Виды менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 10:19, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы -- раскрыть сущность, основные категории и виды менеджмента.
Поставленную цель раскрывают следующие задачи:
- дать определение менеджменту, раскрыть его сущность;
- раскрыть основные понятия менеджмента;
- дать классификацию видам менеджмента.

Содержание

Введение
1. Понятие и сущность менеджмента
2. Основные категории менеджмента
3. Виды менеджмента
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Виды менеджментаdoc.doc

— 125.00 Кб (Скачать файл)

В основе менеджмента лежит система  экономических законов, закономерностей  управления в условиях рыночных отношений. Законы и закономерности носят объективный  характер, т.е. не зависят от воли людей, а, напротив, определяют их волю, сознание и намерения.

Закон - это не зависящая ни от чьей воли, объективно наличествующая непреложность, заданность, сложившаяся в процессе существования данного явления, его связей и отношений с окружающим миром.

Каждый руководитель должен знать  и постоянно осознавать тот факт, что его деятельность связана с действиями законов природы и общества, законов управления. Понимание руководителем этих законов и согласование своих действий с проявлениями законов будет способствовать его деятельности, в противном случае его ожидает неудача или крах.

Различают общие и специфические  законы управления.

К общим законам управления относятся:

· закон специализации управления;

· закон интеграции управления;

· закон экономии времени;

Специфические законы управления выражают наиболее существенные связи и отношения различных сторон управления между собой и с элементами внешней среды.

Эти законы затрагивают те стороны  управления, для которых характерно взаимовлияние: когда изменение  формы и содержания одной стороны  управления вызывает устойчивые и вполне определенные изменения другой.

На данном уровне развития теории среди законов управления можно  выделить:

· закон единства и целостности  системы управления;

· закон сохранения пропорциональности и оптимальной соотносительности  всех элементов системы управления;

· закон зависимости, эффективности  решения задач управления от объема использования информации;

· закон соответствия потребного и  располагаемого времени при решении  задач управления;

· закон совместимости технических  средств и систем управления соподчиненных и взаимодействующих систем.

Закономерность - первоначальная формулировка закона в начале его теоретического осмысления и исследования.

Законы и закономерности устанавливают  общие, существенные и необходимые  связи между изучаемыми явлениями.

Все закономерности управления можно разделить на две группы. К первой относятся закономерности, присущие управлению вообще как целенаправленному воздействию, ко второй - закономерности менеджмента.

К закономерностям управления относятся:

· единство системы управления производством (устойчивость внутренних связей системы при изменении состояния внешней среды);

· пропорциональность производства и  управления (определенная соотносительность  развития основного и вспомогательного производства, как одно из условий  высокой производительности труда);

· централизация и децентрализация  управления (необходимость распределения  задач, функций и полномочий (прав и ответственности по уровням  иерархии управления));

· соотносительность и адекватность управляющей и управляемой систем (соответствие управляющей системы управляемой).

Исходя из функционального деления  работы по управлению, выделяют следующие  виды менеджмента: административный, производственный, кадровый, креативный (творческий), экологический, научно-технический, антикризисный, маркетинг рыночный, стратегический маркетинг, логистика и т.д.

Метод управления - это способы работы с конкретными инструментами, средствами управления, способы реализации функций управления.

Методы управления: административные, экономические, социально-психологические.

Принципы управления - общие правила, отражающие требования к управлению в определенных условиях общественного развития.

Автором первых принципов управления был А. Файоль. Содержание этих принципов  представлены в таблице 2.Файоль А., Эмерсон Г., Тейлор Ф., Форд Г. Управление - это наука и искусство. - М.: Республика, 1992. - 642 с.

Таблица 2 - Принципы управления по А. Файолю

 

Принцип

Содержание принципа

 

1 Разделение труда

Специализация работ для эффективного использования труда работающего

 

2 Полномочия и ответственность

Делегирование полномочий каждому  работающему, ответственность за выполнение работы

 

3 Дисциплина

Выполнение условий соглашения между рабочими и руководством, применение санкций к нарушителям дисциплины

 

4 Единоначалие

Получение распоряжений и отчет  только перед одним непосредственным начальником

 

5 Единство действий

Объединение действий с одинаковой целью в группы и работа по единому  плану

 

6 Подчиненность личных интересов

Преимущество интересов организации  перед индивидуальными интересами

 

7 Вознаграждение

Получение работниками справедливого  вознаграждения за работу

 

8 Централизация

Достижение лучших результатов  при правильном соотношении между  централизацией и децентрализацией

 

9 Скалярная цепь

Передача распоряжений и осуществление коммуникаций между уровнями иерархии через непрерывную цепь команд ("цепь начальников")

 

10 Порядок

Рабочее место для каждого работника  и каждый работник на своем месте

 

11 Справедливость

Справедливое проведение в жизнь  правил и соглашений на всех уровнях скалярной цепи

 

12 Стабильность персонала

Установка работающих на лояльность к организации и долгосрочную работу

 

13 Инициатива

Поощрение работающих к выработке  независимых суждений в границах их полномочий и работ

 

14 Корпоративный дух

Гармония интересов персонала  и организации (в единении-сила")

 
     

Концепция менеджмента по Э.М. Короткову  основывается на следующих принципах:

а) принцип органичности (эффект целостности) заключается в том, что свойства любой системы зависят от свойств ее элементов, но при этом не определяются полностью этими свойствами. Свойства системы в целом не сводятся к свойствам ее элементов или сумме этих свойств. Система обладает собственными свойствами, не присущими ни одной из ее элементов. Это свойство очень заметно проявляется в таких понятиях, как эффективность и качество управления;

б) принцип генетической определенности, который требует при решении  любой проблемы в процессе управления подходить с позиций ее происхождения, природы, анализировать ее истоки, и последствия. Менеджер чаще должен задавать себе вопросы "почему?" и "что же дальше?";

в) принцип пространственно-временного существования системы. Он не сводится к пониманию внешней среды  как нередко полагают. Все связи, и внутренние и внешние, все элементы существуют в определенных пространственно-временных отношениях, которые влияют на их существование, проявление и функционирование. Это протяженности связей и место элементов системы в этих протяженностях. Проанализируйте структуру системы управления транснациональными корпорациями, изучите динамику коммуникаций при росте и развитии фирмы - и вы получите практическое подтверждение важности этого принципа;

г) принцип историчности или этапности, можно сказать, цикличности существования  и развития системы. Этот принцип требует учета тенденций развития системы, предвидение подъемов и спадов в этом развитии, готовности к кризисным ситуациям и рискованным решениям, определения особенностей современного этапа существования системы, и не как отделенного от общей тенденции варианта, а как связующего звена предыдущего и последующих этапов;

д) принцип условности границ системы. Любая система имеет границу  с внешней средой, но эта граница  имеет условный характер. При этом целостность системы не исчезает. Просто она включается в другую систему, более высокого порядка или больших масштабов. Этот принцип можно назвать "принципом матрешки". В управлении он проявляется в потребности управлять не только внутренними процессами функционирования системы, но, насколько это возможно, и внешними процессами. Именно в таком смысле говорят, что маркетинг -это управление процессами продвижения товаров на рынке. Конечно, внешнее и внутреннее управление различны по методам управления, и по функциям, и по целям. Видеть их различие и связь -очень важная проблема в методологии практического управления;

е) принцип разделения системообразующих  и системоразрушающих, их флуктуации, т. е. взаимопереходов, взаимодействия. В функционировании и развитии любой  системы объективно существуют и те, и другие факторы. Нельзя построить эффективное управление без соответствующей оценки и понимания этих факторов;

ж) принцип соотносительности. Его  содержание заключается в том, что  для любой системы необходимо определенное соотношение ее элементов  и частей. Это соотношение может меняться, в определенных пределах оно нормативно задано. В управлении большое значение имеют оценки социально-структурных соотношений, соотношений технических средств, видов информации, затрат времени и пр.;

и) принцип коммуникативности заключается в том, что объект управления- социально-экономическая система существует благодаря связям социально-информационного характера. Коммуникации между людьми в процессах их совместной деятельности определяет функционирование и развитие системы.

