Аудит и консалтинг: проблемы и перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 02:22, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время резко возрос спрос на услуги по внедрению научных знаний по экономике управления. Появился новый вид интеллектуальных услуг, который связан с решением сложных проблем организаций, предприятий в сфере управления и организованного развития – консалтинг, что означает консультирование. Консалтинг обычно функционирует на коммерческой основе. В сфере мирового консалтинга занято более 700 тыс. человек.

Содержание

Введение

1. Понятие о консалтинге и аудите

2. История консалтинга и аудита

3. Аудит и консалтинг в современной России: проблемы и перспективы

Заключение

Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 50.25 Кб (Скачать файл)

 

Аудиторская деятельность в  России в настоящее время организуется с учетом опыта, сложившегося в мировой  практике. Особенности регулирования  аудита в России – регламентация  централизованными органами - относят  нашу страну к первой концепции регулирования  аудиторской деятельности, характерной  для стран континентальной Европы.

 

Сейчас в отечественном  аудите также преобладает государственное  регулирование. В нем можно выделить два аспекта: долговременный и оперативный. Первый из них связан в основном с созданием и вводом в действие законодательных и иных нормативных  актов, второй - с воздействием на отдельные  аудиторские организации: аудиторские  фирмы и аудиторов - индивидуальных предпринимателей. Определяющим из них  является первый, поскольку действие второго в значительной степени  именно на нем и базируется. А  первый канал реализуется преимущественно  через систему нормативного регулирования  аудиторской деятельности.

 

Правовое регулирование  представляет собой деятельность государства  по внесению организованности, упорядоченности  в различные сферы хозяйства. К основным нормативным актам, регулирующим вопросы аудиторской деятельности в Российской Федерации, относятся:

 

- Гражданский кодекс Российской  Федерации;

 

- Новый Федеральный закон  от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ (16.01.2009) «Об аудиторской деятельности»

 

- Федеральный закон от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании  отдельных видов деятельности»;

 

- Постановление Правительства  РФ от 23.09.2002 № 696 «Об утверждении  федеральных правил (стандартов) аудиторской  деятельности» (в последней редакции).

 

- Постановление Правительства  РФ от 06.02.2002 № 80 «О вопросах  государственного регулирования  аудиторской деятельности в Российской  Федерации»;

 

- Положение о лицензировании  аудиторской деятельности, утвержденное  Постановлением Правительства РФ  от 29.03.2002 № 190;

 

В России система нормативного регулирования аудиторской деятельности пока еще находится в стадии становления. Происходит процесс определения  прав и обязанностей органов, регулирующих аудиторскую деятельность, определение  роли и функций государственных  и общественных аудиторских организаций.

 

В настоящее время в  соответствии со ст. 18 ФЗ «Об аудиторской  деятельности» функции федерального органа государственного регулирования  аудиторской деятельности осуществляет уполномоченный федеральный орган  исполнительной власти, определяемый Правительством РФ. Для разработки единой политики в области аудита и обеспечения формирования, функционирования и развития системы аудита в Российской Федерации приказом Минфина РФ от 07.03.2002 № 47 утверждено Положение о  департаменте организации аудиторской  деятельности, которое является подразделением Минфина РФ.

 

Основной задачей Департамента организации аудиторской деятельности является обеспечение государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации. Для учета  мнения профессиональных участников рынка  аудиторской деятельности создается  совет по аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном  органе. В состав Совета включаются представители федеральных органов  исполнительной власти, осуществляющие регулирование профессиональной деятельности организаций, подлежащих обязательному  аудиту; представители аккредитованных  профессиональных аудиторских объединений (не менее 51 процента от общего числа  состава совета), представители государственных  органов, Центрального банка РФ и  пользователей аудиторских услуг. Положение о Совете по аудиторской  деятельности при Министерстве финансов Российской Федерации, утверждено Приказом Минфина РФ от 03.06.2002 № 47н.

 

Согласно ст. 20 аккредитованное  профессиональное аудиторское объединение  – это саморегулируемое объединение  аудиторов, индивидуальных аудиторов, аудиторских организаций, созданное  в соответствии с законодательством  РФ в целях обеспечения условий  аудиторской деятельности своих  членов и защиты их интересов, действующее  на некоммерческой основе, устанавливающее  обязательные для своих членов внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности и профессиональной этики, осуществляющее систематический контроль за их соблюдением, получившее аккредитацию в уполномоченном органе.

