Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 16:44, контрольная работа
В настоящее время трудно назвать более важную и многогранную сферу деятельности, чем управление, или менеджмент, от которого в значительной мере зависят и эффективность производства, и качество обслуживания населения. В зарубежных странах накоплен значительный опыт управления в области промышленности, торговли, кооперации, сельского хозяйства и т.п. в результате непосредственного участия людей в управленческой деятельности. Он обогащается за счет знаний основ науки управления, мировых достижений в практической организации экономических и социальных процессов. В процессе развития управления как науки появлялись различные подходы к изучению управленческой деятельности.
Введение 3
1. Сущность управленческой деятельности 4
2. Школа научного управления и ее вклад в развитие теории управления 7
Заключение 13
Список литературы 15
Классическая организационная теория базируется на следующих предпосылках:
- функциональная иерархия;
- вертикальная и горизонтальная специализация;
- приоритет внутренних факторов производства по отношению к сфере потребления;
- труд и капитал — основные движущие силы в экономике.
Согласно классическим представлениям – организация является отлаженной машиной. В основе такого подхода – классические теории менеджмента, развитые в первой трети XX в. Механистический подход получил определенную завершенность в принципах рациональной бюрократии М. Вебера. Организация механистического типа представляет собой надежную систему управления для обеспечения отлаженного функционирования стабильных рутинных процессов. В таком качестве организация обладает рядом присущих ей свойств, независимо от характера и статуса социально-экономической системы, в которой она существует. Эти свойства подробно исследованы специалистами по менеджменту. При этом организации с механистическими свойствами принято называть механистическими, бюрократическими, иерархическими, командными и т.д. Однако чаще всего они обозначаются как бюрократические организации.
К свойствам бюрократических организаций относятся:
- организация строится на формальном разделении труда;
- организация ориентируется преимущественно на внутренние факторы развития;
- общие цели организации разделяются на частные задачи, выполнение которых не зависит от решения общих задач;
- задачи задаются жестко в терминах конкретных результатов (нет свободы выбора);
- организация строится по иерархическому принципу, когда пре обладают вертикальные потоки информации, а нижестоящий уровень контролируется вышестоящим и подчиняется ему;
- контроль и самая важная информация концентрируются ближе к вершине иерархической структуры;
- выполнение всех видов работ не зависит от личных качеств работников, которые взаимозаменяемы, и предполагается формальная обезличенность должностных обязанностей;
- взаимосвязанная система обобщенных формальных правил и стандартов обеспечивает выполнение сотрудниками своих обязанностей и скоординированность задач.
Эффективность бюрократических организаций основана на высшей степени организованности системы, ее управляемости.
К недостаткам организации бюрократического типа можно отнести:
- неспособность адаптироваться к изменениям внешней среды, что может привести к бессмысленной работе организации самой на себя и, соответственно, к саморазрушению;
- в бюрократической организации человек рассматривается как средство производства;
- возможно образование корпоративных групп с корыстными интересами в среде высшей бюрократии.
Бюрократическое управление не способствует росту потенциала людей, использующих свои способности частично, в тех пределах, которые непосредственно требуются для выполняемой работы.
Центральный пункт бюрократической концепции — смешивание человека и должности, исключение субъективизма, исключение индивидуального подхода и импровизации.
Таким образом, научное управление (1885-1920) наиболее тесно связано с работами Тейлора, Френка и Лилии Гилбрет и Генри Гантта - полагали, что исследуя наблюдения, замеры, логику и анализ, можно усовершенствовать многие операции ручного труда, добиваясь их более эффективного выполнения.
Основываясь на полученной информации, они изменяли рабочие операции, чтобы устранить лишние , непродуктивные движения и, используя стандартные процедуры, стремились повысить эффективность работы. Они использовала стимулирование с целью заинтересовать работников в увеличении производительности и объемов производства. Школа выступала в защиту отделения управленческих функций обдумывания и планирования от фактического выполнения работы. Представители этой школы признавали, что работа по управлению - это определенная специальность и что организация выиграет, если каждая группа работников сосредоточится на том, что она делает успешнее всего.
Вклад школы в развитие теории управления:
1) Использование научного анализа для определения лучших способов выполнения задачи.
2) Отбор работников, лучше всего подходящих для выполнения задач , и обеспечение их обучения.
3) Обеспечение работников ресурсами, требуемыми для эффективного выполнения их задач.
4) Систематическое и правильное использование материального стимулирования для повышения производительности.
5) Выделение планирования в самостоятельное направление деятельности
Школа научного управления показала необходимость: аналитической подготовки для выполнения даже самой простой работы; использования научного анализа для формирования наиболее эффективного решения задач; подбора кадров и их обучения для успешной деятельности; проработки ресурсного обеспечения работ; использования материального стимулирования в целях роста производительности.
1 Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. / Пер. с англ. – М.: «Дело», 2007.
2 Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Организация управления персоналом на предприятии. – М.:ГАУ, 2008
3 Задоркин В.И., Пилипенко И.И. Организация труда руководителей. – М.: МЭГУ, 1994
Информация о работе Вклад школы науки управления в развитии теории управления