Выбор и обоснование инновационной стратегии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2015 в 14:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсового проекта – Изучить методы выбора инновационной стратегии и обосновать её сущность.
Задачи, решенные для достижения поставленной цели:
- изучение инновационного менеджмента;
- изучение понятий «нововведение», «новшество», «инновация»;
- изучение инновационной стратегии;
- изучение методов выбора инновационной стратегии.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………. 2
Глава I. Основы инновационной стратегии.
1. Инновационный менеджмент – одно из направлений
стратегического планирования…………………………………………………..4
2. Нововведения как объект инновационного менеджмента……………………..5
2.1 Рынок новшеств (новаций)………………………………………….7
2.2 Рынок чистой конкуренции нововведений………………………...7
2.3 Рынок капитала (инвестиций)………………………………………8
Глава II. Выбор инновационной стратегии.
1. Значение выбора стратегии……………………………………………………..10
2. Инновационная стратегия: сущность, виды, этапы обоснования
и разработки……………………………………………………………………...14
3. Методы выбора инновационной стратегии…………………………………....19
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………………...26
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………….. 27

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по менеджменту Выбор и обоснование инновационной стратегии.docx

— 129.80 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………. 2

Глава I. Основы инновационной стратегии.

1. Инновационный менеджмент – одно из направлений     

   стратегического планирования…………………………………………………..4

2. Нововведения как объект инновационного менеджмента……………………..5

2.1 Рынок новшеств (новаций)………………………………………….7

2.2 Рынок чистой конкуренции нововведений………………………...7

2.3 Рынок капитала (инвестиций)………………………………………8

Глава II. Выбор инновационной стратегии.

1. Значение выбора стратегии……………………………………………………..10

2. Инновационная стратегия: сущность, виды, этапы обоснования 

    и разработки……………………………………………………………………...14

3. Методы выбора инновационной  стратегии…………………………………....19

ВЫВОДЫ…………………………………………………………………………...26

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………….. 27

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Инновационная деятельность-это результат творческой и инвестиционной деятельности, направленной на разработку, изготовление и распространение новых видов товаров, услуг, технологий, организационных форм на уровне фирмы. Целью данной деятельности является конкурентоспособность фирмы, товаров и услуг и увеличение за счет этого прибыли фирмы. Именно в настоящее время Россия переживает бум новаторства. На смену одним формам и методам управления экономикой приходят другие. В этих условиях инновационной деятельностью буквально вынуждены заниматься все организации, все субъекты хозяйствования от государственного уровня управления до вновь созданного общества с ограниченной ответственностью в сфере малого бизнеса.

Поэтому данная тема курсового проекта является актуальной в настоящее время.

Предмет исследования – Выбор и обоснование инновационной стратегии.

Цель курсового проекта – Изучить методы выбора инновационной стратегии и обосновать её сущность.

Задачи, решенные для достижения поставленной цели:

- изучение инновационного менеджмента;

- изучение понятий «нововведение», «новшество», «инновация»;

- изучение инновационной стратегии;

- изучение методов выбора инновационной  стратегии.

Методы решения задач – обобщения, индукции, сравнения.

Информационная база исследования представлена трудами отечественных специалистов в области управления, в частности инновационного менеджмента,  Веснина В.Р., Кохно П.А., Микрюкова В.А., Ермакова В.П., Петрова А.Н.

 

Данный курсовой проект выполнен в объеме 41 листа машинописного текста, включая введение, три главы, заключения, список используемой литературы. Работа содержит 6 таблиц, 9 рисунков.

  В результате выполненных исследований дано обоснование инновационной стратегии и методы ее выбора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I. Основы инновационной стратегии.

 

  1. Инновационный менеджмент – одно из направлений      стратегического планирования.

  Инновационный менеджмент — это управление любыми нововведениями, которые могут касаться как производства, так и маркетинговой активности, как частных вопросов, так и общих принципов управления организацией. Однако обычно, говоря об инновационном менеджменте, имеют в виду управление нововведениями, касающимися коммерческой деятельности.

