Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2012 в 07:47, реферат
Целью данной работы является рассмотрение финансово-промышленных групп как в нашей стране, так и в мире.
Задачи работы:
1.Определение сущности финансово-промышленных групп.
2. Обозначить основные формы финансово-промышленных групп.
Введение………………………………………………………………………..3-4
Глава 1. Индустриальные финансово-промышленные группы……………5-15
1.1 Формы организации промышленности…………………………………..5-6
1.2 Сущность финансово-промышленных групп и их классификация……6-11
1.3 Отраслевое распределение финансово-промышленных групп……….11-13
1.4 Задачи региональных финансово-промышленных групп. Основные этапы стратегии их создания и причины, тормозящие их развитие………………………………………………………………………13-15
Глава 2. Развитие финансово-промышленных групп в мире и в России. 16-24
2.1 Развитие финансово-промышленных компаний Тюменской области.16-18
2.2 Развитие финансово-промышленного автомобилестроения………….18-19
2.3 Развитие финансово-промышленного судостроения………………….19-20
2.4 Холдинговые компании России…………………………………………20-21
2.5 Финансово-промышленная деятельность нефтяных и химических комплексов за рубежом и в России…………………………………………21-24
Заключение. ………………………………………………………………….25-26
Список источников…………………………
В свой юбилейный год « Сибнефть» запускает реконструированную установку миллионного риформинга, что позволит увеличить выпуск экологически чистых бензинов. Проект, в рамках которого происходит модернизация Омского нефтеперерабатывающего завода, рассчитан до 2015 года.
Развитие же сбытовой сети « Сибнефти» уже давно вышло за пределы Омской области. Бензины, дизельное топливо, масла реализуются через розничные и оптовые сети в Барнауле, Екатеринбурге, Ноябрьске, Кузбассе и других областях, в том числе - в Тюменском регионе.
Сегодня сеть АЗС « Сибнести» по югу Тюменской области насчитывает более 80 автозаправочных станций. Всего за четыре года было реконструировано 40 АЗС, 9 было построено « с нуля».
В 2004 году ОАО « Сибнефтепродукт» начало программу переоборудования автозаправочных станций в многотопливные комплексы. Шесть МАЗС «Сибнефти» в Тюменском регионе реализуют не только традиционные автобензины и дизельное топливо, но и автомобильный газ. Аккредитированная испытательная лаборатория предприятия позволяет полностью контролировать качества топлива, которое поступает с Омского нефтеперабатывающего завода. Кроме того, предприятие проводит и природоохранные мероприятия по очистке сточных вод, системе рекуперации паров, рекультивации земель и других. Только в 2004 году на экологию было потрачено около 12 миллионов рублей.
Являясь частью крупной компании, ОАО « Сибнефть-Тюменьнефтепродукт» поддерживает высокие стандарты « Сибнефти».[7]
2.2 Развитие финансово-промышленного автомобилестроения
Крупнейшему российскому производителю автомобилей- АВтоВАЗу- летом 2005 года удалось отыграть свои позиции на рынке.
В июне 2005 года компания увеличила объем продаж в России относительно соответствующего периода предыдущего года на 10%- до 55 360 автомобилей.
Рост доходов населения и большая масса свободных денежных средств в обращении подстегивают спрос и на иномарки, и на Lada.
Объем продаж на российском автомобильном рынке по итогам первого полугодия 2005 года вырос на 2,5 % по сравнению с аналогичным периодом 2004-го. За первое полугодие выручка АвтоВАЗа составила 61,9 млрд. руб., что на 2 млрд. рублей больше, чем за соответствующий период прошлого года.
Во втором полугодии борьба между новыми иномарками и АвтоВАЗом станет еще более ожесточенной: ведь в продаже появились новые модели – Renault Logan и Ford Forus II.
Со стороны российской автопромоадекватный ответ на притязания иностранных производителей- это Lada Kalina. До конца года в торговые сети поступит около 20 000 автомобилей данной модели.[8]
2.3 Развитие финансово-промышленного судостроения
Крупнейшая российская судоходная компания « Совкомфлот» планирует увеличить портфель заказов на перевозку сжиженного природного газа (СПГ). Пытаясь закрепиться на зарубежных рынках, перевозчик одновременно заявляет, что главная ставка будет сделана на российскую добычу газа.
Выиграв тендер в рамках индонезийского проекта « Тамгу», «Совкомфлот» сейчас готовится к конкурсам в Йемене и катаре. Руководитель группы маркетинга и новых проектов компании Дмитрий Русанов говорит, что главная ставка в перевозке СПГ будет сделана на российский рынок, однако зарубежные контракты сейчас необходимы, чтобы получить достаточный опыт в транспортировке газа.[9]
Отсутствие опыта стало причиной создания совместного предприятия с японским партнером в проекте « Сахалин-2». В октябре 2004г. перевозчик в альянсе Yuson Kaisha ( NYK) выиграла конкурс на строительство двух газовозов и транспортировку СПГ на Сахалине. Но поскольку «Совкомфлот» не работал с СПГ, его доля в проекте составила -40%, а у NYK- 60%.
