Аттестация персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2014 в 14:12, реферат

Краткое описание

Актуальность темы работы обусловлена следующим. Каждый руководитель организации стремится к эффективной и конкурентоспособной деятельности на рынке, а персонал организации является тем ресурсом, который либо обеспечивает это, либо не обеспечивает. Критерии и методы оценки «качества» человеческих ресурсов меняются в соответствии с изменением характера труда. Если раньше от работников требовался лишь высокий уровень профессиональных знаний, то теперь все большее значение придается их человеческим качествам, таким, как коммуникабельность и умение работать в составе команды профессионалов, умение генерировать новые идеи и воплощать их в жизнь. Поэтому в современных условиях проблемы аттестации персонала являются особо актуальными.

Содержание

Введение. 7
1. Сущность и особенности аттестации персонала предприятия. 11
1.1 Понятие системы аттестации персонала предприятия. 11
1.2 Виды и формы аттестации персонала. 19
1.3 Методы аттестации персонала. 25
2. Анализ системы аттестации персонала предприятия на примере ОАО "МТС" 37
2.1 Характеристика ОАО "МТС". 37
2.2 Исследование состава и структуры кадровой политики в ОАО "МТС". 45
Еще одним важным элементом системы управления персоналом в ОАО "МТС" является стимулирование и мотивация. 51
2.3 Анализ существующей системы аттестации персонала в ОАО "МТС". 54
3. Направление совершенствования системы аттестации персонала предприятия на примере ОАО "МТС". 60
3.1 Предложения по совершенствованию методов и приемов аттестации и экономическая эффективность проводимых мероприятий. 60
3.2 Подготовка кадров и программы повышения квалификации персонала в ОАО "МТС" 71
Заключение. 76
Список используемых источников и литературы.. 80
1. www.mts.ru. 84

Вложенные файлы: 1 файл

..........doc

— 407.50 Кб (Скачать файл)

Рассмотрим теперь более подробно такой метод оценки как Assessment Center. Как уже было сказано, существует проблема эффективного, комплексного метода оценки, который бы давал максимум информации о многих качествах (как профессиональных, так и личных) оцениваемого сотрудника. В мировой практике управления персоналом было предложено разрозненные методы и тесты объединить и на их основе создать принципиально новый метод оценки персонала, который бы соответствовал новым требованиям и потребностям организаций. Комплексное использование тестирования, деловых игр, собеседований (интервью), тренингов и некоторых других методов оценки и обучения нашло свое выражение в комплексном методе оценки сотрудников, который называется "центр оценки" или "центр оценки персонала" (сокращенно ЦО или, соответственно, ЦОП)[17]. Иногда этот метод называют "Ассессмент-центр" (Assessment Center, AC). На настоящий момент метод "центр оценки" широко используется в странах Запада, а в последние годы он получает распространение и в России. Рассмотрим более подробно функции, задачи, возможности, сферу применения этого метода.

Метод центра оценки исходит из того, что лучший и наиболее быстрый способ предварительной оценки потенциального или реального сотрудника — наблюдение за тем, как он выполняет задачи, типичные для должности, которую он занимает или будет занимать. С помощью тестов, деловых игр и упражнений важнейшие для этой должности функции можно смоделировать в лабораторных условиях, хотя, конечно, не полностью, а с точки зрения тех требований, которые они предъявляют к человеку.

Центр оценки персонала можно определить как "комплексный метод выявления у испытуемого необходимых для определенной работы (должности) качеств посредством использования по отношению к нему ряда диагностических процедур и наблюдения его действий в ситуациях, моделирующих профессиональную деятельность"[18]. Нередко под центром оценки персонала понимают не только сам метод, но и все мероприятия по его применению, включая, соответственно, подготовленных людей, методики и т.п. (в этом значении говорят, например, о создании фирмой центра оценки).

Центр оценки персонала - это стандартизированная многоаспектная оценка персонала, включающая в себя взаимодополняющие оценочные процедуры. Обычно Assessment Center включает в себя тесты различной направленности[19], деловые игры, презентации и некоторые другие элементы (рис. 4).

