Анализ эффективности системы мотивации персонала ТОО «Кайнар-АКБ»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2014 в 20:21, курсовая работа

Краткое описание

Современный уровень производства не может развиваться без эффективных мотивационных систем персонала, которые должны постоянно совершенствоваться под влиянием экономических и политических условий. Сегодня на рынке можно купить конкурентный товар, но купить на рынке конкурентоспособность и стимулы к ней невозможно. Поэтому отечественным предприятиям приходится самостоятельно искать наиболее подходящие и действенные методы организации и поощрения труда.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы управления процессами мотивации и стимулирования труда работников 4
1.1. Сущность и значение мотивации и стимулирования труда персонала 4
1.2. Содержательные и процессуальные теории мотивации 7
2. Зарубежный опыт мотивации и стимулирования труда персонала 20
3. Анализ эффективности системы мотивации персонала ТОО «Кайнар-АКБ» 25
Заключение 32
Список литературы 33

Вложенные файлы: 1 файл

3551 Мотивация труда-2.doc

— 286.50 Кб (Скачать файл)

Самая высокая потребность - потребность самовыражения и роста человека как личности - никогда не может быть удовлетворена полностью, поэтому процесс мотивации человека через потребности бесконечен.                               

Долг руководителя заключается в том, чтобы тщательно наблюдать за своими подчиненными, своевременно выяснять, какие активные потребности движут каждым из них, и принимать решения по их реализации с целью повышения эффективности работы сотрудников.            

Концепция Маслоу оказала большое влияние на развитие теории и практики современного управления. Однако жизнь показала, что в концепции есть ряд очень уязвимых моментов.

Во-первых, потребности по-разному проявляются в зависимости от многих ситуационных факторов (содержание работы, положение в организации, возраст, пол и т.д.).

Во-вторых, не обязательно наблюдается жесткое следование одной группы потребностей за другой, как это представлено в «пирамиде» Маслоу.

В-третьих, удовлетворение верхней группы потребностей не обязательно приводит к ослаблению их воздействия на мотивацию. Маслоу считал, что исключением из этого правила является потребность самовыражения, которая может не ослабевать, а даже усиливать свое действие на мотивацию по мере ее удовлетворения.

Теория мотивации Дэвида МакКлелланда

Еще один выдающийся теоретик в области мотивационных содержательных исследований - Дэвид МакКлелланд. Он отдавал должное трудам Маслоу, не возражал против его выводов, но считал теорию иерархии потребностей неполной и не совсем совершенной. МакКлелланд предложил собственную теорию - «трех потребностей», где делает акцент на потребностях высших уровней, ибо по его мнению, потребности низших уровней играют все меньшее значение (во время эволюции человечества и общества удовлетворить их постепенно становилось все проще и современный человек может легко их удовлетворить полностью или хотя бы частично).

Модель мотивации МакКлелланда ставит  основной  акцент на потребности высших уровней  и объединяет  их в три категории: присоединения, власти и достижения [14, с. 247].

Потребность присоединения (причастности) - потребность в  установлении и поддержании межличностных отношений. Люди  с  развитой  потребностью присоединения будут привлечены такой работой, которая будет давать  им возможности  социального  общения.  И  руководитель  должен  сохранять атмосферу, не ограничивающую межличностные отношения и контакты.

Потребность власти - потребность в навыках влияния и установления контроля за поступками других людей, в воздействии на ход событий.

Потребность достижения (успеха) - потребность принимать на себя личную ответственность и добиваться успешного выполнения заданий.

Саму мотивацию МакКлелланд определил как: «Все те условия, которые определяют внутреннее убеждение человека.

Потребность власти определяется как желание, последовательное старание влиять на других людей с какой-то целью, контролировать их, определять их поведение или брать на себя ответственность.

Потребность достижения (успеха) удовлетворяется в процессе выполнения, доведения работы до успешного завершения.

Потребность в принадлежности (причастности, присоединении) реализовывается во время социального взаимодействия и общения, т.е. при установлении и поддерживании дружеских отношений с другими лицами.

МакКлелланд выявил, что объединение сильной потребности власти и неразвитого ощущения принадлежности в характере одного лица, позволяет человеку быть эффективным руководителем на высших организационных уровнях.

Теория  мотивации Фредерика  Герцберга

Фредерик Герцберг и группа его последователей во второй половине 50-тех лет разработали еще одну модель мотивации, основанной на потребностях. Она получила название «двухфакторной теории». Модель построена на результатах социологического опрашивания широкого круга инженерно-технического персонала.

