Вклад школы науки управления в развитии теории управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 16:44, контрольная работа

Краткое описание

В настоящее время трудно назвать более важную и многогранную сферу деятельности, чем управление, или менеджмент, от которого в значительной мере зависят и эффективность производства, и качество обслуживания населения. В зарубежных странах накоплен значительный опыт управления в области промышленности, торговли, кооперации, сельского хозяйства и т.п. в результате непосредственного участия людей в управленческой деятельности. Он обогащается за счет знаний основ науки управления, мировых достижений в практической организации экономических и социальных процессов. В процессе развития управления как науки появлялись различные подходы к изучению управленческой деятельности.

Содержание

Введение 3
1. Сущность управленческой деятельности 4
2. Школа научного управления и ее вклад в развитие теории управления 7
Заключение 13
Список литературы 15

Вложенные файлы: 1 файл

Теория управления.docx

— 45.22 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО  ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ – ФИЛИАЛ РАНХиГС

 

 

 

 

 

 

Кафедра государственного и муниципального управления

Письменное контрольное задание по теории управления

на тему: «Вклад школы  науки управления в развитии теории управления» 

 

 

 

 

 

 

Выполнила

Студентка Даниленко Анастасия  Сергеевна

Группа 11311

Направление подготовки ГМУ

 

Проверила

Савинов Леонид Вячеславович

 

 

 

 

 

 

Новосибирск 2013г.

Содержание

Введение 3

1. Сущность управленческой деятельности 4

2. Школа научного управления и ее вклад в развитие теории управления 7

Заключение 13

Список литературы 15

 

Введение

В настоящее время трудно назвать более важную и многогранную сферу деятельности, чем управление, или менеджмент, от которого в значительной мере зависят и эффективность производства, и качество обслуживания населения. В зарубежных странах накоплен значительный опыт управления в области промышленности, торговли, кооперации, сельского хозяйства и т.п. в результате непосредственного участия людей в управленческой деятельности. Он обогащается за счет знаний основ науки управления, мировых достижений в практической организации экономических и социальных процессов. В процессе развития управления как науки появлялись различные подходы к изучению управленческой деятельности. Взгляды на управление принципиально зависели от того, в какой социально – политической системе они создавались и разрабатывались.

Управленческая  деятельность – один из важнейших  факторов функционирования и развития предприятий в условиях рыночной экономики, а  процесс управления является средством, при помощи которого руководство сплачивает воедино  трудовые ресурсы, материалы, информацию и людей для достижения поставленных целей.

Отсчет  эре научного менеджмента положило опубликование Тейлором в 1911 году книги "Принципы научного управления", значение которой для менеджмента, может быть, такое же, как для  христианства - Библия. Управление стало  считаться самостоятельной областью исследования.

В основу методологии  научного управления был положен  анализ содержания работы и определение  ее основных компонентов. Ф. Тейлор считал, что "только путем принудительной стандартизации методов, принудительного  использования наилучших условий  и орудий труда и принудительного  сотрудничества можно обеспечить общее  ускорение темпа работы".

 

1. Сущность  управленческой деятельности

Менеджмент  неразрывно связан с людьми, занятыми управлением. Труд в этой сфере носит  название управленческого.  По сравнению с другими видами труда в организации он имеет ряд особенностей, выражающихся в характере самого труда,  его предмете, результатах и применяемых средствах.

Управление – это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации1.

Управленческий  труд – вид трудовой деятельности по выполнению функций управления и  организации, назначением которой  является обеспечение целенаправленной и скоординированной деятельности трудового коллектива по решению стоящих перед ним задач. 

Объект управленческого труда – организация, структурное подразделение.

Предмет управленческого труда – управленческие решения и практические действия, необходимые для обеспечения функционирования объекта в требуемом режиме.

Продукт управленческого труда – управленческие решения и практические действия, необходимые для обеспечения функционирования объекта в требуемом режиме.

Управленческая  деятельность – один из важнейших  факторов функционирования и развития предприятий в условиях рыночной экономики.  Эта деятельность должна постоянно совершенствоваться в  соответствии с  объективными требованиями рынка, усложнением хозяйственных  связей, повышением роли потребителей в формировании технико-экономических  и иных параметров продукции2.

Процесс управления является средством, при помощи которого руководство сплачивает воедино трудовые ресурсы, материалы, информацию и людей для достижения поставленных целей. Эффективный процесс управления обеспечивает оптимальное использование ресурсов, минимизирует потери производительности, нарушение взаимодействия подразделений и сбоев в коммуникационных каналах.

