Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 23:33, контрольная работа
Конфликтология, как наука сформировалась недавно, но она помогает выбрать способ поведения в сложных ситуациях, адекватно реагировать на действия окружающих людей на работе, дома, на отдыхе. Умение анализировать причины и динамику конфликтов, знание правил поведения в конфликтных ситуациях необходимы каждому человеку, особенно психологу, так как являются важными условиями гармонизации человеческих отношений. А это одна из сфер работы психолога.
Введение..................................................................................................................3
1. Понятие внутриличностного конфликта...........................................................4
2. Основные психологические концепции внутриличностных конфликтов.....7
3. Типология внутриличностных конфликтов....................................................13
4. Способы разрешения и последствия внутриличностных конфликтов.........23
Заключение...........................................................................................................25
Список литературы..................
Стадия |
Возраст |
Содержание кризиса |
Позитивное разрешение |
1 |
0-1 год новорожденный |
Доверие — недоверие |
Доверие |
2 |
1-3 года раннее детство |
Автономия — стыд, сомнение |
Автономия |
3 |
3-6 лет «возраст игры» |
Инициатива— чувство вины |
Инициатива |
4 |
6-12 лет младший школьный возраст |
Трудолюбие — чувство неполноценности |
Трудолюбие |
5 |
12-19 лет средний и старший школьный возраст |
Я-идентичность — смешение ролей |
Идентичность |
6 |
20-25 лет ранняя зрелость |
Близость — изоляция |
Близость |
7 |
26-64 года средняя зрелость |
Порождение, творчество-застой |
Творчество |
8 |
65 лет — смерть поздняя зрелость |
Интеграция — отчаяние |
Интеграция, мудрость |
3. Когнитивистские концепции основываются на понимании конфликта как познавательного феномена в работах К. Роджерса; А. Маслоу; К. Левина; В. Франкла; Л. Фестингера.
Большую практическую ценность для выявления внутриличностных конфликтов и определения путей их разрешения представляет классификация внутренних конфликтов.
Тип конфликта |
Причина |
Модель разрешения |
Эквивалентный (приближение-приближение) |
Выбор двух или более в равной степени привлекательных и взаимоисключающих объектов |
Компромисс |
Витальный (избегание-избегание) |
Выбор между двумя в равной мере непривлекательными объектами |
Компромисс |
Амбивалентный (приближение-избегание) |
Выбор объекта, в котором одновременно присутствуют привлекательная и непривлекательная стороны |
Примирение |
Кроме изложенных выше психологических
концепций внутриличностных конфликтов
существуют и другие, разработанные в
рамках разных направлений в психологии.
3. ТИПОЛОГИЯ ВНУТРИЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ
Внутриличностные конфликты можно разделить на 2 группы, исходя из природы противоречий, лежащих в основе конфликта:
• результат перехода объективных противоречий во внутренний мир человека (моральные, адаптационные конфликты);
• возникающие из противоречий внутреннего мира личности как отражение отношения личности к окружающей среде (мотивационные конфликты, неадекватная самооценка).
Е. Донченко и Т. Титаренко выделяют три уровня развития психологического противоречия:
• психологическое равновесие внутреннего мира личности;
• нарушение равновесия, осложнения, затруднение основных видов деятельности, проекция психологического дискомфорта на работу, общение с окружающими;
• невозможность реализации планов и программ, разрыв жизни, невозможность выполнять свои жизненные функции до тех пор, пока не разрешится жизненный кризис.
Обратимся к конкретным типам внутриличностного конфликта, изученным в современной конфликтологии.
1. Мотивационные конфликты.
1. Альтернативы в равной мере привлекательные, но взаимоисключающие друг друга (Буриданова ослица). Здесь ключевым являются факторы значимости и единовременности, без которых конфликта как такового бы просто не было.
2. Альтернативы в равной мере непривлекательные (выбор из двух зол, где нет меньшего).
3. Одна и та же цель в равной мере, но в разных аспектах является и привлекательной, и непривлекательной одновременно. Внутренняя борьба в этом случае связана с взвешиванием всех за и против.
Таким образом, до совершения поступка личность переживает конфликтную ситуацию, субъективную трудность выбора, психическую напряженность, эмоциональный дискомфорт, сигнализирующие об этой конфликтности. Но только поступок инициирует конфликт: смысл «Я» становится объективно противоречивым. Возникшее противоречие - это противоречие самосознания. Таким образом, множественность деятельностей приводит к множественности смыслов «Я», пересечение деятельностей к поступкам, поступки к конфликтным смыслам «Я», а конфликтный смысл «Я» запускает дальнейшую работу самосознания. Т.е. конфликт, с точки зрения отечественной психологии, это возможный фактор становления личности, при условии, что речь идет о сознательном признании факта поступка. Если же факт совершения поступка отвергается, перед нами работа бессознательного по защите психики от проведения работы по самосознанию.
