Выбор стратегии деятельности организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 19:14, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время все большее внимание стало уделяться разработке и внедрению стратегии в деятельность предприятия и данная ситуация была вызвана возрастающим интересом руководителей к поведению и развитию предприятия в условиях неопределенности внешней среды для снижения риска при принятии управленческих решений [1]. Все большая часть предприятий осознает значимость стратегического планирования и управления. Однако разработка собственной стратегии поведения предприятия в рыночных условиях при обострении конкуренции – задача исключительно сложная.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………...

1 Теоретические основы выработки и реализации стратегии ....................................

1.1 Сущность и содержание стратегии………………………………………………..

1.2 Стратегическое планирование на предприятии…………………………………...

1.3 Этапы разработки стратегий………………………………………………………..

2 Анализ использования принятой стратегии на ОАО «Газпром»…………………...

2.1 Общая характеристика ОАО «Газпром»……………………………………………

2.2 Анализ стратегии развития ОАО «Газпром»……………………………………….

3 Разработка рекомендаций по совершенствованию стратегии на ОАО «Газпром»…

Заключение…………………………………………………………………………………

Список литературы…………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 633.00 Кб (Скачать файл)

Современное состояние  объекта и системы управления можно охарактеризовать как прочное  и стабильное. Газпром с уверенностью смотрит в будущее. В 2007 году капитализация ОАО «Газпром» выросла на 21,18% и составила на конец года 329,563 млрд. долларов США, благодаря чему Газпром вошел в тройку крупнейших энергетических компаний мира, уступая только китайской PetroChina и американской ExxonMobil.

С каждым годом Газпром совершенствует структуру управления. Реформа направлена на повышение эффективности работы Газпрома как вертикально-интегрированной компании. Начато создание дочерних обществ по видам деятельности, таким как подземное хранение газа, подземный ремонт, переработка углеводородов, добыча нефти.

Наряду с прочной  позицией организации существуют проблемы, которые имеют как стратегический, так и финансовый характер:

возрастающая взаимозависимость  рынков, которая в эпоху глобализации приводит к синхронизации экономик стран и, как следствие, к возможности быстрого переноса спадов либо кризисов из одной страны в другую. Такие условия могут в значительной мере повлиять на рыночные позиции Газпрома.

проблема международного регулирования отрасли. Регулирование  энергетической отрасли осуществляется по различным направлениям. Наиболее важными сферами являются либерализация, таможенное и налоговое законодательство, природоохранное законодательство и энергетическая безопасность.

Вопрос обеспечения  энергетической безопасности заключается в стимулировании эффективного использования энергии, а также снижении зависимости от импорта энергоносителей из одного источника. Такая политика активно проводится в странах Западной Европы и закреплена в Зеленой книге ЕС. Поскольку Газпром является крупнейшим внешним поставщиком энергоносителей в регион, данная реформа касается его в первую очередь. Следствием этого может стать снижение доли Группы на европейском рынке, являющемся ее традиционным экспортным регионом.

высокая конкуренция  при выходе в новые регионы и на новые рынки. Примером могут послужить реализация инвестиционных проектов и выход Газпрома на рынок США, где преобладает высокая конкуренция со стороны работающих на этом рынке поставщиков данного вида топлива и высокая либерализация цен на газ.

географические условия  и климат. Значительная доля добычи газа Газпрома приходится на Западную Сибирь, где суровый климат осложняет  добычу и увеличивает себестоимость  природного газа. Существенная географическая удаленность разрабатываемых западносибирских месторождений от основных регионов реализации продукции требует значительных затрат на транспортировку газа.

изменение валютных курсов и инфляции. Значительная часть выручки  Газпрома номинирована в долларах или  евро, тогда как большая часть затрат номинирована в рублях. В связи с этим существенное влияние на результаты финансово-хозяйственной деятельности оказывает изменение темпов инфляции и обменных курсов.

рост затрат. В последние  несколько лет сохраняется ситуация, когда удельные затраты в капитальном строительстве в нефтегазовой отрасли растут темпами, превышающими темпы инфляции. Определяющими факторами этого роста являются увеличение цен на сырье, материалы, комплектующие, услуги, в том числе цен на металл, газоперекачивающие агрегаты, затраты на бурение скважин и т. д. Для минимизации рисков, связанных с ростом затрат, ОАО «Газпром» использует тендеры по выбору поставщиков товаров, исполнителей работ и услуг, ведет работу напрямую с поставщиками. Разработана и реализуется программа оптимизации (сокращения) затрат, осуществляется работа по повышению эффективности управления, прозрачности и контроля за расходованием средств.

