Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 23:33, контрольная работа
Конфликтология, как наука сформировалась недавно, но она помогает выбрать способ поведения в сложных ситуациях, адекватно реагировать на действия окружающих людей на работе, дома, на отдыхе. Умение анализировать причины и динамику конфликтов, знание правил поведения в конфликтных ситуациях необходимы каждому человеку, особенно психологу, так как являются важными условиями гармонизации человеческих отношений. А это одна из сфер работы психолога.
Введение..................................................................................................................3
1. Понятие внутриличностного конфликта...........................................................4
2. Основные психологические концепции внутриличностных конфликтов.....7
3. Типология внутриличностных конфликтов....................................................13
4. Способы разрешения и последствия внутриличностных конфликтов.........23
Заключение...........................................................................................................25
Список литературы..................
Вторая подход оперирует иными, более общими единицами и предполагает описание исходя из общей феноменологии самосознания личности.
В отечественной литературе конфликт рассматривается с точки зрения понятия критической ситуации.
Критическая ситуация - ситуация невозможности, в которой субъект сталкивается с невозможностью реализации внутренних необходимостей своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей и т.д.). Конкретное описание и работа с критическими жизненными ситуациями определяется ее типом:
Для всякого инфантильного существа всякий стресс является кризисом. Отсюда, чем больший вес инфантильная установка имеет в психике данного человека, чем более она определяет его мироощущение, тем больше вероятность, что любая ситуативная неудача или неприятность будет ощущаться как глобальный жизненный кризис. Вес инфантильной установки в жизненном мире человека определяется его психологическим возрастом, конституционально - характерологическими особенностями, текущим психофизиологическим состояниям.
В простом и трудном мире происходит дифференциация стресса и кризиса за счет выработки механизма терпения надежды, назначение которого как раз и состоит в борьбе со стрессом. Но именно этот механизм делает возможным существование стресса как особой психологической реальности: не будь терпения, мы всякий раз бы сталкивались с инфантильным кризисом. Но в этом мире фрустрация становится тождественной кризису. Это объясняется тем, что при условии неудовлетворения потребности, которая в этом мире фиксируется как единственная, вся жизнь, подчиненная удовлетворению этой потребности, становится под угрозу, что равносильно кризису. Здесь еще нет конфликтов, так как нет сложности, борьбы мотивов, мир определяется как односоставный. Действия такого индивида, движимого конкретными импульсами, представляют собой постоянные выяснения отношений с внешним миром. Но эти отношения протекают в форме фрустрации актуальный мотив (так легко сменивший во внутреннем мире предыдущий за счет увеличения его побудительности по сравнению с предшествующим) не может быть реализован.
Механизмами совладания со стрессом являются:
Первые два механизма смиряют аффекты,
борясь со стрессом в данной категории
жизненного мира. За их пределами начинается
конфликт. Но конфликт для этого субъекта
становится нарушением единства всей
системы сознания. Ибо для такого субъекта
нет других ситуаций или будущего, как
это свойственно для трудного мира. Никаких
там и тогда для него не существует: его
жизнь сжата в точку здесь-и-сейчас, а хронотоп
представлен как нигде-и-никогда (если
не здесь, то нигде, если не сейчас, то никогда).
Понятно, что такое состояние и есть кризис.
И только в сложном и трудном мире происходит
полная дифференциация всех психологически
трудных ситуаций стресса, фрустрации,
конфликта и кризиса. Это связано с тем,
что между мирами существует закономерное
отношение включенности: реалистический
и ценностный миры включают в себя инфантильный,
а закономерности творческого мира включают
в себя все предыдущие. Однако, при общем
условии подчиненности включенных миров,
субъект, конгруэнтный сложному и трудному
миру, может время от времени соскальзывать
к закономерностям более низших форм (проваливаться
в так называемый микрокризис как на уровне
стресса, так и на уровне фрустрации или
конфликта). Такие временные соскальзывания
соответствуют существованию на других
уровнях жизненных миров легкого и/или
простого. Для их преодоления необходимо
вернуться в состояние сложного и трудного
жизненного мира, где сложившаяся ситуация
может выглядеть как критическая, но перестает
быть кризисной.
4. СПОСОБЫ РАЗРЕШЕНИЯ ПОСЛЕДСТВИЯ ВНУТРИЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ
Способы завершения внутриличностных конфликтов могут быть бессознательными или сознательными:
• переориентация изменение притязаний в отношении объекта, вызвавшего проблему;
• компромисс осуществление выбора в пользу какого-либо варианта и его реализация;
• коррекция изменение Я концепции в направлении достижения адекватного представления о себе.
Способ разрешения |
Содержание действий |
Компромисс |
Сделать выбор в пользу какого-то варианта и приступить к его реализации |
Уход |
Уход от решения проблемы |
Переориентация |
Изменение притязаний в отношении объекта, вызвавшего внутреннюю проблему |
Сублимация |
Перевод психической энергии в другие сферы деятельности — занятие творчеством, спортом, музыкой и т. п. |
Идеализация |
Предавание мечтаниям, фантазиям, уход от действительности |
Вытеснение |
Подавление чувств, устремлений, желаний |
Коррекция |
Изменение Я-концепции в направлении достижения адекватного представления о себе |
Последствия внутриличностных конфликтов:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Значение конфликтов в жизни личности таково, что в психологическом конфликте может измениться самая структура личности, ее отношения, т.е. это острая форма развития личности.
Как отмечает К. Хорни, тип, сфера и напряженность конфликтов во многом зависят от цивилизации, в которой живет человек. Если она стабильна и имеются прочные установленные традиции, тогда варианты выборов возможностей ограничены, диапазон отдельных потенциальных конфликтов узок. Но даже и в этих случаях в них нет недостатка. Но если цивилизация находится в состоянии быстрого изменения, где бок о бок сосуществуют крайне противоречивые ценности, а образ жизни разных людей расходится все сильнее, то выборы, которые приходится делать человеку, весьма многообразны и трудны. Наша страна сегодня может быть отнесена к цивилизациям второго типа, проблемы развития которой находят выражение, в том числе, и в многообразных внутриличностных конфликтах.
Зная суть внутриличностного конфликта,
формы и особенности его проявления, можно
вовремя диагностировать проблему и оказать
психологическую или психотерапевтическую
помощь человеку, который не может сам
справиться и понять то, что с ним происходит.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Анцупов, А. Я. Конфликтология [Текст] / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. — М.: ЮНИТИ, 1999. - 225 с.
2. Гришина, Н. В. Психология конфликта [Текст] / Н. В. Гришина. — СПб.: Питер, 2000.
3. Емельянов, С. М. Практикум по конфликтологии [Текст] / С. М. Емельянов. - СПб.: Питер, 2000.
4. Конфликтология [Текст] / Под ред. А. С. Кармина — СПб.: Лань, 1999.
5. Козырев, Г. И. Введение в конфликтологию [Текст] / Г. И. Козырев. — М.: Владос, 1999. —350 с.
6. Леонов, Н. И. Конфликтология [Текст]:
учебное пособие / Н. И. Леонов. - 2-е изд.
- М.: МОДЭК, 2006. - 232 с.
Приложение 1
Этический кодекс консультанта по разрешению конфликтов
В ответ на доверие клиента я обязуюсь осуществлять свою практическую деятельность так, чтобы она служила на благо клиента, общества и человечества.
Основные обязательства:
1. Интересы клиента соотносить
с интересами организации и
общества с целью поиска
2. Сохранять непредвзятую, независимую позицию с учетом всех относящихся к конфликту фактов и ответственных мнений.
3. Сохранять конфиденциальность, т.
е. информацию о конфликте
4. Принимать только те задания
от клиента, которые в моей
компетенции как специалиста-
5. Оказывать помощь клиенту в разработке практических, реалистических решений, которые можно быстро и эффективно использовать в конкретной конфликтной ситуации для достижения поставленной цели.
6. Знакомить клиента с применяемыми принципами, методами и технологиями работы с тем, чтобы в дальнейшем он сам мог использовать их для управления или разрешения конфликтов.
7. Не помогать клиенту при обстоятельствах или условиях, которые могут повлиять на объективность, независимость или честность.
8. Не помогать клиенту, если он в этот момент консультируется с другим специалистом по конфликтам.
9. Не рекламировать свою
10. Возможно вступление в
11. Оставаться собой, вести себя в соответствии с собственными ценностями; этого же ожидаю от клиента.
12. При достижении своих целей
в конфликте клиенты могут
ссылаться на мою помощь, на
мои консультации, как на профессионала
по разрешению конфликтов.
Приложение 2
Опросник К. Томаса
В своем опроснике по выявлению типичных форм поведения К. Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных вариантов 12 суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных сочетаниях они сгруппированы в 30 пар, в каждой из которых респонденту
предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения.
Цель: изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению.
Опросник
1. А. Иногда я предоставляю
Б. Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.
2. А. Я стараюсь найти
Б. Я пытаюсь уладить дело с учетом интересов другого и
моих собственных.
3. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
Б. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.
4. А. Я стараюсь найти
Б. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.
5. А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.
Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
6. А. Я пытаюсь избежать
Б. Я стараюсь добиться своего.
7. А. Я стараюсь отложить решение
спорного вопроса с тем, чтобы
со временем решить его
Б. Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться удовлетворения интересов другого.
8. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
Б. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
9. А. Думаю, что не всегда стоит
волноваться из-за каких-то
Б. Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.
10. А. Я твердо стремлюсь достичь своего.
Б. Я пытаюсь найти компромиссное решение.
11. А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
Б. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.
12. А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.