Внутренние и внешние факторы влияющие на стиль управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 21:16, реферат

Краткое описание

Целью работы является проведение анализа внутренних и внешних факторов, влияющих на стиль управления.
В работе поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность понятий «внешняя среда», «макросреда», «микросреда»;
2. Сформулировать основные цели и задачи анализа внешней среды;
3.Рассмотреть содержание понятия «среда организации».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ» 4
2. ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА И ЕЕ ПЕРЕМЕННЫЕ: МЕНЕДЖЕРЫ, РАБОТНИКИ, КУЛЬТУРА 5
3. ПОНЯТИЯ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ 6
4. ФАКТОРЫ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 21

Вложенные файлы: 1 файл

3265j-3265-menedzhment.doc

— 431.50 Кб (Скачать файл)

В книге под ред. А. П. Градова высказываются соображения, что в зависимости от широты и периодичности (частоты) воздействия на деятельность предприятия указанные факторы можно разделить на две группы: факторы ближайшего окружения (прямого воздействия на деятельность предприятия) и факторы отдаленного окружения (косвенного воздействия внешней среды).7

Другие авторы указывают, что к  факторам прямого воздействия относятся те, которые связаны с данным предприятием в силу выполняемых им целей и задач: поставщики, потребители, акционеры, конкуренты, общества потребителей, другие контактные аудитории (органы власти, финансовые институты и т. д.). Ко второму ряду переменных внешней среды (к факторам косвенного воздействия) относятся социальные, экономические, политические, юридические, технологические и другие факторы внешней среды. Эта группа факторов не оказывает прямого воздействия на оперативную деятельность предприятия, но она предопределяет стратегически важные решения развития экономики предприятия.

Опыт работы предприятий свидетельствует, что исключительно важное значение имеет сбор и накопление необходимой информации о среде организации. Причем около 90% нужной, достоверной информации можно извлечь из легальных источников. Поэтому нет необходимости стремиться найти некие особенные источники. Оценка информации является заключительным этапом анализа организационной среды. Итоги оценки являются основой стратегического анализа и определения возможных вариантов стратегии развития экономики предприятия. Важное значение имеет оценка информации для выяснения отрицательных и положительных воздействий среды на будущую деятельность организации. В процессе оценки фокус перемещается от понимания среды к пониманию того, что данное состояние среды может значить для организации.8

Факторам внешней окружающей среды в системе управления в управленческой науке как на более раннем периоде, так и в настоящее время не уделялось достаточно внимания. Следовательно, проблема остается малоисследованной и особенно такие ее факторы, как: значение внешней среды для управления; определение внешней среды; взаимосвязь факторов внешней среды; сложность внешней среды; подвижность внешней среды; неопределенность внешней среды; среда прямого воздействия; среда косвенного воздействия; международное окружение.

Рассмотрим более подробно влияние  каждого из данных факторов.

1. Экономические факторы. Некоторые  факторы в экономической окружающей среде должны постоянно диагностироваться и оцениваться, т.к. состояние экономики влияет на цели фирмы. Это темпы инфляции, международный платежный баланс, уровни занятости и т.д. Каждый из них может представлять либо угрозу, либо новую возможность для предприятия.

2. Политические факторы. Активное  участие предпринимательских фирм  в политическом процессе является  указанием на важность государственной  политики для организации; следовательно,  государство должно следить за  нормативными документами местных  органов, властей субъектов государства и федерального правительства.

3. Рыночные факторы. Рыночная  среда представляет собой постоянную  опасность для фирмы. К факторам, воздействующим на успехи и  провалы организации, относятся  распределение доходов населения, уровень конкуренции в отрасли, изменяющиеся демографические условия, легкость проникновения на рынок.

4. Технологические факторы. Анализ технологической среды может, по меньшей мере, учитывать изменения в технологии производства, применение ЭВМ в проектировании и предоставлении товаров и услуг или успехи в технологии средств связи. Руководитель любой фирмы должен следить за тем, чтобы не подвергнуться “шоку будущего”,  разрушающего организацию.

5. Факторы конкуренции. Любая  организация должна исследовать  действия своих конкурентов: анализ будущих целей и оценка текущей стратегии конкурентов, обзор предпосылок в отношении конкурентов и отрасли, в которой функционируют данные компании, углубленное изучение сильных и слабых сторон конкурентов.

6. Факторы социального поведения. Эти факторы включают меняющиеся отношения, ожидания и нравы общества (роль предпринимательства, роль женщин и национальных меньшинств в обществе, движение в защиту интересов потребителей) .

7. Международные факторы. Руководство  фирм, действующих на международном рынке, должно постоянно оценивать и контролировать изменения в этой широкой среде.

Зарубежные страны выработали несколько распространенных методов оценки. Среди них — метод 5x5. Этот метод для определения наиболее значимых элементов внешней среды был предложен в 1989 г. А. X. Мескон. Он включает в себя пять вопросов о пяти факторах внешней среды.9

1. Если вы обладаете информацией о факторах внешней среды, назовите хотя бы 5 из них.

2. Какие 5 факторов внешней среды  представляют для вас наибольшую опасность?

