Возникновение науки управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 22:22, курсовая работа

Краткое описание

Любая наука базируется на использовании исторического опыта. Изучение уроков истории позволяет избежать противоречий и ошибок, встречающихся на ранних этапах развития науки.

Наука управления в этом отношении мало отличается от других наук. Как и любая наука, она интересуется прошлым, настоящим и будущим. Анализ прошлого позволяет лучше понять настоящее, чтобы спрогнозировать будущее развитие. Знание истории прошлого необходимо по следующим основным причинам:

Вложенные файлы: 1 файл

ККР_управление персоналом.doc

— 227.00 Кб (Скачать файл)
Подход  с точки зрения научного

управления

Школа научного управления
Административный  подход 
Классическая 

(административная)

школа в  управлении

Подход  с точки зрения

человеческих  отношений и подход с точки  зрения науки о поведении

Школа психологии и

человеческих

отношений

Подход  с точки зрения

количественных  методов

Школа науки  управления

(количественная)

                           Таблица 1

     Потребность разработки новых методологических подходов непосредственно связана с бурным развитием бизнеса, ускорением научно-технического прогресса.

     Все вышеуказанные школы внесли значительный вклад в развитие науки об управлении. 

2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ, ФОРМИРОВАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ШКОЛ УПРАВЛЕНИЯ

2.1.  ШКОЛА НАУЧНОГО  УПРАВЛЕНИЯ

         Возникновение современной науки  управления относится к началу XX в. и связано с именами Фредерика Уинслоу Тейлора, Френка и Лилии Гилбрет и Генри Гантта. Важной заслугой этой школы было положение о том, что управлять можно “научно”, опираясь на экономический, технический и социальный эксперимент, а также на научный анализ явлений и фактов управленческого процесса и их обобщение.

     В отличие от многих специалистов, создающих управленческие теории, Тейлор был не ученым, он был инженером и его следует считать основоположником научного управления производством. Целью Тейлора было создание системы научной организации труда, базирующейся на основе экспериментальных данных и анализе процессов физического труда и его организации.  

     Термин  “научное управление” впервые был  предложен в 1910 г. Л. Брайдейсом. После смерти Тейлора это название получило всеобщее признание применительно к его концепции.

     Ф.У. Тейлор пришел к мысли организовать труд, который предполагает выработку многочисленных правил, законов и формул, которые заменяют собой личные суждения индивидуального работника и которые могут быть с пользой применяемы только после того как будет произведен статистический учет, измерения показателей деятельности сотрудников.  
Он расчленил всю работу исполнителя на составные части, систематизировал все имеющие достижения в области организации производственного процесса. Отдельные достижения были прохронометрированы, а рабочий день расписан по секундам. Таким образом, Ф. У. Тейлор на практике в ряде случаев отыскал тот объем работы, соответствующим образом выполняя который, рабочий наиболее рационально может отдавать свою рабочую силу в течение длительного времени. Он предложил научную систему знаний о законах рациональной организации труда, составными элементами которой является математический способ исчисления себестоимости, дифференциальная система оплаты труда, метод изучения времени и движений, способ рационализации трудовых приемов, инструкционные карточки.

     Создавая  свою систему, Тейлор не ограничивался  только вопросами рационализации труда  рабочих. Значительное внимание Тейлор уделял лучшему использованию производственных фондов предприятия. Требование рационализации распространялось также и на планировку предприятия и цехов.

     Функции осуществления взаимодействия элементов  производства были возложены на плановое или распределительное бюро предприятия, которому в системе Тейлора отводилось центральное место.

     Важным  вкладом Тейлора было признание  того, что работа по управлению — это определенная специальность. Основной задачей предложенной им системы Тейлор считал сближение интересов всего персонала предприятия.

          В основе теории Ф.У. Тейлора лежит 4 принципа: 
          1. Создание научного фундамента заменяющего старые, сугубо практические методы работы, научное исследование каждого отдельного вида трудовой деятельности.

     2. Отбор рабочих и менеджеров на основе научных критериев, их подбор и профессиональное обучение. 
          3. Сотрудничество администрации с рабочими в деле практического внедрения научной организации труда. 
          4. Равномерное и справедливое распределение обязанностей и ответственности между рабочими и менеджерами. 
         Тейлор пришел к важному выводу, что главная причина низкой производительности кроется в несовершенной системе стимулирования рабочих. Он разработал систему материальных стимулов. Награду он представлял не только как финансовое вознаграждение, но и советовал предпринимателям шагать на уступки.

     Идеи  Ф. Тейлора были развиты его последователями, среди которых в первую очередь  следует назвать Генри Лоуренса Гантта, наиболее близкого его ученика. Он интересовался уже не отдельными операциями, а производственными процессами в целом. 
          Согласно Ганнту "основные различия между наилучшей сегодняшней и прежними системами состоят в способах планирования распределения задач, а также способах распределения поощрений за их "выполнение". Ганнт является первооткрывателем в области оперативного управления и календарного планирования деятельности предприятий, Он разработал целую систему плановых графиков (графики Ганнта), позволяющих благодаря его высокой информированности осуществлять контроль запланированного и составлять календарные планы на будущее. К числу организационных инноваций Ганнта следует отнести его систему заработной платы с элементами повременной и сдельной форм оплаты. Такая система оплаты работников резко повысила их заинтересованность в выполнении и перевыполнении высокой нормы (при невыполнении запланированной нормы работники оплачивались по часовой ставке).

