Антикризисное управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 14:07, реферат

Краткое описание

Устранение с рынка обанкротившихся предпринимательских структур - не¬пременное условие эффективного функционирования рыночного механизма. Од¬нако предотвратить банкротство, обеспечить продолжительное процветание этих структур - задача значительно более важная.

Содержание

Вступление 2
1. ПРАВОВЫЕ аспекты антикризисного управления 4
2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРАВОВЫХ АСПЕКТОВ ФИНАНСОВОЙ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В ЗАРУБЕЖНОЙ ПРАКТИКЕ …7
3. Основные черты кризисного состояния фирмы 11
Заключение 14
Список литературы 16

Вложенные файлы: 1 файл

Антикризисное управление.docx

— 37.11 Кб (Скачать файл)


Оглавление



 

 

Вступление 2

1. ПРАВОВЫЕ аспекты антикризисного управления 4

2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРАВОВЫХ АСПЕКТОВ ФИНАНСОВОЙ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В ЗАРУБЕЖНОЙ ПРАКТИКЕ ……………………7

3. Основные черты кризисного состояния фирмы 11

Заключение 14

Список литературы 16

 

Введение


Устранение  с рынка обанкротившихся предпринимательских структур - непременное условие эффективного функционирования рыночного механизма. Однако предотвратить банкротство, обеспечить продолжительное процветание этих структур - задача значительно более важная.

Решению именно этой задачи подчинена система мер, именуемая  антикризисным управлением. Часто под таким управлением понимают либо управление в условиях кризиса, либо управление, направленное на вывод предприятия из кризисного состояния, в котором оно находится.

Однако подобная трактовка  сущности антикризисного управления ослабляет его предотвращающую, опережающую направленность. Поэтому стратегически антикризисное управление начинается не с анализа баланса предприятия (фирмы) за предшествующий или текущий периоды функционирования и осуществления чрезвычайных мер по недопущению несостоятельности, а с момента выбора миссии фирмы, выработки концепции и цели ее предполагаемой деятельности, формировании и поддержании на должном уровне стратегического потенциала фирмы, способности обеспечивать в течении длительного периода конкурентное преимущество фирмы как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

Поэтому, с одной стороны, антикризисное управление должно охватывать значительно более широкие сферы  деятельности, чем анализ только финансового  состояния фирмы. С другой стороны, в процессе антикризисного управления, протекающего под влиянием страха постоянной угрозы банкротства, не должно возникать своеобразного «эффекта пустыни Тартари», деформирующего поведение менеджеров, вызывающего неадекватные их действия, еще более усугубляющие и без того сложное положение фирмы.

Таким образом, антикризисное  управление - это:

    • анализ состояния макро- и микросреды и выбор предпочтительной миссии фирмы;
    • познание экономического механизма возникновения кризисных ситуаций и создание сканирования внешней и внутренней сред фирмы с целью раннего обнаружения «слабых сигналов» об угрозе приближения кризиса;
    • стратегический контроллинг деятельности фирмы и выработка стратегии предотвращения ее несостоятельности;
    • оперативная оценка и анализ финансового состояния фирмы и выявление возможности наступления несостоятельности (банкротства);
    • разработка предпочтительной политики поведения в условиях наступившего кризиса и вывода из него фирмы;
    • постоянный учет риска предпринимательской деятельности и выработка мер по его снижению.

Разработка теории и анализ практики антикризисного управления, обобщение результатов первого этапа приватизации российских предприятий - важнейшие задачи, без решения которых на макро- и микроуровне невозможно сколько-нибудь значительное изменение социально-экономической ситуации в стране к лучшему.

Реформирование экономики  России началось и продолжается на фоне глубокого кризиса всех его сфер и отраслей. Низкая эффективность, отсутствие действенных стимулов предпринимательской активности, крупные структурные диспропорции, исчерпанные ресурсы распределительной системы - далеко не полный перечень наследия, оставленного нам административно-командной системой. Негативные последствия либерализации цен, кризис российских рыночных реформ, обострили до крайности проблему платежеспособности и поставили на повестку дня вопрос о предпосылках массового банкротства предприятий.

1. Правовые аспекты  антикризисного управления


 

В Российской Федерации процедура  банкротства предприятий осуществляется в соответствии с законом «О несостоятельности (банкротстве) предприятий», вступившим в силу с 1 марта 1993 г. в соответствии с постановлением Верховного Совета РФ от 19 ноября 1992 г. 

В настоящий момент наряду с Законом РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» принят ряд нормативных документов, в которых разработаны критерии неплатежеспособности и пути преодоления кризисного состояния: Указ Президента РФ от 2 июня 1994 г. № 1114 «О продаже государственных предприятий-должников», Постановление Правительства РФ от 20 мая 1994 г. № 498 «О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий». Постановление Правительства РФ от 25 апреля № 421 «О дополнительных мерах по реализации законодательства Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) предприятий и организаций», распоряжение Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) (Федерального управления) от 12 августа 1994 г. № 31-р «Об утверждении Методических положений по оценке финансового состояния предприятий и установлению неудовлетворительной структуры баланса», распоряжение Федерального управления от 12 сентября 1994 г. № 56-р, утвердившее Временные методические рекомендации по оценке финансового состояния предприятий, имеющих признаки несостоятельности, и распоряжение Федерального управления от 5 декабря 1994 г. № 98-р «Об утверждении типовой формы плана финансового оздоровления (бизнес-плана), порядка его согласования и методических рекомендаций по разработке планов финансового оздоровления».

Исследование и анализ основ действующего законодательства Российской Федерации, нормативных  актов по несостоятельности (банкротству) предприятий позволяет сделать вывод о достаточности учета и обобщения в них сложившейся правовой практики западноевропейских стран.

В то же время следует  отметить и некоторые принципиальные различия в механизме реализации банкротства, положительно отличающие российские правовые аспекты, в частности: организационное обеспечение через Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве) при Государственном Комитете по управлению государственным имуществом, призванное к проведению антикризисной государственной политики, систему арбитражных и конкурсных управляющих, независимые экспертные и аудиторские фирмы; четкая временная регламентация всех судебных и внесудебных процедур банкротства; установление точных количественных критериев неплатежеспособности и понятия неудовлетворительной структуры баланса; однозначность в очередности и приоритетности удовлетворения требований кредиторов; условия оказания государственной поддержки и др.

В соответствии с Законом  РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» под несостоятельностью (банкротством) предприятия понимается неспособность удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг), включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды.

При этом данный Закон распространяется на предприятия, занимающиеся предпринимательской  деятельностью, юридические лица или  не образующие юридического лица предпринимателей, или граждан; а кредиторами считаются  физические и юридические лица, имеющие  имущественные требования к должнику и не являющиеся обладателями залоговых прав.

Основанием для возбуждения  производства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия является заявление должника или кредитора (кредиторов), прокурора, а также Федерального управления и (или) территориального агентства Федерального управления (территориального агентства).

 

2. Сравнительный анализ правовых аспектов финансовой несостоятельности в зарубежной практике

В западноевропейском праве  первоначально признаком банкротства  являлся факт несостоятельности; это  отголоски еще той эпохи, когда  несостоятельные должники поступали  в рабство к своим кредиторам. С течением времени такая потеря свободы уступает место наказаниям государственным. При этом начинает учитываться степень вины несостоятельного должника в соответствии с уточнением качества признака или действий, приведших к этому результату.

Как правило, в уголовном законодательстве стран Запада «преступное» банкротство подразделяется на простое и злостное, суть этих понятий определяется аналогично и в дореволюционном законодательстве России.

По французскому законодательству понятие «несостоятельности» применимо только к коммерсантам, поэтому к лицам неторговых профессий положения о банкротстве не применяются.

Обязательное банкротство  наступает, если коммерсант находится  в одной из следующих ситуаций:

1) его личные расходы либо расходы на хозяйство признаны чрезмерными;

2) потрачены значительные  суммы как на случайно произведенные  операции, так и на заведомо фиктивные;

3) с целью отсрочки констатации прекращения выплат совершены покупки для перепродажи по повышенному курсу;

4) употреблены разорительные  средства для создания фондов;

5) не ведется отчетность, соответствующая профилю и важности  предприятия.

Фиктивное банкротство наступает, если коммерсант находится в одной  из следующих ситуаций:

1) без получения ценностей в обмен он принял в пользу других лиц чрезмерные для его положения обязательства;

2) объявлено о ликвидации имущества, но не удовлетворены обязательства по предыдущим соглашениям с кредиторами;

3) после прекращения выплат одному из кредиторов выплачена некая сумма во вред остальным кредиторам.

