Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 13:52, курсовая работа
Обеспечение безопасности всегда являлось важнейшей проблемой человечества во всех сферах деятельности. Человек с момента своего зарождения подвергается изменяющимся опасностям природного, техногенного, антропогенного, биологического, социального, экологического характера.
Развитие туризма осуществляется в определенной естественной и социальной среде, которая оказывает решающее влияние на ее результаты. Это влияние не всегда бывает благоприятным. Опасности физического и социального характера должны приниматься в расчет субъектами индустрии туризма, которым следует минимизировать и предотвращать разнообразные угрозы безопасности туристской деятельности.
Введение _________________________________________________3
1.Требования безопасности при туристско-экскурсионном обслуживании
1.1 Общие требования безопасности___________________________5
1.2 Контроль за выполнением требований безопасности __________12
1.3 Меры безопасности туризма______________________________13
2. Государственное регулирование туристской деятельности ______19
3. Психология безопасности туризма
3.1 Методы повышения безопасности _________________________25
3.2 Некоторые психологические аспекты обеспечения безопасности_27
Заключение ________________________
возможностью возникновения природных и техногенных катастроф в зоне размещения туристского предприятия или маршрута, а также других чрезвычайных ситуаций (в том числе связанных с состоянием общественного порядка в районе обслуживания туристов);
техническим состоянием используемых объектов (туристских гостиниц, баз, кемпингов, канатных дорог и подъемников, туристских трасс, в том числе, горно-пешеходных, лыжных, горнолыжных, водных, верховых и вьючных животных, разнообразных транспортных средств, в том числе велосипедов, маломерных и гребных судов);
сложным рельефом местности (речными порогами, горными склонами, моренными, скальными, ледовыми участками туристских трасс и т. п.);
уровнем профессиональной подготовленности обслуживающего персонала (инструкторов, экскурсоводов, гидов и др.);
подготовкой туристов к передвижению по маршруту определенного вида и категории сложности (инструктаж, экипировка и т. п );
информационным обеспечением (гидрометеорологические прогнозы; маркировка трасс туристских маршрутов; очаги возникающих стихийных бедствий; изменение энтомологической, орнитологической и иных ситуаций).
Туристское предприятие должно иметь комплект действующих нормативных документов по обеспечению безопасности туристов и руководствоваться ими в своей деятельности. Турфирмы г.Санкт-Петербурга, заботящиеся о безопасности своих клиентов, могут рассчитывать на услуги профессиональных телохранителей.
Туристское снаряжение и инвентарь, применяемые при обслуживании туристов, должны соответствовать требованиям, установленным действующей нормативной документацией на этивиды снаряжения.
В каждом туристском предприятии должны быть разработаны и утверждены планы действий персонала в чрезвычайных ситуациях (стихийных бедствиях, пожарах и других), включающие взаимодействие с местными органами управления, участвующими в спасательных работах.
Руководитель туристского предприятия несет ответственность за подготовленность персонала к действиям в чрезвычайных ситуациях (стихийные бедствия, захват заложников и т.д.). Гиды групп должны быть обучены и физически подготовлены к роли охранника (обезвреживание карманников, разрешение конфликтов в баре или ресторане, защита тургруппы от вымогателей и попрошаек и т.д.).
Требования к безопасности обслуживания для конкретных видов туристских услуг устанавливаются нормативной документацией на соответствующие виды услуг: государственными стандартами, Правилами, Уставами, Кодексами и другими.
Туристские предприятия обязаны ознакомить туристов с элементами риска каждой конкретной туристской услуги и мерами по его предотвращению.
Информация, необходимая для туристов в целях охраны их жизни и здоровья, предоставляется заблаговременно, до начала отдыха и в процессе обслуживания.
1.2 Контроль за выполнением требований безопасности
Контроль за выполнением требований безопасности туристов обеспечивают органы государственного управления, осуществляющие контроль за безопасностью в соответствии с их компетенцией (Федерация служб безопасности и охранных предприятий, Министерство внутренних дел).
Контроль осуществляется в начале сезона при проверке готовности туристского предприятия и трассы к эксплуатации, а также в ходе текущих проверок.
Текущие проверки обеспечения безопасности туристов проводятся в соответствии с планами и графиками технических осмотров (испытаний) зданий, сооружений, транспортных средств, пляжей и мест для купаний, туристского снаряжения и инвентаря. выдаваемого туристам пунктами проката, проверок приготовления пищи, сроков и условий хранения и транспортирования продуктов питания, проверок готовности туристов к выходу в походы.