 

Для аккредитации профессионального  аудиторского объединения в его  составе должно состоять не менее 1000 аттестованных аудиторов и (или) не менее 100 аудиторских организаций. Аккредитация в уполномоченном федеральном  органе состоит в официальном  признании профессиональной аудиторской  организации и ее регистрации. Любая  аудиторская организация и любой  индивидуальный аудитор могут являться членами по крайней мере одного аккредитованного профессионального аудиторского объединения. В федеральном законе также определены права аккредитованных аудиторских  объединений, которые представлены в приложении.

 

В случае аннулирования лицензии на осуществление аудиторской деятельности аудиторской организации или  индивидуального аудитора они исключаются  из состава всех аккредитованных  профессиональных аудиторских объединений, членами которых он являются, без  повторного вступления как в эти, так и другие аккредитованные  объединения на срок, установленный  уполномоченным федеральным органом, но не более трех лет со дня аннулирования  лицензии у данной аудиторской организации  или индивидуального аудитора.

 

Кто же такой аудитор в  России сегодня? В соответствии со ст. 3 старого ФЗ «Об аудиторской деятельности» (2001 года) аудитором является физическое лицо, отвечающее квалификационным требованиям, установленным уполномоченным федеральным  органом, и имеющее квалификационный аттестат. Аттестация на право осуществления  аудиторской деятельности – это  проверка квалификации физических лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью, проводимая в форме квалификационного  экзамена. Лицам, успешно сдавшим  данный экзамен, выдается квалификационный аттестат аудитора, которые не имеет  ограничения срока своего действия.

 

К претендентам на получение  квалификационного аттестата аудитора предъявляются следующие обязательные требования:

 

- наличие документа о  высшем экономическом и (или)  юридическом образовании, полученном  в российских образовательных  учреждениях высшего профессионального  образования, имеющих государственную  аккредитацию, либо наличие документа  о высшем экономическом и (или)  юридическом образовании, полученном  в образовательном учреждении  иностранного государства, и свидетельство  об эквивалентности указанного  документа российскому документу  государственного образца о высшем  экономическом и (или) юридическом  образовании;

 

- наличие стажа работы  по экономической или юридической  специальности не менее трех  лет.

 

Программы проведения квалификационных экзаменов утверждает Минфин РФ. Каждый аудитор, имеющий квалификационный аттестат, обязан в течение каждого  календарного года начиная с года, следующего за годом получения аттестата, проходить обучение по программам повышения квалификации, утверждаемым Минфином РФ.

 

Кроме этого, аудиторская  организация осуществляет свою деятельность по проведению аудита после получения  лицензии на условиях и в порядке, предусмотренным ФЗ и законодательством  о лицензировании отдельных видов  деятельности. Лицензирование аудиторской  деятельности осуществляется Министерством  финансов Российской Федерации. Лицензия на осуществление аудиторской деятельности выдается на срок 5 лет, который по заявлению  лицензиата может продлеваться на 5 лет неограниченное количество раз.

 

На рынке консалтинга, как и на рынке аудита, сейчас в России очень велика концентрация. Около двух третей по-прежнему рынка  приходится на компании зарубежного  происхождения. Территориальная концентрация также высока. Доля компаний, расположенных  в Москве, в совокупной выручке  составляет 82%.

 

Чем крупнее предприятие, тем быстрее руководитель осознает, что по вопросам стратегического  планирования и оргразвития необходимо обратиться к консультантам. Многие же руководители предприятий среднего масштаба хотя и осознают, что назрела  потребность в стратегическом планировании, тем не менее, пытаются опираться  на собственные силы. Однако именно такие предприятия находятся  в ситуации, когда помощь извне  особенно важна. Во-первых, в небольших  компаниях, как правило, нет специалистов по стратегическому развитию, и гендиректору приходится абсолютно самостоятельно и подчас интуитивно выбирать направление  для развития и реконструкции. Во-вторых, именно небольшие предприятия, не имея доминирующей доли на рынке, полностью  зависят от конъюнктуры, а отследить  ее тенденции собственными силами они  не в состоянии.

 

По мере осознания клиентами  пользы консалтинговых услуг и увеличения на них спроса ставки на услуги медленно, но верно растут. Причем растут даже быстрее, чем на аудиторские услуги. Обращает на себя внимание существенный разрыв в стоимости услуг консультантов  в России и в Западной Европе. И это несмотря на то что ставки по России рассчитаны с учетом компаний «большой пятерки», услуги которых  существенно дороже, чем у чисто  российских компаний.

