Бизнес модель «freemium»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 05:11, доклад

Краткое описание

«Freemium» является новой бизнес-моделью, популярной среди софтверных и медиа-компаний, а также среди веб-сервисов [3].
«Freemium» — бизнес-модель, которая заключается в предложении воспользоваться компьютерной игрой, программным продуктом или услугой бесплатно, в то время как расширенные (улучшенная, премиум) функции продукта, его дополнительная функциональность или сервисы, другие продукты связанные с основным — все это предлагается за дополнительную плату, на основе популярности основного бесплатного продукта [2].

Содержание

1. Понятие, сущность и значение бизнес модели «Freemium» 3
2. Основные цели, принципы и ограничения бизнес модели «Freemium» 4
3. Примеры бизнес модели «Freemium» 6
Список использованных источников 8

Вложенные файлы: 1 файл

Технология freemium.docx

— 44.20 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный  федеральный университет»

 

 


ШКОЛА ЭКОНОМИКИ  И МЕНЕДЖМЕНТА

 

Кафедра менеджмента

 

 

 

 

 

 

 

 

ДОКЛАД

 

по дисциплине  «Современные технологии менеджмента»

на тему: «Бизнес модель «freemium»»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнили:

студентки  гр. С1515 см (б)

Добровольская А.

 

 

 

 

Проверила:

Меркушова Н.И.


 

 

 

 

 

 

 

г. Владивосток

2013

Содержание

1. Понятие, сущность и значение бизнес модели «Freemium» 3

2. Основные цели, принципы и ограничения бизнес модели «Freemium» 4

3. Примеры бизнес модели «Freemium» 6

Список использованных источников 8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие, сущность и значение бизнес модели «Freemium»

 

«Freemium» является новой бизнес-моделью, популярной среди софтверных и медиа-компаний, а также среди веб-сервисов [3].

«Freemium» — бизнес-модель, которая заключается в предложении воспользоваться компьютерной игрой, программным продуктом или услугой бесплатно, в то время как расширенные (улучшенная, премиум) функции продукта, его дополнительная функциональность или сервисы, другие продукты связанные с основным — все это предлагается за дополнительную плату, на основе популярности основного бесплатного продукта [2].

Термин Freemium придумали как  комбинацию из двух английских слов — free (бесплатный) и premium (улучшенный, более  высокого качества).

Автором термина «freemium»  считается бизнесмен и венчурный  капиталист Фред Уилсон, который описал эту модель ведения бизнеса не так давно, в 2006 году. Однако сам принцип  привлечения клиентов за счет бесплатного  сервиса известен намного раньше.

Успех стратегии «freemium» достигается благодаря предоставлению качественных базовых услуг на бесплатной основе. Пользователи, довольные продуктом, сами становятся его лояльными потребителями и, более того, обеспечивают маркетинг продукта «от человека к человеку», рассказывая о бесплатном и качественном сервисе. При этом компания получает доход от продажи дополнительных услуг или опций продукта. Так, по статистике разработчиков онлайн игр, если 5% пользователей оплачивают услугу, проект выходит на уровень безубыточности. Добившись увеличения процента пользователей, покупающих платные опции, проект начинает получать прибыль.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Основные цели, принципы и ограничения бизнес модели «Freemium»

 

Основные цели бизнес модели [5]:

  1. предварительное тестирование базового продукта среди пользователей и получение отзывов — как позитивных, так и критических;
  2. последующее тестирование платного продвинутого приложения к этому базовому продукту, для того, чтобы узнать: желает ли потребитель расставаться со своими деньгами ради приобретения дополнительных опций.
  3. привлечение к своему товару максимального количества пользователей, услышавших «о чем-то бесплатном».

