Безопасность туристического путешествия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 13:52, курсовая работа

Краткое описание

Обеспечение безопасности всегда являлось важнейшей проблемой человечества во всех сферах деятельности. Человек с момента своего зарождения подвергается изменяющимся опасностям природного, техногенного, антропогенного, биологического, социального, экологического характера.
Развитие туризма осуществляется в определенной естественной и социальной среде, которая оказывает решающее влияние на ее результаты. Это влияние не всегда бывает благоприятным. Опасности физического и социального характера должны приниматься в расчет субъектами индустрии туризма, которым следует минимизировать и предотвращать разнообразные угрозы безопасности туристской деятельности.

Содержание

Введение _________________________________________________3
1.Требования безопасности при туристско-экскурсионном обслуживании
1.1 Общие требования безопасности___________________________5
1.2 Контроль за выполнением требований безопасности __________12
1.3 Меры безопасности туризма______________________________13
2. Государственное регулирование туристской деятельности ______19
3. Психология безопасности туризма
3.1 Методы повышения безопасности _________________________25
3.2 Некоторые психологические аспекты обеспечения безопасности_27
Заключение ________________________

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик.doc

— 131.50 Кб (Скачать файл)

Подобные печальные примеры можно продолжать и далее. Но все они произошли из-за чрезмерной доверчивости самих туристов и абсолютном игнорировании элементарных правил осторожности и личной безопасности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Государственное регулирование туристской деятельности

Опасности угрожают не только человеку, но и обществу и государству в целом, так как каждый отдельный человек является жителем данного города и области, а также гражданином данной страны. Поэтому профилактика опасностей и обеспечение безопасности в туризме - приоритетная задача государства. Так как туризм, связанный с временными выездами (путешествиями) с постоянного места жительства и реализацией своих познавательных, профессионально-деловых, оздоровительно-спортивных и других целей с помощью разнообразных технических средств (автомобиля-внедорожника, велосипеда, акваланга, байдарки, яхты и т.д.), относят к опасным путешествиям, то государство должно регулировать туристскую деятельность. Необходимо отметить также, что так называемый "приключенческий туризм" проходит в сложных географических или природных условиях, что требует четкой организации по спасению и эвакуации туристов.

Туристская политика государства проявляется в разработке и реализации организационных мер по развитию туристской индустрии и субъектов туристского рынка (туроператоров и турагентов), учитывающих сочетание безопасных условий оказания услуг и осуществления задач тура. Она сводится к совокупности форм, методов и направлений обеспечения качественного функционирования сферы туризма с целью сохранения и развития хозяйственного комплекса. Механизм реализации туристской политики включает:

выработку концепций развития туризма;

составление целевых программ отдельных территорий и стран;

разработку мер по достижению поставленных целей.

Государство признает туристскую деятельность одной из приоритетных отраслей экономики России. Регулирование упрощенного въезда и выезда на территорию посещаемых стран определено принятыми в 1996-1998 гг. Указами Президентов многих стран мира. Менеджмент туризма ориентируется на Постановления Правительства Российской Федерации (1995-1997 гг.) об обслуживании населения в туристско-гостиничном комплексе, а также на стандарты: ГОСТ 28681-90 "Стандартизация в сфере туристско-экскурсионного обслуживания"; ГОСТ Р 50645-94 "Классификация гостиниц"; ГОСТ Р 50644-94 "Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов"; ГОСТ Р 50681-94 "Проектирование туристских услуг"; ГОСТ Р 50690-94 "Туристские услуги. Общие требования".

В соответствии с поручением Правительства РФ Ростуризм от 6 мая 2009 года №51 утвердил Стратегию развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года и план мероприятий по ее реализации. Стратегия была рассмотрена на заседании Правительства РФ и доработана с учетом состоявшегося на заседании обсуждения и предложений, поступивших от заинтересованных федеральных и региональных органов исполнительной власти, а также некоторых объединений.

