Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 18:54, реферат
Суть стратегического управления заключается в том, что в организации, с одной стороны, существует четко организованное комплексное стратегическое планирование, с другой, структура управления фирмой адекватна "формальному" стратегическому планированию и построена так, чтобы обеспечить выработку долгосрочной стратегии для достижения целей фирмы и создание управленческих механизмов реализации этой стратегии через систему планов.
Виды стратегического управления
Стратегическое управление – это такое управление, которое опирается на человеческий потенциал, как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, гибко реагирует и проводит своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности дает возможность организации выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей.
Объектами стратегического управления являются организации, стратегические хозяйственные подразделения и функциональные зоны организации.
Предметом стратегического управления являются:
Проблемы стратегического управления чаще всего возникают в результате действия многочисленных внешних факторов. Поэтому, чтобы не ошибиться в выборе стратегии, важно определить, какие экономические, политические, научно-технические, социальные и другие факторы оказывают
влияние на будущее организации.
Как уже было описано выше, стратегическое управление делится на стратегическое планирование, т.е. периодическую, запланированную реакцию фирмы на изменения внутри фирмы и в окружающей среде (управление на основе предвидения изменений) и на управление на основе гибких экстренных решений, которое применяется в тех ситуациях, когда управленческие решения необходимо принимать срочно и ожидание нового
периода планирования невозможно.
Управление на основе предвидения изменений может быть двух видов:
Ключевые моменты
- стратегия разрабатывается высшим руководством;
- стратегический план
должен быть подкреплен
- стратегические планы
должны быть гибкими для
- планирование должно
приносить пользу и
Управление посредством выбора стратегических позиций состоит в дополнении планирования потенциала фирмы планированием ее стратегии. В условиях внешней нестабильности возможен ряд стратегий. На основе анализа отклонений от цели находят стратегию, наиболее полно отвечающую цели. Успех стратегии во внешней среде будет зависеть от внутренних организационных возможностей: функциональных (НИОКР, маркетинг, производство и др.) и общеуправленческих.
Стратегическое управление на основе гибких экстренных решений подразделяется на следующие виды управления:
Невозможность оперативного решения задач поступающих из внешней среды вынудила пойти на ранжирование этих задач. Появилась необходимость наблюдения и диагностики за происходящим. Результаты передаются руководству, которое делит все задачи на 4 группы: 1)задачи немедленного реагирования (срочные и важные); 2) важные, но не очень срочные, решение после первых; 3) задачи важные, но не срочные - постоянный контроль; 4) нет ни проблемы, ни задачи (ложная тревога).
Слабые сигналы - индикаторы, которые подталкивают к принятию каких-либо решений.
Появление слабого сигнала - это начало действий.
1. Наблюдение.
2. Определение относительной силы или слабости сигнала.
Сигнал усиливается - источники опасности становятся ясны, к первым двум действиям добавляются еще два:
3. Снижение внешней
4. Повышение внутренней гибкости.
Далее сигнал становится сильным, масштабы опасности принимают конкретные очертания - дополнительные действия:
5. Разработка подготовительных планов и мероприятий и их реализация.
Пути решения проблемы определяются, результаты намеченных контрмер предсказуемы.
6. Планы практических мер и их реализация.
О стратегических неожиданностях речь идет, когда:
1. Проблема возникает внезапно и вопреки ожиданиям.
2. Проблема ставит новые задачи, не отвечая прошлому опыту фирмы.
3. Неумение быстро принять решение приводит к крупным финансовым потерям.
4. Контрмеры должны быть приняты срочно, а обычный порядок принятия решения не позволяет этого сделать.
Проблемы:
1. Осознание опасности всей организацией.
2. Информационная перегрузка (избыток информации как правило намного хуже чем ее недостаток, так как очень сложно принять правильное решение).
3. Возможность паники.
4. Разрушение иерархии приоритетов.
5. Инициатива снизу.
6. Одновременная необходимость, чтобы: успокоить организацию, продолжить обычную работу, подготовить обычные контрмеры,
7. Планы, подготовленные для ЧС, непригодны.
8. Имеющаяся стратегия неприменима.
9. Делегирование полномочий низовым подразделениям ведет к неразберихе.
10. Острый дефицит времени,
11. Прежний опыт неприменим.
Стратегические неожиданности мешают работать и требуют адекватного реагирования руководства.
Меры реагирования:
1. В условиях стратегической неожиданности начинает работать новая коммуникационная сеть связи для чрезвычайных ситуаций.
2. Перераспределение функций
высшего руководства компании: 1
группа отвечает за разработку
чрезвычайных мер по
3. Для ликвидации последствий
создается сеть оперативных
4. Новый порядок решения проблем: творческий подход, умение анализировать ситуацию, умение работать коллективно.
5. Система испытаний в не кризисных ситуациях.
Управление стратегическими
задачами (стратегическое управление
на основе гибких экстренных решений)
состоит в том, чтобы заполнить
пробел в регулярно осуществляемом
планировании, а не в том, чтобы
подменить собой это
Управление стратегическими
задачами происходит в цикле годового
планирования, где их включают во всеобъемлющее
внутрифирменное планирование. Результатами
планирования являются: a) комплекс оперативных
программ и смет по текущей деятельности
фирмы, направленный на выполнение ближайших
задач, и b) ряд стратегических задач,
представленных в виде программ изменений.
Выбор того или иного вида управления зависит от уровня нестабильности внешней среды, т.е. от количества времени, отведенного фирме для принятия решения. Каждый вид управления применяется при конкретном уровне нестабильности.
№ п/п |
Уровень нестабильности |
Вид управления |
1. |
Стабильность |
Управление на основе инструкций |
2. |
Реактивность |
Реактивное управление |
3. |
Предвидение |
Долгосрочное планирование |
4. |
Исследование |
Управление на основе предвидения изменений |
5. |
Творчество |
Стратегическое управление на основе гибких экстренных решений |
В современных условиях уровень
нестабильности очень высок, поэтому
все чаще в компаниях применяется
управление 4 и 5. Уровень нестабильности
зависит от отрасли, в которой
хозяйствует компания, от экономических
и политических факторов, влияющих
на бизнес.
По сути, выбор метода стратегического
управления осуществляется в зависимости
от уровня нестабильности. Все развитие
стратегического управления шло по пути
усложнения методов управления, которые
должны были учитывать происходящие изменения
и все более высокий уровень нестабильности,
который требовал более эффективного
управления.
Таким образом, каждый вид стратегического
управления целесообразно применять при
определенном значении уровня нестабильности,
который существует вокруг данной компании.
Уровень нестабильности |
Вид стратегического управления |
3,0-3,5 |
стратегическое планирование |
3,5-4,0 |
управление посредством выбора стратегических позиций |
4,0-4,25 |
управление путем ранжирования стратегических задач |
4,25-4,75 |
управление в условии слабых сигналов |
4,75-5,0 |
управление в условиях стратегических неожиданностей |
Чем выше уровень нестабильности, тем сложнее управление и больше усилий необходимо затрачивать для перехода на такой вид управления.
Уровни стратегического управления
В современном менеджменте
существуют различные подходы к
организации стратегического
Например, в диверсифицированной компании стратегии разрабатываются на четырех организационных уровнях:
1. Корпоративная стратегия (стратегия для компании в целом).
2. Деловая стратегия (стратегия для каждого отдельного вида деятельности компании).
3. Функциональная стратегия (стратегия для каждого функционального направления).
4. Операционная стратегия (более узкая стратегия для основных структурных единиц: заводов, торговых региональных представителей).
В совокупности все уровни стратегий можно представить в виде пирамиды.
Рис. 1
На одноотраслевом предприятии существуют только три уровня стратегий, отсутствует корпоративный блок.
Корпоративная стратегия
Корпоративная стратегия является общим планом управления для диверсифицированной компании. Она распространяется на всю компанию, охватывая все направления деятельности, которыми она занимается. Стратегия данного уровня представляет собой совокупность действий, предпринимаемых для утверждения своих позиций в различных отраслях промышленности, и подходов, используемых для управления делами компании.
Разработка корпоративной
стратегии для
1. Действия по достижению диверсификации. Для этого необходимо:
− определить сферы деятельности организации;
− сформулировать, каким образом будет действовать организация: например, путем открытия нового предприятия или путем приобретения уже существующего (устойчивого лидера, вновь образованной фирмы, проблемной фирмы, но с хорошими потенциальными возможностями);
− определиться, будет ли диверсификация ограничиваться несколькими отраслями промышленности или распространится на многие, что и будет определять позицию компании в каждой из целевых отраслей.