Контроль безопасности обслуживания туристов осуществляется на основе использования следующих методов:
визуального, (путем осмотра соответствующих объектов: территории, по которой проходит трасса туристского похода, туриского снаряжения и инвентаря и т. д.);
с использованием средств измерения (контроля качества воды, воздуха и т. д., технического состояния трассы, подъемных механизмов, транспортных средств. и т. д.);
социологических исследований (путем опроса самих туристов и обслуживающего персонала);
аналитического (анализа содержания документации: паспорта трассы; медицинского журнала осмотра туристов, выходящих на маршрут и других документов).
1.3 Меры безопасности туризма
Говоря о безопасности туризма, следует подчеркнуть, что это широкое, сложное и многогранное понятие. Прежде всего, нельзя упрощать меры безопасности туризма и представлять их примитивно, как охрану туристских объектов или круглосуточных "сторожей" в гостиницах. На последней точки зрения настаивает великое множество фирм с приставками "секьюрити". Такие фирмы полагают, что во главе безопасности туризма стоит вопрос о возможности прикрепления к каждому туристу охранника с бритым затылком, используя в качестве приманки списки баров, ресторанов, мест отдыха в Москве, которые якобы безопасны и "рис кованные" списки, куда лучше всего ходить с охраной и прочее.
Идеи "сопровождения" туристов охранниками от аэропорта до аэропорта не только не помогают туризму, но наносят ему не поправимый вред: кто в этих условиях поедет в такую страну? Не достает лишь рассуждений о том, что любоваться достопримечательностями туристы будут через щели бронетранспортера или танка.
Безопасность туризма должна быть основана на тщательно продуманной, целенаправленной и комплексной системе мер в целях создания таких условий, при которых любое происшествие с туристом заведомо не могло бы произойти. Безопасность туризма можно подразделить на ряд уровней, начиная с безопасности средств размещения и транспорта, гостиничных и рекреационных комплексов, туристских центров, а также страны в целом. При этом вводимые меры безопасности не должны наносить ущерб интересам, ущемлять права и свободы как самих туристов, так и местных жителей.
Примером такой деятельности может служить мексиканская программа безопасности туризма. В апреле 1996 г. под руководством Министерства туризма Мексики и Совета по развитию туризма столичной мэрии в Мехико была проведена конференция по выработке государственной программы безопасности туризма. Мексиканские власти придали самое серьезное значение данной проблеме, рассматривая ее как важнейший элемент общей национальной программы развития туризма в стране.
Участники конференции призвали незамедлительно разработать единую комплексную программу по обеспечению безопасности иностранных туристов, начиная с момента пересечения ими государственной границы, если не с момента оформления въездных виз.
Программа безопасности туризма включает следующие меры:
- создание информационных пунктов в местах въезда иностранных туристов в аэропортах, морских терминалах и других по граничных пунктах для оказания им консультационной и иной помощи. Часть этой работы будет возложена на посольства Мексики в странах мира, откуда идет основной поток прибывающих туристов, в том числе в России;
- издание под эгидой министерства туризма государственных информационных материалов по Мексике, социально-культурным и национальным особенностям ее населения. В этих публикациях будут названы места повышенной криминогенной обстановки в ряде туристских центров, даны обзоры практики действий местных преступных элементов в отношении иностранцев;
- принятие законодательных и иных нормативных актов по ужесточению мер наказания за обман туристов водителями такси, служащими отелей, ресторанов, магазинов и других предприятий обслуживания;
- создание "туристской полиции" - единого центра информации и мобильной полицейской службы г. Мехико по оказанию срочной помощи туристам. При въезде в страну каждому туристу вручаются координаты и телефоны этого центра (персонал центра свободно владеет шестью иностранными языками (английским, французским, немецким, итальянским, шведским и японским)).
К основным мерам также отнесена необходимость повышения требований по надежности и безопасности автотранспорта, используемого местными турфирмами, а также сохранности имущества туристов в отелях.
Отдельный план безопасности составлен по международному аэропорту г. Мехико как крупнейшему элементу инфраструктуры туризма, обслуживающему более 20 млн пассажиров в год.
Создание подобных программ обеспечения безопасности туризма характерно для многих стран. Аналогичная задача стоит и перед российскими органами управления туризмом, в том числе в субъектах Федерации.