Содержание управленческого труда применительно к конкретному объекту определяется составом функций управления.  Поэтому, каждый современный руководитель,  осуществляя управление предприятием,  реализует следующие функции менеджмента: планирование, организация, контроль, координация и мотивация.

При  планировании и организации работы  руководитель определяет, что конкретно должна сделать данная организация, когда, как и кто, по его мнению, должен это сделать. Если выбор этих решений  сделан эффективно, руководитель получает возможность координировать усилия многих людей и сообща реализовывать  потенциальные возможности группы работников. Однако, на практике зачастую, руководители ошибочно полагают, что  если некая организационная структура  или некий род деятельности прекрасно  «работают» на бумаге, то они также  хорошо будут «работать» и в жизни. Это далеко не так. Руководитель, чтобы  эффективно двигаться навстречу  цели, должен  не только координировать работу,  но и мотивировать работников на ее выполнение, а также контролировать  полученные результаты.

Каждая  их функций управления отражает определенную форму и способ управленческого  воздействия на управляемый объект, обуславливая соответствующий стиль  и методы управления.

Функции менеджера  и ситуации, в которых они реализуются, различаются, тем не менее, можно  выделить три основные функции менеджера.

Во-первых, руководитель определяет основные задачи организации, решает вопросы распределения  ресурсов, осуществляет текущие корректировки, причем он несет ответственность  за последствия принятого решения. Поэтому должен не только уметь выбрать  наилучший вариант решения, но и  решиться на то, чтобы повести руководимый  им коллектив в определенном направлении.

Во-вторых, собирает информацию о внутренней и  внешней среде, распространяет ее и, наконец, разъясняет цели организации. От того, насколько менеджер владеет  информацией, зависит результат  его работы.

В-третьих, выступает в качестве руководителя, формирующего отношения внутри и  вне организации, мотивирующего  членов организации на достижение целей, координирующего их усилия, выступающего в качестве представителя организации. Он должен быть человеком, за которым  люди готовы идти.        

Цели и  содержание работы управленцев следует  рассматривать с точки зрения организации в целом и самого работника.  Поэтому, вся работа  по управлению подразделяется  на две  части:  управление деятельностью  фирмы;  управление людьми (персоналом).

Специфика решаемых менеджерами задач предопределяет преимущественно умственный, творческий характер управленческого труда, в  котором постановка целей, разработка способов и приемов их достижения, а также организация совместной деятельности составляют главный смысл  и содержание труда людей, относимых к управленческому персоналу. У них особый предмет труда – информация, преобразуя которую они принимают решения, необходимые для изменения состояния управляемого объекта3.

В настоящее  время эффективность работы организации  во многом определяется эффективность  повседневной работы персонала управления предприятия.

 

2. Школа научного управления и ее вклад в развитие теории управления

Классическая организационная теория была первой систематизированной теорией, предлагавшей механистические конструкции, использование которых должно обязательно обеспечить организации эффективное функционирование.

Основной вклад в формирование этой теории принадлежит Ф. Тейлору, хотяотдельные идеи до него высказывали Ч. Бэббидж, Г. Меткаф (ему принадлежит утверждение, что управление ресурсами и цехами есть искусство, зависящее от применения определенных принципов), Г. Таун (он предлагал разрабатывать научные принципы управления и обмениваться управленческим опытом).

Основополагающие принципы школы научного управления состоят в следующем: если я могу на научной основе отобрать людей, их подготовить, предоставить им некоторые стимулы и соединить воедино работу и человека, тогда я смогу получить совокупную производительность, превышающую вклад, сделанный индивидуальной рабочей силой. Главная заслуга Ф. Тейлора состоит в том, что он как основатель школы научного управления разработал методологические основы нормирования труда, внедрил в практику научные подходы подбора, расстановки и стимулирования труда рабочих. Величайший вклад Ф. Тейлора состоит в том, что он начал революцию в области менеджмента.

Термин «научное управление» впервые был предложен в 1910 г. Л. Брайдейсом. После смерти Тейлора это название получило всеобщее признание применительно к его концепции.

Метод исследования Тейлора заключался в расчленении процесса физического труда и его организации на составные части (труд исполнительский и труд распорядительский) и последующем анализе этих частей. Целью Тейлора было создание системы научной организации труда, базирующейся на основе экспериментальных данных и анализе процессов физического труда и его организации.

