Антикризисный менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2012 в 21:38, реферат

Краткое описание

Различные понятия «антикризисного менеджмента»
Понятие «антикризисный менеджмент» употребляется в узком и широком смыслах слова.
Антикризисный менеджмент в узком смысле - вывод организации из неожиданной кризисной ситуации. Возможность успешного выхода из такой ситуации зависит от того, насколько устойчив к стрессу и какими

Вложенные файлы: 1 файл

антикиризный мен-т.docx

— 28.98 Кб (Скачать файл)

1.2 Различные понятия «антикризисного  менеджмента»

Понятие «антикризисный менеджмент»  употребляется в узком и широком  смыслах слова.

Антикризисный менеджмент в  узком смысле - вывод организации  из неожиданной кризисной ситуации. Возможность успешного выхода из такой ситуации зависит от того, насколько устойчив к стрессу  и какими организаторскими способностями  обладает руководитель организации  или человек, взявший на себя его  обязанности. Данному толкованию соответствует, например, такое определение: "Антикризисный  менеджмент - это реагирование на непредвиденные обстоятельства, когда уже некогда  что-нибудь планировать".

Целью антикризисного менеджмента  в узком смысле является спасение организации от вызванной кризисом катастрофы (банкротства).

Антикризисный менеджмент в  узком смысле начинается одновременно с кризисом (в крайнем случае, с небольшим запаздыванием) и  завершается с выводом организации  из кризиса (или со «смертью» предприятия - банкротством).

На первый взгляд может  показаться, что в отношении внезапных  кризисов применимо антикризисное  управление только в узком смысле, однако ниже будет показано, что  это не так.

Антикризисный менеджмент в  широком смысле - это комплекс мероприятий  по оценке вероятности и последствий  потенциальных кризисов, разработке планов антикризисных мероприятий, выявлению признаков кризисов, выведению  организации из кризиса и ликвидации его последствий.

Целью антикризисного менеджмента  в широком смысле является минимизация  ущерба от кризисов путем предотвращения большинства кризисов, ограничения  тех кризисов, которые не удалось  избежать, и выведения организации  из тех кризисов, которые не удалось  ограничить. Антикризисный менеджмент в широком смысле начала и конца  не имеет и осуществляется постоянно.

Что касается возможности  применения антикризисного менеджмента  в широком смысле к внезапным  кризисам, то необходимо указать, что  многие внезапные кризисы можно  спрогнозировать, оценить их вероятность  и возможные последствия, заблаговременно  спланировать антикризисные мероприятия  и ввести этот план в действие в  том случае, когда угроза внезапного кризиса становится реальностью.

1.3 Антикризисный менеджмент  на различных стадиях кризиса

Существует несколько  классификаций стадий кризиса. Применительно  к практике антикризисного менеджмента  представляется целесообразным выделить три стадии кризиса:

· начальная стадия кризиса;

· промежуточная стадия кризиса;

· острая стадия кризиса.

Внезапный кризис всегда находится  в острой стадии. Что касается кризисов тлеющих, то задача антикризисного менеджмента  состоит как раз в том, чтобы  выявить кризис на как можно более  ранней стадии и купировать его дальнейшее развитие.

Влияние стадии кризиса на содержание антикризисного менеджмента  представлено в таблице 1.1.

Таблица 1.1. Антикризисный  менеджмент на различных стадиях  кризиса

 

Стадия кризиса

Содержание антикризисного менеджмента

 

1.

Начальная стадия

· Угрозы существованию организации  пока еще нет и нет необходимости  проводить экспресс-диагностику  состояния организации и осуществлять чрезвычайные меры стабилизации;

· Антикризисный менеджмент может быть ограничен диагностикой, планированием и выведением организации  из кризиса в соответствии с планом антикризисных мероприятий.

 

2.

Промежуточная стадия

· Необходимо провести экспресс-диагностику, диагностику, планирование и выведение  организации из кризиса;

· Осуществление чрезвычайных мер стабилизации не требуется.

 

3.

Острая стадия

· Требуется провести комплекс мероприятий антикризисного менеджмента - экспресс-диагностику, чрезвычайные меры стабилизации, диагностику, планирование и выведение организации из кризиса.