3. Какие 5 факторов из планов  ваших конкурентов вам известны?

4. Если вы определили направления  стратегии, какие 5 факторов могли бы стать наиболее важными для достижения ваших целей?

5. Назовите 5 внешних пространств, включающих возможность изменений, которые могли бы стать благоприятными для вас.

Для получения достоверных ответов  на каждые из 5 вопросов необходимо собрать уже существующую информацию о внешней среде и попытаться дать прогнозы ее будущего состояния.

В странах Западной Европы используют и другой метод оценки, который представляет собой перечень из 4 вопросов. Этот метод включает основные критерии оценки влияния каждого значимого фактора среды на будущее организации:

1. Как (положительно или отрицательно) данный фактор может повлиять на положение организации?

2. Какова вероятность усиления этого фактора, можно ли будет его проследить?

3. Насколько велико будет воздействие  фактора на организацию?

4. Когда воздействие этого фактора на организацию может ослабнуть? В ближайшее время? В срочном периоде? Через длительное время?

При анализе необходимо оценивать вероятность усиления фактора и силу его воздействия на организацию. Особое внимание нужно уделять тем факторам, воздействие которых на деятельность организации является высоким.

Широкое распространение в странах  рыночной экономики при оценке среды получил метод СВОТ (SWOT — по начальным буквам английских слов — "сила", "слабость", "возможности" и "угрозы"). На основе этого метода организации, с одной стороны, выявляют и оценивают сильные и слабые стороны своей деятельности, а с другой стороны, определяют возможности развития деятельности в будущем и учитывают угрозы, содержащиеся во внешней среде.10

Усиленное решение вопросов управления деятельностью организации в значительной степени зависит от способности менеджеров (руководителей) наметить курс устойчивого эффективного развития экономики (или перехода к такому состоянию), способности организовать дело в соответствии с намеченным курсом и способности повысить энтузиазм и заинтересованность людей в работе.

О важной роли умелого использования всей совокупности факторов внешней среды свидетельствуют положения проекта "Стратегии развития Российской Федерации до 2010 года". Приоритетной целью экономической политики является процесс формирования благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата, обеспечения высокого уровня экономической свободы. Этот процесс характеризуется комплексом взаимозависимых факторов. В их числе речь идет о факторах внешней и внутренней среды, таких, как: политическая стабильность и предсказуемость; макроэкономические показатели (бюджет, платежный баланс, государственный долг); уровень договорной дисциплины контрагентов по исполнению контрактов; уровень законности и правопорядка, масштабы преступности и коррупции; качество налоговой системы и уровень налогового бремени; качество банковской системы и других финансовых институтов; компетентность и политика центральных и местных властей, уровень конфликтных интересов в их структурах; открытость экономики; уровень монополизации рынков, величина барьеров входа на рынок; уровень развития инфраструктуры; качество рабочей силы.

На основе анализа перечисленных факторов предприниматель имеет возможность оценить степень риска своей деятельности и определить приемлемый для него уровень доходности на инвестируемый капитал. В конечном итоге именно такие оценки предопределяют направления потоков капитала на мировом рынке.

Вышеприведенная группировка переменных внешней среды, информация о перечне факторов по созданию благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата позволяют отразить их взаимосвязь с внутренней средой предприятия на рис. 1.

Процесс формирования внутренней среды  каждого предприятия происходит под влиянием многих переменных (систем внешней среды) и оказывает различное влияние на производство (реализацию продукции и услуг). Эта среда включает в себя структуру, ресурсы, производство, финансы и бухгалтерский учет, организацию и технологию, маркетинг и культуру. Все эти факторы можно объединить в три группы.

Структура предприятия представляет собой состав и соотношение входящих в него подсистем, выделяемых по критериям организационных производственных и управленческих процессов. Соответственно этим положениям различают организационную структуру производства и управления. В составе первой имеются такие функциональные системы, как цеха, участки, лаборатории, конструкторские бюро, вспомогательные единицы.

К структурным единицам предприятия  относятся также такие системы, как плановый отдел, управление по производству и отделы по нововведениям, финансам и бухгалтерскому учету, отдел управления персоналом, отдел маркетинга и др.11

Важным звеном внутренней среды  являются ресурсы.

 

Рисунок 1. Основные факторы и переменные системы внешней и внутренней среды предприятия

Как явствует рис. 1, все виды ресурсов поступают из внешней среды (их вход в систему для последующего преобразования в продукты и услуги, ради производства и реализации которых создано предприятие). Каждое предприятие решает задачу по определению оптимальной потребности ресурсов по видам и их совокупности и обеспечению их эффективного использования.

Таким образом, под факторами внешней среды понимается сила, с которой изменения одного фактора воздействуют на другие факторы. Отсюда следует понимать, что при организации управления необходимо максимально учитывать факторы внешнего воздействия и рассматривать конкретную организацию как целостную систему, состоящую из взаимно связанных частей.

  Внешняя среда организации  включает перечень элементов, таких как потребитель, конкуренты, государственные органы, поставщики, финансовые организации, трудовые ресурсы, технологии, культура, демография, релевантных по отношению к организации.