Двуфакторная теория Герцберга базируется на следующих положениях [4, с. 124]: Некоторые трудовые условия в случае, если они отсутствуют, ведут к неудовлетворению, но их присутствие не создает сильной мотивации. С другой стороны, существуют условия, которые создают высокий уровень мотивации в случае своего присутствия. Но их отсутствие не приводит к сильному неудовлетворению.

Основные различия между теориями Маслоу и Герцберга представлены в таблице 1.

Таблица 1

Основные различия между теориями Маслоу и Герцберга

 

Маслоу

Герцберг

1) ориентация теории

Ко всем людям

К «белым воротничкам» и специалистам

2) влияние потребностей на поведение

Все потребности могут мотивировать (быть мотивационными факторами для людей)

Только некоторые потребности могут мотивировать

3) роль финансового вознаграждения

Мотивирует

Не является ключом мотивации

4) перспектива

Относится ко всем людям на все моменты жизни

Ориентируется на работающих               

5) тип теории

Описательный (как есть)

Предписательный (как должно быть)


 

Критики теории мотивационной гигиены в первую очередь отмечают следующие ее недостатки [17]:

1. Люди по-разному реагируют  на одни и те же факторы: один и тот же фактор для  одного работника является мотивационным, а для другого — гигиеническим.

2. Высокая степень удовлетворенности  работой не адекватна высокой  производительности труда, равно как и другие мотивационные факторы не для всех людей и не в любой обстановке могут привести к результату, положительному для производства.

3. Степень корреляции между удовлетворением  от работы и производительностью  труда не всегда достаточно  сильна, а иногда вообще отсутствует.

Теория ожиданий В. Врума

 Эта теория разработана в 1964 г. психологом Виктором Врумом как процесс управления выбором. Она основана на предположении, что не само наличие активной потребности толкает человека на достижение определенной цели, а надежда, что избранный тип поведения приведет к удовлетворению потребности.

  Процессуальные  теории  ожидания  устанавливают,  что поведение  сотрудников определяется поведением:

  • руководителя,  который  при  определенных  условиях  стимулирует работу сотрудника;                                   
  • сотрудника,  который  уверен,  что  при  определенных условиях ему будет выдано вознаграждение;                        
  • сотрудника  и  руководителя,  допускающих, что  при определенном  улучшении  качества  работы  ему  будет  выдано определенное вознаграждение;                                      
  • сотрудника,  который  сопоставляет   размер  вознаграждения  с суммой,  которая необходима  ему для  удовлетворения определенной потребности.                                       

Сказанное  означает,  что  в теории  ожидания подчеркивается  необходимость  в  преобладании   повышения  качества  труда  и уверенности в том,  что это  будет отмечено  руководителем, что позволяет ему реально удовлетворить свою потребность.         

Исходя  из  теории  ожиданий  можно  сделать вывод,  что работник  должен иметь  такие потребности,  которые могут  быть в значительной  степени  удовлетворены  в   результате  предполагаемых  вознаграждений.  А  руководитель  должен  давать  такие поощрения, которые  могут удовлетворить ожидаемую потребность работника. Например, в ряде коммерческих структур  вознаграждение выделяют в виде определенных товаров, заведомо зная, что работник в них нуждается.          

Ключевым фактором в теории ожидания являются три взаимоотношения [8, с. 79]:

1) ожидания (прогноз) соотношения расходов на труд - результата (РТ-Р);

2) ожидание соотношения результата - вознаграждения (Р-В);

3) ценность вознаграждения (Ц) - предполагаемая  степень относительного удовлетворения - или неудовлетворения, возникшего вследствие получения определенного вознаграждения.

Соотношение между тремя факторами может быть выражено:

Мотивация (М) = (РТ-Р) х (Р-В) х Ц

Мотивация наиболее высока, когда ожидания удовлетворяются в наибольшей степени.   

Теория Врума отличается от содержательных теорий тем, что  описывает состояние когнитивных переменных, отражающих  индивидуальные различия в мотивации трудовой  деятельности.  Она  не  пытается объяснить, что такое содержание  мотивации и в чем состоят  индивидуальные  различия. Каждый человек характеризуется уникальным сочетанием валентностей, инструментальности и ожиданий. Поэтому теория Врума указывает  только  на концептуальные детерминанты мотивации и на то, как они соотносятся друг с другом.