 
       

1.4 Организационные формы  антикризисного менеджмента

Организационные формы антикризисного менеджмента включают:

· антикризисный консалтинг;

· антикризисное управление под контролем кредиторов;

· антикризисное управление под руководством стороннего антикризисного менеджера;

· внутренний антикризисный  менеджмент;

· антикризисный менеджмент в реабилитационных процедурах банкротства.

Каждая из этих форм обладает своей спецификой, которая проявляется  в содержании антикризисного менеджмента.

Антикризисный консалтинг представляет разовую сделку по оказанию консалтинговых услуг. Сторонами сделки являются Заказчик (руководитель или собственник организации) и Исполнитель - антикризисный консультант (юридическое или физическое лицо). Сделка ограничена во времени и имеет  определенную стоимость (гонорар исполнителя). Целью антикризисного консалтинга  является оказание содействия Заказчику  в выведении предприятия Заказчика  из кризиса. Содержанием антикризисного консалтинга в общем случае является реализация Исполнителем следующих  работ:

1. Экспресс-диагностика состояния  организации.

2. Выработка чрезвычайных  мер по стабилизации ситуации.

3. Диагностика состояния  организации.

4. Выбор антикризисной  стратегии.

5. Определение сроков  и стоимости мероприятий по  выведению организации из кризиса,  а также основных параметров  организации к окончанию срока  реализации антикризисных мероприятий.

6. Разработка плана антикризисных  мероприятий.

7. Презентация отчета  о выполненных работах.

Непосредственное выведение  организации из кризиса в функции  Исполнителя не входит и осуществляется Заказчиком по рекомендациям Исполнителя.

В каждом конкретном случае состав работ по антикризисному консалтингу  может не включать в себя все перечисленные  выше работы, однако сокращение работ  идет от № 6 к началу списка, но не наоборот.

Антикризисное управление под  контролем кредиторов оформляется  как трехсторонняя сделка, сторонами  которой являются организация-должник (руководитель или собственник), кредитор (кредиторы) и антикризисный консультант.

Сделка состоит из двух взаимосвязанных частей:

1. уступка кредитора (комплекс  уступок) в отношении своих  требований (рассрочка, отсрочка, отказ  от взимания процентов, штрафов  и пеней, сокращение тела долга);

2. реализация должником  комплекса антикризисных мероприятий.

Функции консультанта также  состоят из двух частей:

1. работы, составляющие содержание  классического антикризисного консалтинга;

2. мониторинг хода и  результатов реализации организацией-должником  плана антикризисных мероприятий  по заданию и в интересах  кредитора.

Антикризисное управление под  руководством стороннего антикризисного менеджера предусматривает смену  руководства организации и наделение  стороннего менеджера полномочиями главного исполнительного лица организации. Инициатором этой формы антикризисного менеджмента является собственник  организации.

Осуществлять антикризисный  менеджмент может весьма ограниченный круг менеджеров экстра-класса, обладающих способностями и опытом выведения  организаций из кризиса. Такого рода менеджеры должны обладать следующими способностями:

· стрессоустойчивость;

· быстро ориентироваться  в самых сложных ситуациях;

· принимать единственно  верные решения и добиваться их реализации.

К важнейшим умениям антикризисного менеджера относятся:

· быстро наводить порядок  в организации;

· реализовывать самые  радикальные изменения.

Внутренний антикризисный  менеджмент - постоянно действующая  система по предупреждению, выявлению  и преодолению кризисов организации  и предусматривает создание внутреннего  антикризисного подразделения (службы) организации, выполняющего функции  внутреннего антикризисного консалтинга  руководителя организации.

Антикризисный менеджмент в  реабилитационных процедурах банкротства  регламентируется и реализуется  в рамках Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ, в частности его Главы V («Финансовое  оздоровление») и Главы VI («Внешнее управление»).

