Внешняя и внутренняя среда организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 12:59, курсовая работа

Краткое описание

Целью данного проекта является исследование теоретической базы для изучения внешней и внутренней среды компании, определение ключевых компонентов обеих средах и предоставление методик для их изучения.
Задачи исследования:
изучить основные понятия темы (внешняя среда, внутренняя среда)
рассмотреть сущность анализа внешней среды;
рассмотреть принципы изучения внутренней среды;
применить основные методы изучения среды на конкретной организации (в нашем случае ОАО «РЖД»);

Вложенные файлы: 1 файл

gotovaya_kursovaya.docx

— 107.68 Кб (Скачать файл)

     Как видим, изучение среды – очень важный для выработки стратегии организации и очень сложный процесс, требующий внимательного отслеживания происходящих изменений в среде, объективной оценки факторов и установления связи между факторами и теми сильными и слабыми сторонами, а также возможностями и угрозами, которые заключены во внешней среде.

     Изучение среды дает возможность организации обеспечить успешное продвижение к своим целям.

 

 

Глава 2 АНАЛИЗ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ОАО «РЖД»

 

2.1  Характеристика ОАО «РЖД»

 

     В России железнодорожный транспорт является одной из крупнейших отраслей хозяйства и основным звеном производственной и социальной инфраструктуры.

     Приведем некоторые характеристики состояния и развития железнодорожного транспорта России. Протяженность путей сообщения по состоянию на начало 2011 г. составляла 86 тыс. км. Железных дорог общего пользования,55 тысяч километров путей промышленного железнодорожного транспорта. Объем перевозок грузов железнодорожным транспортом в 2011 году составил 1109 млн.тонн. Грузооборот железнодорожного транспорта в 2011 году - 1865 млрд.тонно-километров. На железнодорожный транспорт пришлось 41,9% грузооборота всех видов транспорта.

     Железнодорожный транспорт характеризуется определенным типажом транспортных средств (подвижного состава, подвижных единиц) и производственно-технической базой, необходимой для организации эксплуатации, технического обслуживания и ремонта транспортных средств.

     В логической инфраструктуре железнодорожного транспорта принято выделять две основные составляющие:

1.Транспортная сеть:

  • железные дороги;
  • постоянные технические устройства и сооружения (станции, ремонтные предприятия и т.п., средства управления, связи, автоматики и телемеханики).

2.Подвижной состав.

     Миссия компании состоит в удовлетворении рыночного спроса на перевозки, повышение эффективности деятельности, качества услуг и глубокой интеграции в Евроазиатскую транспортную систему.

     Главные цели деятельности общества - обеспечение потребностей государства, юридических и физических лиц в железнодорожных перевозках, работах и услугах, оказываемых железнодорожным транспортом, а также извлечение прибыли.

     ОАО «РЖД» перевозит свыше 1,3 млрд. пассажиров и 1,3 млрд. тонн грузов в год. В ОАО «РЖД» работают 1 300 000 сотрудников.

Стратегические цели компании :

  • увеличение масштаба транспортного бизнеса;
  • повышение производственно-экономической эффективности;
  • повышение качества работы и безопасности перевозок;
  • глубокая интеграция в Евроазиатскую транспортную систему;
  • повышение финансовой устойчивости и эффективности.

Виды деятельности:

  • грузовые перевозки;
  • пассажирские перевозки в дальнем сообщении;
  • пассажирские перевозки в пригородном сообщении;
  • предоставление услуг инфраструктуры;
  • предоставление услуг локомотивной тяги;
  • ремонт подвижного состава;
  • строительство объектов инфраструктуры;
  • научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;
  • содержание социальной сферы.

     Корпоративная структура включает в себя филиалы и представительства компании, дочерние и зависимые общества.

По видам осуществляемой деятельности филиалы компании подразделяются:

  • филиалы - железные дороги;
  • функциональные филиалы;
  • филиалы - перевозочные компании;
  • филиалы в области экономического и финансового обеспечения;
  • филиалы в области капитального строительства;
  • филиалы в области ремонта подвижного состава;
  • филиалы в области путевого хозяйства;
  • филиалы в области информатизации и связи;
  • филиалы в области социальной сферы;
  • филиалы - проектные бюро;
  • иные филиалы.

     Представительства компании работают в Северной Корее (г. Пхеньян), Китае (г. Пекин), Польше (г. Варшава), Чехии (г. Прага), Финляндии (г. Хельсинки), Германии (г. Берлин), Венгрии (г. Будапешт), Эстонии (г. Таллинн), Украине (г. Киев), Иране (г. Тегеран), Армении (Ереван).

По данным на 30 июня 2011 года ОАО "РЖД" владеет долями в 124 дочерних и зависимых обществах. 

Свою деятельность ОАО  «РЖД» начало 1 октября 2003 года.

Органы управления ОАО  «РЖД»:

  • общее собрание акционеров - поскольку единственным акционером общества является Российская Федерация и от ее имени полномочия осуществляются Правительством РФ, то решения собраний акционеров принимаются Правительством единолично и оформляются письменно;
  • совет директоров общества - включает 9 человек и назначается Правительством РФ;
  • президент общества - распоряжением Правительства РФ от 17 июня 2008 года президентом ОАО «РЖД»назначен Владимир Иванович Якунин;
  • правление общества.

Органы контроля ОАО «РЖД»:

  • Ревизионная комиссия общества

     Предприятие имеет линейную структуру управления: руководителем предприятия является руководство ОАО «РЖД», ему подчиняется 17 дорог:

Восточно-Сибирская ЖД, Горьковская  ЖД, Дальневосточная ЖД, Забайкальская  ЖД, Западно-Сибирская ЖД, Калининградская  ЖД,

Красноярская ЖД, Куйбышевская ЖД, Московская ЖД, Октябрьская ЖД, Приволжская  ЖД, Сахалинская ЖД, Свердловская ЖД,Северная ЖД, Северо-Кавказская ЖД, Юго-Восточная ЖД, Южно-Уральская ЖД.

     Каждая дорога разбита на несколько отделений, у каждого отделения имеются свои линейные предприятия (ПЧ, ПМС, ШЧ, ЭЧ, ВЧД, ТЧ).Из всего вышесказанного следует, что компания ОАО «РЖД» имеет линейно - функциональную организационную структуру.

     Основные стратегические решения по функционированию компании и по назначению главы компании принимает правительство Российской Федерации. Руководство ОАО «РЖД» принимает решения, связанные с непосредственным функционированием железных дорог (прокладка путей, постройка зданий и сооружений, внедрение новых машин и механизмов). Руководства дорог принимают решения, связанные непосредственно с функционированием дорог, находящихся в их подчинении. Например: начальник московской железной дороги принимает решение об установке на станциях стрелок со сбрасывающими остряками, и на каждой станции, относящейся к московской дороге, начальники станции обязаны организовать установку таких стрелок.

     Руководства отделений дорог принимают решения, связанные с функционированием только своего отделения. Например: объединение нескольких линейных предприятий, или ликвидация линейного предприятия (ПЧ, ПМС, и т.д.). Руководства линейных предприятий принимают решения, связанные, которые относятся непосредственно к работе предприятия, и кроме того, начальник линейного предприятия несёт ответственность за чёткую работу своего предприятия.

     Например, начальник ПМС (путевой машинной станции) в непосредственном своём подчинении имеет заместителя начальника по кадрам, заместителя начальника по эксплуатации, заместителя начальника по ремонту, главного инженера и планово - экономический отдел [29].

     Он наряду с заместителем начальника по эксплуатации несёт ответственность за работу бригад ССПС (машиниста и помощника машиниста).

     Из вышесказанного следует, что основные решения принимает правительство Российской Федерации, и для того, чтобы такая крупная и сложная отрасль народного хозяйства как железнодорожный транспорт нормально функционировала, каждое решение должно быть очень точно взвешено и обдуманно, и должно исходить из анализа внутренней и внешней среды организации.

 

2.2 Изучение внутренней и внешней среды ОАО «РЖД» методом SWOT-анализа

 

Занесем данные SWOT-анализа в таблицу (табл. 2.1).

Таблица 2.1 – SWOT-анализ

СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ

СЛАБЫЕ СТОРОНЫ

Профессиональный кадровый ресурс

Недостатки технического обучения

Стабильное финансовое положение

Изношенность ОПФ и  транспортной инфраструктуры

Применение прогрессивных  технологий

Недостаток финансирования капитальных проектов в части улучшения состояния основных производственных фондов и транспортной инфраструктуры

Статус крупнейшего холдинга в России

Сложности управления: многочисленность кадров и отсутствие единой политики

ВОЗМОЖНОСТИ

УГРОЗЫ

Рост рынка транспортных услуг

Увеличение на транспортном рынке компаний, оказывающих транспортные услуги

Реформирование РЖД

Принятие РФ законодательных  актов, которые так или иначе ограничивают полномочия предприятий транспортной отрасли

Развитие технологий IT (ноу-хау, сервис, проекты автоматизации)

Изменение структуры налоговых  тарифов в отношении транспортных услуг

Развитие партнерских  отношений с компаниями-перевозчиками  грузов

Политическая нестабильность в обществе

Проекты Правительства, связанные  с реконструкцией транспортной отрасли  РФ и финансирование таких проектов

Возрастание экономических  рисков в условиях кризиса

 

                      ------

Повышение цен на основное сырье и материалы поставщиков, используемые в процессе оказания транспортных услуг


     Сильными сторонами ОАО «РЖД» как субъекта транспортной отрасли РФ, которые будут способствовать успешному развитию на российском рынке транспортных услуг, являются:

  • профессиональный кадровый ресурс;
  • стабильность финансового положения;
  • применение прогрессивных технологий;
  • статус крупнейшего холдинга России.

     У ОАО «РЖД» есть все возможности для достижения поставленных целей. Среди таких возможностей:

  • рост рынка транспортных услуг;
  • развитие технологий IT (ноу-хау, сервис, проекты автоматизации);
  • развитие партнерских отношений с компаниями – перевозчиками грузов;
  • проекты Правительства РФ, связанные с реконструкцией транспортной отрасли РФ и финансирование таких проектов.

 

 

2.3 Выявленные проблемы в процессе изучения внутренней и внешней среды

 

     В ходе исследования внутренней среды, была также изучена организационная структура ОАО «РЖД».

Анализ позволил выделить недостатки структуры.

Проблемы организационной  структуры управления ОАО «РЖД»:

  • Недостаточный квалификационный уровень начальников станций филиалов ОАО «РЖД»;
  • Проблемы с замещением начальников, отсутствие штатного заместителя, отвлечение дежурных по станции от основной деятельности, как следствие рост сверхурочных часов работы и т.д.
  • Жесткое закрепление штатных должностей за каждой станцией. Отсутствие гибкости управления.
  • Информационная перегрузка начальников, что связано с отсутствием горизонтальных связей.
  • Высокий уровень затрат на содержание аппарата управления.

     Также удалось выявить слабые стороны организации, которые требуют решения для дальнейшего эффективного функционирования. Среди них особо выделяются недостатки технического оборудования и изношенность основных производственных фондов, решение этих проблем требует дополнительного финансирования, поэтому это должно учитываться в долгосрочных планах развития организации.

     Были выявлены определенные сложности управления кадровым потенциалом, это происходит из-за многочисленности должностей, иногда даже сходных по функциям и обязанностям, то есть наблюдается дублирование функций разными должностями, что приводит к сбоям в выработке и исполнении управленческих решений.

Информация о работе Внешняя и внутренняя среда организации