     Френк Гилбрет и его супруга Лилиан Гилбрет занимались вопросами рационализации труда рабочих и исследованием возможностей увеличения выпуска продукции за счет роста производительности труда. Супруги Гилбрет стояли у истоков микроэлементарного нормирования. Они изобрели прибор микрохронометр, который в сочетании с кинокамерой позволял точно определить количество и состав движений при выполнении заданной операции. С помощью этого прибора им удалось выделить 17 основных, то есть наиболее часто повторяющихся движений кисти руки, которые они назвали, перевернув наоборот свою фамилию, "треблингами"4. Метод формирования рациональных операций на основе "треблинг-подхода" был одной из форм реализации идеи Тейлора о наличии некоторого единственного оптимального метода труда при выполнении повторяющихся работ. Недаром лозунгом исследовательской работы Фрэнка и Лилиан Гилбрет был "единственный наилучший способ".

     Стоит отметить, что Лилиан Гилберт стала  одним из родоначальников исследований в области управления персоналом в современных условиях. Она изучала проблемы научного подбора, расстановки и подготовки кадров. Теория "научного управления" основана на идее минимизации вложений капитала в наемную рабочую силу. Научный подход требовал сведения на нет зависимости технологических процессов от субъективного человеческого фактора, от отношения к труду и качества работы исполнителей.

     Генри Форд продолжил идеи Тейлора в области организации производства. В системе Тейлора центральное место занимал ручной труд. Форд заменил ручной труд машинами, т. е. сделал дальнейший шаг в развитии системы Тейлора.

     Важным  вкладом этой школы было систематическое  использование стимулирования, с поставленной задачей, заинтересовать работников в увеличении производительности и объема производства. Тейлор и его современники фактически признавали, что работа по управлению персоналом – это определенная специальность, и что организация в целом выиграет, если каждая группа работников сосредоточится на том, что она делает успешней всего. 
         Идеи, заложенные школой научного управления, были развиты и применены к управлению организаций в целом, прежде всего представителями административной школы управления. 

2.2.  КЛАССИЧЕСКАЯ (АДМИНИСТРАТИВНАЯ) ШКОЛА         

    УПРАВЛЕНИЯ

         Классическая или административная школа управления занимает отрезок времени с 1920 по 1950 гг. Родоначальником этой школы считается Анри Файоль, французский горный инженер, выдающийся менеджер-практик, один из основоположников теории управления.

     В отличие от школы научного управления, которая занималась в основном вопросами рациональной организации труда отдельного рабочего и повышением эффективности производства, представители классической школы занялись разработкой подходов к совершенствованию управления организацией в целом.

     Целью классической школы было создание универсальных принципов управления. Файоль и его сподвижники относились к администрации организаций, поэтому часто классическую школу называют административной.

     Заслуга Файоля заключается в том, что  он разделил все функции управления на общие, относящиеся к любой сфере деятельности, и специфические, относящиеся непосредственно к управлению промышленным  предприятием. В работе «Общее и промышленное управление» А. Файоль очертил сферу деятельности администрации, которую можно представить в виде шести направлений:

     - техническая (технологическая) деятельность;

     - коммерческая деятельность (закупка, продажа и обмен);

     - финансовая деятельность (поиски капитала и эффективное его использование);

     - защитная деятельность (защита собственности и личности);

     - бухгалтерская деятельность (инвентаризация, балансовые ведомости, издержки, статистика);

     - администрирование (воздействует только на личный состав, не оказывая непосредственного влияния ни на материалы, ни на механизм).

     Основной  функцией управления, его наиболее важной частью Файоль считал администрирование.

     В отличие от Ф.У. Тейлора Файоль отрицал необходимость наделения функциональных работников административными правами, указал на необходимость создания штабов, которые не должны обладать правом руководства, а лишь осуществлять подготовку дальнейших указаниям и выявлять возможные способы совершенствования организации. Особое внимание Файоль уделял составлению плана и прогноза.

     Последователями Файоля, развившими и углубившими основные положения его учения, являются Линдал Урвик, Л. Гьюлик, М. Вебер, Д. Муни, Алфред П. Слоун, Г.Черч.

     На  основе разработок Файоля и его последователей сформировалась классическая модель организации, базирующейся на четырех главных принципах:

     четкое  функциональное разделение труда;

     передача  команд и распоряжений сверху вниз;

     единство  распорядительства (“никто не работает более чем на одного босса”);

     соблюдение  “диапазона контроля” (осуществление  руководства ограниченным числом подчиненных).

     Все вышеуказанные принципы построения организации справедливы и для настоящего времени, несмотря на то, что достижения научно-технического прогресса наложили на них определенный отпечаток. Так, широкое использование в практической деятельности электронно-вычислительной техники упростило связи между органами (звеньями) управления в организации за счет ускорения обработки информации.

     В целом же для классической школы  менеджмента характерно игнорирование человека и его потребностей.  

2.3 ШКОЛА ПСИХОЛОГИИ  И ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

         Одним из недостатков школы  научного управления и классической  школы было то, что они до  конца не осознавали роли и значения человеческого фактора, который, в конечном счете, является основным элементом эффективности организации. Поэтому школу психологии и человеческих отношений, которая устранила недостатки классической школы, часто называют неоклассической школой.

Информация о работе Возникновение науки управления