Тестирование (Testing) предполагает индивидуальную работу кандидата по ответам на вопросы, решению задач, описанию ситуаций, определению понятий. Различают[20]: профессиональные тесты – выявляют профессиональные знания кандидата; мотивационные тесты – выявляют причины поведения человека в бизнесе; тесты на общий интеллект.

 

 

Рис. 4. Элементы Центра оценки

Презентация (Presentation Skills) – кандидатам дается задание без подготовки за 0,5 - 3 минуты рассказать сначала о себе, затем о своей компании. В первом случае оценивается способность вызвать доверие и интерес у новых людей, во втором – способность продавать товар и услугу. Выявляется техника профессиональной презентации: устойчивый контакт глазами с публикой, уверенная и разнообразная жестикуляция, свободная и приятная мимика, владение голосом (тембр, темп, громкость, модуляции), осанка и движения.

Деловые игры (Business Cases) – моделирование ситуаций бизнеса, где есть проблемы, недостаток информации, ограниченность ресурсов.

Выводы: в ходе оценочных мероприятий с использованием Assessment Center можно выяснить потенциал тех или иных сотрудников (т.к. количественные и качественные достижения их работы уже оцениваются и находят свое выражение в доходах всей коммерческой организации и качестве обслуживания клиентов), их способность к дальнейшему развитию и совершенствованию, их способности и желанию предлагать и воплощать в жизнь новые идеи, т.к. именно от этих качеств в современных динамично меняющихся условиях рынка зависит эффективность, успешность деятельности любой коммерческой организации.

Таким образом, можно сказать, что на настоящий момент Assessment Center – это один из самых прогрессивных методов оценки персонала, который используют в своей управленческой практике многие крупные компании.

 
2. Анализ системы  аттестации персонала предприятия  на примере ОАО "МТС" 2.1 Характеристика ОАО "МТС"

"Компания МТС образована в октябре 1993 года ОАО "Московская городская телефонная сеть" (МГТС), Deutsсhe Telecom (DeTeMobil), Siemens и еще несколькими акционерами как закрытое акционерное общество. Четырем российским компаниям принадлежало 53% акций, двум немецким компаниям — 47%. В конце 1996 года АФК "Система" приобрела пакет у российских держателей акций, а компания DeTeMobil выкупила акции компании Siemens.

1 марта 2000 года в результате  слияния ЗАО "МТС" и ЗАО "РТК" было образовано ОАО "Мобильные ТелеСистемы". 28 апреля 2000 года Федеральная комиссия по ценным бумагам РФ зарегистрировала начальную эмиссию акций ОАО "МТС". В том же году компания вышла на мировые фондовые рынки. С 30 июня 2000 года акции МТС котируются на Нью-Йоркской фондовой бирже (в виде американских депозитарных расписок) под индексом MBT.

В январе 2008 года МТС запустила в коммерческую эксплуатацию сети МТС GSM-900/1800 в Чукотском автономном округе. Таким образом, на сегодня сеть МТС запущена в коммерческую эксплуатацию в 82 из 83 регионов России, в которых у МТС есть лицензии на оказание услуг связи.

Сегодня МТС является крупнейшим оператором мобильной связи в России и странах СНГ и входит в десятку крупнейших сотовых операторов в мире по размеру абонентской базе и рыночной капитализации. Вместе со своими дочерними предприятиями компания обслуживает более 85 миллионов абонентов в России, Армении, Беларуси, Украины, Узбекистана, Туркменистане".[21]

Исследование системы аттестации персонала в ОАО "МТС" целесообразно провести на примере одного из офисов продаж компании в г. Москве.

Анализ основных показателей использования кадров офиса продаж ОАО "МТС" начнем с изучения динамики, структуры и структурной динамики персонала (таблицы 3 и 4).

Таблица 3. Динамика персонала офиса продаж ОАО "МТС"*

Показатели

Среднесписочная численность, чел.

 

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2007 г. к 2006 г.

2008 г. к 2007 г.

2007 г. к 2006 г.

2008 г. к 2007 г.

