Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 15:30, реферат
Аттестация занимает свое, особое, место в системе управления персоналом, хотя нередко ее путают с оценкой персонала. Аттестация - это лишь один из методов оценки, но ее результаты могут иметь серьезные последствия для сотрудников. Если оценка персонала - процесс определения эффективности деятельности сотрудников в ходе реализации задач компании, то аттестация - это процедура систематической формализованной оценки соответствия деятельности конкретного работника стандарту выполнения работы в должности, которую он занимает. Результаты этой процедуры можно использовать в суде для защиты кадровых решений (например, увольнение сотрудника). Но прежде всего аттестация - реальный способ повысить эффективность работы сотрудников предприятия.
1. Введение
2. Цели аттестации и роль руководителя.
3. Методы и критерии оценки при аттестации персонала.
1.
Собственно цель и ее
2.
Как будут применяться
3.
Прежде чем приступить к
3. Методы и критерии оценки при аттестации персонала.
Применение
современных методов
Оценка
является неотъемлемым и важнейшим
элементом в структуре
Существует большое количество «за» и «против»официальной оценкиуправленческих работников. Аргументом в ее пользу является то, что она способствует решению ряда управленческих задач. Например, помогает руководству определить, кому следует повысить зарплату, кого - повысить в должности, а кого - уволить. Оценка, особенно объективная, побуждает работников работать более результативно. Наличие соответствующей программы и гласность результатов ее выполнения развивают инициативу и вызывают чувство ответственности, стимулируют стремление работать лучше. Такая оценка служит юридической основой для переводов, продвижений по службе, награждений и увольнений, дает материал для разработки вопросов по найму, позволяет получить необходимую информацию для определения размеров зарплаты и вознаграждения работникам.
Сегодня
в некоторых организациях одним
из важнейших принципов работы с
кадрами является требование объективно
оценивать управленческого
По
общему признанию специалистов в
области
-знание производства - его технических и технологических особенностей, современных направлений развития;
-знание экономики - методов планирования, экономического анализа и т. п.
-умение
выбирать методы и средства
достижения наилучших
-наличие
специальных знаний в области
организации и управления
-способность
рационально подбирать и
-умение
мобилизовать коллектив на
-способность
и умение поддерживать
-умение
целесообразно планировать
-распределять
права, полномочия и
-координировать
деятельность всех служб и
подразделений как единой
-умение
планировать и организовывать
личную деятельность, сочетать в
ней основные принципы
-умение
проявлять высокую
-конкретность
и четкость в решении
-учитывать
и контролировать результаты
своей работы и работы
-стимулировать
работников, принимать на себя
ответственность в
-устранять
и не допускать любые
В условиях рыночной экономики предъявляются повышенные требования и к личностным качествамуправленческого работника.В кадровой работе ряда организаций методические материалы содержат перечень таких качеств управленческих работников, как:
-честность, справедливость,
-умение
работника наладить
-выдержанность
и тактичность при любых
-целеустремленность,
-принципиальность,
-решительность
в принятии управленческих
-а
также настойчивость и
-умение отстоять свое мнение,
-самокритичность в оценках своих действий и поступков,
-умение
выслушивать советы
-правильное восприятие критики с умением делать соответствующие выводы,
-умение держать слово и не обещать того, что не будет выполнено,
-умение
пользоваться своими правами
и полномочиями, особенно в случаях
применения административного
а также умение личным примером и поведением в повседневной жизни положительно воздействовать на подчиненных.
Система оценки результативности труда должна обеспечивать точные и достоверные данные. Чем она строже и определенней, тем выше вероятность получить достоверные и точные данные. Специалисты рекомендуют создавать основу для такой системы в шесть этапов:
1.
установить стандарты
2.
выработать политику
3.
обязать определенных лиц
4.
вменить в обязанности лицам,
производящим оценку, собирать данные
по результативности труда
5. обсудить оценку с работником;
6. принять решение и за документировать оценку.
Оценка результатов труда – это важный этап управления кадрами, решающий целый ряд задач, которые могут быть охарактеризованы как административные, информационные и мотивационные.
1.