Принципы работы по бизнес модели «Freemium» [1]:

  1. Прежде всего следует установить базовый объем услуг, который будет доступен пользователям на бесплатной основе. Число и качество предоставляемых услуг должно быть таким, чтобы клиенты сумели оценить преимущества продукта. 
  2. Наряду с базовым объемом, должен существовать премиум-пакет, который включает в себя дополнительные функции и в целом работает несколько лучше стандартного набора возможностей.
  3. Еще один пакет услуг должен представлять собой нечто среднее между премиум-пакетом и базовым набором. Этот дешевый вариант платного продукта позволяет скептикам (а также людям, не желающим тратить много денег) попробовать полный набор услуг в своеобразном усеченном виде. 
  4. Последний набор должен включать в себя все возможные услуги и представлять собой предложение самой высокой ценовой категории. Наличие в линейке продукта VIP-класса позволяет компании получать данные о том, какие суммы готовы платить пользователи за наиболее качественные услуги.
  5. Все платные наборы услуг должны быть доступны пользователю для бесплатного тестового использования на протяжении значительного периода времени (например, 1-2 месяца). Такая возможность реализует известный маркетинговый ход, который заключается в нежелании человека расставаться с вещью, которой он пользовался какое-то время. 
  6. Для опытных пользователей и лояльных клиентов можно предусмотреть «конструктор услуг», который даст возможность включать опции из более дорогих наборов и таким образом экономить средства.

Большинство программных  продуктов предоставляемые на основе «Freemium» модели ограничивают пользователей по основным 5-ти направлениям [5]:

  1. Ограничение по времени — по времени бесплатного пользования.

Первое — и самое  распространённое, чем пользуются почти  все бизнесмены, вообще использующие модель «Freemium». Находка эта подсмотрена у самой жизни — обычно именно так мудрые жёны «соблазняют» своих будущих мужей, не подозревающих о том, что к ним применяется стратегия «Freemium», пока они вкушают наваристый украинский борщ с домашними поджаристыми пирожками под ледяную водку в не очень ограниченных количествах (пока!).

  1. Ограничение по месту (или сфере), где также можно пользоваться этим продуктом бесплатно.

(Например, вы можете пользоваться  какой-либо компьютерной программой (софтом) как частное лицо, за домашним  компьютером — то есть, для  своих обыденных, развлекательных  нужд. Но вы не можете пользоваться этой программой как бизнесмен, в официальной обстановке, зарабатывая с помощью этого софта деньги — прямо или некоторым образом, косвенно.

  1. Ограничение потребителя по количеству используемых им бесплатных функций.

Основной (стандартный и как правило малоинтересный) пакет функций — не стоит вам ничего. Но если вы захотите каких-то излишеств, (чего-то действительно интересного, чем игра в пасьянс «Косынка», к примеру), вы платите деньги за каждую выдуманную маркетологами новинку.

Уже сейчас можно сделать  вывод о том, что эта маркетинговая  стратегия очень рискованна —  так как выдумываемые вами платные  новинки должны быть действительно  чем-то достойным, чтобы пресыщенный  ухищрениями не всегда креативного  маркетинга потребитель просто не «послал  вас к чёрту», если выражаться ёмко и по существу!

  1. Ограничение по набору (количеству лицензий).

Ограничение по количеству бесплатных лицензий так же — сокращает  вам доступ в те сферы бизнеса, в которых вы могли бы пользоваться этим продуктом бесплатно, зарабатывая  себе тем самым на жизнь с меньшим  количеством издержек и хлопот. (Например — отсутствие у продукта бесплатной лицензии на оказание образовательных, медицинских, юридических услуг).

  1. Ограничение по доступу — к некоторым частям, разделам продукта.

Так, например, при бесплатном чате (возможности переписываться короткими  текстовыми сообщениями) программа  может, однако, затребовать оплаты за видеозвонок или за подгрузку к сообщению фотографий.

Успешное функционирование бизнеса, который построен на принципах  «freemium», возможно в том случае, если его операционная деятельность не требует  больших затрат. Это условие выполняется  в таких сферах, как разработка программного обеспечения, онлайн-сервисы, консультационные и посреднические услуги. 

Бесплатное предоставление базовых услуг пользователям  позволяет проекту развиваться  практически без затрат, поскольку  основной маркетинговой силой являются лояльные пользователи. Также развитию способствует обратная связь в виде пожеланий и замечаний клиентов, что позволяет усовершенствовать  продукт и сделать его таким, каким он видится потребителям. Указанный фактор помогает сберечь существенные ресурсы на проведении маркетинговых исследований (платных опросов и фокус-групп). 

Аналитики и специалисты  по Интернет-маркетингу считают модель «freemium» весьма перспективной в свете наступающей эпохи монетизации работы различных социальных сетей [1]. 

