Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 20:16, курсовая работа
Данная курсовая работа состоит из четырех пунктов: понятие и происхождение власти; системно-психологическое описание принципов власти, эффективность власти; лидерство и власть; источники власти в организации.
Задачи курсовой работы:
рассмотреть понятие власти;
изучить происхождение власти;
рассмотреть принципы власти, ее эффективность;
изучить соотношение лидерство и власти;
рассмотреть источники власти.
Введение …………………………………………………………………….3
1. Понятие и происхождение власти ………………………………………5
2. Системно-психологическое описание принципов власти. Эффективность власти ………………………………………………………………………...9
3. Источники власти в организации ………………………………………18
4. Лидерство и власть ………………………………………………………24
Заключение ………………………………………………………………….26
Список использованных источников ……………………………………...28
Организационное
поведение
«Власть
и ее источники»
Солошенков
Д.С.
Содержание
Введение …………………………………………………………………….3
1. Понятие и происхождение власти ………………………………………5
2. Системно-психологическое
описание принципов власти. Эффективность
власти ………………………………………………………………………...
3. Источники власти в организации ………………………………………18
4. Лидерство и власть ………………………………………………………24
Заключение ………………………………………………………………….26
Список
использованных источников ……………………………………...28
Введение
Выбранная тема реферата интересна и сложна. Во многих поступках людей лежит мотив приобретения власти над себе подобными. В ходе развития человеческого общества власть стала неотъемлемой частью человеческих отношений. В процессе истории как социальный институт власть претерпела определённые изменения. От внутриродового уклада, обряда почитания старших, путём множества видоизменений и разветвлений до метода поддержания порядка на огромных территориях целых государств. Неизменным осталось лишь то, что почти всегда приобретение власти сопряжалось с применением насилия. Люди ставили и ставят перед собой цель — получение наибольшей власти. Во всех войнах лежат мотивы захвата власти, — будь то территория, природные ресурсы или что–либо иное. Но в любом случае это давало бы власть над людьми. Людям неинтересно иметь власть над чем–то безжизненным, им необходимо, чтобы их власть признали им же подобные. Прекрасным примером этому служит “Сказка о рыбаке и рыбке” А.С. Пушкина. Старухе, которую можно отождествлять с государственным аппаратом власти, не хватило ни нового корыта, ни новой избы, ни безвольного старика. Ей необходимо было властвовать над людьми, и в конце концов, её необузданная фантазия разыгралась до того, что, перейдя некую грань своих страстей, она осталась ни с чем.
Так же примерно обстоят дела и у властвующих над нами. Существует некая грань, до которой применение насилия приносило пользу, а после неё привело бы к свержению власти. Найти эту грань дело очень непростое, т.к. всё в этом мире переменчиво. Если вчера возможно было совершать какое–либо насилие, то сегодня использование его может стать даже смертельно опасным для применяющего насилие. Государство, применяя насилие, должно быть точно уверено, что его действия считаются большинством населения достаточно моральными и отвечают его интересам.
Именно поэтому я считаю, что тема власти актуальна. Причём она актуальна не только в наш век. Любой, хоть немного грамотный политик должен был ставить перед собой вопрос — насколько можно применять те или иные меры наказания и к кому при его объёме власти. Однако этим вопросом задавались не только политики. Например, Н. Макиавелли — итальянский политический философ и писатель — посвятил этому вопросу несколько своих трудов, наиболее известным из которых является “Государь”. В своих произведениях этой темы касались и отечественные литераторы. Выше я уже упоминала “Сказку о рыбаке и рыбке” А.С. Пушкина, которая на мой взгляд, могла бы являться прообразом данной темы, и если провести её научный анализ, то этого было бы достаточно для раскрытия настоящего вопроса. Но я поставила перед собой другую цель — раскрыть эту тему, опираясь на исторические факты. И начну с того, что попытаюсь дать наиболее полное определение власти.
