Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 18:20, реферат
Цель данной работы: попытаться выяснить, что представляет собой бихевиоризм и как этот подход применим на практике в деятельности организации.
Начало XX века ознаменовано появлением и развитием бихевиоризма как реакции на неудачные экспериментальные исследования «физиологической психологии». Предмет бихевиоризма, или «поведенческой психологии», - поведение.
Введение
1. История появление бихевиоральной науки
1.1. Понятие бихевиоризма
1.2. Теоретические основы бихевиоризма
2. Бихевиористский подход к управленческой деятельности
3. Пример действия бихевиоралистского подхода в управлении
Заключение
Список использованной литературы
Содержание
Введение
1. История появление бихевиоральной науки
1.1. Понятие бихевиоризма
1.2. Теоретические основы бихевиоризма
2. Бихевиористский подход к управленческой деятельности
3. Пример действия бихевиоралистского подхода в управлении
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Начало XX века ознаменовано появлением и развитием бихевиоризма как реакции на неудачные экспериментальные исследования «физиологической психологии». Предмет бихевиоризма, или «поведенческой психологии», - поведение. По мнению бихевиористов, зная силу действующих раздражителей и учитывая прошлый опыт «испытуемого», можно исследовать процессы научения, образования новых форм поведения, не вникая в его физиологические механизмы.
Бихевиоризм
-- крупное психологическое
Цель данной работы: попытаться выяснить, что представляет собой бихевиоризм и как этот подход применим на практике в деятельности организации.
Структура работы: работа состоит из введения, 3 глав, заключения и списка использованной литературы. Общий объем работы 15 страниц.
1. История появление бихевиоральной науки
1.1 Понятие бихевиоризма
Бихевиоризм (от англ. behaviour - поведение), ведущее направление в американской психологии, оказавшее значительное влияние на все дисциплины, связанные с изучением человека. В основе бихевиоризма лежит понимание поведения человека и животных как совокупности двигательных и сводимых к ним вербальных и эмоциональных ответов (реакций) на воздействия (стимулы) внешней среды. Возник на рубеже 19- 20 вв. под непосредственным влиянием экспериментальных исследований психики животных. Так как в этих исследованиях не мог применяться метод самонаблюдения, господствовавший при изучении психики человека, то была построена методика эксперимента, основанного на серии контролируемых воздействий на животных и регистрации их реакций на эти воздействия. Эта методика была перенесена и на изучение психики человека. Общеметодологическими предпосылками бихевиоризма явились принципы философии позитивизма, согласно которым наука должна описывать только непосредственно наблюдаемое, а любые попытки анализа внутренних, непосредственно не данных для наблюдения механизмов отклоняются как философские спекуляции.
Отсюда основной тезис бихевиоризма: психология должна изучать поведение, а не сознание, которое в принципе непосредственно не наблюдаемо; поведение же понимается как совокупность связей «стимул - реакция» (S - R).
Родоначальником бихевиоризма является Э. Торндайк. Программа бихевиоризма и сам термин были впервые предложены Дж.Уотсоном. «Манифестом» бихевиоризма считается его статья «Психология с точки зрения бихевиориста», но предпосылки возникновения складывались задолго до нее. Таковыми являлись: требования практики, которым не могла удовлетворить «академическая» интроспективная «психология сознания», философия позитивизма и прагматизма, исследования поведения животных, физиологические и психологические идеи российских ученых.
1.2 Теоретические основы бихевиоризма
Бихевиоральная наука -- общий термин, обозначающий любую науку, которая изучает поведение индивидов и групп; к ней относятся психология, социология, социальная антропология, этология. Часто используется как синоним социальной науки.
Бихевиоризм отказывается от рассмотрения субъективного мира человека в качестве предмета психологии и предлагает считать таковым поведение индивида (животного и человека) от рождения до смерти. К поведению относят все внешне наблюдаемые реакции организма (в т. ч. отдельных его органов) на внешние воздействия (стимулы), которые можно объективно зафиксировать невооруженным глазом либо с помощью специальных приборов. Единицей анализа поведения объявляется конкретная связь стимула и реакции. В области методологии бихевиоризм предлагает метод объективного наблюдения и метод эксперимента, в которых исследуется связь S--R (раздражитель -- реакция), с целью последующего предсказания поведения субъекта и «управления» им.
