Внутренняя среда организации и особенности ее управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2014 в 14:41, контрольная работа

Краткое описание

Под внутренней средой понимается хозяйственный организм фирмы, включающий управленческий механизм, направленный на оптимизацию научно-технической и производственно сбытовой деятельности фирмы. Она заключает в себе тот потенциал, который даёт возможность организации функционировать, а следовательно, существовать и выживать в определённом промежутке времени. Данная тема является актуальной, как и вся теория менеджмента. В новом тысячелетии наша страна должна научиться жить в условиях рыночной экономики, важнейшим условием этого является высококвалифицированные управленцы.

Содержание

Введение.......................................................................................................................3
1. Понятие внутренней среды организации..............................................................4
1.1. Основные переменные внутренней среды организации...................................5
1.2. Подходы к выделению параметров внутренней среды организации............15
Заключение.................................................................................................................19
Список использованной литературы.......................................................................21

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 37.69 Кб (Скачать файл)

Технология деятельности организации

Четвертой важной внутренней переменной организации является технология. При этом под технологией, по высказыванию специалиста по проектированию работ Льюиса Дейвиса, понимается «сочетание квалифицированных навыков, оборудования, инфраструктуры, инструментов и соответствующих технических знаний, необходимых для осуществления желаемых преобразований в материалах, информации или людях».

Задачи и технологии тесно связаны  между собой. Выполнение задачи включает использование конкретной технологии как средства преобразования материала, поступающего на вход системы, в форму, получаемую на выходе. 
Влияние технологии на управление в значительной мере определяются стандартизацией, автоматизацией и сертификацией процессов. 
Взаимоотношения между содержанием задач и технологией отражают наиболее известные классификации технологий (табл. 1): 
- технологий промышленных предприятий исследовательницы управления Джоан Вудфорд;

- технологий организаций в широком  смысле социолога и теоретика  организаций Джеймса Томпсона.[12,стр.92]

Таблица 1. Классификация технологий управления

 
Классификация технологий

 
по Д. Вудфорду

 
по Д. Томпсону

 
содержание

 
характеристика

 
содержание

 
характер истика

 
1. Единичное, мелкосерийное или  индивидуальное производство

 
Одновременно изготавливается одно или малая серия одинаковых изделий  в качестве опытного образца либо для определенного покупателя и по его спецификациям

 
1. Интенсивная технология

 
Применение специальных приемов, навыков или услуг для того, чтобы произвести определенные изменения  в конкретном материале, поступающем  для обработки

 
2. Массовое и крупносерийное производство

 
Изготавливается большое количество изделий, которые идентичны друг другу или очень похожи

 
2. Многозвенные технологии

 
Применяется серии взаимозависимых  задач, которые выполняться последовательно

 
3. Непрерывное производство

 
Использует автоматизированное оборудование, которое работает круглые сутки  для непрерывного изготовления (переработки) одинакового по характеристикам  продукта в больших объемах

 
3. Посреднические технологии

 
Осуществляются встречи групп  людей, являющихся или стремящихся быть взаимно полезными


 
Представленные категории в обеих  классификациях достаточно схожи. Многозвенные технологии в классификации Томпсона эквивалентны технологиям массового  и некоторым формам крупносерийного  производства в классификации Вудфорд. Интенсивные технологии в классификации Томпсона эквивалентны индивидуальным технологиям в классификации Вудфорд. 
Посреднические технологии занимают промежуточное положение между индивидуальными технологиями и технологиями массового производства. 
Посреднические технологии в классификации Томпсона позволяют организациям использовать многочисленные вариации потребностей сторон, вступающих во временные отношения как звено цепи в непрерывной последовательности таких отношений. Поэтому посреднические технологии в классификации Томпсона рассматриваются как эквивалентные непрерывному производству в классификации Вудфорд.[12, стр.92]