Данная курсовая работа состоит из четырех пунктов: понятие и происхождение власти; системно-психологическое описание принципов власти, эффективность власти; лидерство и власть; источники власти в организации.
Задачи курсовой работы:
Цель
работы – изучить власть, происхождение
и источники власти.
1. Понятие и происхождение власти
Об успехах менеджеров судят не потому, что они делают, а по тому, как они побуждают к работе других. Побуждать или мотивировать людей можно только воздействуя на них определенным образом или влияя на них.
В управленческой литературе способность оказывать влияние на поведение людей называется властью. Власть может относиться к индивиду, группе и организации в целом. Определение власти как организационного процесса подразумевает, что:
• власть — это потенциал, имеющийся у ее пользователя, т.е. она существует не только тогда, когда применяется;
• между тем, кто использует власть, и тем, к кому она применяется, существует взаимозависимость;
• тот, к кому применяется власть, имеет некоторую свободу действий.
Власть может существовать, но не использоваться. Если сотрудник работает по правилам, то у начальника нет необходимости применять к нему имеющуюся у него власть.
Власть — это функция зависимости, а точнее, взаимозависимости. Чем больше один человек зависит от другого, тем больше власти и у того, и у другого. Обладание властью — это возможность влияния на удовлетворение потребностей.
Власть — это социальный по своей сути термин. Власть имеет один индивид в отношении другого, одна группа — в отношении другой и т.п. Концепция власти строится на взаимодействии людей и групп в организации. Власть используют и начальники, и подчиненные для того, чтобы достичь своих целей или укрепить свое положение. Власть пронизывает всю жизнь организации, поддерживает ее структуру. Без власти нет организации. Успех и неудачи в применении власти или реакция на нее в основном определяются пониманием власти, знанием, как и когда ею пользоваться, а также способностью предвидеть последствия ее использования. Власть никогда не бывает абсолютной и неизменяющейся. Власть — это отношения в динамике, отношения, меняющие и ситуацию, и людей, отношения, меняющиеся во времени. Известно, как меняются рейтинги руководителей, проведенные в разное время. Поэтому понимание отношений власти требует уяснения конкретной ситуации и тех, кто в нее вовлечен.
Власть часто используют как синоним термина «авторитет». Это не совсем верно. Авторитет — это власть, возникшая на формальной основе, как данная кому-то и принимаемая подчиненными как то, с чем они согласны и считают правильным. В первом случае власть дается сверху, а в другом она должна быть получена снизу. Авторитет как понятие не исчерпывает всех вариантов появления власти. Власть может появиться от занимаемой должности, от личного воздействия или от того и другого. Власть должности проистекает не из самой должности, а делегируется ее обладателю теми, кому он подотчетен.
Объем этой власти зависит от уровня доверия, которое обладатель должности может получить у того, кто расположен выше него в иерархии. При этом делегированная власть может быть в любое время взята обратно наверх. Это позволяет сделать вывод, что не существует прямой зависимости между уровнем должности и объемом власти. Их соотношение ситуационно и индивидуально.
Личная
власть— это степень
Власть
- это одно из самых древних понятий, которое
до сих пор не имеет всеми признанного
однозначного определения. Существует
определение власти, как возможность наказывать
или вознаграждать. Но есть и другие точки
зрения. Так, по мнению немецкого социолога
Макса Вебера, власть А над Б - это способность
А добиться от Б того, что было бы невозможно
без вмешательства А. Значит, руководитель
вправе оказывать влияние на своего подчиненного
для достижения определенных целей, но
в то же время он должен располагать для
этого всеми необходимыми ресурсами: финансовыми,
моральными, информационными и другими.
А вот французский ученый П. Берну подчеркивает,
то власть А над Б - это способность А в
его отношениях с Б достичь того, что предпочтительно
для Б. Такое толкование власти, отводит
особое место, удовлетворению потребностей
подчиненных, требуя от руководителя умения
сбалансировать индивидуальные цели и
цели организации. Американские специалисты
в области менеджмента М. Мескон, М. Альберт
и Ф. Хедоури определили власть как возможность
оказывать влияние на поведение других
людей.
Таким
образом, власть не является атрибутом
должности, а формируется как система
взаимоотношений между руководителем
и подчиненными.
Безусловно, у руководителя гораздо больше
возможностей. Он может принять решение
о повышении заработной платы, премировании,
расширении полномочий, получении определенных
льгот, продвижении по службе и т.п. Однако
и подчиненный может обладать властью
по отношению к своему начальнику. Например,
учитель, который располагает информацией,
недоступной директору. Или являющийся
профессионалом в тех вопросах, в которых
директор либо завуч не слишком компетентны.
Случается и так, что рядовой сотрудник
добровольно берет на себя обязанности,
которые руководитель не имеет склонности
выполнять (хотя и должен), и это дает ему
определенную власть. Руководитель не
может выполнять свои функции без участия
подчиненных, а значит, всегда зависит
от них. Такое понимание противоречит
еще одному устоявшемуся в сознании многих
представлению о власти, как о возможности
навязывать свою волю, не считаясь с чувствами
и желаниями других людей. Даже если у
руководителя есть вполне определенные
полномочия направлять усилия подчиненных,
это не всегда оказывается возможным,
ибо власть лишь отчасти связана с положением
человека в иерархической структуре организации
и определяется степенью зависимости
от другого лица.
Специалисты выделяют две группы основных
источников и форм власти
2. Системно-психологическое описание принципов власти. Эффективность власти
Ни для кого не является секретом, что одно дело получить власть, добиться ее и совершенно другое – ею распоряжаться. Для распоряжения необходимо встраиваться в высокий темп жизни, формировать инструменты контроля, осуществлять прямую и косвенную регуляцию взаимодействия людей и системы общественных отношений, поддерживать оптимальный режим общественного существования. Выделим ряд принципов власти, позволяющих наиболее оптимально использовать ее для достижения поставленных целей. Наиболее полный список принципов приведен в книге «Философия власти» под редакцией В.В.Ильина. Нами предлагается переработанный и систематизированный по формально-логическим и содержательно-семантическим признакам список принципов эффективности власти. Он включает в себя следующие принципы.
Принцип сохранения. Он требует от политика и властителя отношения к власти как к единственно подлинной ценности, которая у него имеется и за которую необходимо бороться до конца. Все остальные ценности (в том числе богатство и жизнь) – лишь производные от власти и с ее потерей исчезают безвозвратно. Здесь можно провести условную аналогию с традиционными законами сохранения, фиксирующими инвариантность значений основных величин относительно функции времени. Данное положение требует стабильности, воспроизводимости, пролонгируемости власти, ее независимости, неколебимости и незыблемости перед всякого рода перипетиями (перестройками, изменениями, возмущениями) текущей жизни. Основная идея данного принципа – удержание и умножение власти всякими способами. С властью добровольно не расстаются (за редчайшим исключением); за власть борются и борются до конца, несмотря на жертвы и цену, которая может быть заплачена за ее сохранение. Власть подобна наркотику, от нее трудно отказаться, она не дает обратного хода, ставит человека в пожизненную зависимость от себя. Акцентируя это положение, Т.Гоббс вводит постулат максимизации собственной власти (жажда власти как логическое завершение сознательных внутренних стремлений), характеризующий человека политического.
Принцип своевременности. Основная идея этого принципа, дополняющего принцип сохранения, – не власть сама по себе как таковая нужна политику, а политик нужен власти. Проводится идея о том, что именно сейчас во власти должны быть люди, обладающие определенным набором профессиональных, личностных, психологических характеристик. Использование принципа своевременности позволяет смягчить некоторые резкие характеристики принципа сохранения и дополнить его в смысловом плане.