Визитная карточка МДОУ – «Центра развития
ребенка – детский сад №144» города Перми
- В учреждении функционирует 6 групп.
- Полностью укомплектовано высококвалифицированными кадрами. Из них 48% педагогов с высшим образованием, 43,7% с высшей категорией.
- 21% педагогов награждены знаком «Почетный работник общего образования РФ», 17% отмечены грамотами департамента образования за высокие заслуги в области образования.
- Созданы и функционируют органы государственно-общественного управления – Попечительский и Управляющий советы, которые вносят большой вклад в развитие образовательного учреждения.
- По итогам работы за последние 3 года детский сад стал победителем конкурса инновационных проектов в рамках национального проекта «Образование».
- Такого высокого результата нам помогла достичь работа коллектива в инновационном режиме и правильно выстроенная деятельность по содержанию образования.
Представляем Модель деятельности учреждения, которая выстроена
по 4-м взаимосвязанным пространствам:
1) пространство
развития ДОУ,
2) пространство
развития родителей,
3) пространство
развития педагогов,
4) пространство
развития ребенка.
Рассматривая
специфику функционирования системы
учреждения, можно обозначить направленность
и назначение выделенных пространств
развития всех субъектов:
- родители формируют социальный заказ на уровне общественной потребности;
- воспитатели реализуют образовательные услуги на уровне государства;
- дети становятся потребителями, оказываемых в ДОУ образовательных услуг по обучению, воспитанию, развитию личности.
Пространство
развития ДОУ
Кадровое
Учреждение укомплектовано
кадрами на 100%. Работают узкие специалисты: 3 учителя-логопеда, педагог-психолог,
социальный педагог, музыкальный руководитель,
руководитель физического воспитания,
педагог-эколог, хореограф. Все педагоги
имеют специальное педагогическое образование:
47,8% высшее, 8,7% неоконченное высшее, 43,5%
- среднее-специальное.
100% педагогов
аттестованы.
Материально-техническая
база
В целях реализации
программы развития учреждения, комплексной
и парциальных программ педагоги
используют разнообразное оборудование:
компьютеры, ноутбук, презентационное
оборудование, DWD-магнитофон, телевизоры,
сканеры, копир, музыкальные центры с функцией
караоке и другое. В учреждении создана
информационная медиатека, где представлены
познавательные видеофильмы, обучающие
компьютерные программы, презентационные
слайд-шоу для детей и педагогов.
Программное
обеспечение основано на выстраивании программы
развития, комплексно-целевых программ
по освоению инновационных технологий.
У учреждения наработан
положительный опыт реализации программы
развития, которая направлена на переход к новому качеству дошкольного
образования, представленное:
- профессиональными объединениями педагогов ДОУ по разработке и реализации отдельных направлений программы развития;
- обеспечение комплексного сопровождения педагогического процесса всеми узкими специалистами и воспитателями ДОУ;
- выстраивание системы взаимодействия взрослого и ребенка на основе вовлечения семьи в педагогический процесс.
Управляющая
система
В Учреждении созданы
и функционируют органы общественного
управления, которые отражают интересы всех участников образовательного
процесса - это Попечительский и
Управляющий советы.
Нами выделены условия эффективного
управления:
- высокая информированность участников образовательного процесса о возможном нововведении (это обеспечивает принятие и активное участие членов педагогического коллектива и родителей воспитанников в инновационных проектах).
- полнота выделения проблем: необходимо помнить, что качественный анализ снижает риск некачественных инноваций. Результаты анализа могут существенно повлиять не только на выявление и формулировку проблем, но и на способы их решения, с этой целью разработаны стратегические документы: программа развития ДОУ, управленческие проекты, годовое планирование.
- рациональное определение общих и частных целей, следствием чего является оптимальное сочетание стратегического, тактического и оперативного уровня управления – данные направления представлены в Модели управления образовательным учреждением.
- интегрированность идей (комплексность) нашла отражение в создание проекта комплексной системы психолого-педагогической диагностики и коррекционно-развивающего обучения детей с речевыми нарушениями: инновация строго согласована с целями ДОУ, адекватна его возможностям, оптимальна его потребностям.
- реалистичность планов достижения инновационных целей управления регулярно отслеживается через систему управленческого контроля.
- заинтересованность участников в активном освоении новшества.
- контролируемость инновационных процессов.
Пространство
развития родителей
Работа с семьей
остается одним из ведущих направлений в
деятельности дошкольного учреждения.
Система выстроена на основе программы
психолого-педагогического просвещения
родителей, которая является неотъемлемой
частью годовых планов работы детского
сада и деятельности педагога-психолога.
Цель
программы – вовлечение родителей воспитанников
в педагогический процесс детского сада
и повышение их психолого-педагогической
культуры.
Семья и дошкольное
учреждение - два важных института
социализации детей. Их воспитательные
функции различны, но для разностороннего развития
ребенка необходимо их взаимодействие.
Поэтому были определены направления взаимодействия
детского сада и семьи:
- сформировать позитивное отношение родителей к образовательному процессу в ДОУ,
- подключить родителей к активному участию в педагогическом процессе.
Для осуществления
этих целей использовались следующие формы взаимодействия детского сада с семьей:
- занятия, целью которых являлось повышение родительской компетенции в области индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, а также образовательных программ, используемых ДОУ;
- программа психологических тренингов;
- внедрение авторской педагогической технологии по физическому воспитанию «Вместе с папой, вместе с мамой с физкультурою дружу»;
- мастер-классы: «Домашний театр», «Мастерская сказки», «Я, искусство и ребенок»;
- Традиции «Встречи с интересным человеком», «Сладкий вечер». В качестве носителя определенного социального опыта выступает кто-либо из родителей группы.
- Совместные праздники, игры, развлечения (совместное планирование и проведение досуга).
Пространство
развития педагогов
Одним из компонентов
пространства развития педагогов является
Система
стимулирования и мотивации:
Создание атмосферы
творчества, поиска возможно только при
создании соответствующей системы материального и морального стимулирования
самореализации педагогов. Мы используем
такие формы стимулирования, как:
1. Конкурс профессионального
мастерства внутри детского сада
«Лучший по профессии».
2. Трансляция
опыта работы педагогов на
городском и краевом уровнях;
3. Система доплат
и надбавок, в которой четко
определены критерии оценки работы
педагогов. Решение о премировании
принимается коллегиально участниками
управляющего совета.
4. Премии, выплачиваемые
Попечительским советом, заслуженным
педагогам.
Мастерство и профессионализм:
Высокий профессиональный
уровень коллектива позволяет нарабатывать
и транслировать передовой педагогический
опыт работы на федеральном, краевом, городском
уровнях:
Федеральный
уровень:
- В июне 2008 года нам была оказана высокая честь – принимать автора программы «Радуга» Татьяну Николаевну Доронову, которая провела на базе нашего учреждения мастер-класс.
- Транслировали опыт работы организации группы кратковременного пребывания для «неорганизованных» детей раннего возраста, специалистам и заведующим города Екатеринбурга.
- Опыт по работе групп кратковременного пребывания был представлен на открытой городской научно-практической конференции «Новые подходы к предоставлению общедоступного дошкольного образования» (Пермь 2009).
- 34% педагогов опубликовали методические материалы в сборнике «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок - 2007, 2009», в журнале «Дошкольная педагогика».
Краевой уровень:
- 12% педагогов опубликовали свой опыт в сборнике ПКИПКРО. Это Проект «От мамы к малышу» и статья «Социально-эмоциональное развитие детей в дошкольном детстве», практические материалы воспитателей транслированы на тематических курсах повышения квалификации ПКИПКРО.
Городской уровень
(муниципальный):
- Проведено городское методическое объединение воспитателей, работающих по программе «Радуга» на тему «Традиции и праздники в программе «Радуга».
- На базе ДОУ прошло заседание проблемной группы заместителей заведующих, работающих по программе «Радуга».
- Заместителем заведующей проводится РМО заместителей заведующих и «Школа молодого воспитателя» для педагогов групп раннего возраста.
- Педагоги дошкольного учреждения регулярно принимают участие в профессиональных конкурсах «Учитель года» и «Современный воспитатель».
Районный
уровень (муниципальный):
- Организована на базе ДОУ в рамках районной августовской конференции секция «Программа «Радуга»: интегрированный подход к образовательному процессу». Три педагога ДОУ выступили с докладами по проблемам «Социально-эмоциональное развитие младших дошкольников в условиях группы кратковременного пребывания», «Интеграция программ математического образования дошкольников», «Формирование правильного осознанно-бережного отношения к природе у старших дошкольников».
- За последние два учебных года педагоги детского сада провели два методических объединения учителей-логопедов «Приставочные глаголы», «Методы содружества логопеда, воспитателей и родителей в целях организации эффективной коррекционной работы с детьми», методическое объединение педагогов-психологов «Применение методов игровой терапии в работе со старшими дошкольниками», мастер-класс по программе «Гармония», для музыкальных руководителей по следующим темам: «Формирование певческих навыков у средних и старших дошкольников», «Методика проведения занятия по программе» и др.
Сотрудничество и сотворчество
Ситуация педагогического
развития осуществляется через организацию
профессиональных объединений в
коллективе:
- Творческая группа по апробации программы «Радуга».
- Проблемная группа «Комплексное взаимодействие воспитателей и специалистов в организации образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения» под руководством преподавателя кафедры МДВ ПКИПКРО Меньшиковой Ольги Александровны.
- Творческая группа по интеграции комплексной программы «Радуга» и парциальной региональной технологии Е.М.Фадеевой.
Коллектив
дошкольного учреждения активно
участвует в проектной деятельности:
Высокая квалификация
и опыт педагогов позволили коллективу
стать участниками и победителями различных
конкурсов проектов:
- Во втором городском конкурсе «Образовательные гранты» в номинации «Работа с детьми, не организованными в ДОУ»;
- Три проекта стали победителями 5,6 и 7 конкурсов социальных проектов «Мир, в котором мы живем»;
- X и XI городском конкурсе социальных проектов «Эколашка» -2008, 2009»;
- Регулярно участвуем в реализации проектов самоуправления микрорайона Чапаевский г.Перми, реализуя отдельные блоки социальных проектов.
Социально-психологический
климат в коллективе осуществляется через различные
формы работы:
- тренинги (на развитие рефлексивных навыков, снятие психоэмоционального напряжения, предупреждение синдрома профессионального выгорания),
- неформальное общение (походы на лыжах, в театры и др.).
Пространство
развития ребенка
Предметно-развивающая
среда
Одним из базовых компонентов реализации
программы «Радуга» является создание
развивающей предметно-пространственной
среды - системы условий, обеспечивающих
всю полноту развития детской деятельности
и его личности.
В целях реализации
программы развития учреждения педагоги используют оборудование,
позволяющее поднять качество образования
на более современную ступень. Это и презентационное
оборудование, и детские компьютерные
обучающие центры KidSmart и другое. Реализуя
Концепцию дошкольного воспитания, коллектив
стремится к высокой культура интерьера
применительно к ребенку, принимая это
не как роскошь, а условие построения «развивающей
среды».