Бихевиористский подход к управленческой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 18:20, реферат

Краткое описание

Цель данной работы: попытаться выяснить, что представляет собой бихевиоризм и как этот подход применим на практике в деятельности организации.
Начало XX века ознаменовано появлением и развитием бихевиоризма как реакции на неудачные экспериментальные исследования «физиологической психологии». Предмет бихевиоризма, или «поведенческой психологии», - поведение.

Содержание

Введение
1. История появление бихевиоральной науки
1.1. Понятие бихевиоризма
1.2. Теоретические основы бихевиоризма
2. Бихевиористский подход к управленческой деятельности
3. Пример действия бихевиоралистского подхода в управлении
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

доклад.docx

— 27.07 Кб (Скачать файл)

В деятельности всех отделений на протяжении многих лет традиционно преобладает  административный аспект. Центральный  отдел планирования в производственном отделении занимается разработкой  технологических процессов, спецификаций оборудования и оснастки, составляет детальные планы производства и  графики для всех цехов. Объем  продаж компании составляет примерно 20 млн. руб. в год. За последние 10 лет  фирма стремительно расширялась, и  объем продаж увеличился в четыре раза. Однако, на протяжении последних  нескольких лет прибыли снижались, и недавно компании едва удалось  покрыть издержки.

Основные  характеристики разных групп изделий  различны.

1. Специальный  ассортимент излучающей аппаратуры  высокой точности, продается непосредственно  правительству.

2. Нестандартная  звуковая аппаратура, продается  непосредственно правительству.  В отличие от первой группы  изделий, для которой характерен  акцент на конструкторские решения,  звуковая аппаратура в конструктивном  отношении проста, но выпускается  в больших количествах и требует  отлаженных способов серийного  производства.

3. Нестандартные  изделия высокой точности для  радиовещания и специальный ассортимент  аппаратуры связи, продаваемые  прямо потребителям, в соответствии  с техническими характеристиками. Успешный сбыт зависит от технического  исполнения. Производятся малыми  партиями.

4. Стандартная  продукция массового потребления.

Эта продукция продается потребителям по рыночным ценам, поэтому упор делается на снижение себестоимости как на основу конкурентоспособности.

Исходя  из приведенного описания фирмы, можно  сформулировать несколько обобщений.

1. Для  отдела сбыта особое значение  имеет объем продаж.

2. При  конструировании прибыль в расчет  не берется.

3 Затраты  растут, и цены испытывают влияние  конкуренции. Рост затрат связан  с ростом численности административного  персонала, а не с ростом  заработной платы работников  или с ростом цен на сырье  и материалы

4. Эффективность  операций снижается по мере  расширения ассортимента продукции  и роста объема продаж. В частности,  было отмечено следующее:

а) постоянно  изменяется ассортимент нестандартной  продукции и продукции специального назначения, что связано с технологическими изменениями и изменениями требований заказчика. Компания обнаруживает, что  она может приспособиться к таким  изменениям только при значительных затратах и частых переналадках;

б) конструкторское  отделение часто не обращает внимания на производственные проблемы, связанные  с осуществлением его предложений;

в) продукция  специального назначения и нестандартная  продукция часто не удовлетворяют  спецификациям,

г) отделению  сбыта часто недостаточно консультаций конструкторского отделения по техническим  вопросам, касающимся продукции специального назначения и нестандартной продукции,

д) плохое обслуживание, заказы выполняются с большим опозданием.

5. До 40% объема продаж компании приходится  па правительственные заказы.

Бихевиоральные концепции.

Сторонник бихевиорального подхода скажет, что организация отделений сама по себе недостаточна, но является шагом в правильном направлении. Необходимо поощрять сотрудничество в каждом отделении, а одно лишь разграничение полномочий этого не дает. Если для достижения целей нужно много людей, люди должны быть Ориентированы на эти цели. Поэтому вся существующая система дисфункциональна полностью.

1. Существование  отделов централизованного планирования  и контроля с их сильным  административным аппаратом основывается  на предпосылке, что организацией  можно управлять, как часами. А  эта предпосылка неверна. При  такой организации утрачивается  гибкость и поощряется псевдо  бюрократия или бюрократия, ориентированная  на наказание (нарушение правил  ведет к еще большему ужесточению  правил со стороны плановиков  и контролеров).