Люди как фактор внутренней среды  организации

 
Люди - пятая внутренняя переменная организации. Никакая технология не может быть полезной и никакая задача не может быть выполнена без их сотрудничества. Руководство достижения целей организации через других людей. Следовательно, люди являются центральным фактором в любой системе управления. Руководство — отдельные менеджеры — не признают, что каждый работник представляет собой личность с ее неповторимыми переживаниями и запросами, способность организации достичь, поставленных целей невелика.[10, стр. 176]

Существует  три основных аспекта человеческой переменной в ситуационном подходе  к управлению: поведение отдельных людей, поведение людей в группах, характер поведения руководителя (менеджера в роли лидера) и его влияние на поведение отдельных людей и групп. Основными факторами, влияющими на индивидуальное поведение и успешность деятельности людей, являются: 
- способности (как врожденные, так и приобретенные, развиваемые); 
- предрасположенность (как потенциал человека в отношении выполнения конкретной работы);

- одаренность  (как талант, открывающийся в определенной  области); 
- потребности (как внутреннее состояние психологического или физиологического ощущения недостаточности чего-либо); 
- ожидания (как формирование прогноза относительно результатов своего прогноза, основанное на прошлом опыте и оценке текущей ситуации); 
- восприятие (как интеллектуальное осознание стимулов, получаемых от ощущений); 
- отношение (как влияющее на поведение необъективное восприятие окружающей среды);                                                                                                      - точка зрения (как сформировавшийся и устоявшийся взгляд на вещи); 
- ценности (как общие убеждения, вера по поводу того, что хорошо и что плохо, или что безразлично в жизни).[12, стр.93] 
Таким образом, после определения и характеристики всех компонентов внутренней среды, целесообразно рассмотреть различные подходы к определению параметров внутренней среды организации. 
1.2. Подходы к выделению параметров внутренней среды организации. 
Одной из наиболее известных в России и за рубежом точек зрения на выделение факторов внутренней среды, является точка зрения М.Мескона, М.Альберта и Ф.Хедоури, согласно которой основными переменными внутренней среды являются цели, задачи, структура, технология, а также люди (персонал организации). Эта точка зрения является развитием известного "алмаза" Гарольда Ливитта, который выделил четыре переменные организации - задание или миссия, структура, технология и индивиды. Исследователь подчеркивал значение каждого элемента и существующих между ними взаимосвязей - изменение в одном из них обусловливает трансформации в других (рис.2).


   
 



 

Рисунок 2. "Алмаз" Г. Ливитта 

Интересным  подходом к формированию внутренней среды организации является подход Д.Бодди и Р.Пэйтона, которые сформировали интегральную модель организации, включив  такие элементы как цели, бизнес-процессы, технология, люди, власть, структура, культура организации. 
Одним из современных подходов к выделению внутренних переменных, имеющих интегрирующее значение, необходимо признать подход, изложенный в учебнике "Управление организацией" под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Соломатина , где отмечено, что внутренняя среда каждой организации формируется под воздействием переменных, оказывающих непосредственное влияние на процесс преобразований (производства продукции, услуг). Это структура предприятия, его культура и ресурсы. 
Интегральная модель организации Д. Бодди и Р. Пэйтона включает: 
- Цели. В центре модели (чисто символически) - цели, на достижение которых направлена деятельность членов организации; цели представляют собой некое желаемое состояние организации в будущем.

  • Бизнес-процессы. Группы видов деятельности и технологии, посредством которых индивиды «прокладывают дорогу» к целям (процессы разработки товаров, получения заказов, производства продукта, доставки, оплаты и т. д.). Члены организации в период совместного труда преобразуют имеющиеся ресурсы и создают новые ценности, достигая желаемых результатов. 
    - Технологию. Оборудование, используемое индивидами для превращения ресурсов в полезный продукт (здания, станки, офисы, компьютеры, телекоммуникации и информационные системы). 
    - Людей. Имеются в виду прежде всего индивиды, являющиеся членами организации и вносящие в достижение ее целей вклад в форме навыков, знаний и участия в процессе труда. Кроме того, не следует забывать об индивидах, формально не являющихся членами организации, но оказывающих влияние на ее деятельность.