Данные проблемы возникают  на пути развития практически любой  крупной структуры, однако Газпром  уверенно смотрит вперед, укрепляя позиции на глобальном энергетическом рынке, способствуя повышению авторитета и влияния компании в мировом сообществе, а также обеспечению долгосрочного роста ее стоимости.[11]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Анализ стратегии  развития ОАО «Газпром»

 

Основные стратегические цели развития Газпрома - стабильное, бесперебойное и экономически эффективное удовлетворение внутреннего спроса на газ, обеспечение экономических интересов РФ в Европе, где российский газ занимает доминирующее положение, а также в США и Азиатско-Тихоокеанском регионе. Главным залогом успешного будущего Газпрома являются разработка новых газовых месторождений и развитие газотранспортной системы, как внутри России, так и вовне. 
    В настоящее время страны Европы - доминирующий рынок потребления российского газа, второй по фактическим объемам после внутреннего рынка России, на долю которого приходится около 70% всего экспорта в страны "дальнего зарубежья". Российские поставки обеспечивают покрытие более 25% западноевропейского спроса на природный газ. Главными покупателями российского газа в Европейском союзе считаются Германия, Италия и Франция. Европейский рынок природного газа в настоящий момент является самым крупным в мире. Определяющее значение на газоснабжение стран Европейского союза оказывают поставки из России, Алжира, Норвегии, а также Великобритании (табл. 3). В 2000 г. страны Европейского союза импортировали 45% природного газа, или 241,7 млрд куб. м. 99% этого объема обеспечивали 3 страны: Россия - 130,3 млрд куб. м (42% импортируемого объема), Алжир - 62,7 млрд куб. м (27,8%) и Норвегия - 48,7 млрд куб. м (29,6%). В ближайшем будущем эта зависимость, по всей видимости, будет возрастать, и к 2020 г. объем импорта достигнет 70%, хотя Европейский союз отчаянно пытается диверсифицировать своих поставщиков в рамках разрабатываемых новых концепций европейской энергетической безопасности. 
    Один из главных позитивных шагов в стратегии развития Газпрома - стремление компании занять долю на спот-рынке газа в Европе и выйти на конечных его потребителей посредством участия в активах газораспределительных сетей, что увеличило бы выручку монополии, учитывая более высокие цены на газ для конечных потребителей. Так, на европейском спот-рынке газа цена 1 тыс. куб. м превышает 900 долл., в то время как по контрактам Газпрома максимальная экспортная цена в Западную Европу составляет 250-300 долл. Помимо всего прочего, Газпром активно интересуется возможностью приобретения электростанций в Европе и выхода на европейский рынок электроэнергии. Учитывая опасения властей европейских стран, связанные с возможным попаданием в чрезмерную зависимость от Газпрома, этот процесс вызывает серьезное политическое противодействие. Реализация этой стратегии требует значительных усилий со стороны Газпрома и поддержки государства. Значительная зависимость Европы от российского газа в настоящий момент обусловлена прежде всего газовой транспортной инфраструктурой, сформированной еще во времена СССР. Строительство новых трубопроводов требует объективных важных рыночных сигналов и огромных капитальных затрат, следовательно, европейские компании начнут вкладывать миллиарды в новые мощности, только если будут на 100% уверены в наличии предложения и спроса. 
    Помимо европейских проектов, Газпром разрабатывает крупные проекты, ориентированные на Азиатско-Тихоокеанский регион. Следует отметить, что поставки на рынок Азиатско-Тихоокеанского региона природного газа могут быть обеспечены за счет освоения месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока, запасы которых составляют примерно 3,5 трлн куб. м. Добыча газа на месторождениях Иркутской области и Якутии в принципе может позволить концерну к 2020 г. осуществить трубопроводный экспорт в Китай, Южную Корею, Японию в объеме 60 млрд куб. м в год. 
    Интересен и перспективен для Газпрома рынок сжиженного природного газа, активность на котором компания только начинает проявлять. Один из крупных проектов такого плана - "Сахалин-2". Мощность проекта - 9,6 млн тонн сжиженного газа в год. Предполагается, что основными потребителями сжиженного газа будут страны Азиатско-Тихоокеанского региона.[14]

