Виды менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 10:19, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы -- раскрыть сущность, основные категории и виды менеджмента.
Поставленную цель раскрывают следующие задачи:
- дать определение менеджменту, раскрыть его сущность;
- раскрыть основные понятия менеджмента;
- дать классификацию видам менеджмента.

Содержание

Введение
1. Понятие и сущность менеджмента
2. Основные категории менеджмента
3. Виды менеджмента
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Виды менеджментаdoc.doc

— 125.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

1. Понятие и сущность менеджмента

2. Основные категории менеджмента

3. Виды менеджмента

Заключение

Список литературы

Введение

Менеджмент - это вид  деятельности человека, который имеет  общие и специфические черты. Общие черты отражают этапы развития цивилизации, уровень научно-технического прогресса и описаны в различных научных подходах. Специфические черты отражают национальные и исторические особенности, географические условия, уровень социально-экономических отношений, культуру. Именно поэтому существует понятие не только менеджмента вообще, но и понимание существования американской, японской, и, конечно же, российской модели менеджмента.

Процесс движения России к рыночной экономике необратим. Россия сейчас проходит тот эволюционный путь, который страны с развитой экономикой прошли полвека тому назад. В России нет продолжительного опыта управления предприятиями в условиях рыночной экономики. Именно поэтому имеют место такие "болезни", как:

· спрос не изучен, непонятен. Наличие спроса определяется по факту, результатам продаж;

· уверенность в том, что в  нынешней ситуации в России не может  быть и речи об установлении долгосрочных целей по сохранению и развитию бизнеса;

· отсутствуют объективные оценки деятельности управленцев. Непонимание огромного вреда, наносимого аттестацией;

· нет практики ротации руководителей  внутри организаций. Не развивается  школа руководящего резерва;

· не используется в должной мере управленческий учет для анализа  эффективности деятельности предприятий  и подразделений.

Особенности российского менеджмента  определяются:

· чрезвычайно высокой скоростью  протекания социально-экономических, политических и др. процессов, определяющих среду существования российского  менеджмента;

· комплексом факторов, затрудняющих и благоприятствующих укреплению менеджмента в России;

· культурная среда, особенности общественного  сознания и т. п.

Воздействие факторов внешней и  внутренней среды придало российскому  менеджменту специфические черты.

Россия сейчас находится в положении "догоняющего" и вынуждена идти революционным путем к освоению методов современного менеджмента.

Российские менеджеры должны не только изучать науку и практику менеджмента, но и знать суть западной и восточных культур (Россия является евроазиатской страной). Без этого невозможно совершенствовать собственный стиль руководства, повышать имидж, создавать условия для повышения конкурентоспособности предприятия. В этом состоит актуальность темы исследования.

Цель работы -- раскрыть сущность, основные категории и виды менеджмента.

Поставленную цель раскрывают следующие задачи:

- дать определение менеджменту,  раскрыть его сущность;

- раскрыть основные понятия  менеджмента;

- дать классификацию видам менеджмента.

1. Понятие и сущность менеджмента

При переходе российской экономики на рыночные механизмы хозяйствования наряду с термином "управление" стал активно применяться термин "менеджмент", который используется как синоним управления предприятием.

В англо-русском словаре есть слова manage (заведовать, руководить), manager (заведующий, правитель), management (управление)Шапиро Уалдемер. Русско-английский и англо-русский словарь. - М.: Наука - Уайли, 1993. - 768 с..

Энциклопедический словарь определяет управление как функцию организованных систем любой природы (биологических, технических, социальных). Менеджмент отождествляется с людьми и является атрибутом исключительно социальных систем и их разновидностей (социально-технических, социально-экономических).

Например, мы говорим: "менеджмент предприятия* или "управление предприятием", но только "управление автомобилем".

Термин «управление» обозначает совокупность скоординированных мероприятий, направленных на достижение поставленных целейОрлов А.И., Федосеев В.Н. Менеджмент в техносфере: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - с.5. В. Зигерт дает такое определение: «Управление - это такое руководство людьми и такое использование средств, которое позволяет выполнять поставленные задачи гуманным, экономичным и рациональным путем»Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов / Пер. с нем. - М.: Экономика, 1990. - 456 с.. К этому надо добавить, что целеполагание, т.е. выбор целей и формулировка задач, также относится к управлению. Более того, целеполагание - одна из основных обязанностей менеджеров, особенно первых руководителей.

