Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 20:29, курсовая работа
Для того чтобы предупредить банкротство предприятия необходимо постоянно анализировать его финансовое состояние, и тогда можно будет избежать этого.
Поэтому, цель курсовой работы состоит в разработке антикризисных предложений,а также установки целей и задач для управлнения персоналом .
Реализация поставленной цели потребовала решения следующих задач:
- изучение причин возникновения кризисных ситуаций на предприятии;
- изучение основ антикризисного управления на предприятии;
- рассмотрение последствий кризиса для предприятия
- проведение анализа платежеспособности на основе показателей ликвидности;
Введение………………………………………………………………………….. 3
Глава 1.Теоретические основы антикризисного управления………………….4
1.1 Причины возникновения кризисных ситуаций на предприятии………4
1.2 Сущность антикризисного управления на предприятии………………13
1.3 Последствия кризиса для предприятия…………………………………25
Глава 2.Антикризисные предложения…………………………………………34
2.1 Разработка антикризисной стратегии предприятия…………………....43
Заключение……………………………………………………………………....53
Библиографический список…………………………………………………….55
С учетом сказанного
очертим основные подсистемы
антикризисного управления
1. Подсистема диагностики
и прогнозирования финансового
состояния предприятия в
2. Подсистема маркетинга,
включающая в себя разработку
антикризисной маркетинговой
3. Подсистема антикризисной инвестиционной политики, нацеленная на разработку эффективной инвестиционной программы сразу в нескольких разрезах: а) технико-технологической обоснованности и эффективности инвестиционных проектов; б) их финансовой окупаемости и рентабельности; в) нахождение источников финансирования и инвесторов, в том числе и при помощи получения гарантий под заемные средства со стороны достаточно мощных и надежных экономических структур или органов власти.
4. Подсистема управления
персоналом (предполагает обновление
части кадров, повышение квалификации
работников, изменение системы управления
персоналом, разработку более эффективных
стимулов и санкций, улучшение
трудовой и особенно
5. Подсистема производственного
менеджмента, которая
6. Подсистема финансово-
7. Подсистема организационно-
Кризисы различны, и
управление ими также может
быть различным. Это
Система антикризисного управления должна обладать особыми свойствами:
- гибкость и адаптивность, которые чаще всего присущи матричным системам управления;
- склонность к усилению неформального управления, мотивация энтузиазма, терпения, уверенности;
- диверсификация управления,
поиск наиболее приемлемых
- снижение централизма
для обеспечения
- усиление интеграционных
процессов, позволяющих
Антикризисное управление имеет особенности и в части его технологий:
- мобильность и динамичность в использовании ресурсов, проведении изменений и преобразований, реализации инновационных программ;17
- осуществление программно-
- повышенная чувствительность к фактору времени в процессах управления, осуществлению своевременных действий по динамике ситуаций;
- усиление внимания к
предварительным и последующим
оценкам управленческих
- использование антикризисного
критерия качества
В механизме антикризисного управления приоритеты должны быть отданы:
- мотивированию,
- установкам на оптимизм
и уверенность, социально-
- интеграции по ценностям
профессионализма и
- инициативности в решении проблем и поиску наилучших вариантов развития;
- корпоративности,
Все это в совокупности
должно найти отражение в
Проблематика антикризисного управления обширна и разнообразна; ее можно разделить на четыре группы.
Первая группа проблем
включает распознавание предкризисных
ситуаций, предотвращение кризиса. Однако
не все кризисы можно
Третья группа проблем
касается технологии
Четвертая группа проблем включает конфликтологию и селекцию персонала, которые всегда сопровождают кризисные ситуации, инвестирование антикризисных мер, проблемы банкротства и санации предприятий.
Состав типичных проблем
антикризисного управления
Эффективность антикризисного
управления определяется степенью достижения
целей смягчения, локализации или
позитивного использования
1. Профессионализм управления,
соответствующая специальная
решает проблемы деятельности организации в период кризиса, способствует выходу из него и ликвидации его последствий.
Вторая группа проблем связана с ключевыми сферами деятельности организации. Это прежде всего методологические проблемы. В процессе их решения формулируются миссия и цель, определяются пути, средства и методы управления в кризисной ситуации. В эту группу входят проблемы финансово-экономического характера. Например, при антикризисном управлении
2. Искусство управления.
Во многих кризисных ситуациях
искусство управления
3. Умение принимать рискованные управленческие решения.
4. Научный анализ обстановки,
прогнозирование на его основе
тенденций, что позволяет
5. Корпоративность - понимание
и принятие всеми работниками
целей организации, готовность
самоотверженно работать для
их достижения. Это особый вид
интеграции деловых, социально-
6. Лидерство руководителя
- определяется не только
7. Оперативность и гибкость
управления. В кризисных ситуациях
часто возникает потребность
в быстрых и решительных
8. Рациональная стратегия
и высокое качество
9. Человеческий фактор. Существует
понятие антикризисной команды
- это ближайшие помощники
10. Мониторинг кризисных
ситуаций. Представляет собой специально
организованные действия по
Таким образом, антикризисное
управление состоит не только
в нейтрализации и преодолении
кризисов, но и в профилактике
возможности появления
1.3 Последствия кризиса для предприятия
В понимании кризиса большое значение имеют не только его причины, но и последствия. Результаты наступившего кризиса могут быть различными. Правильно организованный менеджмент может ослабить влияние кризиса и добиться восстановления жизнеспособности организации в целях ее сохранения. Может произойти обновление организации при сохранении собственников и руководителей или реструктуризация организации (слияние, разделение, присоединение, выделение). При других условиях кризис может привести к полной ликвидации организации или к смене собственника и перестройке процесса функционирования организации.
Однако следует иметь в виду, что кризис в организации не обязательно приводит к негативным последствиям.
Вообще последствия
кризисов теснейшим образом
Последствия кризиса
могут привести к резким
Разные последствия
кризиса определяются не
Наиболее углублено рассматривает последствия кризиса Зуб, А.Т – доктор экономических наук в книге «Антикризисное управление», он выделяет не просто конечные результаты, к которым может привести кризис на предприятии (ликвидация или оздоровление, обострение или ослабление), но он показывает какие последствия (проблемы или выгоды) будет терпеть предприятие в течение всего периода преодоления и после, для тех предприятий, кто более или менее благополучно вышли из кризисных ситуаций.
Негативные последствия кризиса для организации
Эффективное антикризисное управление приводит в конечном счете к укреплению позиций организации в отрасли, повышению ее конкурентоспособности, повышению качества менеджмента. Однако это имеет место только в том случае, если кризис успешно преодолен. Преодоление кризиса предполагает нейтрализацию его негативных последствий. Типичными из них являются следующие.