 

Правление ОАО «Газпром нефть» утвердило стратегию развития компании до 2020 года. Компания приступает к ее реализации и разработке функциональных и продуктовых стратегий.  
Согласно разработанной стратегии, ОАО «Газпром нефть» к 2020 году увеличит добычу нефти до 90-100 млн тонн в год с учетом всех дочерних обществ, месторождений ОАО «Газпром» и новых приобретений в России и за рубежом. Переработка нефти к 2020 году будет составлять 70-80 млн тонн, а сбытовая сеть будет расширена до 5 000-5 500 АЗС. Объем продаж нефтепродуктов через собственную сеть АЗС к 2020 году должен составить порядка 12 млн. тонн в год.  
«Газпром нефть» в долгосрочной перспективе намерена развивать свою деятельность за рубежом. В частности, регионами стратегического интереса компании являются страны Европы, Азиатско-Тихоокеанского региона и США.  
Вместе с тем, «Газпром нефть» намерена развивать свое присутствие и в России. Здесь ключевым регионом останется Западная Сибирь, а также возрастет роль Восточная Сибири и Ненецкого автономного округа.  
Утверждение долгосрочного видения и долгосрочной стратегии компании стали базисом для работы дивизионов и блоков над стратегическими бизнес-планами. В настоящее время идет разработка дивизиональных стратегий в различных сегментах деятельности компании. Кроме того менеджмент Газпром нефти приступил к разработке функциональных стратегий в области управления персоналом, IT, и др. Утверждение проектов функциональных и продуктовых стратегий станет следующим этапом в реализации планов ОАО «Газпром нефть» по повышению эффективности бизнес-процессов.[12]

 

 

  
Стратегия развития «Газпрома», как глобальной энергетической компании, предполагает обеспечение надежных и бесперебойных поставок газа российским и зарубежным потребителям даже при пиковых сезонных нагрузках в Единой системе газоснабжения России.Для обеспечения надежности поставок газа в условиях увеличивающегося спроса «Газпром» активно осваивает новые регионы добычи, реализует масштабные газотранспортные проекты, проводит работу по совершенствованию ЕСГ.

Стратегия развития ПХГ ОАО «Газпром» до 2030 г. основывается на следующих основных принципах: поддержание достигнутого уровня мощностей российских ПХГ за счет проведения реконструкции и замещения морально и физически устаревших мощностей; ускоренное наращивание суточной производительности российских ПХГ за счет расширения действующих и строительства новых ПХГ; обеспечение мощностями ПХГ дефицитных регионов РФ; оптимальное развитие системы ПХГ вместе с развитием ЕСГ, синхронизация режимов эксплуатации ПХГ и магистрального транспорта газа; расширение сети ПХГ за рубежом для хранения газа ОАО «Газпром» с целью повышения надежности и гибкости экспортных поставок газа, расширения участия в спотовом рынке.[13]

 

 

 

 

 

3 Разработка  рекомендаций по совершенствованию  стратегии на ОАО «Газпром»

 

 

Ожидаемые результаты от стратегии ОАО «Газпром»

 

 
 
В стратегии "Газпрома", в отличие от всех правительственных программ и стратегий, четко рассчитаны ожидаемые результаты. 
 
Итак. Во-первых, произойдет двукратное снижение энергоемкости экономики, а доля энергоресурсов в ВВП сократится до 13-14%. 
 
Во-вторых, рост ВВП составит 2,3-3,3 раза, а прирост спроса на энергоресурсы составит от 27% до 40% к уровню 2000 года. 
 
В-третьих, уровень доходов граждан России увеличится в 3,4-3,7 раз. Но при этом выручка предприятий ТЭКа возрастет примерно в 1,5 раза. 
 
В-четвертых, доля ТЭКа в промышленном производстве сократится до 18-20% в 2020 году, против 30% в настоящее время. Экспорт энергоресурсов возрастет на 35-56%. 
 
Самое главное, подсчитаны потребности в капиталовложениях в отрасли ТЭКа: 
 
- газовая промышленность – 170-200 млрд. долларов; 
- нефтяная промышленность – 230-240 млрд. долларов; 
- электроэнергетика – 120-170 млрд. долларов; 
- угольная промышленность – 20 млрд. долларов; 
- теплоснабжение – 70 млрд. долларов; 
- энергосбережение – 50-70 млрд. долларов.

