Внешняя и внутренняя среды предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 15:32, курсовая работа

Краткое описание

Важнейшим понятием в менеджменте является организация. Любая организация находится и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае если, среда допускает его осуществление. Внутренняя среда является источником ее жизненной силы. Она заключает в себе потенциал, необходимый для функционирования организации, но в это же время может быть источником проблем и даже ее гибели. Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ 4
1.1. Внутренние переменные 4
1.2. Взаимосвязь внутренних переменных 11
2. ВНЕШНЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ 13
2.1. Характеристики внешней среды 13
2.2. Среда прямого воздействия 15
2.3. Среда косвенного воздействия 18
3. АНАЛИЗ СРЕДЫ 22
3.1. Анализ внутренней среды 22
3.2. Анализ внешней среды 24
4. ОСОБЕННОСТИ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕГО ВЭД 26
4.1. Особенности внутренней среды 26
4.2. Особенности внешней среды 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 82.79 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Байкальский государственный университет экономики  и права

Факультет Налогов  и таможенного дела

Кафедра Налогов  и таможенного дела

Специальность «Таможенное дело»

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

по  дисциплине: Общий и таможенный менеджмент

 

на тему: «Внешняя и внутренняя среды предприятия»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Смолина М. В.

ТД-09-11

Проверил: Быков С.С.

 

 

 

 

 

Иркутск, 2011

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ 4

1.1. Внутренние переменные 4

1.2. Взаимосвязь внутренних переменных 11

2. ВНЕШНЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ 13

2.1. Характеристики внешней среды 13

2.2. Среда прямого воздействия 15

2.3. Среда косвенного воздействия 18

3. АНАЛИЗ СРЕДЫ 22

3.1. Анализ внутренней среды 22

3.2. Анализ внешней среды 24

4. ОСОБЕННОСТИ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕГО ВЭД 26

4.1. Особенности внутренней среды 26

4.2. Особенности внешней среды 29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33

 

ВВЕДЕНИЕ

Важнейшим понятием в менеджменте  является организация. Любая организация находится и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае если, среда допускает его осуществление. Внутренняя среда является источником ее жизненной силы. Она заключает в себе потенциал, необходимый для функционирования организации, но в это же время может быть источником проблем и даже ее гибели. Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Поэтому основной задачей данной курсовой работы будет рассмотрение элементов внутренней и внешней среды организации, находящихся в постоянном взаимодействии.

В первой главе будет описана  внутренняя среда организации, охарактеризованы основные составляющие организации, такие как кадры, технология, структура, цели и задачи. Будет подчеркнута взаимосвязанность всех элементов организации и влияние на них факторов внешней среды.

Во второй главе будут раскрыты основные факторы среды прямого  и косвенного воздействия и международного окружения. Так же как и элементы внутренней среды, внешние факторы тесно взаимосвязаны и обладают рядом характеристик, которые будут раскрыты в этой главе.

В третьей главе будет разобран такой важнейший элемент стратегического планирования как анализ внешней и внутренней среды. Анализ среды нужен для определения стратегии поведения предприятия и проведения этой стратегии в жизнь.

В последней же главе будут выявлены особенности внешней и внутренней среды предприятия, осуществляющего  ВЭД. Таким образом, целью данной работы является изучение внешнего окружения  и внутренней среды организации для более эффективного принятия управленческих решений, необходимых для успешной деятельности компании.

 

  1. ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ

    1. Внутренние переменные

 

Внутренние переменные – это  ситуационные факторы внутри организации. Поскольку организации представляют собой созданные людьми системы, то внутренние переменные в основном являются результатом управленческих решений. Это, однако, вовсе не означает, что все внутренние переменные полностью контролируются руководством. Часто внутренний фактор есть нечто «данное», что руководство должно преодолеть в своей работе.

Основные переменные в самой  организации, которые требуют внимания руководства, это цели, структура, задачи, технология и люди.

Цели

Организация, по определению, это, по крайней мере, 2 человека с осознанными общими целями. Организацию можно рассматривать как средство достижения целей, которое позволяет людям выполнить коллективно то, чего они не могли бы выполнить индивидуально. Цели есть конкретные конечные состояния или желаемый результат, которого стремится добиться группа, работая вместе. Специалисты утверждают, что правильное формулирование целей и постановка задач на 50% предопределяют успешность решения.

Основной целью работы большинства  организаций является получение  прибыли, но не всегда. Прибыль это ключевой показатель организации. Выделяют три основных типа ориентации организации на прибыль:

  1. ее максимизацию;
  2. получение «удовлетворительной» прибыли, т.е. суть состоит в том, что при планировании прибыли она считается «удовлетворительной», если будет учитываться степень риска;
  3. минимизацию прибыли. Этот вариант обозначает максимизацию минимума ожидаемых доходов наряду с минимизацией максимума потерь.

Но не у всех организаций получение  прибыли является главной целью. Это касается некоммерческих организаций, например  церквей, благотворительных  фондов. Однако, как и в предыдущих случаях, фирма может существовать только в условиях ее прибыльности. Только вместо максимизации дохода рост нормы прибыли выражен в других показателях:

  1. удовлетворение потребителя или пользователя услуг;
  1. позиция на рынке, часто связанная с желанием рыночного лидерства;
  1. условия благосостояния работающих и развитие хороших отношений среди персонала;
  1. публичная ответственность и имидж организации;
  1. техническая эффективность, высокий уровень производительности труда, придание особого внимания научным исследованиям и разработкам;
  1. минимизация издержек производства и т.д.

Это разнообразие направленности деятельности простирается дальше, поскольку крупные организации имеют много целей. Для того чтобы получать, например, прибыль, бизнес должен сформулировать цели в таких областях, как доля рынка, разработка новой продукции, качество услуг, подготовка и отбор руководителей и даже социальная ответственность. Некоммерческие организации тоже имеют разнообразные цели, но, вероятно, будут больше уделять внимания социальной ответственности. Ориентация, определяемая целями, пронизывает все последующие решения руководства.

Структура

Структура организации отражает сложившееся  в организации выделение отдельных  подразделений, связи между этими  подразделениями и объединение  подразделений в единое целое.

Структура организации – это  логические взаимоотношения уровней  управления и функциональных областей, построенные в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации.

Одной из основных концепций, имеющих  отношение к структуре является специализированное разделение труда. В большинстве современных организаций разделение труда вовсе не означает случайного разделения работ между имеющимися людьми. Характерной особенностью является специализированное разделение труда – закрепление данной работы за специалистами, т.е. теми, кто способен выполнить ее лучше всех с точки зрения организации как единого целого. В пример можно привести разделение труда между экспертами по маркетингу, финансам и производству.

На данный момент во всех организациях, за исключением самых мелких, имеет  место горизонтальное разделение труда  по специализированным линиям. Если организация  достаточно велика по размеру, специалистов обычно группируют вместе в пределах функциональной области.

Не менее важно и то, как осуществляется вертикальное разделение труда. Вертикальное разделение труда необходимо для успешной групповой работы. Центральной характеристикой вертикальной иерархии является формальная подчиненность лиц на каждом уровне. Лицо, находящееся на высшей ступени, может иметь в своем подчинении  нескольких руководителей среднего звена, представляющих различные функциональные области. Эти руководители, в свою очередь, могут иметь в подчинении несколько линейных руководителей. Различают широкую и узкую сферу контроля в зависимости от числа подчиненных. Обычно узкой сфере контроля соответствует многоуровневая структура, а широкой – плоская структура управления.





 

 

 

 

Рис. 1.1. Многоуровневая и плоская структура управления

Не существует идеальной сферы  контроля. Многие переменные внутри организации и снаружи могут влиять на нее. Кроме того, ни сфера контроля, ни «высота» структуры не показатель величины самой организации.

Задачи

Еще одним направлением разделения труда в организации является формулирование задач. Задача – это предписанная работа, серия работ или часть работы, которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки. С технической точки зрения задачи предписываются не работнику, а его должности. На основе решения руководства о структуре каждая должность включает ряд задач, которые рассматриваются как необходимый вклад в достижение целей организации. Считается, что, если задача выполнится таким способом и в такие сроки, как это предписано, организация будет действовать успешно.

Задачи организации традиционно  делятся на три категории. Это  работа с людьми, предметами, информацией. Например, на обычном заводском конвейере работа людей состоит из работы с предметами. Задача же мастера – это в основном работа с людьми. В то же время задачи казначея корпорации в основном связаны с информацией.

Два важных момента в работе –  это частота повторения данной задачи и время, необходимое для ее выполнения. Машинная операция, например, может  состоять в выполнении задачи по сверлению  отверстий тысячу раз в день. Чтобы выполнить каждую операцию, требуется всего лишь несколько секунд. Исследователь выполняет разнообразные и сложные задачи, и они могут вовсе не повторяться ни разу в течение дня, недели или года. Для того чтобы выполнить некоторые из задач, исследователю требуется несколько часов или даже дней.

Технология

Технология как фактор внутренней среды имеет гораздо большее  значение, чем многие думают. Большинство людей рассматривают технологию как нечто, связанное с изобретениями и машинами, например с полупроводниками и компьютерами. Технология подразумевает стандартизацию и механизацию.  То есть использование стандартных деталей может существенно облегчить процесс производства и ремонта. В наше время существует очень мало товаров, процесс производства которых не стандартизован.

В начале века появилось такое понятие  как сборочные конвейерные линии. Сейчас этот принцип используется почти  повсеместно, и очень сильно повышает производительность предприятий.

Технология, как фактор, сильно влияющий на организационную эффективность требует тщательного изучения и классификации. Существует несколько способов классификации, мы опишем классификацию по Томпсону и по Вудворду.

Классификация технологии по Джоан  Вудворд пользуется наибольшей известностью. Она выделят три категории технологий:

  1. Единичное, мелкосерийное или индивидуальное производство, где одновременно изготавливается только одно изделие.
  2. Массовое или крупносерийное производство применяется при изготовлении большого количества изделий, которые идентичны друг другу или очень похожи.
  3. Непрерывное производство использует автоматизированное оборудование, которое работает круглые сутки для непрерывного изготовления одинакового по характеристикам продукта в больших объемах. Примеры – переработка нефти, работа электростанций.

Социолог и теоретик организации  Джеймс Томпсон предлагает другие три  категории технологий не противоречащие трем предыдущим:

  1. Многозвенные технологии, характеризуемые серией независимых задач, которые должны выполняться последовательно. Типичный образец – сборочные линии массового производства.
  2. Посреднические технологии характеризуются встречами групп людей, таких, например, как клиенты или покупатели, которые являются или хотят быть взаимозависимыми.
  3. Интенсивная технология характеризуется применением специальных приемов, навыков или услуг, для того чтобы произвести определенные изменения в конкретном материале, поступающем в производство.

Эти две категории не так уж расходятся друг с другом. Например, многозвенные технологии эквивалентны технологиям массового производства, а посреднические технологии занимают промежуточное место между индивидуальными технологиями и технологиями массового производства. Различия в этих классификациях в первую очередь вызваны разными областями специализации авторов. То есть Вудворд в основном занималась технологиями промышленных предприятий, а Томпсон же обхватывал все виды организаций.

Информация о работе Внешняя и внутренняя среды предприятия