Внутренняя среда организации ООО «Феррум»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 23:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы заключается в проведении теоретических исследований и изучении основных элементов внутренней среды организации и их влияния на её деятельность. Курсовая работа предусматривает решение следующих важнейших задач:
-теоретические исследования составляющих внутренней среды организации;
-анализ внутренней среды ООО «Феррум»

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
1. Внутренняя среда организации…………………………………………….4
1.1 Понятие организации ……………………………………………….......4
1.2 Внутренняя среда. Элементы внутренней среды организации……….9
2. Характеристика внутренней среды организации ООО «Феррум»….….18
2.1 Общая характеристика предприятия……………………………….….18
2.2 Анализ внутренней среды организации ООО «Феррум»…………....20
Заключение…………………………………………………………………….33
Список используемой литературы………………………………………......35

Вложенные файлы: 1 файл

то курсовик.doc

— 271.00 Кб (Скачать файл)

  Так же объектом внимания менеджеров являются цели подразделений. 
    Для описания цели организации важен такой аспект, как видение, т.е. то, как организация предполагает двигаться к достижению стратегических целей, как она видит пути и этапы достижения целей. Обычно это представление ориентировано не столько на клиентов, сколько на сотрудников организации и ее стратегических партнеров. Подобное представление фиксируется в программных документах организации и называется «видение» (от англ. vision - предвидение). 
   В целом вся организация состоит из нескольких уровней управления и различных подразделений, взаимосвязанных между собой. Это принято называть структурой организации. Все подразделения организации можно отнести к тем или иным функциональным областям. Функциональная область относится к работе, выполняемой для организации в целом: маркетинг, производство, финансы и т. д. Очевидно, что маркетингом могут заниматься несколько подразделений и даже, например, производственное подразделение, если оно разрабатывает новый товар для потребителя. При рассмотрении структуры как составляющей внутренней среды обычно останавливаются на двух вопросах: разделение труда и контроль.

Разделение  труда производится не по принципу использования для определенной работы любого свободного работника, а  исходя из соображений привлечения  специалиста в заданной области. Так, при организации нового отдела маркетинга нецелесообразно использовать высвободившихся инженеров или техников без их соответствующего переобучения. Преимущество специализированного распределения труда очевидно, и как конкретно осуществить разделение труда в организации - вопрос, который относится к самым существенным управленческим решениям. Разделяют горизонтальное и вертикальное разделение труда. Горизонтальное - разделение труда по специализированным уровням, например, менеджер по снабжению, менеджер по продажам, менеджер по работе с персоналом и т. д. Вертикальное распределение труда (объем управления) осуществляется по принципу наличия работы по координации выполнения задания. Такое распределение дает в результате управленческую иерархию или число управленческих уровней. Иерархия пронизывает всю организацию, спускаясь на уровень неуправленческого персонала.

Число лиц, подчиненных  одному руководителю, называется сферой контроля. В организации каждый руководитель имеет свою сферу контроля. Организации  с плоской структурой имеют меньше уровней управления и более широкую сферу контроля, чем сопоставимые организации с многоуровневой структурой.

В литературе и  управленческой практике выделены основных типы организационной структуры:

 1) линейная организационная структура;

 2) функциональная организационная структура;

 3) линейно-функциональная организационная структура;

4) дивизионная  организационная структура;

5) адаптивные  организационные структуры

 
1. Линейная организационная структура - самая простая бюрократическая иерархическая структура управления. В простейшем виде она состоит из руководителя предприятия и нескольких подчиненных работников, крупные же предприятия могут иметь до 3-4-х и даже более уровней иерархии.

   Основы  линейных структур составляет  так называемый "шахтный" принцип  построения и специализация управленческого процесса по функциональным подсистемам организации (маркетинг, производство, исследования и разработки, финансы, персонал и т. д. ). По каждой подсистеме формируется иерархия служб ("шахта"), пронизывающая всю организацию сверху донизу (см. Рис. 1). Результаты работы каждой службы оцениваются показателями, характеризующими выполнение ими своих целей и задач. Соответственно строится и система мотивации и поощрения работников. При этом конечный результат (эффективность и качество работы организации в целом) становится как бы второстепенным, так как считается, что все службы в той или иной мере работают на его получение.

