Антимонопльный контроль за ФПГ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2012 в 07:47, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение финансово-промышленных групп как в нашей стране, так и в мире.
Задачи работы:
1.Определение сущности финансово-промышленных групп.
2. Обозначить основные формы финансово-промышленных групп.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3-4
Глава 1. Индустриальные финансово-промышленные группы……………5-15
1.1 Формы организации промышленности…………………………………..5-6
1.2 Сущность финансово-промышленных групп и их классификация……6-11
1.3 Отраслевое распределение финансово-промышленных групп……….11-13
1.4 Задачи региональных финансово-промышленных групп. Основные этапы стратегии их создания и причины, тормозящие их развитие………………………………………………………………………13-15
Глава 2. Развитие финансово-промышленных групп в мире и в России. 16-24
2.1 Развитие финансово-промышленных компаний Тюменской области.16-18
2.2 Развитие финансово-промышленного автомобилестроения………….18-19
2.3 Развитие финансово-промышленного судостроения………………….19-20
2.4 Холдинговые компании России…………………………………………20-21
2.5 Финансово-промышленная деятельность нефтяных и химических комплексов за рубежом и в России…………………………………………21-24
Заключение. ………………………………………………………………….25-26
Список источников…………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.Менеджмент ФПГ.Киклевич.Е.В..doc

— 146.00 Кб (Скачать файл)

  В свой  юбилейный год « Сибнефть» запускает  реконструированную  установку  миллионного  риформинга, что позволит   увеличить выпуск  экологически  чистых бензинов. Проект, в рамках  которого происходит  модернизация  Омского  нефтеперерабатывающего  завода, рассчитан  до 2015 года.

  Развитие же  сбытовой сети  « Сибнефти»  уже давно вышло  за пределы  Омской области. Бензины, дизельное  топливо, масла  реализуются  через  розничные  и оптовые сети  в Барнауле, Екатеринбурге, Ноябрьске, Кузбассе и других областях, в том числе - в Тюменском регионе.

  Сегодня  сеть АЗС « Сибнести» по югу Тюменской  области  насчитывает  более 80 автозаправочных  станций. Всего за четыре  года  было реконструировано 40 АЗС,  9 было  построено  « с нуля». 

В 2004 году ОАО « Сибнефтепродукт» начало программу  переоборудования  автозаправочных  станций  в многотопливные комплексы. Шесть МАЗС «Сибнефти»  в Тюменском регионе  реализуют  не только традиционные  автобензины и дизельное топливо, но и автомобильный  газ. Аккредитированная испытательная  лаборатория  предприятия позволяет  полностью контролировать  качества топлива, которое поступает  с Омского  нефтеперабатывающего завода. Кроме того, предприятие   проводит и природоохранные мероприятия по очистке сточных вод, системе  рекуперации паров, рекультивации  земель и других. Только в 2004 году  на экологию  было потрачено  около 12  миллионов  рублей.

  Являясь  частью  крупной  компании, ОАО  « Сибнефть-Тюменьнефтепродукт» поддерживает  высокие стандарты « Сибнефти».[7]

2.2 Развитие финансово-промышленного автомобилестроения

  Крупнейшему  российскому производителю  автомобилей- АВтоВАЗу- летом  2005 года удалось  отыграть  свои позиции  на рынке.

  В июне 2005 года  компания  увеличила объем  продаж  в России относительно  соответствующего  периода предыдущего  года на 10%- до 55 360 автомобилей.

  Рост доходов населения  и большая масса  свободных денежных   средств  в обращении подстегивают  спрос и на иномарки, и на  Lada.

  Объем продаж  на  российском автомобильном рынке  по итогам первого  полугодия 2005 года вырос  на 2,5 % по  сравнению  с аналогичным периодом  2004-го. За первое  полугодие   выручка АвтоВАЗа составила  61,9 млрд. руб., что на 2 млрд. рублей больше, чем   за соответствующий период  прошлого года.

  Во  втором полугодии  борьба  между  новыми  иномарками  и АвтоВАЗом  станет  еще  более  ожесточенной:  ведь в продаже появились  новые модели – Renault  Logan и  Ford Forus II.

Со стороны  российской   автопромоадекватный ответ на притязания иностранных производителей- это  Lada Kalina. До конца года   в торговые сети  поступит  около 20 000 автомобилей  данной модели.[8]

2.3 Развитие финансово-промышленного судостроения

  Крупнейшая  российская судоходная  компания  « Совкомфлот»  планирует  увеличить портфель  заказов  на перевозку  сжиженного  природного газа (СПГ). Пытаясь  закрепиться  на зарубежных рынках, перевозчик   одновременно заявляет, что главная ставка будет  сделана  на российскую добычу  газа.

  Выиграв  тендер  в рамках   индонезийского  проекта  « Тамгу», «Совкомфлот»  сейчас  готовится  к конкурсам  в Йемене и катаре. Руководитель  группы  маркетинга  и новых проектов   компании Дмитрий  Русанов  говорит, что  главная ставка в перевозке  СПГ  будет сделана  на российский рынок, однако зарубежные  контракты  сейчас необходимы, чтобы получить  достаточный опыт  в транспортировке газа.[9]

  Отсутствие опыта стало  причиной создания   совместного  предприятия   с японским партнером  в проекте « Сахалин-2». В октябре 2004г. перевозчик в альянсе  Yuson Kaisha ( NYK) выиграла  конкурс на строительство двух  газовозов и  транспортировку  СПГ на Сахалине. Но поскольку «Совкомфлот» не работал  с СПГ, его доля  в проекте  составила -40%, а у  NYK- 60%.

  Между  игроками  существуют договоренности  о  возможном  увеличении доли  российской  компании до 50%. При этом  за право участвовать  в транспортировке  СПГ  перевозчику пришлось  активно конкурировать  с мировыми игроками, несмотря на  то, что  проект  разрабатывается   на условиях  СРП (соглашения о разделе продукции).

  Участие  « Совкомфлота»  в проекте   в Финском заливе  позволит  компании увеличить   собственный портфель заказов. Кроме того, «Совкомфлот»  рассматривает  и возможные варианты  выхода   на публичные рынки капитала.

2.4 Холдинговые компании России

  Что касается   организационных объединений типа  холдинга, то их  привлекательность пока невысока и составляет  всего 6% от  общего количества  зарегистрированных групп. Наиболее показательными  примерами  ФПГ  холдингового типа  являются ФПГ «РОССТРО», «Сибагромаш» и др.

Так, ОА « РОССТРО»  -головная  компания  холдинга и одновременно  центральная компания   одноименной  ФПГ, владеет  пакетами  акций предприятий и организаций, в совокупности образующих  имущественно-правовой  инвестиционно-строительный комплекс предприятия, входящие  в ФПГ, обеспечивают  управление  проектами, выполнение  всего комплекса  работ и услуг по  подготовке  строительства,  производству   строительных материалов, проектированию  объектов, их строительству и коммунальному обслуживанию.

  Создание  холдинговой компании  возможно также путем   передачи в  трастовое  управление центральной  компании ФПГ акций предприятий-участников, временно закрепленных  за  государством.[10]

  По данным Мингосимущества России, это группы: « Русхим», «Тяжэнергомаш», « Восточно-Сибирская группа».

  Так, Русхим» получил  в траст 12% акций Дзержинского  ОАО « Заря», 20%- Березниковского ОАО « Сода», 30% акций  Славгородского  ОАО «Алтайхимпром».

  ФПГ «Восточно-Сибирская группа» имеет  в трастовом  управлении пакеты  акций трех предприятий: « Кедр» (51%), «Иркутскэнерго» (20%) и « Разрез Туловский».

  В марте  1998г. Мингосимущество  России заключило  договор  о передаче  в доверительное  управление центральной  компании ФПГ « Тяжэнергомонтаж» акции  таких  предприятий, как ОАО « Гипротяжмаш» (20,5%), « Турбомоторный завод» (25%), « Электростальский  завод тяжелого машиностроения» (36,3%), « Ясногорский  машиностроительный завод» (5%), « Тульский  завод  электроприводов» (10,7%).[11]

  Аналогичное постановление  существует  и по группе « Точность».[12]

2.5  Финансово-промышленная деятельность нефтяных и химических комплексов  за рубежом и в России

  Практически во всех сферах  деятельности нефтяных компаний наблюдается  рост  капитальных  вложений.

