Ассесмент-центр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 17:07, реферат

Краткое описание

Успех работы предприятия (организации, фирмы) обеспечивают работники, занятые на нем. Именно поэтому современная концепция управления предприятием предполагает выделение из большого числа функциональных сфер управленческой деятельности той, которая связана с управлением кадровой составляющей производства - персоналом предприятия.

Вложенные файлы: 1 файл

Ассессмент Центр.docx

— 37.63 Кб (Скачать файл)

 

Введение

Управление персоналом признается одной из наиболее важных сфер жизни  предприятия, способной многократно  повысить ее эффективность, а само понятие  «управление персоналом» рассматривается  в достаточно широком диапазоне: от экономико-статистического до философско-психологического.

Система управления персоналом обеспечивает непрерывное совершенствование  методов работы с кадрами и  использованием достижений отечественной  и зарубежной науки, наилучшего производственного  опыта.

Управление персоналом включает в себя такие задачи, как отбор  кадрового резерва для замещения  отдельных должностных позиций  высокого ранга, разработка планов индивидуального  развития менеджеров с учетом сильных  сторон и сфер, в которых требуется  их дальнейшее развитие. В качестве средства решения этих задач всегда рассматриваются и часто используются методы ассессмент-менеджмента (оценочного центра), будь-то классический групповой  ассессмент, или индивидуальный ассессмент, или ассессмент-центр для развития персонала. Множество предприятий  в немецкоязычных странах используют Ассессмент-менеджмент. Ассессмент-центр  представляет собой диагностический  метод, который очень широко используется и еще четко не определены все  сферы его применения [1]. В основном к этому методу проявляют интерес  сотрудники предприятий, которые отвечают за персонал, принимают кадровые решения, и те, кого эти решения касаются. Принимают ли они метод ассессмент-менеджмента  или нет, в основном зависит от того, как ассессмент-центр проводится.

Ассессмент-менеджмент являются диагностическими методами, для использования  которых требуется тонкое чутье  и know-how, однако доход от них при  рациональном использовании значительно  превышает затраты.

В условиях рыночной экономики  в нашей стране особое значение приобретают  вопросы практического применения современных форм управления персоналом, позволяющих повысить социально-экономическую  эффективность любого производства.

Успех работы предприятия (организации, фирмы) обеспечивают работники, занятые  на нем. Именно поэтому современная  концепция управления предприятием предполагает выделение из большого числа функциональных сфер управленческой деятельности той, которая связана  с управлением кадровой составляющей производства - персоналом предприятия.

 

 

 

 

1. Определение понятия «ассессмент-центр»

Ассессмент-менеджмент - это  комплексные диагностические методы, которые систематически регистрируют достижения или недостатки поведения  работников, участвующих в качестве объектов оценки. При этом несколько  наблюдателей одновременно оценивают  результаты одного или нескольких участников согласно установленным правилам и  на основании предварительно определенных показателей (требований к работнику).

Основная идея ассессмент-менеджмента  очень проста. Оцениваются действующие  сотрудники организации или кандидаты  на вакантные должностные позиции. Им предлагают выполнить задания (упражнения), соответствующие наиболее важным компонентам  профессиональной деятельности или  имитирующие важные ситуации профессиональной деятельности. За поведением участников при выполнении заданий наблюдают  специально подготовленные оценщики (наблюдатели). По итогам наблюдения делаются выводы о том, насколько поведение участников соответствует требованиям профессиональной деятельности. Речь идет именно о поведении, а не о профессиональных знаниях. Профессиональные знания еще надо уметь  использовать при решении практических задач и иногда они могут быть «мертвым грузом», не реализованным  в практической деятельности. Предмет  оценки в ассессмент-центре -- сформированность у участников требуемого рабочего поведения.

Этот метод весьма популярен  и часто используется в России, на Украине и в некоторых других странах СНГ в последние 10-15 лет. Основой популярности являются несомненные  достоинства ассессмент-менеджмента  как процедуры измерения и  оценки индивидуального соответствия сотрудника требованиям занимаемой или предполагаемой должностной  позиции. Можно выделить два главных  достоинства ассессмент-менеджмента: высокую социальную и достаточно высокую прогностическую валидность.

Социальная валидность означает приемлемость процедуры ассессмент-менеджмента  и выносимых оценок для оцениваемых  сотрудников или кандидатов на вакансии.

Субъективное принятие процесса и результатов оценки обеспечивается, прежде всего, «прозрачностью» самого хода ассессмент-менеджмента, когда  участникам понятна суть упражнений и то, как оцениваются результаты выполнения упражнений. В этом отношении  ассессмент-центр выгодно отличается от интеллектуальных и личностных тестов, логика которых сознательно «закрыта»  от лиц, проходящих тестирование.