 2. Функциональная организационная структура - для нее характерно создание структурных подразделений, каждое из которых имеет свою четко определенную, конкретную задачу и обязанности. Следовательно, в условиях данной структуры каждый орган управления, а также исполнитель специализирован на выполнении отдельных видов управленческой деятельности (функций). Создается аппарат специалистов, отвечающих только за определенный участок работы. В основе функциональной структуры управления лежит принцип полного распорядительства: выполнение указаний функционального органа в пределах его компетенции обязательно для подразделений. Решения по общим вопросам принимаются коллегиально.

3. Линейно-функциональная структура - обеспечивает такое разделение управленческого труда, при котором линейные звенья управления призваны командовать, а функциональные— консультировать, помогать в разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов. Руководители функциональных подразделений (по маркетингу, финансам, НИОКР, персоналу) осуществляют влияние на производственные подразделения формально. Как правило, они не имеют права самостоятельно отдавать им распоряжения. Роль функциональных служб зависит от масштабов хозяйственной деятельности и структуры управления фирмой в целом.

  Функциональные  службы осуществляют всю техническую  подготовку производства; подготавливают  варианты решений вопросов, связанных с руководством процессом производства.

 4) Дивизионная структура управления - это структура управления фирмой, компанией, в которой четко разделены управление отдельными продуктами и отдельными функциями. Ключевыми фигурами в управлении организациями с дивизионной структурой становятся топ менеджеры, возглавляющие производственные подразделения.

   Появление  таких структур обусловлено резким  увеличением размеров предприятий,  диверсификацией их деятельности (многопрофильностью), усложнением технологических процессов в условиях динамически меняющегося окружения.

    Простое  добавление в структуру компании  еще одного уровня иерархии  приведет в таких условиях  тому, что первое лицо компании  будет уже не в состоянии  принимать стратегических решений по отдельным направлениям деятельности.  
      Выход из этого положения заключается использования принципа отделения стратегических и координационных целей от решения оперативных задач. Так, фактически одним только делегированием полномочий, функциональная структура превращается в дивизионную структуру управления. В этом типе структур сделана попытка сочетания централизованной координации и контроля деятельности с децентрализованным управлением. Ключевыми фигурами в управлении организациями с дивизионной структурой являются топ менеджеры, возглавляющие производственные отделения (дивизионы).

5) Адаптивная организационная структура - гибкие структуры, способные изменяться (адаптироваться) к требованиям среды (по аналогии с живыми организмами). Именно адаптивные организационные структуры способны, используя все эффективные аспекты линейных и функциональных структур, успешно функционировать в постоянно изменяющемся мире. 
Выделяются следующие типы адаптивных организационных структур:

 1) проектная — временная структура, создаваемая для решения конкретной задачи. Смысл этой структуры состоит в том, чтобы для решения задачи собрать в одну команду всех специалистов, осуществить проект качественно и в короткий срок, после чего проектная структура распускается; 
2) матричная — функционально-временно-целевая структура. Это особый вид организации, целиком построенной по проектному типу, действующей длительное время, что характерно для организаций, постоянно существующих в проектной форме.

 По вертикали  строится управление по отдельным сферам деятельности организации, по горизонтали осуществляется управление проектами. Для матричной структуры характерны создание связей между специалистами, организация работ по определенным задачам, вне зависимости от позиции в организации, включенности в конкретное подразделение.

   Одним  из основных направлений конкретного  разделения работ в организации  является формулирование задач. Задача определяет предписанную работу (часть работы или совокупность работ), которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки. Задачи предписываются не работнику персонально, а его должности (или подразделению). Каждая должность организации включает ряд задач, которые рассматриваются как необходимый вклад в достижение целей организации.