1.5 Интересы участников  антикризисного менеджмента

В каждой организационной  форме антикризисного менеджмента  есть свои непосредственные участники, интересы которых далеко не всегда совпадают. Эти интересы надо знать  и в практике антикризисного менеджмента  учитывать (См. табл.1.2)

Таблица 1.2. Участники антикризисного менеджмента

 

Организационная форма антикризисного менеджмента

Участники

 

Антикризисный консалтинг

Заказчик (высшее исполнительное лицо или собственник организации)

Исполнитель (индивидуальный или коллективный антикризисный  консультант)

 

Антикризисное управление под  контролем кредиторов

Руководитель или собственник  проблемной организации

Кредитор (кредиторы)

Антикризисный консультант

 

Антикризисное управление под  руководством стороннего антикризисного менеджера

Собственник проблемной организации 

Антикризисный менеджер, наделенный полномочиями высшего исполнительного  лица

 

Внутренний антикризисный  менеджмент

Руководитель организации

Антикризисное подразделение  организации

 

 

1.1. Инвестиции в условиях  переходной экономики

Виды инвестиций

Инвестиции – долгосрочные вложения частного или государственного капитала в различные отрасли  национальной (внутренние инвестиции) или зарубежной (заграничные инвестиции) экономики с целью получения  прибыли. 
Подразделяются на реальные, финансовые и интеллектуальные.

Реальные (прямые) инвестиции – вложение капитала частной фирмой или государством в производство какой-либо продукции.

Финансовые инвестиции –  вложения в финансовые институты, т.е. вложения в акции, облигации и  другие ценные бумаги, выпущенные частными компаниями или государством, а также  в объекты тезаврации, банковские депозиты.

Интеллектуальные инвестиции – подготовка специалистов на курсах, передача опыта, лицензий и ноу-хау, совместные научные разработки и  др.

Вместе с тем все  эти организации, в зависимости  от выполняемых ими функций, можно  объединить в конкретные группы участников проекта:

1. Заказчик – будущий  владелец и пользователь результатов  проекта. В качестве заказчика  может выступать как физическое, так и юридическое лицо. 
При этом заказчиком может быть как одна единственная организация, так и несколько организаций, объединивших свои усилия, интересы и капиталы для реализации проекта и использования его результатов.

2. Инвестор – тот, кто  вкладывает средства в проект. Часто Инвестор одновременно  является и Заказчиком. Если же  Инвестор и Заказчик – не  одно и то же лицо, инвестор  заключает договор с заказчиком, контролирует выполнение контрактов  и осуществляет расчеты с другими  участниками проекта.

3. Проектировщик – тот,  кто разрабатывает проектно-сметную  документацию.

4. Поставщик – осуществляет  материально-техническое обеспечение  проекта (закупки и поставки).

5. Подрядчик — юридическое  лицо, несущее ответственность за  выполнение работ в соответствии  с контрактом.

6. Консультант – это  фирмы и специалисты, привлекаемые  на контрактных условиях для  оказания консультационных услуг  другим участникам проекта по  всем вопросам и на всех  этапах его реализации.

7. Менеджер проекта –  это юридическое лицо, которому  заказчик (или инвестор или другой  участник проекта) делегирует  полномочия по руководству работами  по проекту: планированию, контролю  и координации работ участников  проекта.

8. Команда Проекта –  специфическая организационная  структура, возглавляемая руководителем  проекта и создаваемая на период  осуществления проекта с целью  эффективного достижения его  целей.

9. Лицензиар – юридическое  или физическое лицо — обладатель  лицензий и 
"ноу-хау", используемых в проекте. Лицензиар предоставляет (обычно на коммерческих условиях) право использования в проекте необходимых научно- технических достижений.

10. Банк – один из  основных инвесторов, обеспечивающих  финансирование проекта. В обязанности  банка входит непрерывное обеспечение  проекта денежными средствами,

Объекты реальных инвестиций

Итак, объектами реальных инвестиций являются:

1. Строящиеся, реконструируемые  или расширяемые предприятия,  здания, сооружения (основные фонды);

2. Программы федерального, регионального или иного уровня;

Инвестиции могут охватывать как полный научно-технический и  производственный цикл создания продукции (ресурса, услуги), так и его элементы (стадии): научные исследования, проектно-конструкторские  работы, расширение или реконструкция  действующего производства, организация  нового производства или выпуск новой  продукции, утилизация и т.д.

Объекты реальных инвестиций классифицируются по: масштабам проекта; направленности проекта; характеру  и содержанию инвестиционного цикла; характеру и степени участия  государства; эффективности использования  вложенных средств.

Информация о работе Антикризисный менеджмент