Хотя модель  Врума  и  не  вносит  непосредственного  вклада  в  методы мотивации персонала, она представляет определенную  ценность  для  понимания организационного  поведения.  Эта  теория  помогает  прояснить   взаимосвязь личных целей и целей организации.

Теория справедливости

Теория справедливости. Согласно теории справедливости люди субъективно определяют отношение полученного вознаграждения к израсходованным усилиям и затем это сравнивают с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу. Если человек считает, что здесь возникла несправедливость, то возникает психологическое напряжение. Исследования показали, что если люди полагают, что им не платят достаточно, то они снижают интенсивность своей работы.

Теория мотивации Л. Портера - Э. Лоулера

Эта теория построена на сочетании элементов теории ожиданий и теории справедливости. Суть ее в том, что введены соотношения между вознаграждением и достигнутыми результатами.                    

Ключевые понятия: израсходованные усилия - восприятие - полученный результат - вознаграждение - степень удовлетворения [20, с. 145].

Согласно модели Портера-Лоулера, результат, достигнутый сотрудником, зависит от трех факторов: израсходованные усилия (3); способности и характерные черты человека (4); осознание своей роли в процессе труда (5). Уровень расходуемых усилий зависит от ценности вознаграждения (1) и от того, как оценивается вероятность, что расходуемые усилия будут вознаграждены (2). Достижение нужного уровня результата (6) может привести к внутреннему вознаграждению (7а) - например, чувство самоуважения или удовлетворения от выполненной работы - или к внешним вознаграждениям (76) - похвала руководителя или продвижение по службе. Пунктирная линия между результатом и внешним вознаграждением означает, что может существовать разрыв между результатами сотрудника и даваемым ему вознаграждением. Пунктирная линия между результатом и вознаграждением, принятая как справедливая (8), приносит пользу; в соответствии с теорией справедливости сотрудник имеет свою оценку степени справедливости вознаграждения, даваемого за тот или иной результат. Удовлетворение (9) есть результат внешнего и внутреннего вознаграждения, которое оценивается как справедливость. Удовлетворение есть мера того, насколько ценно вознаграждение в действительности (1). Эта оценка еще влияет на восприятие сотрудником и будущих ситуаций. Важный вывод этой модели: результативный труд ведет к удовлетворению.

Теории мотивации Дугласа Макгрегора и Уильяма Оучи

Дуглас Макгрегор проанализировал деятельность исполнителя на рабочем месте и выявил, что управляющий может контролировать следующие параметры, определяющие действия исполнителя [21, с. 147]:

  • задания, которые получает подчиненный;
  • качество выполнения задания;
  • время получения задания;
  • ожидаемое время выполнения задачи;
  • средства, имеющиеся для выполнения задачи;
  • коллектив, в котором работает подчиненный;
  • инструкции, полученные подчиненным;
  • убеждение подчиненного в посильности задачи;
  • убеждение подчиненного в вознаграждении за успешную работу;
  • размер вознаграждения за проведенную работу;
  • уровень вовлечения подчиненного в круг проблем, связанных с работой.

Все эти факторы зависят от руководителя и, в то же время, в той или иной мере влияют на работника, определяют качество и интенсивность его труда. Дуглас Макгрегор пришел к выводу, что на основе этих факторов возможно применить два различных подхода к управлению, которые он назвал “Теория X” и “Теория Y”.

«Теория X» - это авторитарный тип управления, ведущий к прямому регулированию и жесткому контролю. Теория «Y» основана на демократическом стиле: делегирование полномочий, обогащение содержания работы, улучшение взаимоотношений, партисипативное решение проблем и признание того, что мотивация людей происходит на основе сложной совокупности психологических потребностей и ожиданий. Теории X и Y основываются на двух полярных воззрениях на человеческое поведение.

Поведение личности, на котором базируется теория X, характеризуется следующими основными чертами: человек изначально не любит работать и будет избегать работы, поэтому его следует принуждать, контролировать, направлять, угрожать наказанием, чтобы заставить работать для достижения целей организации. Средний человек предпочитает, чтобы им руководили, избегает ответственности.

Противоположное поведение личности состоит в том, что работа для человека   - естественное состояние и по требность, внешний контроль - не главное и не единственное средство воздействия для достижения целей организации, человек может осуществлять самоконтроль, самоуправление, стремится к ответственности, склонен к самообразованию и изобретательности - это основа типа управления Y.

Информация о работе Анализ эффективности системы мотивации персонала ТОО «Кайнар-АКБ»