         Задачи традиционно делятся на  три категории:

  • задачи по работе с людьми;
  • задачи по работе с машинами, сырьем, инструментами и т. п.;
  • задачи по работе с информацией.

       В век бурного роста инноваций  и нововведений задачи становятся все более и более детальными и специализированными. Каждая отдельная задача может быть весьма сложной и углубленной. В связи с этим возрастает значение управленческой координации действий при решении таких задач.

   Следующей  внутренней переменной является технология. Понятие технологии выходит за пределы такого обычного понимания, как технология производства. Технология - это принцип, порядок организации какого-либо процесса для оптимального использования разного рода ресурсов (трудовых, материальных, временных денежных).

     Технология  представляет собой способ, который  позволяет осуществить какое-либо  преобразование. Это может относиться  к сфере продаж - как наиболее  оптимально реализовать произведенный  товар, или к сфере сбора  информации - как наиболее грамотно и с меньшими затратами собрать необходимую для управления предприятием информацию и т. д. В последнее время именно информационные технологии стали ключевым фактором получения предприятием устойчивого конкурентного преимущества при ведении бизнеса.

     Обычно  рассматриваются две классификации  технологии: классификация по Вудворд  и классификация по Томпсону.

Классификация по Томпсону:

 

  • многозвенные технологии, характеризующиеся серией взаимосвязанных задач, которые выполняются последовательно;
  • посреднические технологии, характеризующиеся встречами групп людей. Например, продавцы связывают производителя продукции с потребителями .
  • интенсивная технология, характеризующаяся применением специальных приемов для изменения состояния какого-либо материала.

 

Классификация по Вудворд:

  • единичное, мелкосерийное или индивидуальное производство;
  • массовое или крупносерийное производство;
  • непрерывное производство.

 Ну и наконец,  ни одна организация никогда  не добьется своей цели без  участия людей. Люди являются центральным звеном в любой системе управления. Существует три основных аспекта человеческой переменной в организации:

  • поведение индивидов;
  • поведение людей в группах;
  • характер поведения руководителя.

     Понимание  и управление человеческой переменной  в организации является наиболее  сложной составляющей всего процесса  управления и зависит от многих  факторов. Перечислим некоторые  из них:

  • Способности человека. По ним люди наиболее наглядно разделяются внутри организации. Способности человека относятся к характеристикам, которые легче всего поддаются изменениям, например, обучением.
  • Потребности. У каждого человека существуют не только материальные, но и психологические потребности (в уважении, признании и т. д.). С точки зрения управления организация должна стремиться к тому, чтобы удовлетворение потребности работника вело бы к реализации целей организации.
  • Восприятие, или как люди реагируют на окружающие их события. Этот фактор важен для разработки различного рода стимулов для работника.
  • Ценности, или общие убеждения по поводу того, что хорошо или плохо. Ценности закладываются в человека с детства и формируются на протяжении всей деятельности. Общие ценности помогают руководителям объединять работников для достижения целей организации.
  • Влияние среды на личность. Сегодня многие психологи говорят о том, что поведение человека зависит от ситуации. Было замечено, что в одной ситуации человек ведет себя честно, а в другой - нет. Эти факты указывают на важность создания такой окружающей обстановки па работе, которая поддерживала бы желательный для организации тип поведения.

   Кроме  перечисленных факторов на человека  в организации влияют группы и управленческое лидерство. Любой человек стремится принадлежать к какой-либо группе. Он принимает нормы поведения этой группы в зависимости от того, насколько ценит свою принадлежность к ней. Организация может рассматриваться как некая формальная группа людей, и в то же время в любой организации есть много неформальных групп, формирующихся не только по профессиональному признаку. Кроме того, в любой формальной или неформальной группе есть лидеры. Лидерство - это средство, с помощью которого руководитель влияет на поведение людей и заставляет их вести себя определенным образом.

Информация о работе Внутренняя среда организации ООО «Феррум»