Выигрыш от внешней торговли. Торговая политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 17:01, курсовая работа

Краткое описание

Тема данной курсовой работы - выигрыш от внешней торговой политики - является актуальной в современных условиях, поскольку усиливающаяся взаимосвязь и взаимозависимость национальных экономик оказывают все большее воздействие на развитие каждой отдельной страны. Экономические спады, финансовые и валютные кризисы, первоначально возникнув в отдельных странах или регионах, неизбежно приобретают глобальный характер. Учет этого обстоятельства является необходимым условием проведения эффективной экономической политики организации.

Содержание

Введение
Глава 1. Выигрыш от внешней торговли и распределение доходов
1.1 Выигрыш от внешней торговли
1.2 Распределение выигрыша от внешней торговли
1.3 Теория сравнительного преимущества Д. Риккардо
Глава 2. Спрос и предложение на мировом рынке, равновесный уровень цен
2.1 Спрос и предложение
2.2 Изменение спроса на факторы производства и доходов в краткосрочном периоде
2.3 Изменение спроса на факторы производства и доходов в долговременном периоде
Глава 3. Эффективность внешней торговли
3.1 Условия внешней торговли
3.2 Мультипликатор внешней торговли
3.3 Внешняя торговля России
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

выигрыш от внешней торговли. торговая политика макро.docx

— 50.51 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ (МАМИ)/ УНИВЕРСИТЕТ МАШИНОСТРОЕНИЯ»

 

Факультет Менеджмента и экономической политики

 

 

 

 

 

ТЕМА КУРСОВОЙ РАБОТЫ

«Выигрыш от внешней торговли. Торговая политика»

 

 

Исполнитель: Студентка 1 курса

Ухватова Мария Леонидовна

Заочное отделение

080100.62

 

Руководитель:

Киселева Б. В.

 

 

 

 

Москва 2014г.

Содержание

 

Введение

Глава 1. Выигрыш от внешней торговли и распределение доходов

1.1 Выигрыш от внешней  торговли

1.2 Распределение выигрыша  от внешней торговли

1.3 Теория сравнительного  преимущества Д. Риккардо

Глава 2. Спрос и предложение на мировом рынке, равновесный уровень цен

2.1 Спрос и предложение

2.2 Изменение спроса на  факторы производства и доходов  в краткосрочном периоде

2.3 Изменение спроса на  факторы производства и доходов  в долговременном периоде

Глава 3. Эффективность внешней торговли

3.1 Условия внешней торговли

3.2 Мультипликатор внешней  торговли

3.3 Внешняя торговля России

Заключение

Список использованных источников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Тема данной курсовой работы - выигрыш от внешней торговой политики - является актуальной в современных условиях, поскольку усиливающаяся взаимосвязь и взаимозависимость национальных экономик оказывают все большее воздействие на развитие каждой отдельной страны. Экономические спады, финансовые и валютные кризисы, первоначально возникнув в отдельных странах или регионах, неизбежно приобретают глобальный характер. Учет этого обстоятельства является необходимым условием проведения эффективной экономической политики организации.

В современных условиях одной из важных проблем развития конкуренции на мировом рынке товаров и услуг, а также повышения их конкурентоспособности, является изучение факторов, влияющих на конкурентоспособность организации, выявление резервов и составление на их основе научно-обоснованных планов дальнейшего развития.

Экономическая теория показывает, что международная торговля является средством, с помощью которого страны, развивая специализацию, могут повышать производительность имеющихся ресурсов и таким образом увеличивать объем производимых товаров и услуг и повышать уровень благосостояния.

Очевидно, что международная торговля развивается потому, что она приносит выгоду участвующим в ней странам. В этой связи один из основных вопросов, на который должна ответить теория международной торговли, состоит в том, что лежит в основе этого выигрыша от внешней торговли, или говоря иначе чем определяются направления внешнеторговых потоков.

Цель данной курсовой работы состоит в формировании общего представления о выигрыше от внешней торговли и торговой политики.