Основываясь
на экспериментальных
На поведение вообще, согласно бихевиоризму оказывают влияние: с одной стороны стимулы и ситуации, предшествующие (антецедентные) поведению; с другой - стимулы (результаты и последствия), появившиеся после него. Предшествующие стимулы могут провоцировать определенное поведение или подавлять его.
2. Бихевиористский подход к управленческой деятельности
Концепция «развития организации».
В настоящее
время стало модным проявлять
интерес к организационным
Возникает
вопрос, как должны осуществляться
изменения, направленные, например, на
перестройку структур, обогащение работ,
привлечение сотрудников к
Развивающейся организации присущи следующие черты:
1) она
приспосабливается к новым
2) ее
члены осуществляют
3) это организация, в которой есть благоприятные возможности для роста и самоусовершенствования (самоактуализации) ее членов.
4) это
организация, в которой
От специалистов по РО не требуется предлагать администрации готовые решения организационных проблем, но они должны помогать ей развивать способности к решению таких проблем и способствовать созданию идеальной организации.
Наиболее
общие методы и подходы РО давно
известны. Такими методами являются «управленческая
матрица» и «тренировка
Выше
отмечалось, что во многих компаниях
подразделения по РО ограничиваются
в своей работе улучшением межличностных
отношений, однако в некоторых компаниях
предпринимаются также и
Они перечисляют семь подходов к осуществлению организационных изменений, уделяя особое внимание прямой манипуляции организационными факторами.
1) Информация.
Считается, что обеспечение
2) Индивидуальное
консультирование и терапия
3) Влияние
лидирующей группы
4) «Тренировка
чувствительности».
5) Групповая
терапия. Считается, что
6) Результаты
обследования как средство
7) Системные
изменения. Рассматриваются
Наиболее распространенным средством изменения поведения организации стали методы изменения ценностных установок и стиля руководства. Одним из таких методов является «управленческая матрица», описанная Р.Блейком и Д.Моутон, которые основываются на предположении, что существует два важнейших измерения лидерства:
1) внимание к людям;
2) внимание к производству.
Считается
также, что эти два показателя
независимы. «Управленческая матрица»
Блейка иллюстрирует это, а использование
методики обучения, основанной на ее применении,
для изменения стиля
Блейк и Моутон утверждают, что каждому руководителю присущ свой стиль руководства, проявляющийся в том, насколько он внимателен к производству и к подчиненным.
Ниже приводятся некоторые характерные стили руководства:
1. Управление
ориентировано на задачу, так
как основное внимание
2. Управление в стиле загородного клуба: управляющий заботится только о том, чтобы работники были довольны.
3. Убогое
управление или управление, при
котором быть менее
Блейк
утверждает, что оптимальному стилю
руководства соответствует
Одним из методов обучения, ставших общеизвестными, является «тренировка чувствительности». Главным пропагандистом является К. Арджирис. Его собственный взгляд на лидерство связан с представлением о стремлении людей к самоусовершенствованию. Он утверждает, что с этой точки зрения лучшим оказывается такое руководство, при котором подчиненные получают возможность самовыражения, что квалификация является следствием ценностных установок личности и, если ценностные установки исполнителя неверны, он становится медлительным и негибким. Таких сотрудников необходимо переучивать путем «размораживания» старых установок и «замораживания» новых.
То, что влияние руководителя зависит в некотором смысле от того, насколько его поведение способствует осуществлению целей его подчиненных или членов его группы, признают все. Мы видим, что для некоторых ученых, придерживающихся бихевиоральных концепций, это означает, что лучшее поведение руководителя - это поведение, ориентированное на подчиненного или поддерживающее подчиненных.
И все же слишком часто те, кто призывает к изменениям, надеются, что изменения коснутся кого угодно, только не их самих. Поэтому основная проблема, возможно, заключается в том, чтобы заставить каждого понять, что он тоже может испытать воздействие изменений и что комитет также может этому способствовать.
3. Пример действия бихевиоралистского подхода в управлении
Исходная ситуация.
Компания
производит широкий ассортимент
электротехнического
Информация о работе Бихевиористский подход к управленческой деятельности