Между игроками существуют договоренности о возможном увеличении доли российской компании до 50%. При этом за право участвовать в транспортировке СПГ перевозчику пришлось активно конкурировать с мировыми игроками, несмотря на то, что проект разрабатывается на условиях СРП (соглашения о разделе продукции).
Участие « Совкомфлота» в проекте в Финском заливе позволит компании увеличить собственный портфель заказов. Кроме того, «Совкомфлот» рассматривает и возможные варианты выхода на публичные рынки капитала.
2.4 Холдинговые компании России
Что касается организационных объединений типа холдинга, то их привлекательность пока невысока и составляет всего 6% от общего количества зарегистрированных групп. Наиболее показательными примерами ФПГ холдингового типа являются ФПГ «РОССТРО», «Сибагромаш» и др.
Так, ОА « РОССТРО» -головная компания холдинга и одновременно центральная компания одноименной ФПГ, владеет пакетами акций предприятий и организаций, в совокупности образующих имущественно-правовой инвестиционно-строительный комплекс предприятия, входящие в ФПГ, обеспечивают управление проектами, выполнение всего комплекса работ и услуг по подготовке строительства, производству строительных материалов, проектированию объектов, их строительству и коммунальному обслуживанию.
Создание холдинговой компании возможно также путем передачи в трастовое управление центральной компании ФПГ акций предприятий-участников, временно закрепленных за государством.[10]
По данным Мингосимущества России, это группы: « Русхим», «Тяжэнергомаш», « Восточно-Сибирская группа».
Так, Русхим» получил в траст 12% акций Дзержинского ОАО « Заря», 20%- Березниковского ОАО « Сода», 30% акций Славгородского ОАО «Алтайхимпром».
ФПГ «Восточно-Сибирская группа» имеет в трастовом управлении пакеты акций трех предприятий: « Кедр» (51%), «Иркутскэнерго» (20%) и « Разрез Туловский».
В марте 1998г. Мингосимущество России заключило договор о передаче в доверительное управление центральной компании ФПГ « Тяжэнергомонтаж» акции таких предприятий, как ОАО « Гипротяжмаш» (20,5%), « Турбомоторный завод» (25%), « Электростальский завод тяжелого машиностроения» (36,3%), « Ясногорский машиностроительный завод» (5%), « Тульский завод электроприводов» (10,7%).[11]
Аналогичное постановление существует и по группе « Точность».[12]
2.5 Финансово-промышленная деятельность нефтяных и химических комплексов за рубежом и в России
Практически во всех сферах деятельности нефтяных компаний наблюдается рост капитальных вложений.
Преобладающая часть капитала вкладывается в разведывательное и эксплуатационное бурение, затраты на которые возрастут с 46,7 млрд. долл. в 2003г. до 43,8 млрд. долл. в 2005 году. На географические и геологические поисковые работы в этих затратах приходится примерно 7,1 млрд. долл. в год.
Число действующих буровых платформ в США увеличилось с 1032 в 2003г. до 1192 в 2004г. и 1276 в 2005г.[13]
Капиталовложения нефтегазовых компаний США, млн. долл. рассмотрены в приложении, в таблице № 3.
Возросшая потребность в моторном топливе с пониженным содержанием серы и жесткие экологические требования по выбросам серы в атмосферу вызвали резкое увеличение спроса на катализаторы для капитального крекинго-флюид в США.
Крупнейшей компанией по выпуску катализаторов для каталитического крекинга является «Грейс», обеспечивающая 40% рынка США. Ее заводы размещаются в Лейк-Чарльзе и Балтиморе (США), а также в Вормсе (Германия). 30% рынка этих катализаторов держит компания «Энгельгард» и 25%-« Албемарл».
Последняя приобрела в 2004г. производство катализаторов голландской компании « АКЗО Нобель».
В первом квартале 2005г. все три крупнейшие компании катализаторов в США повысили цены на них на 7-9%. Это связано с удорожанием кремнезема, каустической соды, силикатов натрия, минеральных кислот и других исходных продуктов для производства катализаторов.[14]
В 2004г. масса прибыли большинства американских нефтяных компаний значительно превысила уровень 2003г., что связано с удорожанием нефти и увеличением спроса на автомобильный бензин.
Чистая прибыль крупнейших компаний и источники ее получения показаны в таблице № 4 приложения.