 

 

 

 

Заключение

 

Микросреда предприятия - это те субъекты, с которыми предприятие постоянно и непосредственно взаимодействует: это покупатели, поставщики, конкуренты, партнеры, контактные аудитории (спонсоры, средства массовой информации, консультанты, банки) и государственные органы. Взаимоотношения между предприятием и субъектами микросреды равноправные — как они могут оказывать влияние на предприятие, так и предприятие может оказывать влияние на них.

Макросреда предприятия — это  факторы, с которыми предприятие  не сталкивается напрямую, но которые, тем не менее, оказывают серьезное влияние на его деятельность. К факторам макросреды чаще всего относят экономические, политические, правовые, научно-технические, социально-демографические, социально-культурные, природные, экологические и международные факторы. У макросреды есть две важные особенности: она оказывает влияние не только на предприятие, но и на микросреду: конкурентов, партнеров, клиентов; предприятие само не можете повлиять на макросреду.

Можно отметить, что помимо нестабильности, любой  хозяйствующий субъект в своей деятельности сталкивается с неопределенностью. Даже обладая достаточными данными о своем настоящем и будущем, он не в состоянии предугадать все изменения, которые могут произойти во внешней среде. Планирование же, как один из способов прояснения внутренних и внешних условий деятельности не устраняет, а лишь сокращает неопределенность. В рыночных условиях устранить неопределенность - значит устранить сам рынок, разнообразие несовпадающих интересов и действий субъектов рынка.

 
Список литературы

  1. Азрилиян А. Н. , Азрилиян О. М. , Калашникова Е. В. и др. Большой экономический словарь: 24. 8 тыс. терминов, М: Институт новой экономики,  2012, - 1280 с.
  2. Ансофф Н. Стратегическое управление. – М.: Экономика, 2009. – 519 с.
  3. Баликоев В.З., Ковалев В.А., Семенихина В.А. Курс общей экономической теории: Учебное пособие – Новосибирск: НГУ, 2009. – 210 с.
  4. Богачев В.Ф., Кабаков В.С., Ходаток А.М. Стратегия малого предпринимательства - СПб: Изд-во "Корвус", 2011 - 224 с..
  5. Большой экономический словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна. - М.: Институт новой экономики. 2011. – 735 с.
  6. Боумен К. Основы стратегического менеджмента. / Под ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. - М: Юнити, 2012. - 174 с.
  7. Виханский О.С. Стратегическое  управление: Учебник. – М.: Гардарика, 2009.
  8. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент : человек, организация, процесс: 2-е изд.. Учебник. – М.: “Фирма Гардарика”, 2009.
  9. Деловое планирование (Методы, Организация, Современная практика) / Под редакцией В.М. Градова - М: Финансы и статистика, 2011 - 368 с.
  10. Забелин П.В., Моисеева Н.К. Основы стратегического управления - М: Информационно внедренческий центр "Маркетинг", 2011 - 195 с.
  11. Кабушкин Н.И Основы менеджмента: Учебное пособие. 2-е изд., испр. и доп.- М.: ТОО «Остожье», 2009.
  12. Люкшинов А.Н. Стратегический менеджмент.- М.: ЮНИТИ, 2010. – 240 с.
  13. Менеджмент  организации. Учебное пособие / Румянцева З.П., Саломатин Н.А., Акбердин Р.З. и др. – М.: ИНФРА – М, 2009
  14. Миронова Н.В., Маркетинг различных типов услуг //  Маркетинг в России и за рубежом, № 4, 2009. - с. 15-19
  15. Популярная экономическая энциклопедия / Под. ред. А.Д. Некипелов. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2011. – 660 с.
  16. Райзберг Б. А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь . 3-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М. 2011. С.288.
  17. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь – М.: ИНФРА-М, 2008. – 640 с.
  18. Саймон А.Г., Смитбург У.Д., Томпсон А.В. Менеджмент в организации. – М:Рагс «Экономика», 2009.
  19. Стратегия и тактика антикризисного управления фирмой / Под ред. Градова А.П., Кузина Б.И. - СПб.: Специальная литература, 2011. - 510 с.
  20. Томпсон А. А.. Стрикленд А. Д. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации. - М. ИНФРА-М, 2009. – 246 с.
  21. Фатхудинов Р.А Производственный менеджмент: Учебник для вузов. – М.:«Бизнес – школа Интел - Синтез», 2011
  22. Фатхудинов Р.А. Стратегический менеджмент: Учебник для вузов – 2е изд.., доп. – М.:ЗАО «Бизнес- школа Интел-Синтез», 2012.
  23. Фоксол Г., Голдсмит Р., Браун С. Психология потребителя в маркетинге / Пер. с англ. под ред. И.В. Андреевой. – СПб: Питер, 2011.
  24. Чикалова Л.С. Разработка инновационной стратегии предприятия // Научно-практический журнал. "Экономика промышленности" 2009. №5. – 40 с.
  25. Чуб Б.А. Концепция стратегического управления: Курс лекций. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 150 с.

Информация о работе Внутренние и внешние факторы влияющие на стиль управления