Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 12:59, курсовая работа
Целью данного проекта является исследование теоретической базы для изучения внешней и внутренней среды компании, определение ключевых компонентов обеих средах и предоставление методик для их изучения.
Задачи исследования:
изучить основные понятия темы (внешняя среда, внутренняя среда)
рассмотреть сущность анализа внешней среды;
рассмотреть принципы изучения внутренней среды;
применить основные методы изучения среды на конкретной организации (в нашем случае ОАО «РЖД»);
Для решения задач по выявлению угроз и возможностей разработаны определенные приемы анализа среды.
Применяемый для анализа среды метод SWOT (аббревиатура составлена из первых букв английского алфавита: strength - сила, weakness - слабость, opportynity - возможность и treat - угрозы) является довольно широко признанным подходом, позволяющим провести совместное изучение внешней и внутренней среды. Применяя метод SWOT, удается установить линии связи между силой и слабостью, которые присущи организации и внешними угрозам и возможностями.
Методология SWOT предполагает сначала выявление сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей, а далее – установление цепочек связей между ними, которые в дальнейшем могут быть использованы для формулирования стратегий организации.
Сначала, с учетом конкретной ситуации, в которой находится организация, составляют список ее слабых и сильных сторон, а также список угроз и возможностей. После того, как составлен конкретный список слабых и сильных сторон, а также угроз и возможностей, наступает этап установления связей между ними.
Для установления этих связей составляется матрица SWOT (табл.1.1), которая имеет следующий вид:
Таблица 1.1 - Матрица SWOT
Сильные стороны 1. 2. 3. |
П О Л Е
«СИВ» |
П О Л Е
«СИУ» |
Слабые стороны 1. 2. 3. |
П О Л Е
«СЛВ» |
П О Л Е
«СЛУ» |
Слева выделяются два раздела (сильные стороны, слабые стороны), в которые соответственно вносятся все выявленные на первом этапе анализа сильные и слабые стороны организации. В верхней части матрицы также выделяются два раздела (возможности и угрозы), в которые вносятся все выявленные возможности и угрозы [27, c. 630].
На пересечении разделов образуются четыре поля:
На каждом из данных полей исследователь должен рассмотреть все возможные парные комбинации и выделить те, которые должны быть учтены при разработке стратегии поведения организации.
В отношении тех пар, которые были выбраны с поля «СИВ», следует разрабатывать стратегию по использованию сильных сторон организации для того, чтобы получить отдачу возможностей, которые появились во внешней среде.
Для тех пар, которые оказались на поле «СЛВ», стратегия должна быть построена таким образом, чтобы за счет появившихся возможностей попытаться преодолеть имеющиеся в организации слабости.
Если пара находится на поле «СИУ», то стратегия должна предполагать использование силы организации для устранения угроз.
Наконец, для пар, находящихся в поле «СЛУ», организация должна выработать такую стратегию, которая позволила бы ей как избавиться от слабости, так и попытаться предотвратить нависшую над ней угрозу.
Для успешного проведения методологии SWOT-анализа окружения организации важно уметь не только вскрыть угрозы и возможности, но и попытаться оценить их с точки зрения того, насколько важным для организации является в стратегии ее поведения учет каждой из выявленных угроз и возможностей.
Для оценки возможностей применяется метод позиционирования каждой конкретной возможности на матрице возможностей (табл.1.2):
Таблица 1.2. Матрица возможностей
Матрица возможностей |
Сильное влияние |
Умеренное влияние |
Малое влияние |
Высокая вероятность |
ПОЛЕ «ВС» |
ПОЛУ «ВУ» |
ПОЛЕ «ВМ» |
Средняя вероятность |
ПОЛЕ «СС» |
ПОЛЕ «СУ» |
ПОЛЕ «СМ» |
Низкая вероятность |
ПОЛЕ «НС» |
ПОЛЕ «НУ» |
ПОЛЕ «НМ» |
Вертикальное поле матрицы: степень влияния возможности на деятельность организации (сильное влияние, умеренное влияние, малое влияние).
Горизонтальное поле матрицы: вероятность того, что из возможностей организация сможет использовать (высокая вероятность, средняя вероятность, низкая вероятность).
Полученные внутри матрицы девять полей возможностей имеют равное значение для организации.
Возможности, попадающие на поля «ВС», «ВУ» и «СС», имеют большое практическое значение для организации, и их надо обязательно использовать.
Возможности же, попадающие на поля «СМ», «НУ» и «НМ», практически не заслуживают внимания организации. В отношении возможностей, попавших на оставшиеся поля, руководство должно принять позитивное решение об их использовании, если у организации имеется достаточно ресурсов.
Для оценки угроз составляется следующая матрица (табл.1.3):
Таблица 1.3 – Матрица угроз
Матрица угроз |
Разрушение |
Критическое состояние |
Тяжелое состояние |
«Легкие ушибы» |
Высокая вероятность |
ПОЛЕ «ВР» |
ПОЛЕ «ВК» |
ПОЛЕ «ВТ» |
ПОЛЕ «ВЛ» |
Средняя вероятность |
ПОЛЕ «СР» |
ПОЛЕ «СК» |
ПОЛЕ «СТ» |
ПОЛЕ «СЛ» |
Низкая вероятность |
ПОЛЕ «НР» |
ПОЛЕ «НК» |
ПОЛЕ «НТ» |
ПОЛЕ «НЛ» |
Вертикальное поле матрицы: возможные последствия для организации, к которым может привести реализация угрозы (разрушение, критическое состояние, тяжелое состояние, «легкие ушибы»).
Горизонтальное поле матрицы: вероятность того, что угроза будет реализована (высокая вероятность, средняя вероятность, низкая вероятность).
Те угрозы, которые попадают
на поля «ВР», «ВК» и «СР», представляют
очень большую опасность для
организации и требуют
Угрозы, попавшие на поля «ВИ», «СК» и «НР», также должны находится в поле зрения высшего руководства и быть устранены в первостепенном порядке.Что касается угроз, находящихся на полях «НК», «СТ» и «ВЛ», то здесь требуется внимательный и ответственный подход к их устранению.
Попавшие на оставшиеся поля угрозы не должны выпадать из поля зрения руководства организации. В этом случае должно осуществляться внимательное отслеживание их развития, хотя при этом не ставится задача их первостепенного устранения.
Наряду с методами изучения угроз, возможностей, силы и слабости организации для анализа среды может быть применен метод составления ее профиля. Данный метод удобно применять для составления профиля отдельно макроокружения, непосредственного окружения и внутренней среды. С помощью метода составления профиля среды (табл.1.4) удается оценить относительную значимость для организации отдельных факторов среды [26, c. 240].
Метод составления профиля среды заключается в следующем. В таблицу профиля среды выписываются отдельные факторы среды. Каждому фактору экспертным образом дается:
Факторы среды |
Важность для отрасли А |
Влияние на организацию В |
Направленность влияния С |
Степень важности D = A* B * C |
Далее все три экспертные оценки перемножаются, и получается интегральная оценка, показывающая степень важности фактора для организации. По этой оценке руководство может заключить, какие из факторов среды имеют относительно первостепенное значение для их фирмы и, следовательно, заслуживают самого серьезного внимания, а какие факторы заслуживают меньшего внимания.
Часто для анализа макросреды используется методика STEP-анализа. Термин «STEP» означает анализ макросреды, основывающийся на изучении социальных, технологических, экономических и политических факторов.
Существует два основных варианта STEP- и PEST – анализа. Вариант STEP-анализа используется для стран с развитой экономикой и стабильной политической системой, приоритеты – учет социальных и технологических факторов.
Для анализа макросреды в тех странах, где экономика слабо развита и находится в переходном периоде, применяют форму PEST – анализа, где на первом месте факторы политики и экономики. При выборе первого или второго варианта критерием выступает приоритетность учета тех или иных групп факторов макросреды с точки зрения силы возможного воздействия и стабильности факторов для мониторинга.
Таким образом, PEST– анализ – это инструмент, предназначенный для выявления:
аспектов внешней среды, которые могут повлиять на стратегию компании.
Основные факторы этого метода схематично изображены на рис.1.5
Рисунок 1.5. Основные факторы PEST - анализа
Политика изучается потому, что она регулирует власть, которая в свою очередь определяет среду компании и получение ключевых ресурсов для её деятельности. Основная причина изучения экономики это создание картины распределения ресурсов на уровне государства, которая является важнейшим условием деятельности предприятия.
Не менее важные потребительские предпочтения определяются с помощью социальной компоненты PEST—анализа. Последним фактором является технологическая компонента. Целью её исследования принято считать выявление тенденций в технологическом развитии, которые зачастую являются причинами изменений и потерь рынка, а также появления новых продуктов [28, c.292].
Важным при проведении PEST – анализа является требование системности стратегического анализ каждой из четырех указанных компонент, так как все эти компоненты тесным и сложным образом взаимосвязаны.
Данный вид анализа может проводиться с использованием различных форматов, часто это два варианта: простая четырехпольная матрица, внешний вид которой приводится ниже в таблице 6 и табличная форма STEP-анализа (табл. 1.6). Каждый из этих вариантов имеет преимущества и недостатки. Выбор способы проведения анализа зависит от целей анализа, степени готовности экспертов и целого ряда других факторов.
Таблица 6.Четырехпольная матрица PEST – анализа
Политические факторы |
Экономические факторы |
1 |
1 |
2 |
2 |
…….. |
…….. |
Социальные факторы |
Технологические факторы |
1 |
1 |
2 |
2 |
……… |
…….. |
Методика STEP-анализа, как и все прочие перечисленные в данной работе методики анализа, дает наибольший результат, если анализ проводится регулярно с использованием одинакового формата. В этом случае фиксируют показатели динамики факторов и их влияние на предприятие.
В итоге можно получить так называемую модель реакции конкретного предприятия на совокупность факторов макросреды. Это не что иное, как своего рода модель опыта, которая может позволить повысить качество принятия всех видов рыночных решений предприятия.