Кроме того, в ходе упражнений ассессмент-менеджмента участники  получают важную информацию, во-первых, о себе самих и, во-вторых, о требованиях, предъявляемых к деятельности сотрудников  организации в конкретной должностной  позиции. Заинтересованность участников в получении такой информации позволяет рассматривать и строить технологию ассессмент-менеджмента как партнерский процесс, дающий полезный результат и для устроителей и для участников оценки. По существу, участники ассессмент-менеджмента бесплатно получают весьма дорогостоящую услугу, позволяющую им дополнительно сориентироваться в своих карьерных перспективах и получить дополнительный шанс для профессионального успеха.

Наконец, в рамках оценочного центра участники, активно, вовлекаются  в многостороннюю коммуникацию, ориентированную  на полноценное, детальное, внимательное совместное обсуждение их успехов, сильных  и слабых сторон с опорой на реальные факты поведения в выполненных  ими упражнениях.

Высокая социальная валидность ассессмент-менеджмента обеспечивает снижение так называемой «квоты отказа». Дело в том, что часть кандидатов на вакансии может отказаться от прохождения  отборочных испытаний при приеме на работу. Не исключено, что среди  них могут оказаться весьма достойные  и уважающие себя перспективные  специалисты. Если смысл и содержание отборочных испытаний понятен кандидатам, число отказов уменьшается, т.е. сокращается  «квота отказа». Например, никто из кандидатов не отказывается пройти собеседование  при приеме на работу, поскольку  всем кажется очевидным, что нельзя взять человека на работу, не поговорив  с ним предварительно, иначе можно  получить «кота в мешке». Никто  не возражает, когда в ходе такого собеседования приходится отвечать на вопросы, предназначенные для  оценки профессиональной компетентности кандидата. Ассессмент-центр содержит вопросы и выборочные задания, непосредственно  связанные с профессиональной деятельностью  в предполагаемой должностной позицией, и в смысле приемлемости для кандидатов не слишком отличается от предварительного собеседования.

Второе достоинство метода ассессмент-менеджмента -- высокая прогностическая  валидность. Высокая прогностическая  валидность метода означает, что оценки, выносимые в ассессмент-центре, позволяют  предсказывать успехи в реальной профессиональной деятельности.

В работе рассмотрены процедуры  построения и проведения ассессмент-менеджмента  с точки зрения возможностей повышения  его прогностической валидности. Одно из ключевых требований стандарта  проведения ассессмент-менеджмента -- проверка его валидности и надежности: «без проверки валидности и надежности используемых методов ассессмент-центр  становится бессмысленным ритуалом». К сожалению, в российской практике профессиональной диагностики этим требованием иногда пренебрегают. Некоторые  группы консультантов по оценке персонала  разрабатывают наборы упражнений для  различных должностных позиций, с методической неряшливостью, не особенно заботясь о проверке валидности оценочных  процедур. Соответственно, основной интерес  таких консалтинговых групп -- пополнение «запаса» упражнений и схем наблюдения. Методические вопросы обеспечения  и проверки валидности создаваемых  методик фактически остаются за пределами внимания консультантов, а заказчик, как правило, не осведомлен о том, что он имеет право и обязанность потребовать у консультантов точные сведения о валидности и надежности предлагаемых ему процедур оценки персонала.

Еще более существенным моментом является операционализация показателей - составление списков поведенческих  признаков, на основании которых  наблюдатели оценивают уровень  выраженности того или иного показателя (качества, способности, мотива, компетенции).

Эти признаки для наблюдателя  являются индикаторами наличия у  оцениваемого участника требуемой  характеристики (качества, способности, мотива, компетенции). По существу, эти  признаки образуют схему, по которой  ведется наблюдение. Соответственно, чем более полным и точным оказывается  этот список, тем больше шансов, что  наблюдатели сумеют точно оценить  характеристики участника. Для наблюдателей этот список является своего рода «портретом»  эффективного сотрудника, а основой  оценки конкретного участника ассессмент-менеджмента  является степень его близости к  этому портрету.

Сами показатели и их индикаторы выводятся из анализа той профессиональной деятельности, уровень готовности к  которой оценивается в ассессмент-центре.

Также существуют стандарты  проведения ассессмент-центров. Сами стандарты  представляют опыт менеджеров по персоналу (заказчиков, использующих результаты ассессмент-менеджмента) и могут  интерпретироваться как попытки  введения стандартов качества практического  проведения ассессмент-менеджмента.

 

 

1.  
Ориентация на требования:

Оценка профессиональной пригодности без анализа области  приложения этой пригодности бессмысленна.

 

Перед каждым ассессмент-центром  необходимо проводить анализ специфических  для предприятия требований к  работнику , в котором для должностных  позиций с разным уровнем целей  выявляются актуальные (или важные в будущем) ситуации, характеризующие  профессиональную пригодность, и проверяется  возможность переноса этих ситуаций в отдельные задания ассессмент-менеджмента.

 

2. Ориентация на поведение:

Запротоколированные описания поведения являются единственным средством  обнаружить и устранить расхождение  между действительным поведением участников и его интерпретацией наблюдателями.

 

В протоколах должны регистрироваться факты поведения наблюдаемого участника, а не оценочные термины, обозначающий его способности (такие как «самостоятельный» или «готовый к сотрудничеству»).