 

Основной потребитель  консалтинговых и аудиторских услуг  в России - промышленность. И это  притом, что ВВП России более чем  на половину создается в сфере  услуг. Более четверти доходов консультанты получают от клиентов в нефтегазовой отрасли. Для сравнения, по данным Европейской  федерации консалтинговых ассоциаций (FEACO), в других странах на все сырьевые отрасли приходятся лишь около 5% совокупной выручки.

 

Причин того, что нефтегазовая отрасль стала основным источником консалтинговых доходов, несколько. Во-первых, в посткризисный период (2000 – 2008 гг.) отрасль оказалась в наиболее выгодных финансовых условиях. Во-вторых, в отрасли существует жесткая  конкурентная среда, предъявляющая  довольно жесткие требования к управленческим решениям. В-третьих, в отрасли работают крупнейшие компании страны, имеющие  сложные производственные и управленческие структуры. Это затрудняет самостоятельное  решение проблемы повышения эффективности  и требует обращения за помощью  к профессионалам-консультантам.

 

В ВВП России наибольшая доля принадлежит торговле - 20%. Однако в  этой сфере услуг очень много  мелких фирм, не нуждающихся в консультационных услугах, хотя, несомненно, существует и сегмент, отвечающий сформулированным объективным критериям - жесткая  конкуренция и крупные игроки. И в торговле именно компании этого  сегмента выступают основными заказчиками  консалтинга и аудита.

 

Что касается связи, то эта  отрасль представляет собой сейчас идеальную клиентскую базу консультантов. Она сочетает агрессивную конкурентную среду, состоящую исключительно  из крупных игроков, молодой развивающийся  бизнес, применение высоких технологий. К тому же на сегодняшний день это  наиболее динамично развивающийся  сегмент российской экономики.

 

Какие же перспективы развития консалтинга и аудита в нашей  стране? Прежде всего – дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы в этой сфере услуг и постоянный контроль государства за деятельностью  аудиторских и консалтинговых компаний. В этой области основной упор делался  на развитие независимого аудита. За государственными органами регулирования должны остаться функции утверждения стандартов, программ разработки стандартов и организация  экспертизы проектов стандартов. При  этом законодательство должно определять саму процедуру разработки и принятия стандартов с тем, чтобы она гарантировала  полноправное участие негосударственных  органов регулирования, а по существу, профессионального и бизнес-сообществ  в разработке стандартов. Второе направление  – создание инфраструктуры применения Международных стандартов финансовой отчетности. Государственной Думой  принят во втором чтении проект закона «О консолидированной финансовой отчетности». Первая задача этого закона заключается  в том, чтобы придать официальный  характер консолидированной финансовой отчетности – той отчетности, которая  в настоящее время представляет особый интерес для широких кругов пользователей. Вторая задача названного закона видится в том, чтобы создать  механизм признания международных  стандартов для применения на территории Российской Федерации.

 

Поправки в закон «Об  аудиторской деятельности», которые  были внесены Правительством РФ весной 2005 г. и приняты Государственной  Думой в первом чтении, предусматривают  комплекс мер, направленных на повышение  качества аудита и общественного  доверия к аудиторской профессии. Прежде всего речь идет об укреплении аудиторской профессии, развитии ее саморегулирования и повышении  профессионального мастерства аудиторов. Важным представляется повышение общественного  признания звания «аудитор», значения профессиональных стандартов и Кодекса этики аудиторов, упорядочение основ функционирования аудиторского рынка. Итогом же долгой и трудной работы по формированию современной нормативной базы аудиторской деятельности стал новый Федеральный закон от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» [2].

 

В ходе обсуждения основ функционирования аудиторского рынка в нашей стране на первый план выходит проблема взаимоотношений  аудитора и аудируемого лица. Имеются  в виду такие вопросы, как: обеспечение  независимости аудитора; возможность  оказания аудиторской организацией услуг по проведению аудита и налоговому консультированию; возможность проведения аудиторской организацией аудита отчетности компании и оказание ей же бухгалтерских  услуг; необходимость введения ограничений  на долю вознаграждения аудитора, получаемого  от одного клиента; необходимость раскрытия  сумм гонораров, выплачиваемых аудитору. Развитие саморегулирования профессии  в настоящее время активно  обсуждается прежде всего в аудиторском  сообществе.

Информация о работе Аудит и консалтинг: проблемы и перспективы