В США был создан Совет по усилению безопасности воздушных перевозок, который разработал следующие меры по усилению безопасности воздушных перевозок:
- полиции было дано задание срочно ввести особую проверку служащих аэропортов, имеющих доступ в "зоны безопасности" воздушных терминалов, на предмет уголовного прошлого, текущих правонарушений и выявления негативного поведения;
- авиакомпаниям самым тщательным образом оформлять и выверять списки вылетающих пассажиров на международных рейсах. В случае катастрофы самолета авиакомпания обязана час спустя после первых сообщений о случившемся представить полный список пострадавших пассажиров в распоряжение соответствующих служб США. Перечень должен включать установочные данные каждого пассажира, номер паспорта, название страны, его выдавшей, а также данные и телефоны кого-либо из родственников или друзей пассажира на случай "чрезвычайных происшествий". Одновременно разрабатывается система быстрого оповещения родственников пассажиров, пострадавших на внутренних авиалиниях США;
- во всех аэропортах США ввести единую компьютерную систему для выявлении и идентификации возможных террористов. Как полагают специалисты, система позволит в реальном масштабе времени из потока туристов выделять наиболее "интересных" с оперативной точки зрения лиц, чье поведение или маршрут передвижения по городам и странам дадут основание подозревать их в причастности к организации террористических актов, и незамедлительно формировать на них досье для взятия в более тща тельную разработку с подключением сил и средств ФБР;
- в 50 аэропортах США установить новейшее оборудование для обнаружения взрывных устройств (стоимость каждого комплекта более 1 млн долл.);
- из федерального бюджета и целевых взносов авиакомпаний создать специальный фонд в размере 100 млн долл. США для раз работки принципиально новых типов оборудования обнаружения взрывных устройств.
В Нью-Йоркском аэропорту "JFK" установлена система "Си-Ти-Икс 5000", которая путем сканирования предметов и вещей багажа с высокой степенью гарантии обеспечивает обнаружение взрывчатых устройств практически любого типа.
Полагают, что принимаемые в США меры получат одобрение в европейских странах, что позволит в перспективе создать почти глобальную систему борьбы с международным терроризмом. После событий 11 сентября 2001 г. в США система безопасности будет полностью изменена.
С точки зрения международного права террористические акты, затрагивающие сферу туризма, являются многоплановым и край не запутанным явлением, особенно по исполнителям и их целям. Террористические акты наносят огромный ущерб развитию международного туризма, осложняют процесс совершения заграничных турпоездок, вынуждают вводить более сложные пограничные и иные формальности.
В целях борьбы с терроризмом мировое сообщество заключило целый ряд международных конвенций (Конвенция Лиги наций 1937 г. по предотвращению актов терроризма, Токийская конвенция о терроризме 1963 г., Монреальская конвенция 1971 г. о безопасности гражданской авиации, Европейская конвенция 1976 г., Конвенция ООН 1979 г. и др.). В решениях этих конвенций даны определения террористического акта, которые в обобщенном виде можно сформулировать так: "поведение лица или группы лиц, служащее стратегии прямого насилия, затрагивающее международные отношения, направленное против государства и имеющее цель устрашить определенных лиц или публику с использованием гранат, бомб, ракет и другого оружия".
Рассматривая вопросы безопасности туризма, не следует забывать о мерах соблюдения обычных правил поведения, исключающих попадание туриста в чрезвычайные ситуации. Туристы из стран СНГ за границей чаще всего оказываются в таких ситуациях именно из-за того, что забывают об элементарной осторожности. Вот несколько примеров.
Большинству наших туристов, выезжающих впервые за границу, нелегко сразу сориентироваться в непривычной и хаотичной зарубежной действительности. Это широко используют, с позволения сказать, "добровольные" русскоговорящие гиды. Как бы случайно оказавшись поблизости от нашего туриста, растерянно осматривающегося в чужой столице, гид "узнает" в нем своего бывшего согражданина и выражает по этому поводу бурю восторга. Затем, как правило, следует помощь в организации легкой экскурсионной прогулки, которая заканчивается в неком клубе, где в изобилии имеются раскрашенные девицы и чрезвычайно дорогие напитки, за которые вышибалы заведения заставят туриста заплатить, даже если он к ним не прикасался.
В другом случае, это может быть молодая и красивая бывшая российская гражданка, рассказывающая туристу в баре душещипательную историю своего пребывания в чужой стране. Наш турист по ее просьбе угощает такую даму коктейлем, за который потом ему придется заплатить более 100 долл. США.
А вот пример худшего варианта разворота событий. В канун Рождества в Будапеште 45-летний израильский турист грузинского происхождения в дорогом и престижном отеле "Атриум Хай-ят" как бы случайно познакомился с молодой и привлекательной туристкой из Минска. Начавшаяся романтичная история закончилась достаточно быстро. При прогулке по улицам двое сообщников "туристки" затолкали израильтянина в машину, надели на голову мешок и увезли на частную квартиру. Номер в отеле туриста был ограблен на общую сумму 30 тыс. долл. США, помимо этого от него путем пыток добивались получения "ссуды" в раз мере 100 тыс. долл. США.