Менеджмент - это особый тип управления организацией в рыночной системе  хозяйствования, для которой характерны:

1. рыночные механизмы развития  экономики, предполагающие наличие  конкуренции, свободы предпринимательства и принятия хозяйственных решений, миграционные механизмы при движении капитала, рабочей силы, свободного ценообразования, что, в свою очередь, приводит к необходимости.

2. гибкости и адаптации в поведении  фирмы па рынке, что невозможно  без:

· ориентации на человеческий фактор,

· высокого профессионализма,

· творчества менеджера.

Таким образом, менеджмент и управление в современной управленческой литературе рассматриваются как взаимозаменяемые понятия. Любая деятельность требует  управления. Менеджмент - это особый вид деятельности, специфический характер которой связан с выполнением управленческих действий - функций управления. Впервые состав управленческих функций был предложен А. Файолем: "Управлять - это значит предвидеть, планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать".

В современной специальной литературе рассматривается множество функций  менеджмента, например: прогнозирование, целеполагание, планирование, организовывание  деятельности, мотивирование персонала, контроль, учет и анализ. Методы и техники реализации специфических функций менеджмента лежат в основе профессиональной деятельности любого менеджера.

Менеджмент понимается как вид трудовой деятельности. Управление - это умственный труд, в результате которого осуществляется процесс управления. Коротко говоря, процесс управления - это непрерывное осуществление последовательных действий от прогноза предстоящей деятельности, постановки цели и разработки способов ее достижения до анализа ее фактического результатаМенеджмент / Под ред. Ж.В. Прокофьевой. - М.: Знание, 2000. - с.12.

Управление как процесс

Выполнение функций менеджмента  предполагает затраты времени и  ресурсов. Ограниченность ресурсов требует  эффективного их распределения и  использования с учетом взаимозависимости и взаимосвязанности функций управления. Именно поэтому все проблемы управления рассматриваются через призму управленческих процессов, т. е. последовательности действий по преобразованию ресурсов в результаты. Некоторые примеры: процессы коммуникационные и принятия управленческих решений, производственные (технологические) процессы и процесс закупок, и множество других.

Управление - это менеджеры

Менеджмент нередко отождествляют  с людьми (менеджерами), профессионально  выполняющими управленческие функции. Как субъекты управления, менеджеры играют в организации ряд ролей, среди них:

1. роль принимающего решения.  Менеджеры несут ответственность  за такие области принятия  решений, как выбор стратегии  развития, распределения ресурсов, осуществление оперативной деятельности и т. п.;

2. информационная роль. Деятельность  менеджера неразрывно связана  со сбором и анализом информации  для принятия управленческих  решений. Современная ситуация  характеризуется недостатком информации  в условиях ее избытка. Именно  поэтому способность менеджера использовать современные информационные технологии, средства коммуникации, а также четко формулировать и доводить информацию до исполнителей являются необходимым условием успеха;

3. межличностные роли. Менеджер  формирует отношения внутри и вне организации. Он должен быть лидером, за идеями которого люди захотят идти. Каким бы грамотным специалистом менеджер не был, но "один в поле не воин". Именно поэтому менеджер должен обладать такими личностными характеристиками, как

· высокое чувство долга и преданностью делу;

· честность в отношениях с людьми и доверие к партнерам;

· умение выражать свои мысли и  убеждать;

· уважительное отношение к персоналу;

· способность быстро восстанавливать  свои физические и душевные силы и  др.

В зависимости от позиции менеджера в организации, характер реализуемых функций может быть различным, но каждый менеджер при этом принимает решения на основе собранной информации и руководит организацией выполнения принятого решения, взаимодействуя с персоналом.

Управление - это аппарат управления

Аппаратный подход к менеджменту  фокусирует внимание на структуре и  связях между звеньями и уровнями управления, на полномочиях и ответственности  работников, занимающих различные позиции (должности) в аппарате.

Менеджмент - это наука управления

Менеджмент  как область самостоятельных  знаний, как наука сформировался  в конце XIX в. Научная дисциплина "менеджмент" представляет собой  совокупность эмпирических знаний, аккумулирующих разнообразный управленческий опыт и знания, накопленные за сотни и тысячи лет практики и обобщения в виде подходов, принципов и методов, раскрывающих и моделирующих различные аспекты управленческой деятельности. В разные периоды времени перед управленцами-практиками возникали проблемы, решения которых лежали за пределами их опыта, что вынуждало практиков обращаться за помощью к ученым. Например, в начале XX к. одной из основных проблем было повышение производительности труда, в то время как в конце XX в. - проблемы гибкости и адаптивности постоянным изменениям внешней среды, которая в конечном счете переросла в проблему управления средой организации. Таким образом, в начале XX в. появились такие научные школы, как школа научного управления, административная школа, школа человеческих отношений, школа количественного подхода. Дальнейшее развитие принципы менеджмента, сформулированные в рамках этих научных школ, получили в процессном, системном, ситуационных и др. современных подходах менеджмента.

