Влияние рыночных отношений на формирование целей организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 12:24, курсовая работа

Краткое описание

Данная работа является актуальной, не только потому что всесторонне обоснованные цели служат исходным началом формирования новой организации, но и потому что на данный момент наша страна должна научиться жить в условиях рыночной экономики. Умение выделить и проанализировать элементы организации и внешние факторы является залогом успеха фирмы. Цель, безусловно, определяет направление. Через установление целей можно воздействовать на события.

Содержание

Введение
Цели организации
понятие и классификация дерево
стратегическое планирование
установка и выработка
Внутренняя среда
2.1 структура и аппарат управления
2.2 основные задачи и функций
2.3 влияние внутренней среды на цели организации
3. Внешняя среда
3.1 Факторы ВС
3.2 Элементы ВС прямого и косвенного воздействия
3.3 Влияние внешней среды на формирование целей организации
Вывод

Вложенные файлы: 1 файл

MENEDZhMENT.docx

— 155.40 Кб (Скачать файл)

Так, в случае полной централизации  при установлении целей все цели определяются самым верхним уровнем  руководства организации. При таком  подходе все цели подчинены единой ориентации. Это является определенным преимуществом. Недостаток этого подхода  состоит в том, что на нижних уровнях  организации может возникать  неприятие этих целей и даже сопротивление.

В случае децентрализации  в процессе установления целей участвуют  наряду с сотрудниками верхнего уровня и сотрудники более низких уровней  организации.

Для разных подходов к установлению целей характерно наличие существенных различий. Однако общим требованием к установлению целей является то, что решающая роль во всех случаях должна принадлежать высшему руководству.

Рассмотрим процесс непосредственной выработки целей для организации. Правильно организованный процесс  выработки целей предполагает прохождение  четырех стадий:

  1. Выявление и анализ тенденций, которые наблюдаются в окружении. При правильном подходе к установлению целей руководство должно стремиться предвидеть то, в каком состоянии окажется среда, и устанавливать цели в соответствии с этим предвидением. Для этого очень важно выявить тенденции, характерные для процессов развития экономики, социальной и политической сфер, науки и техники. Менеджеры должны быть готовыми ответить на неожиданный вызов, который им может бросить внешняя среда.
  2. Установление целей для организации в целом. На данном этапе определяется, что из широкого круга возможных характеристик деятельности организации следует взять за основу. При определении целей организации учитывается то, какие цели она имела на предыдущем этапе и насколько достижение этих целей способствовало выполнению миссии организации.
  3. «Построение иерархии целей. Предполагает определение таких целей для всех уровней организации, достижение которых отдельными подразделениями будет приводить к достижению общеорганизационных целей. При этом иерархия должна строиться как по долгосрочным, так и по краткосрочным целям».
  4. Установление индивидуальных целей. Чтобы иерархия внутри организации обрела свою логическую завершенность и стала реально действующим инструментом движения целей организации, она должна быть доведена до каждого отдельного работника. Сотрудники организации получают представление о том, как их труд будет способствовать достижению целей организации.

Установленные цели должны иметь статус закона для организации, для всех ее подразделений и для  всех членов. Однако из требования обязательности целей никак не следуют их вечность и неизменность.

 

 

 

 

 

 

  1. Внутренняя  среда

2.1 Структура и аппарат управления

В большинстве случаев  менеджмент имеет дело с организациями, представляющими собой открытые системы и состоящие из множества  взаимозависимых частей. Рассмотрим наиболее существенные внутренние переменные организации.

К основным внутренним переменным традиционно относят: структуру, задачи, технологии и людей.

В целом вся организация  состоит из нескольких уровней управления и различных подразделений, взаимосвязанных  между собой. Это принято называть структурой организации. Все подразделения  организации можно отнести к  тем или иным функциональным областям. Функциональная область относится  к работе, выполняемой для организации  в целом: маркетинг, производство, финансы  и т. д.

Задача – это предписанная работа, которая должна быть выполнена установленным способом и в установленные сроки. Каждая должность в организации включает в себя ряд задач, которые необходимо выполнить для достижения целей организации. Задачи традиционно делятся на три категории:

  • задачи по работе с людьми;
  • задачи по работе с машинами, сырьем, инструментами и т. п.;
  • задачи по работе с информацией.

В век бурного роста  инноваций и нововведений задачи становятся все более и более  детальными и специализированными. Каждая отдельная задача может быть весьма сложной и углубленной. В  связи с этим возрастает значение управленческой координации действий при решении таких задач.

 Следующей внутренней  переменной является технология. Понятие технологии выходит за  пределы такого обычного понимания,  как технология производства. Технология – это принцип, порядок организации какого-либо процесса для оптимального использования разного рода ресурсов (трудовых, материальных, временных денежных). Технология представляет собой способ, который позволяет осуществить какое-либо преобразование. Это может относиться к сфере продаж – как наиболее оптимально реализовать произведенный товар, или к сфере сбора информации – как наиболее грамотно и с меньшими затратами собрать необходимую для управления предприятием информацию и т. д. В последнее время именно информационные технологии стали ключевым фактором получения предприятием устойчивого конкурентного преимущества при ведении бизнеса.

Люди являются центральным  звеном в любой системе управления. Существует три основных аспекта  человеческой переменной в организации:

  • поведение индивидов;
  • поведение людей в группах;
  • характер поведения руководителя.

Понимание и управление человеческой переменной в организации является наиболее сложной составляющей всего  процесса управления и зависит от многих факторов. Перечислим некоторые  из них:

  1. Способности человека. По ним люди наиболее наглядно разделяются внутри организации. Способности человека относятся к характеристикам, которые легче всего поддаются изменениям, например, обучением.
  2. Потребности. У каждого человека существуют не только материальные, но и психологические потребности (в уважении, признании и т. д.). С точки зрения управления организация должна стремиться к тому, чтобы удовлетворение потребности работника вело бы к реализации целей организации.
  3. Восприятие, или как люди реагируют на окружающие их события. Этот фактор важен для разработки различного рода стимулов для работника.
  4. Ценности, или общие убеждения по поводу того, что хорошо или плохо. Ценности закладываются в человека с детства и формируются на протяжении всей деятельности. Общие ценности помогают руководителям объединять работников для достижения целей организации.
  5. Влияние среды на личность. Сегодня многие психологи говорят о том, что поведение человека зависит от ситуации. Было замечено, что в одной ситуации человек ведет себя честно, а в другой - нет. Эти факты указывают на важность создания такой окружающей обстановки па работе, которая поддерживала бы желательный для организации тип поведения.

Кроме перечисленных факторов на человека в организации влияют группы и управленческое лидерство.

2.2 Основные направления внутренней среды

Анализ внутренней среды  позволяет также лучше уяснить  цели и задачи организации. Важно  то, что помимо производства продукции, оказания услуг организация обеспечивает возможность существования своим  работникам, создает определенные социальные условия для их жизнедеятельности.

Анализ внутренней среды  проводят по следующим направлениям:

  • производство: объем, структура, темпы производства; номенклатура продукции предприятия; контроль качества, издержки и качество технологий; патенты, торговые марки и т.п.;
  • персонал: структура, потенциал, квалификация, количественный состав работников, производительность труда, текучесть кадров, стоимость рабочей силы, интересы и потребности работников;
  • организация управления: организационная структура, система управления; уровень менеджмента, квалификация, способности и интересы высшего руководства; фирменная культура; престиж и имидж фирмы; организация системы коммуникаций;
  • маркетинг: товары, произведенные фирмой, доля на рынке; возможность собирать необходимую информацию о рынках; стимулирование сбыта, реклама, ценообразование и т. п.;
  • финансы и учет: финансовая устойчивость и платежеспособность; прибыльность и рентабельность (по товарам, регионам, каналам сбыта, посредникам); собственные и заемные средства и их соотношение; эффективная система учета, в том числе учета издержек, формирования бюджета, планирования прибыли.

2.3 Влияние внутренней среды на цели организации

Как мы уже говорили, внутренняя среда организации состоит из различных элементов организации, в том числе это действующие сотрудники и особенности корпоративной культуры, которая определяет поведение персонала. Хотя некоторые элементы влияют на организацию в целом, а другие влияют только на менеджера. Стиля руководства менеджера напрямую влияет на сотрудников. Традиционные руководители дают четкие инструкции для сотрудников, в то время как прогрессивные менеджеры расширяют права и возможности работников, чтобы многие из их принимали собственные решения. Изменения в философии или стиля руководства находятся под контролем руководителя, что является фактором внутренней среды, влияющего на принятие тех или иных целей.

Прежде чем принять  какое либо решение, нужно поставить  правильную цель, а для этого необходимо выявить сильные и слабые стороны организации. Метод, который используют для диагностики внутренних проблем, называют управленческим обследованием. Оно основано на комплексном исследовании  различных функциональных зон организации и в зависимости от поставленных задач может быть методически простым или более сложным. Для целей стратегического планирования в обследование рекомендуется включить 5 функциональных зон: маркетинг, финансы (бухучет), производство, персонал, а также организационную культуру и имидж организации.

Для достижения желаемых целей  свою продукцию желательно ориентировать на потребителей с разным доход, вкусом, и возрастом. Это позволит предприятию уменьшить время и затраты с выбором нужного сегмента рынка и ассортимента товаров.     Обязательно необходимо проводить маркетинговые исследования, чтобы правильно разрабатывать стратегии. Также неплохо было бы проводить акции, выставки, распродажи.

Если прибыль от реализации товаров и полученная от арендаторов пойдет на погашение задолженностей, если они есть, цели организации будут иметь другую направленность. Так же в прибыли могут принимать участие работники магазина.

Можно получать доход  от сдачи собственного имущества в аренду, от предоставления средств в виде кредита другим организациям. Такой вид доходов покрывает некоторые затраты предприятия.

Обязательно нужно следить за состоянием оборудования. Если оно находится в плохом состоянии, то главной целью станет закупка нового или модернизация старого. Эти действия подчеркнут имидж предприятия.

Время от времени в организации  необходимо проводить переаттестацию кадров. Выявление способностей и  талантов у сотрудников может  кардинальным образом поменять отношение начальства к ним: с недостаточно квалифицированным работником придётся что-то делать: либо заниматься его обучением, либо нанимать нового на его должность. Цель будет зависеть от корпоративной культуры и политики данного предприятия.  Для полного достижения поставленной цели является сплоченный коллектив, в котором редко конфликты возникают, существуют свои традиции, обычаи и совместные праздники и каждый сотрудник всем своим видом подчеркивает имидж организации.

 

Внешняя среда

    1. Факторы внешней среды

Понимание важности оценки внешней среды при управлении деятельностью предприятия окончательно сформировалось в конце 50-х гг., так  как внешнее окружение организации  все больше становилось и является по сей день источником многих проблем руководителей. Организация, как открытая система зависит от поставок ресурсов, энергии, кадров, а также потребителей.

В общем внешнюю среду организации можно охарактеризовать как всю совокупность факторов, влияющих на деятельность организации, а именно: потребители, конкуренты, правительственные учреждения, поставщики, финансовые организации, источники трудовых ресурсов, а также наука, культура, состояние общества и природные явления.

Основные группы факторов внешней среды предприятия, которые должны быть подвергнуты анализу при планировании стратегии предприятия.

Таблица 3 – Факторы внешней  среды

Группа факторов

Факторы

1. Экономические

1.1. Уровень инфляции в  стране.

1.2. Платёжеспособность предприятий.

1.3. Бюджетный дефицит.

1.4. Дефицит платёжного  баланса страны.

1.5. Государственная  политика в области деятельности  предприятия.

1.6. Положение отрасли,  в которую входит предприятие.

1.7. Уровень безработицы  в целом по стране и в  отрасли предприятия.

1.8. Налоговая политика  в отношении отрасли.

1.9. Таможенная политика.

2. Политические

2.1. Нормативные акты местных  и центральных органов власти.

2.2. Политический климат  в стране.

2.3. Международные соглашения  по тарифам и торговле.

2.4. Протекционизм.

2.5. Правовое регулирование  экономики государством.

2.6. Кредитная политика.

2.7. Антимонопольная политика.

2.8. Ограничения со стороны  государства на доступ к ресурсам.

3. Рыночные

3.1. Демографические условия

3.2. Уровень доходов населения  и их распределение.

3.3. Уровень конкуренции  в отрасли.

3.4. Жизненные циклы различных  товаров и услуг.

3.5. Количественные и качественные  характеристики рынка, на котором  действует предприятие.

4. Технологические

4.1. Технологические инновации.

4.2. Изменения в технологии  производства.

4.3. Прогресс в использовании  сырья и материалов.

4.4. Применение вычислительной  техники для управления процессом  производства.

4.5. Изменения в процессе  получения, передачи, обработки информации.

4.6. Применение прогрессивных  средств связи.

5. Социальные

5.1. Социальные ценности, установки,  отношения, ожидания и их изменение.

5.2. Отношение между национальностями  и национальными образованьями.

5.3. Отношение населения  к предпринимательству.

5.4. Роль женщин и национальных  меньшинств в обществе.

5.5. Движение в защиту  прав потребителей.

5.6. Изменение роли менеджеров  в производстве и их социальные  установки.

6. Международные

6.1. Возможности выхода  на зарубежные рынки

6.2. Таможенная и протекционистская  политика зарубежных стран.

6.3. Антидемпинговые меры.

6.4. Зарубежные конкуренты  и их оценка.

6.5. Анализ зарубежных рынков.

Информация о работе Влияние рыночных отношений на формирование целей организации