 

Объективная истина нам не доступна. Каждый, кто выносит суждения о других, использует свой собственный  субъективный опыт.

 

3. Принцип контролируемой субъективности:

Отсюда выводится трубование присутствия нескольких обученных  наблюдателей (консультантов, менеджеров по персоналу, а также руководителей), которые поддерживают друг друга  и контролируют.

 

4. Принцип имитации:

Поведение участников ассессмент-менеджмента  рассматривается и оценивается  только в контексте конкретной ситуации реальной деятельности.

 

В ассессмент-центре поведение  наблюдается и оценивается в  ситуациях, которые имитируют те, которые в реальной деятельности определяют эффективность достижения целей должностной позиции. Принцип  имитации означает также попытку  задать количество и разнообразие имитаций в соответствии с тем, как имитируемые  ситуации встречаются в действительности.

 

5. Принцип открытости:

Тот, кто не ориентируется  с ситуации ассесмент-центра, может  вести себя адекватно (участник) или  может не распознать адекватное поведение (наблюдатель).

 

Все заинтересованные стороны (участники, наблюдатели, разработчики) должны быть полностью проинформированы об основных целях, процедуре и значении метода.

 

6. Принцип индивидуальности:

Знания полезны только тогда, когда знающие могут осмысленно использовать их.

 

По окончании ассессмент-менеджмента  конкретная обратная связь (Feedback) предоставляется  персонально каждому участнику, с ориентацией на его собственное  поведение.

 

7. Системный принцип:

Ассессмент-центр без  включения в общую систему  развития и управления персонала  и организации не может соответствовать  своим изначальным целям.

 

Минимальным требованием  должно быть согласование предварительного отбора персонала, ассессмент-менеджмента  и последующих тренинговых мероприятий (при ассессмент-центре развития персонала) друг с другом. Но конечной целью  должно быть включение ассессмент-менеджмента  в общие рамки развития персонала  и организации в зависимости  от ее типа.

 

8. Ориентация на обучение самому методу:

Без проверки валидности и  надежности используемых методов ассессмент-центр становится бессмысленный ритуалом.

 

Оценка ассессмент-менеджмента  обязательна.

 

9. Организованное управление процессом:

Результаты полученные в  ходе хаотического процесса случайны; а принудительный порядок не всегда ведет к досоверным результатам. Организованное управление процессом  ассессмент-менеджмента позволяет  обойти эти два подводных камня.

 

Процесс проведения процедуры  Ассессмент-центр должен осуществляться под гибким руководством. Влияние  ведущих проявляться только в  плане управления процессом, а не в форме влияния на результат.

 
   

Ключевым элементом ассессмент-менеджмента  является комплексный диагностический  подход. Конечно, методы, включаемые в  ассессмент-центр, такие как тесты  достижений, интервью, оценки достижений, а также элементы ассессмент-менеджмента, такие как групповые дискуссии, почтовые корзины, сценарии, имитируемые  на компьютере, трудовые пробы и  так далее, можно использовать независимо друг от друга. Но при раздельном применении этих методов не хватает многократного  измерения достижений в поведенииразличкьши  методами, что составляет основу интегральной оценки в ассессмент-центре.

Следует отметить, что в  управлении персоналом, кроме ассессмент-менеджмента, используется целый ряд других комплексных  диагностических инструментов. Особенно стоит назвать такие: мультимодальное  интервью, классические батареи тестов, мультимодальные системы оценки достижений, а также обратная связь  на 360°.

Мулътимодальное интервью было разработано и впервые представлено в Германии в 1992 году Шулером (Schuler, 1992a). Оно содержит восемь компонентов, из которых пять входят в структуру  диагностического суждения (самопредставление, профессиональная ориентация и выбор  организации, неструктурированная  часть интервью, биографические и  ситуативные вопросы). Мультимодальное  интервью обнаруживает целый ряд  общих с ассессмент-менеджментами  признаков. Во-первых, используются несколько  различных диагностических методов, с помощью которых проверяется  соответствие требованиям, важным для  работы. Во-вторых, результаты представляются в стандартном виде и основываются на данных, полученных от двух предварительно обученных наблюдателей. Но на концептуальном уровне есть различия: при использовании  мультимодального интервью нет преимущественной ориентации на имитацию работы - наряду с имитацией трудового поведения  рассматривается биография и  конструкты, описывающие личность. На уровне поведения различия еще  очевиднее. На основе рассказа о способах поведения в прошлом и намерений  к поведению в будущем делаются заключения об актуальном поведении. Само поведение в момент интервью не является центральным предметом наблюдения. В ассессмент-центре по-другому: здесь  различные «составляющие» служат для  «взятия» различных актуальных поведенческих проб и являются основой для предсказания типов поведения, возможных в будущем. Несмотря на это, мультимодальное интервью является серьезной альтернативой методу ассессмент-менеджмента. В некоторых случаях оно более выгодно (требует меньше затрат времени интервьюера и респондента) и при корректном построении и проведении может прогнозировать поведение также надежно, как ассессмент-центр [12]

Информация о работе Ассесмент-центр