Любой организации рано или поздно приходится сталкиваться с необходимостью изменений, которые могут затрагивать как производство, так и внутреннюю структуру организации. Вызывают же эту необходимость изменения во внешней среде. Чтобы продемонстрировать, насколько серьезными могут быть последствия изменений внешней среды, можно перечислить лишь некоторые факторы (и этот список далеко не полный):

  • снижение спроса на какие-то конкретные виды продукции или услуг;
  • монополизация и повышение цен в результате слияния компаний, занимающихся розничной торговлей;
  • смена местной или государственной власти;
  • изменение предпочтений потребителей, например, общественно значимое увеличение заботы о здоровье;
  • появление новых технологий;
  • создание новых видов товаров и услуг;
  • стихийные бедствия и аварии, которые   могут повториться в будущем, и т. д.

Изменения могут носить самый разный характер и осуществляться на самом разном общественном уровне. На основании общности можно выделить по меньшей мере пять уровней изменений: 1) изменения на индивидуальном уровне, 2) изменения на уровне группы (отдела, цеха, подразделения),             3) изменения на уровне организации, 4) изменения на уровне отрасли,               5) изменения на уровне региона или всего государства. При возрастании уровня изменения увеличиваются сроки и сложность его осуществления. [3].

Изменения на индивидуальном уровне, а также изменения на уровне отрасли, региона или государства нас интересовать не будут. Первые слишком узки (какое нам дело до того, что Иванов решил работать лучше?), вторые слишком обширны и к тому же касаются исключительно внешней среды. А вот на остальных изменениях необходимо остановиться подробнее.

  1. Изменения на уровне малой группы. Принципиально важно, что на этом уровне ситуация более сложная, чем на уровне отдельного человека, поскольку внутри группы может завязаться борьба за или против инновации. Справиться в данном случае сложнее, чем в случае с нежеланием меняться отдельного человека. Здесь приходится использовать либо приказ, либо убеждение, направленное на разъяснение пользы нововведения, либо дискуссию, которая ведет к компромиссу, хотя каждый из этих путей имеет свои недостатки.
  2. Изменения на уровне организации. Процесс изменения в этом случае еще более сложен, так как должно установиться согласие между высшим руководством и всеми малыми группами организации. Этому могут противостоять различные части организации. [3].

 

2.Нововведения как объект инновационного менеджмента.

Изучение инновационного менеджмента невозможно представить без объяснения понятия “нововведение”. Принято считать, что “нововведение” является русским вариантом английского слова «innovation». Буквальный перевод с английского означает “введение новаций” или в нашем понимании этого слова “введение новшеств”. Под новшеством понимается новый порядок, новый обычай, новый метод, изобретение, новое явление. Русское словосочетание “нововведение” в буквальном смысле “введение нового” означает процесс использования новшества.

Таким образом, с момента принятия к распространению новшества приобретает новое качество – становится нововведением (инновацией). Процесс введения новшества на рынок принято называть процессом коммерциализации. Период времени между появлением новшества и воплощением его в нововведение (инновацию) называется инновационным лагом.

В повседневной практике, как правило, отождествляют понятие новшество, новация, нововведение, инновация, что вполне объяснимо. Любые изобретения, новые явления, виды услуг или методы только тогда получают общественное признание, когда будут приняты к распространению (коммерциализации), и уже в новом качестве они выступают как нововведения (инновации).

Общеизвестно, что переход от одного качества к другому требует затрат ресурсов (энергии, времени, финансов и т.п.). Процесс перевода новшества (новации) в нововведение (инновации) также требует затрат различных ресурсов, основными из которых являются инвестиции и время. В условиях рынка как система экономических отношений купли – продажи товаров, в рамках которой формируются спрос, предложение и цена, основными компонентами инновационной деятельности выступают новшества, инвестиции и нововведения. Новшества формируют рынок новшеств (новаций), инвестиции рынок капитала (инвестиций), нововведения (инновации) рынок чистой конкуренции нововведений. Эти три основных компонента и образуют сферу инновационной деятельности (рис.1).


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок  1- Схема инновационной деятельности.

Под инновациями в широком смысле понимается прибыльное использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого, административного или иного характера. Период времени от зарождения идеи, создания и распространения новшества и до его использования принято называть жизненным циклом инновации. С учетом последовательности проведения работ жизненный цикл инновации рассматривается как инновационный процесс. [1].

 

2.1 Рынок новшеств (новаций).