Принципы системного подхода должны занимать центральное место в  методологии управления, служить  связующим звеном методологии и  организации управления.

3. Виды менеджмента

Понятие менеджмент достаточно быстро и прочно вошло в современный  отечественный экономический лексикон, став по своей сути аналогом понятия "управление". Оно широко используется применительно к разным социально-экономическим процессам, осуществляемым в рыночных условиях хозяйствования.

Виды менеджмента - специальные  области управленческой деятельности, связанные с решением определенных задач менеджмента.

Общий или генеральный менеджмент - заключается в управлении деятельностью организации в целом или ее самостоятельных хозяйственных звеньев (профит-центров).

Функциональный (специальный) менеджмент заключается в управлении определенными сферами деятельности организации или ее звеньев (управление маркетингом, инновациями, персоналом:)

В любой организации общий и  функциональный менеджмент (генералисты  и специалисты) существуют в органическом единстве, составляя целостную систему менеджмента. Их отношение и сочетание определяют превалирующий тип формальной структуры организации.

Виды менеджмента определяются объектами управления в компании (рисунок 1).

Рисунок 1 - Объекты менеджмента

Административный менеджмент - это разработка и принятие управленческих решений, распределение заданий между исполнителями и контроль их выполнения.

Инновационный (НТ) менеджмент - это организация и управление исследованиями, разработкой, освоением и распределением нововведений в соответствии с перспективными целями, НТ потенциалом организации и результатами маркетинговых исследований.

Производственный менеджмент - это организация и управление поставками материальных ресурсов, производством и его подготовкой с целью соблюдения установленной технологии и требований к качеству продукции.

Менеджмент персонала (морально - этический) - это организация подбора, обучения, расстановки, оценки и стимулирования персонала, а также создание благоприятного климата в коллективе.

Экологический менеджмент - организация предупреждения, недопущения и установления последствий вредных воздействий производства на окружающую среду.

Инвестиционный менеджмент - это деятельность по выявлению наиболее приоритетных направлений вложения капитала или покупки собственности для извлечения доходов и др. выгод на основе финансовых расчетов эффективности проектов.

Творческий (креативный) менеджмент - это деятельность, основанная на стремлении реализовать опыт, знания, идеи, посредством организации НИОКР, производства, маркетинга.

Стратегический менеджмент - это обоснование и выбор перспективных целей и развития предприятия, повышение его конкурентоспособности, закрепление целей в долгосрочных планах, разработка целевых программ, обеспечивающих достижение намеченных целей.

Антикризисное управление - деятельность по выявлению основных причин кризисных ситуаций в ходе функционирования хозяйственного субъекта, рисков, определяемых этими причинами и возможностей устранения или минимизации их воздействия с целью восстановления высоких темпов производства и развития на основе:

а) внедрения новых технологий;

б) анализа деятельности всех структурных  подразделений.

Заключение

Приведем основные выводы по проведенному исследованию.

Менеджмент понятие  разностороннее и имеет несколько смыслов, т.е. подходов в определении сущности.

1) Менеджмент понимается как вид трудовой деятельности.

2) Менеджментом называют сам процесс управления, со всеми его функциями, методами и средствами.

3) Менеджмент - это орган управления, например, совокупность подразделений аппарата управления, объединяющего менеджеров.

4) Под менеджментом понимают категорию людей, профессионально занимающихся управлением, работающих на должностях, входящих в аппарат управления.

5) Менеджмент - это научная дисциплина, посвященная проблемам, возникающим, когда люди управляют людьми.

6) Менеджмент как научная дисциплина  опирается на практику управления.

6) Менеджмент - это не только  наука, но и искусство управления.

7) Наконец, менеджмент - это учебная дисциплина, посвященная управлению.

Категории менеджмента - это наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные свойства и  устойчивые отношения в процессах  управления организации.

Основные категории менеджмента - это объект, субъект, функции, виды, методы и принципы.

Виды менеджмента - специальные  области управленческой деятельности, связанные с решением определенных задач менеджмента.

Список литературы

1. Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов / Пер. с нем. - М.: Экономика, 1990. - 456 с.

Информация о работе Виды менеджмента