Внутренняя среда организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 20:47, курсовая работа

Краткое описание

При разработке стратегии предприятия менеджеры должны использовать не только внешнюю среду, но и ситуацию внутри предприятия. Необходимо идентифицировать те внутренние переменные, которые могут рассматриваться как сильные и слабые стороны предприятия, оценить их важность и установить, какие из этих переменных могут стать основой конкурентных преимуществ. Для этого проводится анализ внутренней среды предприятия.

Вложенные файлы: 1 файл

Анализ внутренней среды предприятия.docx

— 33.83 Кб (Скачать файл)

Анализ внутренней среды предприятия. 

 При разработке  стратегии предприятия менеджеры  должны использовать не только  внешнюю среду, но и ситуацию  внутри предприятия. Необходимо  идентифицировать те внутренние  переменные, которые могут рассматриваться  как сильные и слабые стороны  предприятия, оценить их важность  и установить, какие из этих  переменных могут стать основой  конкурентных преимуществ. Для  этого проводится анализ внутренней  среды предприятия. 

Анализ внутренней среды предприятия – это процесс  комплексного анализа внутренних ресурсов и возможностей предприятия, направленный на оценку текущего состояния бизнеса, его сильных и слабых сторон, выявление  стратегических проблем. По сути анализ внутренней среды предприятия является второй частью SWOT-анализа, связанной с выявлением сильных и слабых сторон деятельности организации. 

По мнению Б. Карлофа, в результате проведения внутреннего анализа предприятия можно выявить ряд моментов: 

 • переоценивает  или, наоборот, недооценивает себя  предприятие;

 • переоценивает  или недооценивает оно своих  конкурентов;

 • каким требованиям  рынка оно придает чересчур  большое или, наоборот, слишком  малое значение.

 А результаты  анализа должны заставить руководство  и персонал предприятия понять  и принять необходимость изменений. 

В основу анализа  внутренней среды предприятия положены следующие принципы: 

• системный подход, в соответствии с которым предприятие  рассматривается как сложная  система, действующая в среде  открытых систем и состоящая в  свою очередь из ряда подсистем; 

• принцип комплексного анализа всех составляющих подсистем, элементов предприятия; 

• динамический принцип  и принцип сравнительного анализа: анализ всех показателей в динамике, а также в сравнении с аналогичными показателями конкурирующих фирм; 

• принцип учета  специфики предприятия (отраслевой и региональной). 

Под сильными сторонами  предприятия можно понимать виды деятельности, в которых компания превосходит конкурентов, или особенности, обеспечивающие ей дополнительные конкурентные возможности. К сильным сторонам компании относятся следующие: 

 • Навыки или  опыт. Низкая себестоимость продукции,  технологические ноу-хау, низкий  уровень брака продукции, опыт  розничной торговли, неповторимый  стиль рекламы и т. д.

 • Ценные материальные  активы. Современные производственные  мощности, право собственности на  ценные природные ресурсы и  т. д.

 • Квалифицированные  кадры. Опытные работники, хорошие  стимулы к труду, интеллектуальный  капитал, стремление к знаниям  и т. п.

 • Ценные организационные  ресурсы. Эффективная система  управления, апробированная система  контроля качества, мотивированная  и энергичная рабочая сила  и т. п.

 • Ценные нематериальные  активы. Привлекательный имидж, хорошая  репутация, а также передовые  технологии, патенты и т. д.

 • Конкурентные  возможности. Обширная сеть дилеров,  ориентированная на инновационное  лидерство организация НИОКР,  гибкость организационной структуры,  опыт ведения бизнеса через  Internet.

 • Партнерство  или современные предприятия.  Плодотворное сотрудничество с  поставщиками или партнерами, укрепляющее  конкурентные позиции компании. 

Слабые стороны  предприятия – это отсутствие или недостаточность существенных для конкуренции ресурсов, а также  виды деятельности, в которых компания уступает конкурентам, или условия, ставящие ее в неблагоприятное положение. Можно сказать, что слабые стороны  – это недостатки и ограничения, препятствующие успеху. 

Стратегия предприятия  должна учитывать сильные, слабые стороны  бизнеса и опираться на его  главные достоинства. Главные достоинства  характеризуют исключительную компетенцию (уникальные преимущества) предприятия  в решении поставленных задач. Уникальные преимущества основываются на особо  эффективном сочетании ресурсов, которые делятся на осязаемые и неосязаемые. 

Осязаемые ресурсы  – это физические и финансовые активы предприятия, отраженные в бухгалтерском  балансе (основные средства, запасы, денежные средства и т. д.). Они определяют техническую компетенцию предприятия.  

Неосязаемые ресурсы  – это, как правило, качественные характеристики бизнеса. К ним обычно относят: 

• не связанные с  людьми неосязаемые активы – торговая марка, выгодное месторасположение, имидж  предприятия, патенты, лицензии и т. д.;

 • неосязаемые  человеческие ресурсы – специальные  знания, опыт, навыки. 

К неосязаемым ресурсам, по-моему мнению, необходимо также отнести систему управления и корпоративную культуру, от которых зависят энергичность и мотивированность персонала организации. Т. Питерс и Р. Уотермен отмечают: «Внутренняя слабость аналитического подхода к принятию деловых (коммерческих) решений состоит в том, что люди анализируют то, что легче всего поддается анализу, тратят на это основное время и более или менее игнорируют все остальное».  

Вот и изучают  производители в основном бухгалтерский  баланс, считают стоимость основных средств. Но это следствие, а не причина  удач или неудач фирмы. Причина кроется  в людях и умении работать с  ними. Вот слова Эндрю Карнеги: «Оставьте мне мои фабрики, но заберите моих людей, и скоро полы заводов зарастут травой. Заберите мои фабрики, но оставьте мне моих людей – и скоро у нас  будут новые заводы, гораздо лучше  прежних». 

Так вот система  работы с людьми, на мой взгляд, и  является основной целью внутреннего  анализа предприятия. Правильная организация  работы людей – вот основа благополучия и процветания организации. 

Показательный пример: Россия, обладая богатейшими природными ресурсами, по своему экономическому развитию и уровню жизни населения находится  в числе стран «третьего мира». Япония же, наоборот, имея скуднейшие природные  ресурсы, является одной из самых  экономически развитых стран.  

Вся разница –  в отношении к людям. Но если вернуться  к предприятию, то его необходимо превратить в самоорганизующуюся систему. Эта система сама эффективно распределит  функции, в том числе и управленческие, между персоналом организации. Только самоорганизация способствует развитию инициативы и самообразования работников. А это важнейшее условие, необходимое  для эффективной работы предприятия  в современной рыночной среде.  

Самоорганизация практически  не требует участия руководителя и освобождает его от многих функций. Однако с руководителя никто не снимет обязанность принимать стратегические решения и нести ответственность  за них. 

Корпоративная культура – это система ценностей, убеждений, негласных норм и правил поведения, принятых работниками компании. Ее можно рассматривать как систему  морального воздействия на людей. Например, давно известно, что похвала для  работника порой значит гораздо  больше, чем денежное вознаграждение.  

Эффективная корпоративная  культура формирует у человека чувство  значимости и важности его работы, способствует тому, что работник начинает себя уважать. Эффективная корпоративная  культура мобилизует персонал организации, и способствует достижению предприятием намеченных целей. При этом руководитель должен помнить, что если он строит корпоративную культуру на одних  ценностях, а сам придерживается других, то его начинание изначально обречено на провал. Пожалуй, стоит  обозначить еще одно правило –  менеджер должен пропитаться сочувствием  к людям. 

Анализ издержек.  