 Основным  товаром рынка является научный  и научно-технический результат  продукт интеллектуальной деятельности, на который распространяются  авторские и аналогичные права, оформленные в соответствии с  действующими международными, федеральными, корпоративными и другими законодательными  и нормативными актами.

В мировой практике принято различать научную (научно-исследовательскую), научно-техническую деятельность, а также экспериментальные (опытно-конструкторские) разработки. Научная (научно-исследовательская) деятельность направлена на получение, распространение и применение новых знаний.

Рынок новшеств формируют научные организации, вузы, временные научные коллективы, объединения научных работников, научно-исследовательские подразделения коммерческих организаций, самостоятельные лаборатории и отделы, отечественные и зарубежные  новаторы.

 

2.2 Рынок чистой конкуренции нововведений.

 Рынком чистой конкуренции называется совокупность продавцов и покупателей, совершающих сделки со сходным товаром в ситуации, когда ни один покупатель или продавец не оказывает большого влияния на уровень текущих цен. Использование понятия “чистой” конкуренции позволяет нам уйти от рассмотрения вопросов ценовой, неценовой, недобросовестной и других видов состязания и борьбы между субъектами производственных отношений за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта, источники ресурсов и результаты научной и научно-технической деятельности.

Ранее отмечалось, что от новшества как результата научной и научно - технической деятельности до нововведения как общественного признания новых технологий, товаров, видов услуг, новых методов и т.п. осуществляется процесс с затратами времени и ресурсов. Рынок чистой конкуренции выступает в этом процессе с двойственных позиций, которые представляют собой единство и борьбу противоположностей.

При всем разнообразии форм участия организаций на рынке новшеств определяющим условием является объем инвестиций как в сферу научной и научно-технической деятельности, так и в процесс преобразования новшеств в нововведения.

 

2.3 Рынок капитала (инвестиций).

 Трудно  найти организацию, которая не  хотела бы обновления и развития. Домашнему хозяйству необходимо  приобрести и/или обновить мебель, видеотехнику, автомобиль, ковры, осветительную  аппаратуру и т.п. Предприятию  желательно приобрести новые  технологии, конкурентоспособные на  внешнем и внутреннем рынках  продукции (услуги), найти новые рынки  сбыта своей продукции, новых  поставщиков и покупателей. Государству  требуются новые виды вооружений, экологически чистые виды энергии, ресурсосберегающие технологии. Мировое сообщество осматривает проекты дальнейшего освоения околоземного пространства полета на Марс, использования ресурсов Мирового океана и др. Современное развитие науки и техники позволяет достичь всего этого уже сегодня. Однако в качестве основного ограничения удовольствия потребностей любого субъекта хозяйствования выступает капитал во всех его видах (ссудный, оборотный, акционерный, венчурный, уставный и др.).

В инновационной сфере определяющую роль играют долгосрочные и среднесрочные инвестиции, так как инновационный процесс длится в среднем 3 - 5 лет и более. В условиях глубокого экономического кризиса в Российской Федерации государственные источники финансирования резко сокращаются. Концепцией государственной промышленной политики России, разработанной Государственным комитетом РФ по промышленной политике, предусматривается закрепление в законодательном порядке следующих основных норм инвестиционной политики в промышленности:

  • На безвозвратной основе из федерального бюджета могут финансироваться только фундаментальные научные исследования, а также объекты федерального значения некоммерческого характера и объекты, связанные с поддержанием национальной безопасности;
  • Все остальные виды централизованных инвестиций могут осуществляться только на возвратной и конкурсной основе;
  • Преимущественными формами предоставления государственных ресурсов на возвратной основе является инвестирование путем покупки ценных бумаг или выдачи государственных гарантий по эмитируемым ценным бумагам.

В самом общем виде инвестиции представляют собой долгосрочные вложения средств в различные отрасли экономики с целью получения прибыли. По экономической сущности и целям инвестиции подразделяются на реальные и финансовые. Реальные инвестиции осуществляют организации и другие субъекты хозяйствования, приобретая землю, средства производства, нематериальные и другие активы. Финансовые инвестиции – это покупка субъектами хозяйствования и частными лицами ценных бумаг различных эмитентов. Рынок капитала (инвестиций) необходим фирме, предприятию для осуществления инновационной стратегии. [1].

Информация о работе Выбор и обоснование инновационной стратегии