- Власть. Отношения власти образуют ядро менеджмента, формирование которого осуществляется по мере обособления управления как особого вида деятельности и его институционализации в организации. Некоторые ученые рассматривают, прежде всего, роль отношений менеджмента и работников в достижении баланса власти в классовом обществе, предмет исследования других ученых - проблемы расширения властных полномочий индивидов в иерархии организации.

- Структуру. Способ разделения и координации труда в организации в широком смысле визуально представляется в форме организационных диаграмм. Формальную структуру обычно дополняют неформальные механизмы, оказывающие не менее существенное влияние на работу организации. 
- Культуру. Это понятие в сравнении с другими элементами организации базируется в основном на нематериальных категориях. Сегодня многие менеджеры относятся к организационной культуре как к одному из важнейших инструментов выполнении поставленных задач. Члены организации вырабатывают особые методы труда, которые в свою очередь могут оказывать воздействие на способы выполнения рабочих заданий и общение коллег, включая новичков [2, с. 138].

Взаимосвязанные внутренние переменные, которые составляют только часть совокупности факторов, влияющих на организацию, называют «социотехнические подсистемы». Они получили это название, так как имеют социальный компонент (людей) и технический компонент (другие внутренние переменные). Изменение в одной из них в определенной степени влияет на все другие. Совершенствование одной переменной не обязательно может привести к изменению другой.[10, стр.180].

Все эти модели организации, в общем, похожи и состоят почти из одних  и тех же компонентов. Отличие лишь в их количестве и распределении приоритетов той или иной составляющей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Рассмотрев  и проанализировав внутреннюю среду  организации, можно сделать основные выводы по данной теме.

Внутренние  переменные - это ситуационные факторы внутри организации, которые в основном являются контролируемыми и регулируемыми. Основными переменными внутренней среды организации, которые требуют внимания руководства, являются: цели, структура, задачи, технология и люди. Все внутренние переменные взаимосвязаны. В своей совокупности они рассматриваются как социотехнические подсистемы. Изменение одной из них в определенной степени влияет на другие. Совершенствование одной переменной, например, такой, как технология, не обязательно может вести к повышению производительности, если эти изменения сказываются отрицательно на другой переменной, например, людях. 
Организация – живой дышащий организм. И как у любого живого существа, у него есть лицо, имидж, философия, история и, нельзя забывать, что у него 
есть культура.

Успех предприятия возникает в результате взаимодействия всех сотрудников, преследующих общие цели, которые должны быть реальны, пониматься каждым сотрудником и отражать основной характер предприятия. Учреждение, которое не будет отличаться от многих других, подобных ему, сразу же запрограммировано на неудачу, провал и банкротство. Годами отрудникам твердят об организованной работе, отождествляя ее с работой организации, но работает не организация, а люди – персонал фирмы. Именно человеческий фактор, то есть хорошо развитая организационная культура и корпоративный дух, а не заводы, оборудование и производственные запасы являются краеугольным камнем конкурентоспособности, экономического роста и эффективности. 
Конечно, реальное формирование эффективной организационной культуры на российских предприятиях – вопрос будущего. Но беспрецедентный динамизм современной эпохи требует от компаний выбора новых ориентиров стратегического развития. Любое российское предприятие, стремящееся идти в ногу со временем, не может не иметь в качестве одного из таких ориентиров формирования эффективной организационной культуры, дающей каждому работнику возможность самоутвердиться, осознать значимость своей личности. [9] 
Многие западные и российские предприниматели пришли к выводу, что 
процветает та фирма, в которой создан сплоченный коллектив, где сломлены 
иерархические перегородки, где каждый кровно заинтересован в общем успехе, ибо от этого зависит его материальное благополучие. Быстрее всех поднимается и развивается та фирма, коллектив которой имеет хорошо развитую организационную культуру.

