Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 17:16, реферат
Современное общество стремительно развивается в условиях научно - технического прогресса и кризиса мирового хозяйства, поэтому создание психологического климата в коллективе является неотъемлемой частью борьбы за рост производительности труда и качество выпускаемой продукции. С развитием социального прогресса, с его противоречащими социально-психологическими аспектами тесно связаны проблемы формирования благоприятного социально- психологического климата (СПК). Так же проблема влияния психологических аспектов на управление коллективом является одной из важных и фундаментальных основ для благоприятного СПК.
Актуальность данной проблемы трактуется возросшими требованиями к уровню психологического вхождения индивида в его трудовую деятельность и усложнением психологической жизнедеятельности человека постоянным ростом их личностных притязаний.
Изменения, находящиеся еще в рамках психофизиологического здоровья, касаются, прежде всего, психического уровня. Анализ изменений психического уровня целесообразно начать с понятия фрустрации.
Термин "фрустрация"
употребляется в
1) как неблагоприятные
обстоятельства, которые тормозят
или мешают достижению
2) как состояния, возникающие
вследствие препятствия,
Фрустрирующие события приводят к определенному типу поведения.
Кроме того, фрустрация может приводить к активации так называемых защитных механизмов личности. Процесс приобретения защитных механизмов, как и их применение, недостаточно представлен в сознании.
Роль защитных механизмов заключается прежде всего в снижении эмоционального напряжения. Снятие или уменьшение напряжения в результате включения защитных механизмов не сопровождается решением возникшей проблемы. Таким образом, защитные механизмы могут рассматриваться как своеобразная полумера в трудных ситуациях.
На основании имеющихся в настоящее время психологических знаний представляется возможным учитывать несколько основных защитных механизмов: рационализация, проекция, фантазирование, вытеснение, идентификация, компенсация.
Ответ организма на стресс проявляется в адаптационном синдроме,
имеющем 3 стадии (по Селье1):
I стадия - реакция тревоги;
II - стадия сопротивления;
III - истощения.
В свою очередь в стадии реакции тревоги выделяют 2 фазы: а) начальная фаза непосредственного влияния патогенного фактора (фаза шока). Протекает с падением артериального давления, снижением температуры; б) фаза противодействия шоку.
Психофизиологические
изменения выступали, таким образом,
не в связи с физическими
В заключение следует подчеркнуть, что имеются два основных представления о влиянии эмоционального напряжения на выполнение различных действий, функционирование человека в целом.
Сторонники одного подхода считают, что эмоции оказывают прежде всего дезорганизующее воздействие на человека. Человек, находящийся в состоянии эмоционального напряжения, разгневанный, например, действует хаотически, не учитывает характера ситуаций, неправильно пользуется получаемой информацией, реагирует или слишком сильно, или слишком слабо, вне корреляции с силой раздражителей. Резкий страх приводит к оцепенению, исключает вообще всякую деятельность.
Сторонники другого подхода считают, что напряжение различного содержания, как тревога, страх, гнев, эйфория, участвует в процессе приспособления, адаптации человека к ситуациям экстремального типа. Согласно этому положению, эмоции мобилизуют, помогают оптимальному использованию всех ресурсов организма для того, чтобы справиться с ситуацией.
Таким образом, в экстремальных условиях стрессируемость является важной для адаптации, но до пределов количественного оптимума. За его пределами развиваются нарушения различных функций.
В реферате кратко рассмотрены понятие, сущность, структура психологического климата, факторы, влияющие на социально-психологический климат в коллективе, а также влияние социально-психологического климата на психофизиологические состояния персонала (коллектива).
Можно сказать, что для благоприятного СПК важны все факторы и такие как, удовлетворенность работой, характер выполняемой деятельности, организация совместной деятельности, сработанность. И руководитель должен стремиться воплотить их в действие, сначала конечно важные, а затем и все остальные. Так более важные факторы создают основу, а другие выступают неотъемлемой частью поддержки этой основы.
Выявив факторы, влияющие
на психологический климат руководитель
должен применять эффективные
Руководитель занимает ключевую роль в создании СПК, так как именно он строит, управляет и направляет все потоки взаимодействия в нужное русло, тем самым выстраивает психофизиологические состояния (иными словами - благоприятную атмосферу) в коллективе.
Если руководитель будет
учитывать интересы, характерные
особенности индивида, то он сможет
адаптировать его в коллективе, побудить его лучше и
производительнее трудиться. Создавая
в коллективе благоприятный СПК, организация
становиться более конкурентоспособной,
возрастает производительность труда,
что существенно влияет на развитие экономики
страны.
1. Атаманчук Г.В. Управление: сущность, ценность, эффективность: учеб. пособие для вузов
2. Беляцкий Н.П. Управление персоналом
/ Н.П. Беляцкий и др. - http://www.alleng.ru/d/manag/
3. Веснин В.Р. Управление персоналом:
учебное пособие / В.Р. Веснин. - http://www.koob.ru/vesnin/
4. Шакуров Р.С. Социально-психологические
основы управления: руководитель и коллектив.
- http://matfac.freetzi.com/
1 Ганс Селье (1907-1982) В Праге, работая в университетской клинике инфекционных болезней, Селье обратил внимание на то, что первые проявления разнообразных инфекций совершенно одинаковы; различия появляются спустя несколько дней, а начальные симптомы одни и те же.
Тогда же он стал разрабатывать свою гипотезу общего адаптационного синдрома, согласно которой болезнетворный фактор обладает пусковым действием, включающим выработанные в процессе эволюции механизмы адаптации.
Селье рассматривал физиологический стресс как ответ на любые предъявленные организму требования, и считал, что с какой бы трудностью ни столкнулся организм, с ней можно справиться двумя типами реакций: активной, или борьбы, и пассивной, или бегства от трудностей или готовности терпеть их.
Селье не считал стресс вредным, а рассматривал его как реакцию, помогающую организму выжить.