 

некоторые рекомендации: 
 
 
Во-первых, ошибочным является предположение, что при всем запланированном в топливно-энергетическом комплексе, общие показатели развития экономики России останутся неизменными, и будут развиваться в плавно восходящей кривой. Это не так. Если вложить только в топливный комплекс 660-830 млрд. долларов, что только 30% к общим капиталовложениям в промышленность страны, то произойдут куда более глубокие и резкие сдвиги в структуре экономики, и экономических показателях, чем рассчитано в стратегии. 
 
Ведь это капиталовложения, главным образом, в основные фонды, которые совершенно неизбежно повлекут за собой изменения во всех смежных отраслях промышленности. Нельзя вложить в топливный комплекс 800 млрд. долларов, и при этом не вложить во всю остальную промышленность 2,5 трлн. долларов. Экономика просто не выдержит такого дисбаланса. 
 
То есть, программа вложений в топливный комплекс является только частью более широкой программы капитальных вложений, которые можно приблизительно оценить в 3,5 трлн. долларов. Это значит, что нужно разрабатывать более широкую стратегию капитальных вложений в промышленность, ее технического перевооружения, чтобы развитие ТЭКа было сбалансировано развитием всей промышленности в целом. 
 
Во-вторых, столько денег нам никто и никогда не даст. 3,5 трлн. долларов мы должны изыскать внутри России. 
 
В-третьих, столь масштабные капиталовложения не могут производиться без государственной поддержки. Даже самые сильные в мире корпорации и ТНК не в состоянии в столь короткие сроки выложить такие суммы, не говоря уже о российских компаниях. Одним словом, без поддержки со стороны госбюджета никак не обойтись. 
 
В-четвертых, коль скоро встает необходимость использовать госбюджет для поддержки крупномасштабных капиталовложений, то необходимо резко поворачивать руль бюджетной политики, ибо в существующем виде она совершенно непригодна для таких целей. 
 
Даже если стратегия "Газпрома" никогда не будет выполнена, и даже принята к реализации, все равно она сыграет свою историческую роль. Это – первый шаг к новому промышленному рывку России.[16]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Оценка стратегии есть процесс соотнесения разработанных планов и достигнутых на их основе результатов, который оказывает влияние на понимание базисных задач компании. Одна из основных целей процесса оценки стратегии разделение текущих результатов деятельности и тех факторов, которые лежат в их основе и определяют собой успех или поражение организации в целом. Результатом такой оценки является отклонение, изменение или одобрение существующих стратегий и планов. 
 
В большинстве компаний от средних до самых крупных оценка стратегии не является исключительно интеллектуальным занятием. Обсуждаемые вопросы слишком важны и слишком тесно связаны с распределением власти и властных полномочий. Во многих фирмах этот процесс является неформальным. Обычно процесс оценки непрерывный и является составной частью нормального процесса планирования, управления и контроля и принятой в фирме системы вознаграждения. С этой точки зрения оценка стратегии в отличие от организационного процесса не является исключительно интеллектуальной задачей. 
 
В конце концов, способность фирмы поддерживать конкурентные позиции в нашем мире соперничества и перемен в гораздо большей степени реализуется менеджерами, которые умеют взглянуть на стратегию и процесс ее оценки под различными углами зрения. Они должны стремиться и уметь прослеживать стратегию в хаосе повседневности, а также создавать и поддерживать системы, позволяющие осуществлять контроль над стратегическими факторами в процессе рутинной деятельности. [16] 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1 Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс

 

2 Котлер Ф. Маркетинг-Менеджмент

 

3 Вествуд Дж. Маркетинговый план

 

4 Андреева О.Д. Технология бизнеса: Маркетинг: учеб. пособие

5 Учебное пособие по направлению "Менеджмент"Под редакцией д.э.н. проф. Чернышева М.А.

 

6 Майкл Мескон и др., "Основы менеджмента"

 

7 Ансофф И. Стратегическое управление.

 

8 http://www.restate.ru

 

9 http://www.energycenter.ru

 

10 Официальный сайт ОАО "Газпром-Нефть" - http://www.gazprom-neft.ru

 

11   http://www.ngfr.ru/library.html? gazpromneft

 

12 http://www.finam.ru

 

13 http://mfd.ru

Информация о работе Выбор стратегии деятельности организации