 В систему внутреннего  анализа предприятия входит анализ  издержек на основе «цепочки  ценностей» М. Портера, который  также направлен на выявление  сильных и слабых сторон предприятия.  Цепочка ценностей отдельного  предприятия показана на рисунке  2. 

 Рисунок 2. «Цепочка  ценностей» М. Портера 
 
 

 Анализ «цепочки  ценностей» исходит из предположения  о том, что основной экономической  целью предприятия является создание  стоимости, превышающей реальные  издержки производства. «Цепочка  ценностей» дает представление  о стратегически связанных видах  деятельности предприятия и позволяет  проследить процесс создания  стоимости. В ней деятельность  предприятия подразделяется на  два типа: 

 • основная – связанная с производством товара, его продажей и послепродажным обслуживанием;

 • вспомогательная – обеспечивающая основные процессы. 

 Каждый из видов  деятельности может способствовать  снижению затрат и созданию  базы для дифференциации продукции  и услуг. Для достижения конкурентных  преимуществ «цепочку ценностей»  следует рассматривать как систему  деятельности с характерными  для нее связями. Связи внутри  цепочки определяют способы взаимного  воздействия отдельных видов  деятельности друг на друга  и в значительной степени влияют  на их эффективность. Поэтому  они могут служить дополнительным  источником преимуществ предприятия. Например, закупка дорогого, но более совершенного оборудования в конечном итоге приводит к снижению издержек производства и улучшению качества продукции. 

 Безусловно, каждый  менеджер должен составить свою  индивидуальную «цепочку ценностей», которая применима непосредственно  к его предприятию. Анализируя  ее можно повысить конкурентоспособность  предприятия, снижая издержки, совершенствуя  или исключая из «цепочки ценностей» отдельные элементы и связи.  

Примером может  служить система «точно в срок», разработанная японскими менеджерами. Иногда ее называют «системой без  склада», так как она, эффективно увязывая процессы продажи, производства продукции и закупок, снижает  величину запасов сырья и готового товара практически до нуля. 
 
 
 

Арутюнова Д.В.

Стратегический менеджмент

 Учебное пособие.  Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2010. 122 с.

Оглавление

8. Ситуационный анализ  компании

8.4. SWOT-анализ 

SWOT-анализ предполагает  возможность оценки фактического  положения и стратегических перспектив  компании, получаемых в результате  изучения сильных и слабых  сторон компании, ее рыночных  возможностей и факторов риска. SWOT-анализ имеет управленческую  и стратегическую ценность, если  связывает воедино факторы внутренней  и внешней среды и сообщает, какие ресурсы и возможности  понадобятся компании в будущем  (рис. 8.5). 

SWOT - это акроним  слов Strengts (силы), Weaknesses (слабости), Opportunities (благоприятные возможности) и Тhreats (угрозы). Внутренняя обстановка компании отражается в S и W, а внешняя - в О и Т. 
 
 

SWOT-анализ помогает  ответить на следующие вопросы: 

- используются ли  сильные стороны как преимущества  компании; 

- являются ли слабости  компании ее уязвимыми местами;  

- какие благоприятные  обстоятельства дают шансы на  успех; 

- на какие угрозы  обратить внимание в первую  очередь. 

Рассмотрим алгоритм построения и анализа SWOT-матрицы. 

1. Составляется список  слабых и сильных сторон компании, а также список угроз и возможностей  со стороны внешней среды.  

2. Оцениваются внутренние  и внешние факторы. Сильным  и слабым сторонам присваивается  оценка Ai по шкале от 0 до 5 (максимальному баллу соответствует значимое проявление фактора). Для оценки внешних факторов используются два параметра:  

- вероятность достижения  события рj по шкале от 0 до 1, где единице соответствует максимальная вероятность появления события; 

- значимость фактора  Кj, характеризующая степень влияния фактора на деятельность компании по шкале от 0 до 5, где максимальным баллам соответствует высокая степень влияния.  

Информация о работе Внутренняя среда организации