Виды стратегического управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 18:54, реферат

Краткое описание

Суть стратегического управления заключается в том, что в организации, с одной стороны, существует четко организованное комплексное стратегическое планирование, с другой, структура управления фирмой адекватна "формальному" стратегическому планированию и построена так, чтобы обеспечить выработку долгосрочной стратегии для достижения целей фирмы и создание управленческих механизмов реализации этой стратегии через систему планов.

Вложенные файлы: 1 файл

Виды и уровни стратегического управления.docx

— 593.53 Кб (Скачать файл)

Виды стратегического  управления

 

 Стратегическое управление – это такое управление, которое опирается на человеческий потенциал, как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, гибко реагирует и проводит своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности дает возможность организации выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей.

Объектами стратегического управления являются организации, стратегические хозяйственные подразделения и функциональные зоны организации.

Предметом стратегического управления являются:

  1. Проблемы, которые прямо связанны с генеральными целями организации.
  2. Проблемы и решения, связанные с каким-либо элементом организации, если этот элемент необходим для достижения целей, но в настоящее время отсутствует или имеется в недостаточном объеме.
  3. Проблемы, связанные с внешними факторами, которые являются неконтролируемыми.

Проблемы стратегического  управления чаще всего возникают  в результате действия многочисленных внешних факторов. Поэтому, чтобы  не ошибиться в выборе стратегии, важно определить, какие экономические, политические, научно-технические, социальные и другие факторы оказывают 

влияние на будущее организации.

Как уже было описано выше, стратегическое управление делится  на стратегическое планирование, т.е. периодическую, запланированную реакцию фирмы  на изменения внутри фирмы и в  окружающей среде (управление на основе предвидения изменений) и на управление на основе гибких экстренных решений, которое применяется в тех  ситуациях, когда управленческие решения  необходимо принимать срочно и ожидание нового

периода планирования невозможно. 

Управление на основе предвидения изменений может быть двух видов:

  • Стратегическое планирование - это набор действий, решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для достижения целей.

Ключевые моменты стратегического  планирования:

- стратегия разрабатывается  высшим руководством;

- стратегический план  должен быть подкреплен исследованиями  и фактическими данными;

- стратегические планы  должны быть гибкими для возможности  их изменения;

- планирование должно  приносить пользу и способствовать  успеху компании. При этом затраты  на реализацию мероприятий должны  быть ниже величины выгод от  их реализации.

  • Управление посредством выбора стратегических позиций.

Управление посредством  выбора стратегических позиций состоит  в дополнении планирования потенциала фирмы планированием ее стратегии.  В условиях внешней нестабильности возможен ряд стратегий. На основе анализа  отклонений от цели находят стратегию, наиболее полно отвечающую цели. Успех  стратегии во внешней среде будет  зависеть от внутренних организационных  возможностей: функциональных (НИОКР, маркетинг, производство и др.) и  общеуправленческих.

 

Стратегическое управление на основе гибких экстренных решений подразделяется на следующие виды управления:

 

 

 

  • Управление путем ранжирования стратегических задач.

Невозможность оперативного решения задач поступающих из внешней среды вынудила пойти  на ранжирование этих задач. Появилась  необходимость наблюдения и диагностики  за происходящим. Результаты передаются руководству, которое делит все  задачи на 4 группы: 1)задачи немедленного реагирования (срочные и важные); 2) важные, но не очень срочные, решение  после первых; 3) задачи важные, но не срочные - постоянный контроль; 4) нет  ни проблемы, ни задачи (ложная тревога).

  • Управление в условии слабых сигналов.

Слабые сигналы - индикаторы, которые подталкивают к принятию каких-либо решений.

Появление слабого сигнала - это начало действий.

1. Наблюдение.

2. Определение относительной  силы или слабости сигнала.

Сигнал усиливается - источники  опасности становятся ясны, к первым двум действиям добавляются еще  два:

3. Снижение внешней стратегической  уязвимости.

4. Повышение внутренней  гибкости.

Далее сигнал становится сильным, масштабы опасности принимают конкретные очертания - дополнительные действия:

5. Разработка подготовительных  планов и мероприятий и их  реализация.

Пути решения проблемы определяются, результаты намеченных контрмер предсказуемы.

6. Планы практических  мер и их реализация.

 

  • Управление в условиях стратегических неожиданностей.

О стратегических неожиданностях речь идет, когда:

1. Проблема возникает  внезапно и вопреки ожиданиям.

2. Проблема ставит новые  задачи, не отвечая прошлому опыту  фирмы.

3. Неумение быстро принять  решение приводит к крупным  финансовым потерям.

4. Контрмеры должны быть  приняты срочно, а обычный порядок  принятия решения не позволяет  этого сделать.

Проблемы:

1. Осознание опасности  всей организацией.

2. Информационная перегрузка (избыток информации как правило намного хуже чем ее недостаток, так как очень сложно принять правильное решение).

3. Возможность паники.

4. Разрушение иерархии приоритетов.

5. Инициатива снизу.

6. Одновременная необходимость, чтобы: успокоить организацию, продолжить обычную работу, подготовить обычные контрмеры,

7. Планы, подготовленные  для ЧС, непригодны.

8. Имеющаяся стратегия неприменима.

9. Делегирование полномочий низовым подразделениям ведет к неразберихе.

10. Острый дефицит времени,

11. Прежний опыт неприменим.

Стратегические неожиданности  мешают работать и требуют адекватного  реагирования руководства.

Меры  реагирования:

1. В условиях стратегической неожиданности начинает работать новая коммуникационная сеть связи для чрезвычайных ситуаций.

2. Перераспределение функций  высшего руководства компании: 1 группа отвечает за разработку  чрезвычайных мер по ликвидации  последствий стратегических неожиданностей, 2 группа исключает возможность паники,   3 группа руководителей обеспечивает нормальную работу компании.

3. Для ликвидации последствий  создается сеть оперативных рабочих  групп: выбор и подготовка руководителя, обеспечение системы связи по  принципу звезда, стратегия координируется  из центра, децентрализованное управление.

4. Новый порядок решения  проблем: творческий подход, умение  анализировать ситуацию, умение  работать коллективно.

5. Система испытаний в  не кризисных ситуациях.

 

Управление стратегическими  задачами (стратегическое управление на основе гибких экстренных решений) состоит в том, чтобы заполнить  пробел в регулярно осуществляемом планировании, а не в том, чтобы  подменить собой это планирование. Задача этих двух систем взаимно дополнять  друг друга: периодическое планирование предназначено для того, чтобы  определять новые направления деятельности предприятия и обеспечивать согласованность  действий различных подразделений. Управление стратегическими задачами предназначено для случаев отклонений от этих направлений, которые могут  возникнуть в результате появления  новых возможностей и влияния  сильных (слабых) сторон деятельности фирмы.

Управление стратегическими  задачами происходит в цикле годового планирования, где их включают во всеобъемлющее  внутрифирменное планирование. Результатами планирования являются: a) комплекс оперативных  программ и смет по текущей деятельности фирмы, направленный на выполнение ближайших  задач, и b) ряд стратегических задач, представленных в виде программ изменений. 

Выбор того или иного вида управления зависит от уровня нестабильности внешней среды, т.е. от количества времени, отведенного фирме для принятия решения. Каждый вид управления применяется при конкретном уровне нестабильности.

 

№ п/п

 Уровень нестабильности

Вид управления

1.

 Стабильность

 Управление на основе инструкций

2.

 Реактивность

 Реактивное управление

3.

 Предвидение

 Долгосрочное планирование

4.

 Исследование

  Управление на основе предвидения изменений

5.

 Творчество

Стратегическое управление на основе гибких экстренных решений


 

В современных условиях уровень  нестабильности очень высок, поэтому  все чаще в компаниях применяется  управление 4 и 5. Уровень нестабильности зависит от отрасли, в которой  хозяйствует компания, от экономических  и политических факторов, влияющих на бизнес. 
По сути, выбор метода стратегического управления осуществляется в зависимости от уровня нестабильности. Все развитие стратегического управления шло по пути усложнения методов управления, которые должны были учитывать происходящие изменения и все более высокий уровень нестабильности, который требовал более эффективного управления. 
Таким образом, каждый вид стратегического управления целесообразно применять при определенном значении уровня нестабильности, который существует вокруг данной компании.

Уровень

нестабильности

Вид стратегического управления

3,0-3,5

стратегическое планирование

3,5-4,0

управление посредством  выбора стратегических позиций

4,0-4,25

управление путем ранжирования стратегических задач

4,25-4,75

управление в условии  слабых сигналов

4,75-5,0

управление в условиях стратегических неожиданностей


 

Чем выше уровень нестабильности, тем сложнее управление и больше усилий необходимо затрачивать для  перехода на такой вид управления.

Уровни стратегического  управления

В современном менеджменте  существуют различные подходы к  организации стратегического управления. Классическим является вариант разработки стратегии с учетом различных  уровней управления. Этот процесс  называется построением стратегической пирамиды. Количество ее уровней, их ширина и содержание напрямую зависят от масштаба организации, ее структуры  и положения на рынке.

Например, в диверсифицированной компании стратегии разрабатываются на четырех организационных уровнях:

1. Корпоративная стратегия (стратегия для компании в целом).

2. Деловая стратегия (стратегия для каждого отдельного вида деятельности компании).

3. Функциональная стратегия (стратегия для каждого функционального направления).

4. Операционная стратегия (более узкая стратегия для основных структурных единиц: заводов, торговых региональных представителей).

В совокупности все уровни стратегий можно представить в виде пирамиды.

Рис. 1

На одноотраслевом предприятии существуют только три уровня стратегий, отсутствует корпоративный блок.

Корпоративная стратегия

Корпоративная стратегия  является  общим планом управления для диверсифицированной компании. Она распространяется на всю компанию, охватывая все направления деятельности, которыми она занимается. Стратегия данного уровня представляет собой совокупность действий, предпринимаемых для утверждения своих позиций в различных отраслях промышленности, и подходов, используемых для управления делами компании.

Разработка корпоративной  стратегии для диверсифицированной  компании предполагает реализацию четырех видов действий:

1. Действия по  достижению диверсификации. Для этого необходимо:

−     определить сферы деятельности организации;

−     сформулировать, каким образом будет действовать организация: например, путем открытия нового предприятия или путем приобретения уже существующего (устойчивого лидера, вновь образованной фирмы, проблемной фирмы, но с хорошими потенциальными возможностями);

−     определиться, будет ли диверсификация ограничиваться несколькими отраслями промышленности или распространится на многие, что и будет определять позицию компании в каждой из целевых отраслей.

Информация о работе Виды стратегического управления