3. Примеры бизнес модели  «Freemium»

 

В России (и не только) одними из ярких носителей ряда черт данной модели являются [4]:

  1. Поисковые системы (Google, Yandex и др.) – основной заработок этих гигантов составляет контекстная реклама. Посещаемость поисковиков в день, как правило, равна нескольким десяткам миллионов человек, из них 1-3% жмут на контекстную рекламу, принимая ее за честную поисковую выдачу. Каждый клик стоит рекламодателю от 3 рублей и больше. Поисковики получают деньги, рекламодатели «теплых» клиентов – все счастливы.
  2. Социальные сети (Facebook, ВКонтакте, Одноклассники и др.) – заработок соцсетей более диверсифицирован: заработок идет от показа рекламы, комиссии с оплат пользователей в приложениях и играх, виртуальных подарков, повышения своего статуса (больше в сервисах знакомств, чем в соцсетях, но все же). По рекламе количество переходов в среднем составляет 0,02-0,06%, комиссия с платежей в приложениях/играх в зависимости от соцсети 30-50%, красная цена виртуального подарка 30-50 рублей. Соцсети на годовую выручку, как и поисковики, не жалуются.
  3. Сайты знакомств (Mamba, TopFace и др.): основной заработок – повышение позиции среди всех прочих пользователей. Логично, что когда ты хочешь, чтобы тебя видели – нужно вставать выше всех. Цена превращения в «царя горы» в пределах 30-150 рублей в среднем, подавляющая масса платежей идет через SMS. Кроме этого, конечно, можно выразить знак внимания понравившейся персоне виртуальной розочкой или тюльпаном (цена удовольствия 30-60 рублей).
  4. Мессенджеры/сервисы IP телефонии (Skype и др.) – ну кто из нас не пользовался хотя бы раз в жизни Скайпом? Правда, большинство из нас пользовались им бесплатно, потому что, в принципе, сообщений и звонков с одного аккаунта на другой (зачастую с весьма посредственным качеством связи) большинству хватает. Но это тоже модель «freemium», так как Skype еще и продает услуги связи с аккаунтов на городские и сотовые номера. За что и был куплен Майкрософтом за 8 млрд долларов.
  5. Игры мобильные и платформенные (Angry Birds, Farmville и др.) – мобильные игры по модели freemium зарабатывают, как правило так: 10 уровней игры можно скачать и пройти бесплатно, далее предлагается скачать игру за 1-3 доллара, далее в игре за деньги можно купить какую-нибудь крутую штуку, — например, Могущественного Орла в Angry Birds, который одной атакой сносит всех свиней, и вы проходите проблемный уровень. В платформенных играх (данный тип игр профессионалы рынка еще называют free to play) вы играете бесплатно сколько угодно, но за ускоренный рост героя/коровы/картошки/свеклы/цыплят можно заплатить, и вы автоматически становитесь в более выигрышной ситуации, чем ваши соперники. Доходы лучших игр в отрасли измеряются десятками миллионов долларов в год.
  6. Доски объявлений, так называемые Classified (Avito, Slando, Dmir и др.) – заработок формируется с нескольких каналов: плата за “верхнее” место в категории для объявления пользователя и/или выделение объявления цветом, абонентская плата с магазинов (как правило, подобные сайты развивают направление B2B, то есть являются marketplace с кучей небольших магазинов) и, конечно же, реклама (ее можно таргетировать на вас в зависимости от категории товара, который вы ищете). И данный тип площадок тоже неплохо зарабатывает!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

  1. Freemium - выгодная бизнес модель для стартапа [Электронный ресурс]. URL: http://startupforum.ru/showthread.php?t=608
  2. Википедия. Freemium [Электронный ресурс]. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Freemium
  3. Когда и как правильно использовать Freemium [Электронный ресурс]. URL: http://www.towave.ru/pub/kogda-i-kak-pravilno-ispolzovat-freemium.html
  4. Пять рабочих схем монетизации стартапов [Электронный ресурс]. URL: http://www.siliconrus.com/2013/03/pyat-rabochih-shem-monetizatsii-startapov/
  5. Тренд: Freemium [Электронный ресурс]. URL: http://www.1000ideas.ru/?p=22312

 


Информация о работе Бизнес модель «freemium»