,78

4,32%

2 949,36

2,29%

0,00

0,00%

12,76

0,29%

ГСМ

3 993,90

4,64%

663,27

17,99%

5 703,45

14,65%

10 360,61

8,05%

0,00

0,00%

44,11

1,00%

Запчасти

4 936,50

5,74%

367,47

9,97%

5 399,64

13,87%

10 703,61

8,32%

0,00

0,00%

37,45

0,85%

Материалы

877,32

1,02%

27,64

0,75%

165,74

0,43%

1 070,70

0,83%

425,03

1,28%

182,28

4,12%

Электроэнергия

228,30

0,27%

0,00

0,00%

0,00

0,00%

228,30

0,18%

0,00

0,00%

141,86

3,20%

Услуги транспорта

304,26

0,35%

0,00

0,00%

16 823,27

43,21%

14 453,33

11,24%

0,00

0,00%

64,73

1,46%

Налоги

198,28

0,23%

53,08

1,44%

264,38

0,68%

515,74

0,40%

0,00

0,00%

0,38

0,01%

Аренда техники

7 624,76

8,87%

0,00

0,00%

0,00

0,00%

7 624,76

5,93%

0,00

0,00%

385,73

8,71%

Прочие

1 129,93

1,31%

23,97

0,65%

168,43

0,43%

1 322,33

1,03%

261,93

0,79%

95,00

2,15%

Услуги по заготовке

2 092,09

2,43%

0,00

0,00%

0,00

0,00%

2 092,09

1,63%

0,00

0,00%

1 926,15

43,50%

Строительство дорог

16 402,78

19,07%

0,00

0,00%

0,00

0,00%

16 402,78

12,75%

0,00

0,00%

0,00

0,00%

Общепроизводственные

11 338,65

13,18%

0,00

0,00%

0,00

0,00%

11 338,65

8,82%

0,00

0,00%

335,92

7,59%

Погрузка в  вагоны

8,94

0,01%

527,04

14,30%

0,00

0,00%

3 210,17

2,50%

32 307,46

97,33%

45,41

1,03%

Всего затрат

86 007,63

100,00%

3 686,08

100,00%

38 935,24

100,00%

128 628,96

100,00%

33 194,83

100,00%

4 428,25

100,00%


 

 

        1. Распределение затрат по этапам производственного цикла  
          в ОАО «Сямженский леспромхоз» за 2009 г.

Анализируя данные таблицы и  рисунка, можно сделать следующие  выводы:

    • основную часть затрат составляют непосредственные затраты на лесозаготовку – 51,7%;
    • вывозка древесины и расходы на погрузку в железнодорожные вагоны составляют 23,4 и 20%, соответственно;
    • доля затрат на перевозку людей и деревообработку не превышает 3%.

Полученное соотношение затрат по этапам производства, в принципе, соответствует данным об организационной  структуре и деятельности предприятия (см. п. 2). Ранее было показано, что ОАО «Сямженский леспромхоз» изначально создавалось как поставщик лесного сырья для ООО ПКП «Титан» (г. Архангельск), что и определило структуру производственного цикла предприятия.

Основу производства составляют бригады лесозаготовителей, непосредственно осуществляющих рубку деревьев и первичную обработку древесины. Обеспечение деятельности этих бригад является основным занятием остальных сотрудников «Сямженского ЛПХ». В силу достаточно высокой механизации заготовки леса и большого количества привлекаемых для этого сотрудников высоки и затраты на обеспечение этого этапа производственной деятельности – оплата работы, затраты на техническое обслуживание техники и т.д.

Вторым по количеству расходов является этап транспортировки (вывозки древесины). Подобный факт также закономерен. В связи с отсутствием собственных значительных транспортных мощностей предприятие вынуждено привлекать для перевозки своей продукции сторонние организации, что объясняет значительность затрат на транспортировку. Объем грузоперевозок продукции ОАО «Сямженский ЛПХ» сторонними подрядчиками составляет порядка 40% от общей потребности предприятия. Кроме того, сказывается удаленность пунктов лесозаготовки от главного для предприятия транспортного центра – железнодорожной станции Харовск.