На 2002 год российский рынок туристских услуг составлял около 1% от мирового, что составлял 7,4 млн. туристов в год. Однако по мнению разработчиков концепции эта цифра может быть увеличена до 40 млн. В Европе по числу поездок Россия занимает пока девятое место. В 2000 году г.Санкт-Петербург посетило около 1,5 млн. иностранных граждан, в то время как Париж - 220 млн.; Лондон и Прагу - по 80 млн. туристов.

Москва и Санкт-Петербург, являясь до сих пор основными транспортными воротами для въезда иностранных туристов, принимают на себя до 75% международных прибытий

 Наблюдавшаяся в последние годы устойчивая положительная динамика количества прибывающих  в столицу иностранных туристов (15-20% ежегодно), свидетельствует о наличии стабильного спроса на московский турпродукт. Так в период с 2000 по 2007 год количество иностранных посетителей, прибывающих в Москву, увеличилось почти в 3 раза с 1,5 млн. до 4,1 млн. человек, что давало основание говорить о достижении результата в 5 млн. иностранных туристов, запланированного действующей Программой развития туризма до 2010 года.

Однако кризисные явления, начав проявляться во всех отраслях мировой экономики в III квартале 2008 года затормозили процесс роста в том числе и в туристкой отрасли. Вместе с тем, на фоне общемирового снижения числа туристских прибытий, Москве в 2008 году удалось сохранить достигнутые в предыдущие годы показатели, а снижение количества иностранных туристов в Москве в 2009 году составило 10 %, что оказалось значительно меньше, чем в других отраслях экономики города.

Благодаря своевременно принятым антикризисным мерам и совместным усилиям Правительства Москвы и Комитета по туризму процесс снижения количества посещений столицы России города Москвы зарубежными гостями в 2009 году был остановлен.

По результатам I-го квартала 2010 года Москву посетило иностранных туристов уже на 13,3 % больше (760 515 чел.), чем за аналогичный период 2009 года 659 527 чел.).

Для увеличения туристского потока и выполнения задачи "формирования современной маркетинговой стратегии продвижения туристского продукта на внутреннем и международном рынках" предполагается использовать традиционные государственные методы и ресурсы.

Принципы регулирования туристской деятельности:

содействие и создание благоприятные условия для развития (к 2015 году предполагается закончить разработку и принять новый федеральный закон о туристской деятельности; приближение законодательства о лицензировании, страховании и предоставлении финансовых гарантий туристам к мировому уровню; а также другие законы и постановления правительства и т.д.);

определение и поддержка приоритетных направлений;

формирование представления о Российской Федерации как стране, благоприятной для туризма (создание рекламно-информационных программ по въездному и внутреннему туризму и проведение регулярных рекламно-информационных кампаний в средствах массовой информации);

осуществление поддержки и защиты российских туристов, туроператоров, турагентов и их объединений.

Основными целями регулирования являются:

обеспечение права граждан на отдых, свободу передвижения и других прав при совершении путешествий;

охрана окружающей природной среды;

создание условий для деятельности, направленной на воспитание, образование и оздоровление туристов;

развитие туристской индустрии (средств размещения, транспорта, объектов общественного питания, развлекательного, оздоровительного, спортивного и иного назначения), обеспечивающей потребности граждан при совершении путешествий, создании новых рабочих мест, увеличение доходов государства и граждан Российской Федерации;

развитие международных контактов;

сохранение объектов туристского показа;

рациональное использование природного и культурного наследия.

Приоритетными направлениями регулирования являются: поддержка и развитие внутреннего, въездного, социального и самодеятельного туризма.

Основные пути регулирования:

создание нормативных правовых актов, направленных на совершенствование отношений в сфере туристской индустрии ;

содействие в продвижении туристского продукта на внутреннем и мировом туристских рынках (выполнение торговыми представительствами Российской Федерации за рубежом обязательств рекламно-информационных офисов, организация пресс-туров по регионам Российской Федерации для иностранных журналистов, съемка телевизионных и документальных фильмов и т.д.) ;

защита прав и интересов туристов (ликвидировать дискриминационные тарифы на услуги для иностранцев), обеспечение их безопасности;

лицензирование, стандартизация в туристской индустрии, сертификация туристского продукта (в рамках концепции будут приняты нормативные акты по стандартизации и сертификации услуг средств размещения, в том числе регулирующих вопросы классификации гостиничных средств размещения);

установление правил въезда, выезда и пребывания на территории Российской Федерации с учетом интересов развития туризма (улучшить визовую политику Российской Федерации для иностранных государств, безопасных в миграционном отношении, и усилить контроль за выдачей виз туристам из стран-"поставщиков" нелегальной миграции);

прямые бюджетные ассигнования на разработку и реализацию Федеральных целевых программ развития туризма (на маркетинговые и рекламные мероприятия департамент туризма Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации в 2001 году истратил 5 млн. рублей, в 2002 году на эти цели получил уже 50 млн. рублей);

создание благоприятных условий для инвестиций в туристскую индустрию (ремонт и реставрация памятников истории, строительство гостиниц, разработка инвестиционных проектов и т.д.);

налоговое и таможенное регулирование;

предоставление льготных кредитов; установление налоговых и таможенных льгот туроператорам и турагентам, занимающимся туристской деятельностью и привлекающим иностранных граждан для занятия туризмом на территории Российской Федерации;

содействие кадровому обеспечению туристской деятельности;

развитие научных исследований в сфере туристской индустрии;

содействие участию российских туристов, туроператоров, турагентов и их объединений в международных туристских программах;

обеспечение картографической продукцией (издание буклетов, каталогов, плакатов, карт и иной рекламно-информационной печатной продукции).

Государственное правовое регулирование транспортных услуг:

авиаперевозки туристов регулируются Воздушным кодексом Российской Федерацией от 19.03.97 г., а на международном уровне - Варшавской конвенцией для унификации правил воздушных перевозок от 12.10.29 г. и Гаагским Протоколом о поправках к ней от 28.09.55 г.;

порядок наземных перевозок определен законом Российской Федерации от 25.08.95 г. "О федеральном железнодорожном транспорте", Транспортным уставом железных дорог Российской Федерации от 08.01.98 г., "Правилами оказания услуг по перевозке пассажиров" из постановления Правительства Российской Федерации от 11.03.99 г., Бернскими конвенциями о железнодорожных перевозках грузов и пассажиров от 1980 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Психология безопасного туризма

3.1 Методы повышения безопасности

Для безопасного состояния системы "человек-среда" необходимо согласование характеристик человека и элементов, составляющих среду. В тех случаях, когда такого согласования нет, возможны следующие последствия:

снижение работоспособности;

развитие общих и профессиональных заболеваний;

аварии, пожары, взрывы;

травматизм и т.д.

Для обеспечения безопасности труда большое значение имеют психические факторы, к которым относят внимание, мышление, воля, эмоции, память, воображение и другие. Совокупность этих качеств определяет личность. Личные качества человека существенно влияют на безопасность путешествия. Иногда говорят о режиме личной безопасности. Конкретные формы учета личностных особенностей в силу их исключительной сложности пока недостаточно учитываются на практике. Однако, исходя из интуитивных соображений, необходимо обратить внимание на значительные профилактические резервы, скрывающиеся в психологии безопасного путешествия.

Турист нарушает требования безопасности по следующим причинам:

по незнанию этих требований;

по нежеланию выполнять известные ему требования безопасности;

в связи с неумением выполнять требования;

в связи с невозможностью выполнить требования (по причинам, не зависящим от туриста).

В психологической классификации причин возникновения опасных ситуаций и несчастных случаев выделяют три функциональные части. Нарушение в любой из этих частей влечет за собой нарушение действий в целом.

Нарушение мотивационной части действий проявляется в нежелании выполнять определенные действия. Нарушение может быть относительно постоянным (турист недооценивает опасность, склонен к риску, отрицательно относится к регламентирующим правилам и т.д.) и временным (турист в состоянии депрессии, алкогольного опьянения).

Нарушение ориентировочной части действий проявляется в незнании правил эксплуатации технических систем и норм по безопасности труда и способов их выполнения.

Информация о работе Безопасность туристического путешествия