  Преобладающая  часть  капитала  вкладывается  в разведывательное  и эксплуатационное  бурение, затраты на которые  возрастут с 46,7 млрд. долл. в  2003г. до 43,8 млрд. долл. в 2005 году. На географические и геологические  поисковые работы  в этих  затратах  приходится  примерно  7,1 млрд. долл. в год.

Число действующих  буровых  платформ  в США  увеличилось  с 1032 в 2003г. до 1192 в 2004г. и 1276 в 2005г.[13]

  Капиталовложения  нефтегазовых  компаний США, млн. долл. рассмотрены в приложении, в таблице № 3.

  Возросшая потребность  в моторном  топливе  с пониженным содержанием  серы  и жесткие  экологические требования  по выбросам  серы  в атмосферу  вызвали резкое  увеличение спроса  на катализаторы  для   капитального крекинго-флюид в  США.

  Крупнейшей  компанией  по выпуску  катализаторов  для  каталитического крекинга является «Грейс», обеспечивающая  40% рынка США. Ее заводы  размещаются  в Лейк-Чарльзе и Балтиморе (США), а  также  в Вормсе (Германия). 30% рынка  этих катализаторов  держит  компания  «Энгельгард» и 25%-« Албемарл».

  Последняя  приобрела  в 2004г. производство катализаторов  голландской  компании « АКЗО Нобель».

  В первом  квартале  2005г. все три  крупнейшие  компании катализаторов  в США  повысили  цены  на них на 7-9%. Это связано с удорожанием кремнезема, каустической соды, силикатов натрия, минеральных  кислот и других исходных  продуктов  для производства катализаторов.[14]

  В 2004г. масса  прибыли  большинства  американских  нефтяных  компаний  значительно  превысила  уровень 2003г., что связано  с удорожанием  нефти и увеличением спроса  на  автомобильный  бензин.

  Чистая прибыль  крупнейших  компаний  и источники ее  получения  показаны  в таблице № 4 приложения.

  Увеличению прибыли  способствовал рост  объема  переработки  в стране  и увеличение продаж  малосернистого  моторного топлива. Коэффициент  использования  мощностей  только  на  нефтеперерабатывающих  заводах  компании «Коноко-Филлипс» поднялся до 94%.[15]

  Результаты  деятельности  крупных  и  средних  предприятий  химической  и нефтехимической  промышленности РФ в январе-сентябре 2004г. достаточно  полно иллюстрируют  сохранение  тенденций  последовательного  улучшения  финансово-экономической  ситуации на большинстве  предприятий  отрасли, сформировавшихся в 2003 году. Прибыль от  производства продукции  (работ, услуг) в  химическом комплексе в январе-сентябре 2004г. по сравнению с 2003г. увеличилась на 14,0 млрд. руб. или  на 74,5% и составила 32,8 млрд. руб.[16]

    Одна из крупнейших  Аравийских компаний  « Арамко» (Аравийско-Американская компания) создана  в 1933г. как частная компания по добыче  нефти в Саудовской  Аравии. В 1939г. она начала  экспорт ее из страны. В 1973г. правительство  Саудовской Аравии начало  выкупать акции  этой  компании и в 1980г. компания  « Арамко»  стала полностью  государственной. На внешнем и внутреннем  рынке интересы  ее защищает  министр нефтяной  промышленности Саудовской Аравии. С 90-х годов  «Арамко»  стала государственной  монополией также  в добыче  жидких газов  из природного газа.

  В настоящее время (2004г.) она сосредоточила в своих руках запасы нефти -35534 млн. т и природного газа- 663,6 млрд.м. куб.  В 2004г. компания добыла 452 млн. т нефти, 7127 млн.м. куб. природного газа и 55,1 млн. м. куб. жидких  газов из природного газа. Экспорт нефти  из Саудовской  Аравии составлял  в 2003г. 323,3 млн.т., нефтепродуктов- 21,6 млн. т и жидких газов из  природного газа- 41,96 млн. м. куб.