Следует отметить, что коммерческие расходы на погрузку сортиментов  в железнодорожные вагоны составляют пятую часть от всех расходов, несмотря на то, что аренду вагонов и транспортировку  грузов по железной дороге предприятие не оплачивает. Данные показатели возникают из-за отсутствия собственного железнодорожного тупика и погрузочного оборудования, что принуждает оплачивать аренду сторонней техники.

    1. Затраты на лесозаготовку

Заготовка леса является основным этапом производственного цикла предприятия. Технологически в процессе лесозаготовки выделяются несколько компонентов:

    • обеспечение подъездных путей к местам вырубки деревьев для тяжелой техники;
    • валка леса, обрез сучков, распил хлыстов на сортименты и их сортировка;
    • вывоз сортиментов на площадки погрузки;
    • уборка делянок, складирование и переработка отходов.

Особенностью переработки лесного  фонда является то, что места заготовки  постоянно меняются. В условиях действующего законодательства рубка леса допускается  для деревьев определенного возраста и породы. В связи с этим ежегодно производится оценка лесных угодий на предмет определения возможности рубки отдельных делянок, поэтому места лесодобычи постоянно меняются в отличии, например, от добычи каменного угля, когда разработка месторождения ведется десятилетиями.

Описанная ситуация приводит к тому, что подъездные пути к местам рубки  отсутствуют либо находятся в  плачевном состоянии. В этих условиях приходится отсыпать грунтовые дороги, чтобы доставить технику в  делянки и обеспечить вывозку сортиментов. ОАО «Сямженский леспромхоз» имеет лицензию на добычу песчано-гравийной смеси для строительства лесовозных дорог и подсыпки действующих дорог. Добытая песчано-гравийная смесь используется только для собственных нужд, реализация на сторону не производится.

Для снижения затрат на строительство  дорог используются и естественные природные факторы – достаточно сильное промерзание грунта в  регионе в зимний период. С приходом холодов начинается интенсивная  лесодобыча, так как промерзший грунт позволяет тяжелой технике работать в делянках. В весеннее-осенний период, когда почва насыщена влагой, передвижение гусеничной техники и транспортных автомобилей затруднено.

Непосредственно сама лесодобыча производится сортиментным способом, начиная с 2009 г. Ранее используемая технология хлыстовой добычи не применяется в силу ее высокой затратности. Хлыстовая добыча предполагает использование бригад ручной валки деревьев и тракторов-трелевочников. Вальщики производят спил деревьев и обрубку сучков. Получаемые хлысты (стволы деревьев) гуртуются трелевочниками и вывозятся на площадки погрузки. При таком подходе основным является ручной труд вальщиков, что приводит к высокой себестоимости кубометра древесины.

Сортиментная заготовка (скандинавская  технология) предполагает распил хлыстов на сортименты и их сортировку по качеству и габаритам. В настоящее время для работы по данной технологии используются специализированные машины – Форвардеры. Форвардер обеспечивает валку деревьев, обрезку сучков, распил хлыстов на сортименты и их погрузку на прицеп. Большая автоматизация всего цикла лесодобычи обеспечивает повышение производительности труда и снижение себестоимости добываемого кубометра древесины.

Кроме того, Форвардеры имеют повышенную проходимость, что снижает требования как к качеству дорог в местах лесозаготовки, так и зависимость от климатических условий, так как имеют возможность круглогодичного проезда по лесу. Эти же машины используются для вывоза сортиментов из леса на места перегрузки.

Значительные трудозатраты возникают при завершении рубки леса в делянке – проведение уборки и переработки отходов, восстановление возможности роста лесному массиву. Данные затраты связаны с требованиями законодательства и обязательной сдачей выработанных делянок сотрудникам лесничества. Очистка мест лесодобычи предполагает уборку и переработку сучьев, вершин деревьев, опила и т.д. и производится силами тех же бригад, которые осуществляют разработку делянки. Оптимизация этих затрат возможна лишь путем приобретения дополнительной техники, что значительно ускорит процесс переработки отходов производства и сократит время использования вальщиков на непрофильных работах.

