Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 22:22, курсовая работа
Любая наука базируется на использовании исторического опыта. Изучение уроков истории позволяет избежать противоречий и ошибок, встречающихся на ранних этапах развития науки.
Наука управления в этом отношении мало отличается от других наук. Как и любая наука, она интересуется прошлым, настоящим и будущим. Анализ прошлого позволяет лучше понять настоящее, чтобы спрогнозировать будущее развитие. Знание истории прошлого необходимо по следующим основным причинам:
- социально-психологическая диагностика;
- анализ
и регулирование групповых и личных взаимоотношений,
отношений
руководителя и подчиненных,
- управление
производственными и социальными конфликтами
и стрессами;
- информационное обеспечение системы
управления персоналом;
- управление занятостью;
- оценка и подбор кандидатов на вакантные должности, анализ кадрового
потенциала и потребности в персонале;
- маркетинг кадров;
- планирование и контроль деловой карьеры;
- профессиональная
и социально-психологическая адаптация
работников;
- управление трудовой мотивацией;
- регулирование правовых вопросов трудовых отношений;
- соблюдение
требований психофизиологии, эргономики
и эстетики труда.
Если раньше,
в условиях командно-административной
системы, эти задачи рассматривались как
второстепенные, то при переходе к рынку
они
выдвинулись на первый план, и в их решении
заинтересована каждая
организация.
Основу
концепции управления персоналом организации
в настоящее время составляют возрастающая
роль личности работника, знание его
мотивационных установок, умение их формировать
и направлять в
соответствии с задачами, стоящими перед
организацией.
Создавшаяся
в нашей стране ситуация, изменения экономической
и
политической систем одновременно несут
как большие возможности, так и
серьезные угрозы для каждой личности,
устойчивости ее существования,
вносят значительную степень неопределенности
в жизнь практически каждого человека.
Управление персоналом в современных
социально-экономических условиях приобретает
особую значимость: оно позволяет обобщить
и реализовать целый спектр вопросов адаптации
индивида к внешним условиям, учета личностного
фактора в построении системы управления
персоналом организации.
Можно выделить три фактора, оказывающих
воздействие на людей в организации:
Первый
- иерархическая структура организации,
где основное средство
воздействия - это отношения власти-подчинения,
давление на человека
сверху с помощью принуждения, контроля
над распределением материальных благ.
Второй - культура, т.е. вырабатываемые обществом, организацией, группой людей совместные ценности, социальные нормы, установки поведения, которые регламентируют действия личности, заставляют индивида вести себя так, а не иначе без видимого принуждения.
Третий – рынок, сеть равноправных отношений, основанных на купле-продаже продукции и услуг, отношениях собственности, равновесии интересов продавца и покупателя.
Управление персоналом - целая система
знаний, связанных с
целенаправленным организованным воздействием
на людей, занятых трудом, с целью обеспечения
эффективного функционирования организации
и удовлетворения потребности работника,
а так же интересов трудового коллектива.
Поэтому именно от выбора способа управления
будет напрямую зависеть эффективность
производственного процесса, и как следствие,
получение прибыли.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Наука управления персоналом развивалась на протяжении веков, прежде чем превратилась в самостоятельную отрасль знания. Значительное влияние на ее формирование оказали: школа научного управления, классическая (административная) школа, школа психологии и человеческих отношений, школа науки управления (количественная школа), а также выдающиеся представители этих школ, такие как Ф. Тейлор, А. Файоль, Э. Мэйо и др.
Научная и классическая теории подразумевают технико-экономический (технократический) подход к управлению кадрами предприятий, который строится на научной организации труда, внедренной в управление. Основные задачи руководства компаний сводились к: строгому контролю и наблюдению за работниками; разложению задач на простые и понятные элементы; жесткому разделению управленческих и исполнительских функций, использованию авторитарного стиля руководства; обеспечению материального стимулирования работников; учету некоторых интересов работников и соблюдению их прав.
В первой трети XX в. развиваются более отвечающие требованиям производственно-экономических процессов компаний концепции управления человеческими ресурсами, в частности, теории школы человеческих отношений. В данных исследованиях школы человеческих отношений предполагалось, что люди стремятся быть полезными и нужными организации, работники хотят быть признанными, оцененными, причастными к процессам ее развития. Основными задачами руководства являлись: создание таких условий, при которых каждый работник осознавал бы свою полезность, предоставление определенной свободы и самостоятельности в работе, взаимодействие руководителя с подчиненными и участие последних в решении несложных проблем компании, формирование чувства значимости персонала.
Во второй половине XX века появились современные теории, каждая из которых по-своему пыталась объяснить этот сложный вид управленческой деятельности. Вся совокупность новых концепций управления персоналом может быть объединена в еще один подход теоретических исследований в данной области – гуманистический. Этот подход содержит такие теории, как управление человеческими ресурсами, теорию человеческого капитала и др. Концепция человеческих ресурсов подразумевает, что персонал является таким же важным производственным ресурсом, как и финансовые, материальные, технологические и другие ресурсы, участвующие в процессе производства, и, следовательно, предприятие (организация) в процессе своего развития может либо накапливать, либо сокращать этот вид ресурса. Согласно теории человеческий капитал – это имеющийся у каждого сотрудника запас знаний, навыков, мотиваций. Инвестициями человеческого потенциала могут быть: образование, профессиональный опыт, охрана здоровья, географическая мобильность, информация.
Большое значение приобретает изучение передового и прогрессивного опыта управления зарубежных стран и использование его при анализе собственных управленческих проблем.
Очевидно,
что российская модель управления персоналом
должна учитывать как собственный, так
и зарубежный теоретический опыт и
практику, ни в коем случае при этом, не
умаляя нашу самобытность,
уникальность, пытаясь перенести на российскую
почву образцы
западной или восточной культуры. Для
формирования собственной модели должны
созреть, прежде всего, объективные предпосылки:
во-первых, уровень развития технико-технологической
базы производства, во-вторых, культурно-образовательный
уровень развития наемной рабочей силы,
в-третьих,
уровень развития управленческой культуры.
Все эти предпосылки действуют
одновременно и взаимообусловлены.
Рыночная экономика требует адекватной ей системы управления, которая должна претерпеть радикальные преобразования вместе со всем обществом. В условиях перехода к рыночным отношениям важнейшим фактором успеха становится непрерывное совершенствование теории и практики управления.
В современных условиях одним из приоритетных
направлений является выработка основных
теоретических и методологических позиций
по использованию менеджмента в практической
деятельности российских организаций.
Основной особенностью управленческой
мысли становится поиск новых конкретных
и реальных путей совершенствования системы
управления, выработка позиции по различным
проблемам управления применительно к
рыночным условиям и на основе творческого
осмысления передового зарубежного опыта.
Библиографический список