Ф. Тейлора предложил широкомасштабное применение аналитического метода к совершенствованию управления производством. Поставив главной целью максимальное увеличение производительности труда, он предусматривал конкретные мероприятия, направленные на рациональное использование труда рабочих и средств производства, введение строгого регламента на применение материалов и инструментов, стандартизацию инструментов, рабочих операций, точный учет рабочего времени, исследование трудовых процессов путем разложения их на составные элементы и хронометража, установление контроля над каждой операцией, применение дифференциальной оплаты труда. В подходе Тейлора преобладают механицизм, трактовка социальной организации в условиях производства как сугубо формальной, принципиально отвергающей отношения, не предписанные служебным, функциональным содержанием.

Создавая свою систему, Тейлор не ограничивался только вопросами рационализации труда рабочих. Значительное внимание Тейлор уделял лучшему использованию производственных фондов предприятия.

Функции осуществления взаимодействия элементов производства были возложены на плановое или распределительное бюро предприятия, которому в системе Тейлора отводилось центральное место. Важным вкладом Тейлора было признание того, что работа по управлению – это определенная специальность. Основной задачей предложенной им системы Тейлор считал сближение интересов всего персонала предприятия.

Философскую основу системы Тейлора составила концепция так называемого экономического человека, получившая в тот период широкое распространение. В основе этой концепции лежало утверждение о том, что единственным движущим стимулом людей являются их потребности. Тейлор считал, что с помощью соответствующей системы оплаты труда можно добиться максимальной производительности труда. Другой ложный принцип системы Тейлора заключался в провозглашении единства экономических интересов рабочих и менеджеров. Цели не были достигнуты.

Генри Форд продолжил идеи Тейлора в области организации производства. В системе Тейлора центральное место занимал ручной труд. Форд заменил ручной труд машинами, т. е. сделал дальнейший шаг в развитии системы Тейлора.

Развитие учения связано с именем Анри Файоля, исследования которого в некоторых моментах близки к тектологии А. Богданова. Так, для А. Файоля процесс организации — это определение и создание общей структуры предприятия в соответствии с конкретными целями, что порождает необходимость придать форму всей структуре и обоснованно определить место и функции каждого из ее компонентов. Он рассматривал административную организацию как таковую лишь на самом общем уровне, т. е. не ограничивал исследование сферой производства, подчеркивая универсальность основных принципов функционирования администрации и полагая, что на одной и той же ступени развития все социальные организмы сходны между собой.

Видя в организации и специфический вид деятельности, и столь же своеобразную административную систему, А. Файоль был одним из первых ученых, пытавшихся разработать «общий подход» к администрации и сформулировать строго обязательные принципы административной теории. Он выделил пять основных элементов, составляющих функции администрации: предвидение, планирование, организация, координирование, контроль. А. Файоль доказывал, что административные функции не исключительная привилегия высшего руководства, они существуют на любом уровне организации и их выполняют в известной мере даже рабочие.

Видными популяризаторами классической организационной теории были Л. Гьюлик и Л. Урвик. Первый утверждал, что множество «принципов администрирования», сформулированных разными авторами, связаны общей для них всех логической структурой. Л. Урвик рассматривал понятие «научное управление» исключительно как подтверждение того, что методы изучения естественных законов, способствовавших развитию химии и технических наук, могут быть применены к анализу человеческих отношений, в частности к администрированию. Одним из основополагающих принципов классической организационной теории, провозглашенных Л. Гьюликом и Л. Урвиком, признается необходимость соответствия людей структуре. По их мнению, следует непредвзято сначала разработать соответствующую организационную структуру, а затем принимать меры для поиска подходящих людей.

Классическая теория механистически подходила к роли человека в организации, трактуя индивида как фактор производства, причем социальная природа его совершенно игнорировалась или искажалась. М. Вебер разработал «идеальный тип» административной организации, названный им бюрократия. Отбор и пребывание бюрократа в должности основаны на компетентности: значение имеет, что, а не кого он знает. Правила, процедуры и инструкции, опробованные однажды и оправдавшие себя, служат основой для принятия решений, а власть распределяется в соответствии с занимаемым положением и чином бюрократов, а не по традиции. Еще одна черта веберовской бюрократии: администратор на вершине иерархической пирамиды не может знать все о возможностях выбора, который ему предстоит сделать, но он может воспользоваться помощью других. Для этой цели квалифицированные специалисты на нижних уровнях иерархии могут отфильтровывать самую нужную информацию и передавать ее наверх.

Информация о работе Вклад школы науки управления в развитии теории управления