Согласно статье 129 Закона 1967 г. банкротство считается злостным, если коммерсант:

1) изъял свои книги отчетности;

2) растратил или утаил частично либо полностью свой актив;

3) признал себя (в своих записях, публичным актом или документом, не заверенным у нотариуса, своим балансом) дебитором сумм, которые на самом деле никому не должен.

По германскому законодательству субъектом банкротства может  быть всякий должник, прекративший платежи и подпадающий под конкурс. Выделяются три случая уголовно наказуемого банкротства — «простое», «злостное» и «особо тяжкий случай банкротства». УК ФРГ определяет действия, составляющие «злостное» банкротство, — это действия лица, которое в условиях чрезмерной обремененности предприятия или торгового товарищества долгами, либо при угрозе или уже наступившей неплатежеспособности устраняет, прячет, уничтожает или приводит в негодность составные части имущества, которые в случае конкурсной распродажи вошли бы в конкурсную массу; заключает рискованные спекулятивные или явно убыточные сделки с товарами либо ценными бумагами, растрачивает имущество в азартных играх с непомерно большими ставками; отпускает в кредит товары или реализует ценные бумаги на явно невыгодных условиях или по явно заниженной цене.

«Простым» банкротством, по германскому уголовному праву, можно назвать действия лица, которое по собственной небрежности не знает об угрожающей или уже наступившей чрезмерной обремененности долгами или неплатежеспособности предприятия или торгового товарищества, либо легкомысленно вызывает их своими действиями.

УК ФРГ предусматривает «особо тяжкий случай банкротства», когда виновный действовал из «своекорыстия» или сознательно поставил многих лиц под угрозу разорения либо того, что они утратят доверенные ему имущественные ценности.

В Швеции предусматривается  ответственность должника, совершающего действия, ведущие к неплатежеспособности: когда он уничтожает или дарит  кому-либо свое имущество, иным образом  лишает себя значительной части своей  собственности, в результате чего он оказывается либо неплатежеспособным, либо существенно ухудшает свою платежеспособность, либо, наконец, оказывается под серьезной  угрозой стать неплатежеспособным. Особое внимание обращается на должника, если он скрывает свои активы, сообщает о несуществующем долге, или, опасаясь объявления его банкротом, переводит  значительную часть своих активов за пределы Королевства с тем, чтобы они не вошли в конкурсную массу, и таким образом препятствует переходу своих активов к кредиторам. Предусмотрено наказание и для должника, который в связи с объявлением о его неплатежеспособности ставит в привилегированное положение кого-либо из кредиторов, выплачивая ему долг, срок выплаты которого еще не наступил, или иным образом существенно нарушает права других кредиторов.

Понятия «простого» и «злостного» банкротств, совершаемых предпринимателями, в Италии аналогичны определениям этих деяний в других европейских странах. «Злостное» банкротство Италии выражается в сокрытии или уничтожении средств или имущества; в фальсификации или уничтожении отчетности; в признании несуществующих долговых обязательств.

«Простое» банкротство, совершаемое предпринимателем, выражается в чрезмерных тратах; в осуществлении убыточных операций по грубой неосторожности; в невыполнении обязательств по предупредительному контракту или контракту о банкротстве; в усугублении кризиса из-за несвоевременного объявления о банкротстве.

 

 3. Основные черты кризисного состояния фирмы


На практике можно отметить наличие различных понятий и  определений банкротства, которыми оперируют специалисты. Так, юрист  сошлется на Закон о банкротстве, в соответствии с которым факт банкротства должен быть признан  арбитражным судом с соблюдением  всех установленных правил и процедур; банкир отметит момент прекращения платежей и занесения расчетных документов фирмы в соответствующую картотеку банка; экономист попытается рассмотреть банкротство как процесс, в котором юрист и банкир зафиксировали лишь отдельные признаки или факторы.

Разумеется, сегодняшние  экономические проблемы имеют специфические  формы проявления. Однако, как свидетельствует  мировая практика, банкротство - неизбежное явление любого современного рынка, который использует несостоятельность в качестве рыночного инструмента перераспределения капитала и отражает объективные процессы структурной перестройки экономики.

Информация о работе Антикризисное управление