Увеличению прибыли способствовал рост объема переработки в стране и увеличение продаж малосернистого моторного топлива. Коэффициент использования мощностей только на нефтеперерабатывающих заводах компании «Коноко-Филлипс» поднялся до 94%.[15]
Результаты деятельности крупных и средних предприятий химической и нефтехимической промышленности РФ в январе-сентябре 2004г. достаточно полно иллюстрируют сохранение тенденций последовательного улучшения финансово-экономической ситуации на большинстве предприятий отрасли, сформировавшихся в 2003 году. Прибыль от производства продукции (работ, услуг) в химическом комплексе в январе-сентябре 2004г. по сравнению с 2003г. увеличилась на 14,0 млрд. руб. или на 74,5% и составила 32,8 млрд. руб.[16]
Одна из крупнейших Аравийских компаний « Арамко» (Аравийско-Американская компания) создана в 1933г. как частная компания по добыче нефти в Саудовской Аравии. В 1939г. она начала экспорт ее из страны. В 1973г. правительство Саудовской Аравии начало выкупать акции этой компании и в 1980г. компания « Арамко» стала полностью государственной. На внешнем и внутреннем рынке интересы ее защищает министр нефтяной промышленности Саудовской Аравии. С 90-х годов «Арамко» стала государственной монополией также в добыче жидких газов из природного газа.
В настоящее время (2004г.) она сосредоточила в своих руках запасы нефти -35534 млн. т и природного газа- 663,6 млрд.м. куб. В 2004г. компания добыла 452 млн. т нефти, 7127 млн.м. куб. природного газа и 55,1 млн. м. куб. жидких газов из природного газа. Экспорт нефти из Саудовской Аравии составлял в 2003г. 323,3 млн.т., нефтепродуктов- 21,6 млн. т и жидких газов из природного газа- 41,96 млн. м. куб.
Компании принадлежит 7 нефтеперерабатывающих заводов в Саудовской Аравии (Рабих, Танбу, Рас-Танура, Джубайл, Ямбу, Риад и Ядах) общей мощностью 93,9 млн.т. в год, нефтехимическая компания « САБИК» (70%), а также доли акционерного капитала в нефтяных компаниях США, Южной Кореи, Филиппин и Греции.
В 2005г. компания начала освоение гигантского месторождения нефти и природного газа в г. Курсаниях (недалеко от г. Джубайл). Уже в 2008г. здесь будет добываться около 25 млн. т. нефти и построен завод этана и жидких газов из природного газа мощностью 50 тыс. м. куб. в сутки. Для строительства завода жидких газов создан специальный консорциум.[17]
Что же касается российских предприятий, то убытки неэффективно работающих крупных и средних предприятий отрасли в январе-сентябре 2004года по сравнению с аналогичным периодом 2003 года снизились на 2,6 млрд. руб. (на 30,2%) и составили 6,0 млрд. руб.
Задолженность по полученным кредитам и займам на крупных и средних предприятиях химической и нефтехимической промышленности в 2004г. увеличилась на 21,1 млрд. рублей., а просроченная задолженность по полученным кредитам и займам снизилась на 0,4 млрд. рублей (на 7,3%) и составила 5,1 млрд. рублей.
Внешнеторговый оборот химической и нефтехимической продукции увеличился относительно 2003 года на 4,8 млрд. долл. или на 42%.
В результате превышения экспорта баланс внешнеторговых операций в 2004 г. был положительным, при этом сальдо возросло по сравнению с 2003г. на 1,3 млрд. долларов.
Российская и нефтехимическая продукция реализуется на рынках почти 100 стран мирового сообщества. Вместе с тем крупнейшими покупателями является Китай, Финляндия, Белоруссия, Украина: в 2004г. на эти страны приходилось 42,1% экспорта.
Крупнейшие нефтяные компании - МХК « Еврохим» и холдинг « Акрон», «Уралкамит» и « Сильвшин», в Приволжском федеральном округе – ОАО «НИИТЭХИМ».
За пять месяцев 2005г. по сравнению с соответствующим периодом 2004 года объем переработки нефти увеличили 19 из 27 нефтеперерабатывающих предприятий России, а также ОАО « Газпром». Наибольший прирост наблюдался на небольших по мощности НПЗ: ЗАО «Краснодарэконефть», ОАО « Ярославский НПЗ» и ООО « Афипский НПЗ», но на этих предприятиях есть резерв повышения объема переработки нефти.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение работы на основании изученной литературы, а также поставленной цели и задач можно сделать следующие выводы:
1. Создание новых форм промышленной организации хозяйства, таких, как промышленные холдинговые компании и финансово-промышленные предприятия, способствует дальнейшему развитию рыночных отношений, производству конкурентоспособной продукции на мировом рынке и повышению эффективности развития всего хозяйственного комплекса России.
2.Финансово-промышленные группы - это добровольный производственно-финансовый союз самостоятельно-хозяйствующих субъектов.
3. Финансово-промышленные группы - системы инвестирования промышленности, способные к саморазвитию в современных экономических условиях.
4. Основной целью создания ФПГ является технологическая или экономическая интеграция для реализации инвестиционных проектов и программ, направленных на повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест, а также рост конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг.
5. ФПГ допускает многовариантность своего образования при следующих условиях: