Внешняя среда в бизнесе. Характеристики внешней среды. Среда прямого воздействия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 18:39, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы – раскрыть сущность понятия внешней среды в бизнесе, тем самым «ограничив» понятие, открыть для себя возможность работы с ним.

Задачи:
раскрыть понятия «бизнес»,
раскрыть понятие внешней среды,
рассмотреть, какими характеристиками обладает внешняя среда в бизнесе,
остановиться и более подробно рассмотреть такой вид внешней среды, как среда прямого воздействия и её факторы.

Содержание

Введение 3

1. Понятие «бизнес» 5

2. Понятие внешней среды в бизнесе 7

3. Характеристика внешней среды 9

4. Среда прямого воздействия 11

Заключение 16

Список использованной литературы 18

Вложенные файлы: 1 файл

Внешняя среда в бизнесе. Характеристики внешней среды. Среда прямого воздействи.docx

— 62.25 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Введение 3

1. Понятие «бизнес» 5

2. Понятие внешней среды в бизнесе 7

3. Характеристика внешней среды 9

4. Среда прямого воздействия 11

Заключение 16

Список  использованной литературы 18 
 

 

Введение

       Предпринимательство, бизнес — важнейший атрибут рыночной экономики, пронизывающий все её институты. В соответствии с основными целями и задачами фирмы функция управления бизнесом (менеджмента) является центральной, объединяющей все функции — управлять бизнесом — значит находить оптимальное равновесие между его разнообразными потребностями и целями.

       Одной из основных функций менеджмента  является управление бизнесом по повышению  его эффективности. В то же время  для эффективного выполнения управленческих функций необходимо понимать действие на организацию внешних сил.

       Для того чтобы определять стратегию  поведения организации и воплощать  её в жизнь руководство должно иметь углубленное представление  о внешней среде, тенденциях её развития и месте, занимаемой в ней организации. При этом внешнее окружение, наряду с внутренней средой, изучается в стратегическом менеджменте в первую очередь для того, чтобы вскрыть те возможности и угрозы, которые организация должна учитывать при определении своих целей и задач.

       Современная внешняя среда предприятий характеризуется  чрезвычайно высокой степенью сложности, динамичности и неопределенности. Способность  не только приспосабливаться, но и «работать» с внешней средой (в методологическом смысле этого слова, т.е. ставить границы и изменять) – основное условие в бизнесе. Организации должны постоянно отслеживать характер изменения во внешней среде и эффективно на них реагировать. Но для работы с любым понятием или процессом необходимо четко «ограничить» его, что я и хотела бы сделать в данной работе.

       Цель  данной работы – раскрыть сущность понятия внешней среды в бизнесе, тем самым «ограничив» понятие, открыть для себя возможность работы с ним.

       Задачи:

    • раскрыть понятия «бизнес»,
    • раскрыть понятие внешней среды,
    • рассмотреть, какими характеристиками обладает внешняя среда в бизнесе,
    • остановиться и более подробно рассмотреть такой вид внешней среды, как среда прямого воздействия и её факторы.

 

  1. Понятие «бизнес»

       Прежде чем разбирать внешнюю среду бизнеса, необходимо рассмотреть понятие бизнеса как такового. Изучая различные источники информации, я столкнулась с тем, что однозначного определения понятия «бизнес» нет, но есть множество трактовок. Я попробовала осуществить анализ данных трактовок и выделить общие признаки из различных определений.

       Английский профессор Алан Хоскинг определяет бизнес как "деятельность, осуществляемая частными лицами или организациями для извлечения природных благ производства или оказания услуг в обмен на другие товары, услуги или деньги, ведущая к взаимной выгоде заинтересованных лиц или организаций"1

       Американский ученый, профессор Роберт Хизрич определяет "бизнес как процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью, а предпринимателя - как человека, который затрачивает на это все необходимое время и силы, берет на себя весь финансовый, психологический и социальный риск, получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым2».

       А.В. Бусыгин дает сразу несколько определений бизнеса и как "искусства ведения деловой активности", и "как мыслительного процесса", и как "особого настроя души, формы деловой романтики и средства реализации человеком присущих ему потенций"3.

       В гражданском кодексе Российской Федерации бизнес и предпринимательство "…самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от использования имущества, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке".

       Исходя  из вышеобозначенных определений, я выделила ряд характеристик, объединяющих понятие «бизнес» в разных трактовках.

Бизнес –

  • осуществляется частными лицами или организациями
  • обязательно приносит прибыль/выгоду
  • предполагает создание чего-то нового (товара или услуги)
  • несет в себе риск под собственную ответственность предпринимателя
  • предполагает государственную регистрацию в установленном законом порядке.

 

  1. Понятие внешней среды  в бизнесе

       Любой бизнес – это определенная структура, она находится в экономической  системе (внешняя среда) и несет  в себе определенную форму организации (внутренняя среда), и зависит от ряда объективных условий, воздействующих на деятельность предприятия.

       Внешняя среда – это комплекс факторов, оказывающих непосредственное влияние на производственную и финансово-хозяйственную деятельность компании4 (см. Таблицу 1). 

       Бизнес, как открытая система, сильно зависит  от внешней  среды, от отношений, образующихся по поводу поставки ресурсов и средств  производства, привлечения и работы с кадрами, поиска потребителей, пользования  посредническими услугами, конкурентной борьбы и т.д.

       Здесь можно провести параллель с естественным отбором в биологии – сохранившиеся  и успешно развивающиеся виды (организации) выживают потому что эффективно приспосабливаются к изменениям среды обитания (внешней и внутренней среды организации). Бизнес также  вынужден приспосабливаться, чтобы  выжить и сохранить эффективность.

       Внешняя среда делится на две группы:

    1. среда прямого воздействия (см. Параграф 4)
    2. среда косвенного воздействия

     Это облегчает учет степени их влияния  на деятельность предприятия.

     До 50-х годов в управленческих схемах в основном лежала внутренняя среда организации (технические, кадровые вопросы), но в 50-х годах в управленческой мысли появилось представление о значении внешнего окружения и необходимости учитывать силы, внешние по отношению к организации. Сегодняшние изменения во внешнем мире заставили обратить на внешнюю среду ещё большее внимание, чем когда-либо. 

Таблица 1. Схема внешней  среды бизнеса5

 

    1. Характеристика  внешней среды

     Внешняя среда бизнеса характеризуется  рядом свойств:

    • взаимозависимость факторов: изменение одного фактора воздействует на другие.

     Ярким примером взаимосвязанного влияния  факторов на деятельность фирмы может  служить история Михаила Ходорковского  и его фирмы «Юкос». Либерализация советской экономики в конце 80-х начале 90-х гг. прошлого века позволила Ходорковскому создать первоначальный капитал, в ходе приватизации получить в собственность нефтяные месторождения. Растущие цены на нефть на мировом рынке обеспечили быстрый рост компании и ее технологическое развитие. Кризис 1998 г. способствовал успешному выведению на отечественный рынок нового продукта – недорогих автомобильных масел. Дальше компания запустила новое направление бизнеса – заправочные комплексы. Они сразу завоевали значительную долю рынка, так как предлагали не просто бензин, а автозаправочный сервис. Новый продукт отвечал изменившимся требованиям рынка. Стабилизация экономической ситуации в стране стала привлекать западных инвесторов, и «Юкос» сделалась «прозрачной» публичной компанией, но сменившиеся политические настроения властей в один момент уничтожили эту успешную устойчивую бизнес структуру.

    • Сложность: число факторов, на которые бизнес должен реагировать.

     Когда речь идёт о разнообразии факторов, организация, использующая всего несколько  исходных материалов, нескольких специалистов и ведущая дела всего с несколькими  фирмами своей страны, должна считать  условия обеспечения менее сложными, чем организация, у которой эти  параметры иные. По показателю разнообразия факторов в более сложных условиях будет находиться организация, использующая многообразные и разные технологии, претерпевшие более быстрое развитие.

    • Динамичность: относительная скорость изменения среды.

     Считается, что наиболее быстрые изменения  во внешней среде затрагивают  прежде всего такие отрасли, как  фармацевтическая, химическая, электронная, авиационно-космическая, производство компьютеров, биотехнологии, а также  телекоммуникации. Менее заметные изменения  во внешней среде происходят в  машиностроении, производстве запасных частей к автомобилям, в кондитерской, мебельной промышленности, производстве тары и упаковочных материалов, пищевых  консервов.

    • Неопределенность: ограниченное количество информации о среде и уверенность в ее точности.

       Поскольку бизнес всё более становится глобальным занятием, требуется больше и больше информации, но уверенность в её точности снижается. Таким образом, чем неопределённее внешнее окружение, тем труднее принимать эффективные  решения. 

 

    1. Среда прямого воздействия

       Среду прямого воздействия еще называют микросредой, непосредственным деловым  окружением организации или средой задач. К ней относятся:

    • поставщики материальных ресурсов, оборудования, энергии, капитала и рабочей силы;
    • государственные органы и законы;
    • потребители (частные лица и компании, государственные органы)
    • конкуренты - лица, группы лиц, фирм, предприятий, соперничающих в достижении идентичных целей, стремящихся обладать теми же ресурсами, благами, занимать положение на рынке6;

Рисунок 1. Структура среды  прямого воздействия7

Поставщики.

     К категории поставщиков можно отнести взаимодействующие с фирмой субъекты предоставляющие ресурс(ы) этой фирме для осуществления своей деятельности, обеспечения лучших условий для бизнеса. В качестве ресурса подразумеваются все материальные и нематериальные активы, капитал и трудовые (внешние)8, информационные, технологические и энергетические ресурсы. Поставщиками могут выступать такие субъекты как: банки, кредитные и страховые компании, склады, грузоперевозочные, аутсорсинговые и кадрово-поисковые компании, посредники, продавцы оборудования, электроэнергии, технологий и т.п. Сама фирма выступает как потребитель товаров и услуг.

     Управленцы  должны всегда отслеживать все возможные  варианты приобретения ресурсов, учитывать  наиболее приоритетные параметры и  принимать наиболее эффективное в соотношении цена/результат (прибыль) решение в приобретении этих ресурсов, ведь с одной стороны фирма несет издержки, с другой стороны от качества ресурсов может зависеть прибыль.

Государственные органы и законы.

     В качестве субъектов данной категории следует понимать только государственные органы имеющие прямое взаимодействии с фирмой, оно может быть как односторонним, так и двусторонним. Проявиться взаимодействие может с разной интенсивностью и на разных уровнях, например одни органы требуют лишь соблюдение минимальных норм (СанПин), другие требуют строгой и периодичной отчетности за каждого сотрудника (ПФР). В целом, государственные органы выполняют 2 основных функции: контролирующую и фискальную (налоговую), при этом законы (т.е. те органы которые их проектируют и принимают) регулируют способы взаимодействия государственных органов с фирмой и собственно определяют те нормы соблюдение которых контролируют государственные органы взаимодействующие с фирмой. К данной категории можно отнести: ИФНС, ПФР, УФМС, МВД, ФСБ, СанПин, ГИБДД, РосСтат и др. При взаимодействии с госорганами управленец должен обеспечить соблюдение законодательства, а также оперативно минимизировать связанные с ними затраты.

Информация о работе Внешняя среда в бизнесе. Характеристики внешней среды. Среда прямого воздействия