Виды и методы стратегического анализа работы предприятия (организации). PEST – анализ, SWOT и SNW...

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 16:41, курсовая работа

Краткое описание

Для того чтобы определить стратегию поведения организации и провести эту стратегию в жизнь, руководство должно иметь углубленное представление о внешней среде, тенденциях ее развития и месте, занимаемом в ней организацией. При этом внешнее окружение, наряду с внутренней средой, изучается стратегическим управлением в первую очередь для того, чтобы вскрыть те угрозы и возможности, которые организация должна учитывать при определении своих целей и задач, при их достижении, а также для более эффективного использования своего потенциала.
Цель курсовой работы – изучить структуру и содержание стратегического анализа внешней и внутренней среды организации.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
1. Анализ внутренней среды деятельности предприятия……………………5
1.1Оценка внутреннего потенциала предприятия…………………………..5
1.2Анализ состояния компании на основе управленческого анализа……..7
1.3Различные подходы к проведению управленческого анализа………..11
1.4SWOT-анализ и SNW- предприятия (организации)…………………...18
2. Стратегический анализ и анализ внешней среды………………………...22
2.1Стратегический анализ ………………………………………………...22
2.2Анализ внешней среды…………………………………………………29
2.3Pest-анализ……………………………………………………………….31
Заключение…………………………………………………………………….34
Библиографический список…………………………………………………..37

Вложенные файлы: 1 файл

1.doc

— 240.00 Кб (Скачать файл)




Самарский Государственный Экономический  Университет

Кафедра «Национальной  экономики и природных ресурсов»

 

 

 

 

 

 

Курсовая  работа.

На тему: «Виды и методы стратегического анализа работы предприятия (организации). PEST – анализ, SWOT и SNW...».

 

 

Выполнила:

Студентка III курса

Специальности ГМУ

Плигина Анна

Научный руководитель:

А. В. Лабзин

 

 

 

г. Самара

2011г.

 

План.

Введение………………………………………………………………………..3

1. Анализ внутренней среды деятельности предприятия……………………5           

  1.1Оценка внутреннего  потенциала предприятия…………………………..5

  1.2Анализ состояния  компании на основе управленческого  анализа……..7

   1.3Различные подходы  к проведению управленческого  анализа………..11

   1.4SWOT-анализ и SNW- предприятия (организации)…………………...18

2. Стратегический анализ  и анализ внешней среды………………………...22

    2.1Стратегический  анализ ………………………………………………...22

    2.2Анализ внешней  среды…………………………………………………29

    2.3Pest-анализ……………………………………………………………….31

Заключение…………………………………………………………………….34

Библиографический список…………………………………………………..37

 

Введение.

Актуальность темы обусловлена  тем, что современная внешняя  среда предприятий характеризуется  чрезвычайно высокой степенью сложности, динамизма и неопределенности. Способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде – основное условие в бизнесе и других сферах жизнедеятельности. Более того, во все возрастающем числе случаев – это условие выживания и развития. Организации должны, с одной стороны, постоянно осознавать новый характер изменений в окружающей среде и эффективно на них реагировать. С другой стороны, необходимо иметь в виду, что сами организации генерируют изменения во внешней среде, выпуская новые, например, виды товаров и услуг, используя новые виды сырья, материалов, энергии, оборудования, технологий.

Любая организация находится и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление. Внутренняя среда организации является источником ее жизненной силы, а внешняя среда – источник, питающий организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне.

Динамизм и высокая степень  неопределенности факторов внешней  среды значительно осложняют процедуры разработки и принятия управленческих решений. Поэтому руководители как зарубежных, так и отечественных предприятий остро ощущают потребность в систематической, оперативной и всесторонней информации о состоянии и возможных изменениях, происходящих во внешней среде. Вместе с тем в реальной практике большинство российских предприятий не уделяет должного внимания факторам внешней среды, что в значительной мере обусловлено недостаточной разработанностью теоретических и методологических основ организации ее исследования с учетом национальной, региональной и отраслевой специфики.