2. Когнитивные конфликты.
В основе такого типа конфликтов несовместимые представления (когниции) личности. Согласно когнитивистам, человек стремится к непротиворечивости, согласованности своей внутренней системы представлений, убеждений, ценностей и т.д. и испытывает дискомфорт при возникновении рассогласования этих структур. Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера описывает ситуации, когда человек, имея этот внутренний дисбаланс (наличие двух знаний, противоречащих друг другу), стремится уйти от него, восстановить свою целостность.
Если большинство предшествующих подходов рассматривали процесс принятия решения, то когнитивисты обратили внимание на то, что происходит в психике человека после этого. Согласование идей осуществляется разными путями:
Мы видим здесь две прямо противоположные возможности: выбор на уровне самосознания (между Я хороший или Я плохой) и выбор в пользу ухода от сознательного решения проблемы (временного или абсолютного): Я не могу поступить плохо, потому, что я хороший.
3. Ролевой конфликт.
Одним из способов описания человека как субъекта деятельности является использование представлений о совокупности его ролей, восходящее в западной социальной психологии к работам интеракционистов Дж. Мида и Ч. Кули. С их точки зрения человек получает свою социальную определенность через систему взаимодействий с другими людьми в группе. Сила группы не равна сумме сил всех ее участников, так как существует эффект взаимодействия, называемый синергетическим. Разные члены группы выполняют в процессе взаимодействия разные функции, которые именуются ролями. Согласие в групповом процессе обеспечивается тем, что каждому члену группы известны ожидания группы по поводу его поведения в рамках предписанной ему роли. Каждая роль имеет свое содержание: шаблоны действий, знаний, умений и навыков; реакций на поступки других людей. Личность может соотнести логику своих действий с логикой социальных ожиданий и норм. И здесь кроется источник внутриличностного конфликта. Возникновение противоречия между различными ролевыми позициями личности, ее возможностями и соответствующим ролевым поведением может привести к ролевым конфликтам. Традиционно различают два типа ролевых конфликтов:
1. Личностно ролевой конфликт: конфликт Я роль, где различия возникают между требованиями роли и возможностями, представлениями о ней личности. Здесь проблема выбора возникает из-за неспособности соответствовать требованиям роли, либо из-за нежелания ей соответствовать. В этой ситуации человек может отказаться от выполнения роли или выбрать роль и изменить себе; возможен также какой-то компромиссный вариант снятия этого противоречия.
2. Межролевой конфликт предполагает противоречие между разными ролевыми позициями, которые по каким-то причинам оказываются несовместимыми (семья/ работа).
Типичными факторами, определяющими силу этого типа конфликтов, составляют:
1. степень несовместимости разных ролевых ожиданий;
2. жесткость, с которой эти требования предъявляются;
3. личностные характеристики самого индивида, его отношение к ролевым ожиданиям.
Особенно трагичными являются конфликты, затрагивающие зону эталонных ролей, поскольку разрешение такого конфликта связано с необходимостью изменения Я-концепции личности, что сопровождается довольно болезненными переживаниями. Здесь тоже возможен неконструктивный вариант выхода из конфликта за счет использования механизмов внутриличностной защиты, отсрочивающих решение проблемы или блокирующих ее осознавание.
Таким образом, в отечественной и западной психологии мы видим кардинально отличные установки: если наши авторы стремятся рассматривать психический мир личности как целостность и определять конфликт как элемент трудных для психики ситуаций, то западные конфликтологи идут по пути структурирования конфликта на конкретные специфические виды и пытаются работать с каждой формой по-своему. У каждой из описанных парадигм есть свои сильные и слабые стороны, и, по-видимому, они бы только выиграли, если бы попытались найти общую методологическую платформу для взаимодействия.
Кроме проблемы формулируемой в терминах, что такое конфликт, психологи отвечают на вопрос о характере отношений конфликтующих сторон. Он распадается на три подвопроса:
1. Сравнительная интенсивность противостоящих в конфликте сил: этот подвопрос со времени постановки проблемы К. Левиным решается однозначно и предполагает приблизительное их равенство.
2. Определение относительной направленности относительно друг друга этих сил:
3. содержание отношений между конфликтующими тенденциями:
В целом, стоит отметить, что конфликт, а внутриличностный особенно, - сложное явление, трудно поддающееся классификации. Но, тем не менее, существует два подхода к типологии такого рода конфликтов.
Первый подход использует язык переживания человеком трудной для него ситуации. Примером такого подхода называют классификацию Анцупова и Шипилова, опирающуюся на фрейдовскую теорию описания психики человека: