Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 13:52, курсовая работа
Обеспечение безопасности всегда являлось важнейшей проблемой человечества во всех сферах деятельности. Человек с момента своего зарождения подвергается изменяющимся опасностям природного, техногенного, антропогенного, биологического, социального, экологического характера.
Развитие туризма осуществляется в определенной естественной и социальной среде, которая оказывает решающее влияние на ее результаты. Это влияние не всегда бывает благоприятным. Опасности физического и социального характера должны приниматься в расчет субъектами индустрии туризма, которым следует минимизировать и предотвращать разнообразные угрозы безопасности туристской деятельности.
Введение _________________________________________________3
1.Требования безопасности при туристско-экскурсионном обслуживании
1.1 Общие требования безопасности___________________________5
1.2 Контроль за выполнением требований безопасности __________12
1.3 Меры безопасности туризма______________________________13
2. Государственное регулирование туристской деятельности ______19
3. Психология безопасности туризма
3.1 Методы повышения безопасности _________________________25
3.2 Некоторые психологические аспекты обеспечения безопасности_27
Заключение ________________________
Подобные печальные примеры можно продолжать и далее. Но все они произошли из-за чрезмерной доверчивости самих туристов и абсолютном игнорировании элементарных правил осторожности и личной безопасности.
2. Государственное регулирование туристской деятельности
Опасности угрожают не только человеку, но и обществу и государству в целом, так как каждый отдельный человек является жителем данного города и области, а также гражданином данной страны. Поэтому профилактика опасностей и обеспечение безопасности в туризме - приоритетная задача государства. Так как туризм, связанный с временными выездами (путешествиями) с постоянного места жительства и реализацией своих познавательных, профессионально-деловых, оздоровительно-спортивных и других целей с помощью разнообразных технических средств (автомобиля-внедорожника, велосипеда, акваланга, байдарки, яхты и т.д.), относят к опасным путешествиям, то государство должно регулировать туристскую деятельность. Необходимо отметить также, что так называемый "приключенческий туризм" проходит в сложных географических или природных условиях, что требует четкой организации по спасению и эвакуации туристов.
Туристская политика государства проявляется в разработке и реализации организационных мер по развитию туристской индустрии и субъектов туристского рынка (туроператоров и турагентов), учитывающих сочетание безопасных условий оказания услуг и осуществления задач тура. Она сводится к совокупности форм, методов и направлений обеспечения качественного функционирования сферы туризма с целью сохранения и развития хозяйственного комплекса. Механизм реализации туристской политики включает:
выработку концепций развития туризма;
составление целевых программ отдельных территорий и стран;
разработку мер по достижению поставленных целей.
Государство признает туристскую деятельность одной из приоритетных отраслей экономики России. Регулирование упрощенного въезда и выезда на территорию посещаемых стран определено принятыми в 1996-1998 гг. Указами Президентов многих стран мира. Менеджмент туризма ориентируется на Постановления Правительства Российской Федерации (1995-1997 гг.) об обслуживании населения в туристско-гостиничном комплексе, а также на стандарты: ГОСТ 28681-90 "Стандартизация в сфере туристско-экскурсионного обслуживания"; ГОСТ Р 50645-94 "Классификация гостиниц"; ГОСТ Р 50644-94 "Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов"; ГОСТ Р 50681-94 "Проектирование туристских услуг"; ГОСТ Р 50690-94 "Туристские услуги. Общие требования".
В соответствии с поручением Правительства РФ Ростуризм от 6 мая 2009 года №51 утвердил Стратегию развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года и план мероприятий по ее реализации. Стратегия была рассмотрена на заседании Правительства РФ и доработана с учетом состоявшегося на заседании обсуждения и предложений, поступивших от заинтересованных федеральных и региональных органов исполнительной власти, а также некоторых объединений.
На 2002 год российский рынок туристских услуг составлял около 1% от мирового, что составлял 7,4 млн. туристов в год. Однако по мнению разработчиков концепции эта цифра может быть увеличена до 40 млн. В Европе по числу поездок Россия занимает пока девятое место. В 2000 году г.Санкт-Петербург посетило около 1,5 млн. иностранных граждан, в то время как Париж - 220 млн.; Лондон и Прагу - по 80 млн. туристов.
Москва и Санкт-Петербург, являясь до сих пор основными транспортными воротами для въезда иностранных туристов, принимают на себя до 75% международных прибытий
Наблюдавшаяся в последние годы устойчивая положительная динамика количества прибывающих в столицу иностранных туристов (15-20% ежегодно), свидетельствует о наличии стабильного спроса на московский турпродукт. Так в период с 2000 по 2007 год количество иностранных посетителей, прибывающих в Москву, увеличилось почти в 3 раза с 1,5 млн. до 4,1 млн. человек, что давало основание говорить о достижении результата в 5 млн. иностранных туристов, запланированного действующей Программой развития туризма до 2010 года.
Однако кризисные явления, начав проявляться во всех отраслях мировой экономики в III квартале 2008 года затормозили процесс роста в том числе и в туристкой отрасли. Вместе с тем, на фоне общемирового снижения числа туристских прибытий, Москве в 2008 году удалось сохранить достигнутые в предыдущие годы показатели, а снижение количества иностранных туристов в Москве в 2009 году составило 10 %, что оказалось значительно меньше, чем в других отраслях экономики города.
Благодаря своевременно принятым антикризисным мерам и совместным усилиям Правительства Москвы и Комитета по туризму процесс снижения количества посещений столицы России города Москвы зарубежными гостями в 2009 году был остановлен.
По результатам I-го квартала 2010 года Москву посетило иностранных туристов уже на 13,3 % больше (760 515 чел.), чем за аналогичный период 2009 года 659 527 чел.).
Для увеличения туристского потока и выполнения задачи "формирования современной маркетинговой стратегии продвижения туристского продукта на внутреннем и международном рынках" предполагается использовать традиционные государственные методы и ресурсы.
Принципы регулирования туристской деятельности:
содействие и создание благоприятные условия для развития (к 2015 году предполагается закончить разработку и принять новый федеральный закон о туристской деятельности; приближение законодательства о лицензировании, страховании и предоставлении финансовых гарантий туристам к мировому уровню; а также другие законы и постановления правительства и т.д.);
определение и поддержка приоритетных направлений;
формирование представления о Российской Федерации как стране, благоприятной для туризма (создание рекламно-информационных программ по въездному и внутреннему туризму и проведение регулярных рекламно-информационных кампаний в средствах массовой информации);
осуществление поддержки и защиты российских туристов, туроператоров, турагентов и их объединений.
Основными целями регулирования являются:
обеспечение права граждан на отдых, свободу передвижения и других прав при совершении путешествий;
охрана окружающей природной среды;
создание условий для деятельности, направленной на воспитание, образование и оздоровление туристов;
развитие туристской индустрии (средств размещения, транспорта, объектов общественного питания, развлекательного, оздоровительного, спортивного и иного назначения), обеспечивающей потребности граждан при совершении путешествий, создании новых рабочих мест, увеличение доходов государства и граждан Российской Федерации;
развитие международных контактов;
сохранение объектов туристского показа;
рациональное использование природного и культурного наследия.
3. Психология безопасного туризма
3.1 Методы повышения безопасности
Для безопасного состояния системы "человек-среда" необходимо согласование характеристик человека и элементов, составляющих среду. В тех случаях, когда такого согласования нет, возможны следующие последствия:
снижение работоспособности;
развитие общих и профессиональных заболеваний;
аварии, пожары, взрывы;
травматизм и т.д.
Для обеспечения безопасности труда большое значение имеют психические факторы, к которым относят внимание, мышление, воля, эмоции, память, воображение и другие. Совокупность этих качеств определяет личность. Личные качества человека существенно влияют на безопасность путешествия. Иногда говорят о режиме личной безопасности. Конкретные формы учета личностных особенностей в силу их исключительной сложности пока недостаточно учитываются на практике. Однако, исходя из интуитивных соображений, необходимо обратить внимание на значительные профилактические резервы, скрывающиеся в психологии безопасного путешествия.
Турист нарушает требования безопасности по следующим причинам:
по незнанию этих требований;
по нежеланию выполнять известные ему требования безопасности;
в связи с неумением выполнять требования;
в связи с невозможностью выполнить требования (по причинам, не зависящим от туриста).
В психологической классификации причин возникновения опасных ситуаций и несчастных случаев выделяют три функциональные части. Нарушение в любой из этих частей влечет за собой нарушение действий в целом.
Нарушение мотивационной части действий проявляется в нежелании выполнять определенные действия. Нарушение может быть относительно постоянным (турист недооценивает опасность, склонен к риску, отрицательно относится к регламентирующим правилам и т.д.) и временным (турист в состоянии депрессии, алкогольного опьянения).
Нарушение ориентировочной част