Решение административных
Продвижение
по службе служит двум целям: позволяет
предприятию заполнить
Понижение
работников по службе возникает, когда
показатели оценки труда не соответствуют
требованиям и исчерпаны
Перевод с одной работы на другую возникает тогда, когда предприятие хочет использовать работников более эффективно в других должностях или расширить его опыт. Иногда перевод используется, когда работник работает неудовлетворительно, но в связи с его стажем, заслугами, организация считает неэтичным и негуманным уволить его с работы.
Прекращение трудового договора (увольнение) наступает в тех случаях, когда работнику сообщили оценку его труда и предоставили возможности для ее улучшения, но он не хочет или не может работать по стандартам организации.
2.
Решение информационных задач
означает, что оценка служит источником
информации об эффективности
работы сотрудников как для
руководителей, так и для
3.
Решение мотивационных задач
обеспечивается за счет того,
что положительные результаты
оценки, как правило, вызывают
у человека чувство
Следует отметить, что к оценке персонала могут привлекаться как непосредственные руководители оцениваемых, так и другие начальники, коллеги, подчиненные, специалисты кадровых служб, внешние консультанты и, наконец, сам оцениваемый (самооценка). Таким образом, минимальное знакомство с методами оценки персонала всех работников – гарантия того, что применяемые методы дадут ожидаемый эффект.
Совершенствование систем управления персоналом в компаниях, работающих в России, характеризуется усилением интереса к освоению эффективных процедур оценки и аттестации персонала.
Все методы оценки можно разделить на методы индивидуальной оценки работников, которые основаны на исследовании индивидуальных качеств работника, и методы групповой оценки, которые основаны на сравнении эффективности работников внутри.
Многие методы оценки, которые используются сегодня, сложились еще в прошлом веке. Однако в ходе эволюции эти методы подверглись значительной трансформации.
Итак, перейдем к обсуждению наиболее распространенных методов оценки персонала.
В ниже приведенных таблицах указаны наиболее распространенные методы оценки персонала и характеристики их применения.
Таблица 1 - Методы оценки персонала.
Название метода | Краткое описание метода | Результат |
Источниковедческий (биографический) | Анализ кадровых данных, листок по учету кадров, личные заявления, автобиография, документы об образовании, характеристика. | Логические заключения о семье, образовании, карьере, чертах характера. |
Интервьюирование (собеседование) | Беседа с работником в режиме «вопрос-ответ» по заранее составленной или произвольной схеме для получения дополнительных данных о человеке. | Вопросник с ответами. |
Анкетирование (самооценка) | Опрос человека с
помощью специальной анкеты для
самооценки качеств личности и их
последующего анализа. Оценочная анкета
представляет собой определенный набор
вопросов и описаний. Оценивающий
анализирует наличие или |
Анкета «вакансия» |
Социологический опрос | Анкетный опрос работников разных категорий, хорошо знающих оцениваемого работника (руководители, коллеги, подчиненные) и построение диаграммы качеств личности | Анкета социологической оценки, диаграмма качеств |
Наблюдение | Наблюдение за оцениваемым работником в неформальной обстановке и в рабочей обстановке методами моментных наблюдений и фотографии рабочего дня | Отчет о наблюдении |
Тестирование | Определение профессиональных
знаний и умений, способностей, мотивов,
психологии личности с помощью специальных
тестов с последующей их расшифровкой
с помощью «ключей». Для оценки работника
могут быть применены и различные тесты.
По своему содержанию они разделяются
на три группы:
- квалификационные,
позволяющие определить - психологические,
дающие возможность оценить - физиологические,
выявляющие физиологические |
Психологический портрет |
Экспертные оценки | Формирование группы экспертов, определение совокупности качеств и получение экспертных оценок идеального и реального работника | Модель рабочего места |
Деловая игра | Проведение организационно- |
Отчет об игре. Оценки игроков и их ролей |
Анализ конкретных ситуаций | Передача работнику конкретной производственной ситуации с заданием проведения анализа и подготовки предложений по ее разрешению в форме доклада | Доклад с альтернативами решения ситуации |
Ранжирование | Сравнение оцениваемых работников между собой другими методами и расположение по выбранному критерию в порядке убывания или возрастания рангов (мест в группе) | Ранжированный список работников (кандидатов) |
Программированный контроль | Оценка профессиональных знаний и умений, уровня интеллекта, опыта и работоспособности с помощью контрольных вопросов | Карта программированного контроля, оценка знаний и умений |