2. Основные категории менеджмента

Категории менеджмента - это наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные свойства и устойчивые отношения в процессах управления организации.

Основные категории менеджмента - это объект, субъект, функции, виды, методы и принципы.

Объектом управления - могут быть отрасли (промышленность, сельское хозяйство, транспорт), территориальные общности людей (область, район, город), отдельные стадии воспроизводства (производство, сбыт, снабжение, НИОКР), аспекты экономической деятельности (качество продукции, взаимодействие с потребителем, маркетинг), виды ресурсов (финансовые, человеческие и др.), а также характеристики производства (эффективность, отношение к работе, качество жизни, уровень занятости).

Субъекты управления - руководители различного уровня, занимающие постоянную должность и наделенные полномочиями в области принятия решения в определенных сферах деятельности (директор, менеджер, совет директоров, мэр города, городская дума, начальник отдела, группа качества, городская торгово-промышленная палата, а также любые другие люди или группы людей осуществляющие управленческое воздействие на объект управления) Федосеев В.Н., Капустин С.Н. Управление персоналом организации. Учебное пособие. - М.: Экзамен, 2003. - 368 с..

Характеристику  объектов менеджмента проводят с  позиции трех аспектов: вида объекта, функциональных областей и уровней объекта.

При этом различают следующие виды объекта  управления:

· операция;

· проект;

· система.

Функциональные  области деятельности объекта:

· маркетинг;

· производство;

· финансы;

· кадры;

· НИОКР.

Уровни объекта управления:

· рабочее место;

· участок;

· цех;

· производство;

· предприятие;

· объединение.

По признаку содержания различают  менеджмент:

1. нормативный - предусматривающий разработку и реализацию философии организации, т.е. миссию ее предпринимательской политики, определение позиции организации в конкурсной нише рынка и формирование общих стратегических намерений;

2. стратегический - предполагает выработку набора стратегий, их распределение во времени, формирование потенциала успеха организации и обеспечение стратегического контроля за их реализацией;

3. оперативный менеджмент - предусматривает разработку тактических и оперативных мер, направленных на практическую реализацию принятых стратегий развития организации.

Функция управления выражает содержание (направленность) управленческого воздействия на объект управления, управляемую систему.

Функции менеджмента определяют устойчивый состав специфических видов деятельности управленческой деятельности, характеризующихся  однородностью целей, действий или объектов их приложения.

Классификация функций управления представлена в таблице 1.

Таблица 1- Классификация функций  управления

 

Критерий классификации

Состав функций управления

 

1 Содержание управленческой деятельности

Прогнозирование и планирование

 
 

Организация

 
 

Активизация (мотивация, стимулирование)

 
 

Контроль

 
 

Координация

 
 

Регулирование

 
 

Исследование

 

2 Организационная роль функции

Функции интеграции (объединения)

 
 

Функция дифференциации (разделения, выделения. Обособления, специализации)

 

3 Направление деятельности

Интрафункции

 
 

Инфрафункции (направленность на внешнюю  среду)

 

4 Сферы развития объекта управления

Управление экономическими процессами (финансы, инвестиции и пр.)

 
 

Управление социально-психологическими процессами (удовлетворенность трудом, атмосфера и пр.)

 
 

Управление организационными процессами (изменения в организации, перераспределение  обязанностей и др.

 
 

Управление технологическими процессами (использование техники, новые технологии и пр.)

 

5 Этапы производственного процесса

Управление подготовкой производства

 
 

Управление процессом производства

 
 

Управление обеспечением производства

 
 

Управление процессами реализации продукции

 

6 Тип производства

Функции управления разнообразными блоками  диверсифицированного производства

 

7 Масштаб времени

Стратегическое управление

 
 

Текущее (тактическое) управление

 
 

Оперативное управление

 

8 Этапность процесса управления

Целеполагание

 
 

Определение ситуации

 
 

Определение проблемы

 
 

Решение

 

9 Основные факторы производственного процесса

Управление продуктом

 
 

Управление персоналом

 
 

Управление информацией

 
     

Информация о работе Виды менеджмента