Распределение затрат по статьям расходов для этапа лесозаготовки на примере  производственной деятельности предприятия за 2009 г. представлено на Рис. 4.2.

Данный график наглядно показывает, что основную часть затрат занимает оплата труда, так как подавляющее  число сотрудников предприятия  занято именно в секторе лесозаготовки. Необходимость строительства дорог к местам вырубки леса также предполагает существенные денежные расходы – 19% от общих затрат по данным 2009 г.

        1. Распределение затрат по статьям на этапе лесозаготовки в 2009 г.

Кроме указанных выше значительными  затратами для предприятия оборачивается необходимость общих расходов на производство и аренда техники – 13,2% и 8,9%, соответственно.

Рассмотрим возможности сокращения расходов на данном этапе производственной деятельности.

    1. Затраты на вывоз древесины

Распределение затрат по статьям на этапе вывоза древесины по данным за 2009 г. представлено на Рис. 4.3.

        1. Распределение затрат по статьям на этапе вывоза древесины в 2009 г.

Анализ данных показывает, что основную долю (43,2%) затрат занимают платежи за услуги автотранспорта сторонним организациям, привлекаемым к грузоперевозкам в интересах предприятия. Сокращение этих затрат возможно либо путем приобретения и эксплуатации дополнительных собственных транспортных средств, либо снижением оплаты за оказанные услуги сторонним организациям. Второй путь возможен, например, при заключении долговременных контрактов с предприятиями-перевозчиками.

Сокращение затрат по статьям «горюче-смазочные  материалы» и «запчасти» возможно путем  предварительной закупки ГСМ  и запчастей на производственный сезон. Этот путь предполагает экономию средств, но, в свою очередь, изымает из обращения большую долю денежных средств, сокращая возможности оперативного реагирования предприятия на текущее изменение обстановки. В условиях сложившегося тяжелого финансового состояния на предприятии возможно лишь создание кратковременных запасов ГСМ и запчастей.

    1. Затраты на погрузку в вагоны

Распределение затрат по статьям на этапе погрузки продукции в железнодорожные  вагоны по данным за 2009 г. представлено на Рис. 4.4.

        1. Распределение затрат по статьям на этапе погрузки в вагоны в 2009 г.

Затраты данного этапа почти  полностью состоят из платежей за использование погрузочной техники  железнодорожной компании, так как  собственного погрузочного железнодорожного терминала у предприятия нет. Причиной использования железнодорожного транспорта является то, что основным покупателем продукции «Сямженского ЛПХ» является Архангельский ЦБК (через ООО ПКП «Титан»), который ориентирован на поставку сырья по железной дороге.

Радикально сокращение затрат в  этом направлении возможно лишь путем  приобретения в собственность подобных погрузочных мощностей и транспортной базы. В сложившейся ситуации дефицита ликвидных активов подобное решение проблемы затруднено.

В качестве альтернативы возможно восстановление работоспособности одноколейной железнодорожной  ветки с погрузочным тупиком  в лесопункте Согорки, который в  настоящее время не функционирует.

Кроме того, необходимо рассмотреть  возможность использования других видов транспорта (автомобильный, речной) либо осуществлять сбыт другим предприятиям, не тяготеющим к железнодорожной доставке.

    1. Затраты на деревообработку

Распределение затрат по статьям при  организации деревообработки по данным за 2009 г. представлено на Рис. 4.5.

        1. Распределение затрат по статьям при деревообработке в 2009 г.

Деревообработка не является профильным видом деятельности для ОАО «Сямженский  леспромхоз». При этом предприятие  не производит глубокой переработки древесины, а осуществляет распил бревен на доски с последующей реализацией этих досок и их использованием на собственные нужды.

Основную часть затрат при деревообработке  составляют расходы на оплату услуг  по заготовке круглой древесины, которая подлежит дальнейшей обработке путем распила. Величина этих затрат пропорциональна удельной себестоимости кубометра древесины, получаемой при лесозаготовке, так как в качестве материала используется собственный лес.

Информация о работе Анализ управления затратами