Специалисты

8

7

7

-1

-

87.5

100

Продавцы

15

10

10

-5

-

66.7

100

Вспомогательный персонал

9

8

8

-1

-

88.9

100

Менеджеры

7

7

6

-

-1

100

85.7

Обслуживающий персонал, в т.ч.

уборщица

программист

слесарь оборудования

3

1

1

1

3

1

1

1

3

1

1

1

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Итого

42

35

34

-7

-1

83.3

97.1


Как видно из таблицы 3, в 2008 году в офисе продаж ОАО "МТС" среднесписочная численность персонала снизилась, как по сравнению с прошлогодним уровнем - на 1 человека, или на 2,9%, так и в 2007 по сравнению с 2006 г. – на 7 чел., или на 16,7%. Снижение среднесписочной численности персонала офиса продаж ОАО "МТС" произошло в основном за счет продавцов-консультантов. Это произошло по причине перевода части персонала в дочернее предприятие. Среднесписочная численность обслуживающего персона в отчетном году по сравнению с уровнем прошлого года не изменилась.

* Здесь и далее информация  из внутренней документации МТС.

Таблица 4. Структура персонала офиса продаж ОАО "МТС"*

Категории персонала

2006 г.

2007 г.

2008 г.

численность, чел.

Уд. вес,%

численность, чел.

Уд. вес,%

численность, чел.

Уд. вес,%

Специалисты

8

19.0

7

20.0

7

20.6

Продавцы-консультанты

15

35.7

10

28.6

10

29.4

Вспомогательный персонал

9

21.4

8

22.9

8

23.5

Менеджеры

7

16.6

7

20.0

6

17.6

Обслуживающий персонал, в т.ч.

уборщица

программист

слесарь оборудования

3

1

1

1

7.1

2.3

2.3

2.3

3

1

1

1

8.5

2.9

2.9

2.9

3

1

1

1

8.9

2.9

2.9

2.9

Итого

42

100

35

100

34

100

                 

 

 

Структура персонала офиса продаж ОАО "МТС" для наглядности изображена на рисунке 5. Наибольший удельный вес в структуре персонала занимают продавцы-консультанты, однако, их удельный вес в 2008 г. по сравнению с 2006 г. очень значительно снизился - с 35.7% до 29.4%. Удельный вес специалистов также высок, при этом данный показатель имеет тенденцию к росту - с 19% в 2006 г. до 20.6% в 2008 г. Удельный вес вспомогательного персонала на исследуемом предприятии высок (22.9% и 23.5% в 2007 г. и в 2008 г. соответственно). В 2008 г. по сравнению с прошлым годом произошло снижение удельного веса таких категорий персонала, как менеджеры (с 20.0% в 2007 г. до 17.6% в 2008 г.). Наименьший удельный вес в структуре персонала офиса продаж ОАО "МТС" занимает обслуживающий персонал (8.5% в 2007 г., 8.9% в 2008 г.).

Рассмотрим, какой стаж работы имеют сотрудники исследуемого офиса продаж ОАО "МТС". Как видно из таблицы 5, в офисе продаж ОАО "МТС" большинство работников работает от 2 до 5 лет.

Рис. 5. Структура персонала офиса продаж ОАО "МТС"*

Самый большой стаж характерен для продавцов-консультантов и специалистов - два работника имеют стаж работы на предприятии свыше 12 лет.

Самый маленький стаж работы на изучаемом предприятии имеет вспомогательный и обслуживающий персонал. Так, 2 человека имеют стаж работы менее 1 года, и ни один менеджер не имеет стажа более 10 лет.

 

Таблица 5. Стаж работы персонала офиса продаж ОАО "МТС" в 2008 г.*

Категории персонала

Численность персонала

Стаж работы

До 1 года

2-5 лет

6-10 лет

10-12 лет

Свыше 12 лет

Специалисты

7

-

2

3

2

1

Продавцы-консультанты

10

2

3

2

1

1

Вспомогательный персонал

8

2

3

2

1

-

Менеджеры

6

-

3

3

-

-

Обслуживающий персонал

3

1

1

1

   

Итого

34

5

12

11

4

2

Процентное соотношение

100

14,7%

35,3%

32,3%

11,8%

5,9%

Информация о работе Аттестация персонала