Анализ  среды — это очень важный для  выработки стратегии организации  и очень сложный процесс, требующий  внимательного отслеживания происходящих в среде процессов, оценки факторов и установления связи между факторами и теми сильными и слабыми сторонами организации, а также возможностями и угрозами, которые заключены во внешней среде. Очевидно, что, не зная среды, организация не сможет существовать. Однако она не плывет в окружении как лодка, не имеющая руля, весел или паруса. Организация изучает среду, чтобы обеспечить себе успешное продвижение к своим целям, вырабатывает стратегию взаимодействия с элементами внешней среды, обеспечивающую ей наиболее комфортное сосуществование. В данном случае, я считаю, уместно привести слова знаменитого Демокрита «Глубокая вода полезна во многих отношениях, но, с другой стороны, она вредна, так как есть опасность утонуть в ней. Вместе с тем найдено средство — обучение плаванию».

 

 

 Список использованной литературы

  1. Бурганова Л.А. Теория управления : учеб. пособие для вузов по специальности "Гос. и муницип. упр." / Л. А. Бурганова. - М. : ИНФРА-М, 2005. - 138 с.
  2. Васильев Ю.В. Теория управления: учеб. для вузов по специальности "Гос. и муницип. упр." / Ю. В. Васильев [и др.] ; под ред. Ю.В. Васильева [и др.]. - 2-е изд., доп. - М. : Финансы и статистика, 2007. - 607 с.
  3. Гапоненко А.Л. Теория управления: Учеб. для вузов / Ю. П. Алексеев [и др.] ; под общ. ред. А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухина; РАГС и др. - М., 2005. - 558 с.
  4. Граждан В.Д. Теория управления : учеб. пособие для вузов по специальности 061000 "Гос. и муницип. упр." / В. Д. Граждан. - М. : Гардарики, 2005. - 415 с.
  5. Зайцев Н.Л. Экономика, организация и управление предприятием : учеб. пособие для вузов по специальности "Менеджмент орг." / Н. Л. Зайцев ; Гос. ун-т упр. - 2-е изд., доп. - М. : ИНФРА-М, 2008, 2010. - 454 с.
  6. Кнорринг В.И. Основы государственного и муниципального управления : Учеб. [для вузов] по специальности "Гос. и муницип. упр." / В. И. Кнорринг. - М. : Экзамен, 2004. - 414 с.
  7. Кожухар В.М. Основные категории теорий управления и организации: анализ, синтез : моногр. и учеб. пособие по курсам "Теория упр.", "Теория орг.", "Исслед. соц.-экон. и полит. процессов" [для вузов] по специальностям 061000 - "Гос. и муницип. упр.", 061100 - "Менеджмент орг." / В. М. Кожухар ; Брян. гос. инженер.-технол. акад. - Брянск, 2005. - 131 с.
  8. Мухин В.И. Основы теории управления.: Учебник для вузов / В. И. Мухин.-М.: Изд-во «Экзамен», 2005. - 256 с.
  9. Новиков Д.А. Теория управления организационными системами : учеб.-метод. пособие [для вузов] / Д. А. Новиков ; Ин-т проблем упр. РАН. - 2-е изд. - М. : ФИЗМАТЛИТ, 2007. - 583 с.
  10. Парахина В.Н. - Практикум по теории управления: Учеб. пособие для вузов по специальности "Гос. и муницип. упр." / В. Н. Парахина [и др.] ; под ред. В.Н. Парахиной, Л.И. Ушвицкого. - М. : Финансы и статистика, 2005. - 271 с.
  11. Рой О.М. Теория управления : учеб. пособие [для вузов] по специальности "Гос. и муницип. упр." / О. М. Рой. - СПб. : Питер, 2008. - 250 с.
  12. Тебекин А.В. Менеджмент организации : учеб. для вузов по экон. специальностям / А. В. Тебекин, Б. С. Касаев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : КНОРУС, 2007. - 408 с.

Информация о работе Внутренняя среда организации и особенности ее управления