Необходимо отметить, что значительное количество разработок в области  исследования внешней среды организации  уделяет основное внимание изучению лишь отдельных ее факторов. В месте  с тем, современная рыночная ситуация требует комплексного исследования внешней среды на основе интеграции разнообразных экономических, социально-политических, правовых и технологических аспектов.

Для того чтобы определить стратегию  поведения организации и провести эту стратегию в жизнь, руководство  должно иметь углубленное представление о внешней среде, тенденциях ее развития и месте, занимаемом в ней организацией. При этом внешнее окружение, наряду с внутренней средой, изучается стратегическим управлением в первую очередь для того, чтобы вскрыть те угрозы и возможности, которые организация должна учитывать при определении своих целей и задач, при их достижении, а также для более эффективного использования своего потенциала.

Цель курсовой работы – изучить  структуру и содержание стратегического анализа внешней и внутренней среды организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Анализ внутренней среды деятельности предприятия.                       1.1Оценка внутреннего потенциала предприятия.

Внутренняя  среда организации - это та часть  общей среды, которая находится  в рамках организации. Она оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации. Внутренняя среда имеет несколько срезов, каждый из которых включает набор ключевых процессов и элементов организации, состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация.

1. Кадровый срез  внутренней среды охватывает  такие процессы, как взаимодействие  менеджеров и рабочих; найм, обучение  и продвижение кадров; оценка  результатов труда и стимулирование; создание и поддержание отношений между работниками и т.п.

2. Организационный  срез включает в себя: коммуникационные  процессы; организационные структуры;  нормы, правила, процедуры; распределение  прав и ответственности; иерархию  подчинения.

3. В производственный срез входят изготовление продукта, снабжение и ведение складского хозяйства; обслуживание технологического парка; осуществление исследований и разработок.

4. Маркетинговый  срез внутренней среды организации  охватывает все те процессы, которые  связаны с реализацией продукции. Это стратегия продукта, стратегия ценообразования; стратегия продвижения продукта на рынке; выбор рынков сбыта и систем распределения.

5. Финансовый  срез включает в себя процессы, связанные с обеспечением эффективного  использования и движения денежных средств в организации. В частности, это поддержание ликвидности и обеспечение прибыльности, создание инвестиционных возможностей и т.п.

Внутренняя  среда как бы полностью пронизывается  организационной культурой, которая  так же, как вышеперечисленные срезы, должна подвергаться самому серьезному изучению в процессе анализа внутренней среды организации.

Представление об организационной культуре можно  получить из различных публикаций, в которых организация представляет себя. Для организации с сильной организационной культурой характерно подчеркивание важности людей, работающих в ней.1 Такие организации в публикациях о себе уделяют большое внимание разъяснению своей фирменной философии, пропаганде своих ценностей. В то же время для организаций со слабой организационной культурой характерно стремление в публикациях говорить о формальных организационных и количественных аспектах своей деятельности.

Представление об организационной культуре дает наблюдение того, как сотрудники трудятся на своих  рабочих местах, как они коммуницируют друг с другом, чему они отдают предпочтение в разговорах. Также понимание организационной культуры может быт улучшено, если ознакомиться с тем, как построена система карьеры в организации и какие критерии служат для продвижения работников.

Пониманию организационной  культуры способствует изучение того, существуют ли в организации устойчивые заповеди, неписаные нормы поведения, ритуальные мероприятия, предания, герои  и т.п., насколько об этом осведомлены  все сотрудники организации и насколько серьезно они относятся ко всему этому. Если сотрудники хорошо осведомлены об истории организации, серьезно и с уважением относятся к правилам, ритуалам и организационным символам, то можно предположить с высокой степенью соответствия действительности, что организация обладает сильной организационной культурой.

Для того чтобы  выживать в долгосрочной перспективе, организация должна уметь прогнозировать то, какие трудности могут возникнуть на ее пути в будущем, и то, какие  новые возможности могут открыться для нее. Сильные и слабые стороны внутренней среды организации в такой же мере, как и угрозы и возможности, определяют условия успешного существования организации. Поэтому стратегическое управление при анализе внутренней среды интересует выявление именно того, какие сильные и слабые стороны имеют отдельные составляющие организации и организация в целом.

Суммируя вышесказанное, можно констатировать, что анализ среды, как он проводится в стратегическом управлении, направлен на выявление  угроз и возможностей, которые могут возникнуть во внешней или внутренней среде организации, и сильных и слабых сторон, которыми обладает организация. Именно для решения этой задачи и разработаны определенные приемы анализа среды, которые

применяются в  стратегическом управлении.

1.2Анализ  состояния компании на основе  управленческого анализа.

При разработке стратегии предприятия менеджеры  должны исследовать не только внешнюю  среду, но и ситуацию внутри предприятия. Необходимо определить те внутренние составляющие, которые могут рассматриваться как сильные и слабые стороны предприятия, оценить их важность и установить, какие из этих переменных могут стать основой конкурентных преимуществ.

Таким образом, анализ состояния предприятия (фирмы) включает в себя:

    • внутренний анализ (управленческий анализ);
    • оценку конкурентоспособности предприятия (сопоставление с основными конкурентами).

Управленческий  анализ — это процесс комплексного анализа внутренних ресурсов и возможностей предприятия, направленный на оценку текущего состояния бизнеса, его сильных и слабых сторон, выявление стратегических проблем.

В основе управленческого  анализа деятельности предприятия  должны лежать следующие общеметодологические принципы:

    • системный подход, в соответствии с которым предприятие рассматривается как сложная система, действующая в среде открытых систем и состоящая в свою очередь из ряда подсистем;
    • принцип комплексного анализа всех составляющих подсистем, элементов предприятия;
    • динамический принцип и принцип сравнительного анализа: анализ всех показателей в динамике, а также в сравнении с аналогичными показателями конкурирующих фирм;
    • принцип учета специфики предприятия (отраслевой и региональной).

Особенности управленческого  анализа:

    • комплексное изучение всех сторон деятельности организации;
    • интеграция учета, анализа, планирования и принятия решений в организации;
    • использование всех доступных источников информации;
    • ориентация результатов анализа на руководство организации;
    • отсутствие регламентации с внешней стороны;
    • максимальная закрытость результатов анализа в целях сохранения коммерческой тайны;
    • границы информационного инструментария анализа простираются практически на все стороны хозяйственной жизни;
    • методическое обеспечение аналитических процедур включает современные рыночные инструменты, апробированные в практике зарубежных и отечественных аналитиков;
    • управленческий анализ в основном носит прогнозный характер, направлен на оценку деятельности коммерческой организации в будущем;
    • аналитические процедуры нацелены на оценку бизнес - деятельности, обоснование оптимальных управленческих решений на основе выявления неиспользованных возможностей.

Объектом  управленческого анализа являются хозяйствующие субъекты экономики.

Субъект управленческого анализа — это лицо, непосредственно осуществляющее управленческий анализ.

Предмет управленческого анализа — это хозяйствующие процессы, протекающие на предприятии, социально-экономическая эффективность и результаты его деятельности.

Основная  цель управленческого анализа — это информационное обеспечение принятия обоснованных управленческих решений.

Проведение  управленческого анализа предприятия  любой отрасли народного хозяйства  позволяет:

  • оценить место предприятия на рынке данного товара;
  • проанализировать ресурсные возможности увеличения объема производства и продаж за счет лучшего использования основных факторов производства: средств труда, предметов труда и трудовых ресурсов;
  • оценить возможные результаты производства и реализации продукции и пути их ускорения;
  • принимать решения по ассортименту и качеству продукции, запуску в производство новых ее образцов;
  • выработать стратегию управления затратами в организации;
  • определить стратегию ценообразования;
  • анализировать взаимосвязь объема продаж, затрат и прибыли с целью управления безубыточностью производства.

Информация о работе Виды и методы стратегического анализа работы предприятия (организации). PEST – анализ, SWOT и SNW...