  Компании  принадлежит  7 нефтеперерабатывающих  заводов в Саудовской Аравии (Рабих, Танбу, Рас-Танура, Джубайл, Ямбу, Риад и Ядах) общей мощностью  93,9 млн.т. в год, нефтехимическая компания « САБИК» (70%), а также  доли акционерного капитала в нефтяных компаниях США, Южной Кореи, Филиппин и Греции.

  В 2005г. компания  начала  освоение  гигантского месторождения нефти и природного газа  в г. Курсаниях (недалеко от г. Джубайл). Уже в 2008г. здесь будет добываться  около  25 млн. т. нефти и построен завод этана и жидких  газов из природного газа мощностью  50 тыс. м. куб. в сутки. Для строительства  завода жидких  газов создан специальный  консорциум.[17]

   Что же касается российских предприятий, то  убытки  неэффективно  работающих  крупных  и средних предприятий  отрасли  в январе-сентябре 2004года  по сравнению с аналогичным периодом 2003 года  снизились на 2,6 млрд. руб. (на 30,2%) и составили 6,0 млрд. руб.

  Задолженность  по полученным  кредитам  и займам  на крупных  и средних предприятиях химической и нефтехимической   промышленности в 2004г. увеличилась на 21,1 млрд. рублей., а  просроченная  задолженность  по полученным  кредитам  и займам  снизилась  на 0,4 млрд. рублей (на 7,3%) и составила 5,1 млрд. рублей.

  Внешнеторговый оборот  химической и нефтехимической продукции   увеличился относительно  2003 года на 4,8 млрд. долл. или на 42%.

  В результате  превышения  экспорта  баланс  внешнеторговых  операций  в 2004 г. был  положительным, при этом сальдо возросло  по сравнению с 2003г. на 1,3 млрд. долларов.

  Российская  и нефтехимическая  продукция  реализуется  на рынках почти  100 стран  мирового сообщества. Вместе с тем крупнейшими   покупателями   является Китай, Финляндия, Белоруссия, Украина: в 2004г. на эти страны  приходилось 42,1% экспорта.

  Крупнейшие  нефтяные компании - МХК « Еврохим» и холдинг « Акрон»,  «Уралкамит»  и « Сильвшин», в Приволжском  федеральном округе – ОАО «НИИТЭХИМ».

  За пять  месяцев 2005г. по сравнению с  соответствующим  периодом  2004 года объем  переработки  нефти   увеличили 19 из 27  нефтеперерабатывающих  предприятий России, а также  ОАО « Газпром». Наибольший прирост  наблюдался на небольших по  мощности  НПЗ: ЗАО «Краснодарэконефть», ОАО « Ярославский НПЗ» и ООО « Афипский НПЗ», но  на этих предприятиях  есть резерв  повышения  объема  переработки нефти.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  В заключение работы на основании изученной литературы, а также поставленной цели и задач можно сделать следующие выводы:

1. Создание новых форм  промышленной  организации  хозяйства, таких, как  промышленные холдинговые компании и финансово-промышленные предприятия, способствует  дальнейшему развитию  рыночных  отношений, производству  конкурентоспособной  продукции на мировом рынке  и повышению  эффективности развития  всего хозяйственного комплекса России.

2.Финансово-промышленные группы - это добровольный  производственно-финансовый союз  самостоятельно-хозяйствующих субъектов.

3. Финансово-промышленные группы - системы  инвестирования промышленности, способные   к саморазвитию в  современных экономических условиях.

4. Основной  целью  создания ФПГ  является  технологическая или  экономическая интеграция  для реализации  инвестиционных  проектов  и программ, направленных  на повышение  эффективности  производства, создание новых рабочих мест, а также  рост конкурентоспособности и расширение рынков  сбыта товаров  и услуг.

5. ФПГ  допускает   многовариантность своего  образования  при следующих условиях:

Информация о работе Антимонопльный контроль за ФПГ