2. Система  в целом не затрагивает высших  потребностей, и факторы содержания  работы не удается усилить,  так как сотрудничество отсутствует,  а централизованное планирование  не дает оперативному персоналу  возможности для самовыражения  и чувства сопричастности. Те, у  кого сильны потребности в  аффилиации, будут испытывать неудовлетворенность вследствие постоянных и неизбежных конфликтов; те, у кого основной является потребность в достижении целей, не будут иметь простора для инициативы, и только те, у кого основная потребность - это потребность во власти, может быть, найдут себя в одном из плановых органов. Наконец, связь между усердной работой и достижением желаемых целей не будет отчетливо восприниматься, так как усердная работа часто ведет к тому, что успехи не получают признания, если другие неспособны к сотрудничеству. Громадная административная система контроля основывается на представлениях теории X о человеке.

3. В  настоящее время климат в организации  располагает к тому, чтобы руководители  были менее внимательны к подчиненным,  чем это возможно в другой  ситуации; в то же время огромный  аппарат контроля поощряет недемократичный,  автократический стиль руководства,  так как формула «правила - это  закон» остается в силе.

4. При  отсутствии приверженности генеральным  целям групповые нормы, не выполняют  своих функций в отношении  организации и не приводят  к исправлению имеющихся недостатков.

5. При  значительном различии интересов,  восприятия действительности и  имеющейся информации для межличностных  отношений характерны конфликты  между группами и желание любой  ценой оправдать свои действия.

Какие рекомендации можно предложить?

1. Организация  отделений будет первым шагом,  но эти отделения должны иметь  плоскую, децентрализованную структуру.

2. За  исключением отделения продукции  массового потребления, все отделения  должны рассмотреть возможность  использования «проектных групп», выполняющих функции сбыта, производства, конструкторско-технологической подготовки  и специальные функции, которые  занимались бы выполнением отдельных  заказов. Такие группы могут  быть временными, но могут быть  также и постоянными по составу  и должны формироваться с учетом  индивидуальных предпочтений, чтобы  облегчить сотрудничество. Эти межфункциональные рабочие группы должны получать официальное признание и все права, необходимые для выполнения сроков поставки в пределах основных ограничений, налагаемых политикой фирмы. Особое внимание в этом случае уделяется групповым достижениям и тем результатам, которые могут считаться достижением групп. Организация групп сама по себе будет способствовать удовлетворению потребности в аффилиации, а признание вкладов отдельных членов групп как группами, так и вышестоящим руководством удовлетворит потребности в самоуважении.

Максимальное  использование способностей каждого  приведет к обогащению содержания работы и расширению возможностей человека для самовыражения и «психологического  роста». В самом распределении  реальных полномочий в группе отразится распределение компетентности по отношению к данной задаче, а при смене задачи изменится и распределение полномочий. Структура из пересекающихся рабочих групп и плоская децентрализованная структура способствуют развитию демократического управления.

Данные  рекомендации в целом позволяют  организовать сотрудничество и создать  основу для частого межличностного взаимодействия, что компенсирует недостатки текущей координации, снижает затраты  на контроль и администрирование (так  как «проектные группы» будут  осуществлять самоуправление), улучшает обслуживание, стимулирует инициативу и исключает разрушительные конфликты.

 

Заключение

Как видим, в настоящее время стало  модным проявлять интерес к организационным  изменениям. Это объясняется тем, что во многих фирмах изменение условий  окружающего мира и технологии вызывает необходимость соответствующих  изменений и в структуре управления. Стабильная организация способствует поддержанию порядка и организационных  норм и ценностей.

Бихевиористские подходы к управленческой деятельности направлены на изменение человеческих взаимоотношений в организации и является одним из множества существующих в психологии методов изучения поведения человека.

Изменения, при которых должно существенно  измениться поведение людей, приводят к неопределенности:

- относительно  гарантированности работы (так, сопротивление  вероятно, если фирма сокращает  производство);

- относительно  приспособления к новым условиям (пожилые рабочие могут чувствовать,  что им не приспособиться к  новым требованиям);

- относительно  социальных отношений в будущем  (изменения могут разрушить сложившиеся  благоприятные социальные отношения).

Именно  фактору социальных отношений должно уделяться особое внимание. В действительности работники оказывают сопротивление  вовсе не техническим, а социальным изменениям - изменениям в человеческих взаимоотношениях, которыми обычно сопровождаются технические изменения.

Технический аспект изменений заключается в  заметной модификации характера  работы. Социальный аспект изменений - это их влияние на существующие в  организации управление, взаимоотношения  и мнение сотрудников на этот счет.

 

Список  использованной литературы

1. Гусаров  Ю.В. Исследование систем управления. - Томск: ТПУ, 2001.

2. О'Шонесси Джон. Принципы организации управления фирмой. - М.: ИНФРА-М, 2000.


Информация о работе Бихевиористский подход к управленческой деятельности