Для достижения поставленной в курсовой работе цели были решены следующие задачи:

1. Изучить понятия торговая  политика, внешняя торговля и  мультипликатор внешней торговли, чтобы иметь более полные, улучшенные  и углубленные знания об этих  терминах.

2. Проанализировать распределение  выигрыша от внешней торговли, сущность содержания теории Д. Риккардо, спрос и предложение  на мировом рынке в разных  периодах.

3. Исследовать эффективность  внешней мировой торговли и  внешней торговли России.

Предметом исследования является внешняя торговая политика, ее развитие и условия.

Цель и задачи определяют структуру курсовой работы. Она содержит 4 главы, введение и заключение.

В первой главе исследуется выигрыш от внешней торговли и его распределение, во второй - значение теории Д. Риккардо, в третьей главе - спрос и предложение на мировом рынке, в четвертой - анализируется эффективность внешней торговой политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Выигрыш от внешней торговли и распределение доходов

    1. Выигрыш от внешней торговли

 

Торговля - отрасль народного хозяйства, реализующая товары путем купли-продажи. Разделяется на внутреннюю (оптовую и розничную) и внешнюю торговлю.

Внешняя торговля - торговля одной страны с другими странами, составная часть внешнеэкономических связей. Подразделяется на экспорт (вывоз) и импорт (ввоз) товаров. Сумма экспорта и импорта образует внешнеторговый оборот. Внешняя торговля базируется на международном разделении труда. Совокупность внешнеторговых операций стран мира - международная торговля.

Международная торговля - это процесс купли и продажи, осуществляемый между покупателями, продавцами и посредниками разных стран. Она включает экспорт и импорт товаров, соотношение между которыми называют торговым балансом. Значительную роль в ускорении темпов роста мировой торговли сыграло и активное включение в нее новых группами стран, ранее экономически отсталых. Многие из них после завоевания независимости встали на путь индустриализации, что вызвало расширение их импорта машин и оборудования из промышленно развитых стран. По имеющимся прогнозам, высокие темпы мировой торговли сохраняться и в дальнейшем: к 2003 г. объем мировой торговли увеличится на 50% и превысит 7 трлн. долл. США

Товарная структура мировой торговли изменяется под воздействием НТР, углубления международного разделения труда. В настоящее время наибольшее значение в мировой торговле имеет продукция обрабатывающей промышленности: на ее долю приходится 3/4 мирового товарооборота.

Особенно быстро растет доля таких видов продукции, как машины, оборудование, транспортные средства, химическая продукция. Доля продовольствия, сырья и топлива составляет примерно 1/4.

Наиболее динамично развивается торговля наукоемкими товарами и высокотехнологической продукцией, что стимулирует межстрановый обмен услугами, особенно научно-технического, производственного, коммуникативного и финансово-кредитного характера. Торговля услугами (особенно такими, как информационно-вычислительные, консалтинговые, лизинговые, инжиниринговые) стимулирует мировую торговлю товарами производственного назначения.

Для географического распределения мировой торговли характерно преобладание стран с развитой рыночной экономикой, промышленно развитых стран. Так, в середине 90-х гг. на них приходилось около 70% мирового экспорта. Развитые страны торгуют больше всего друг с другом. Торговля развивающихся стран ориентирована в основном на рынки промышленно развитых стран. Их доля в мировой торговле составляет около 25% мирового товарооборота. Значение в мировой торговле стран-экспортеров нефти в последние годы значительно снижается; все заметнее становится роль так называемых новых индустриальных стран, особенно азиатских.

В современных условиях активное участие страны в мировой торговле связано со значительными преимуществами: оно позволяет эффективнее использовать имеющиеся в стране ресурсы, приобщиться к мировым достижениям науки и техники, в более сжатые сроки осуществить структурную перестройку своей экономики, а так же полнее и разнообразнее удовлетворять потребности населения.

Международная внешняя торговля становится реальным и все более ощутимым фактором воспроизведенного процесса, удовлетворения потребностей населения и всякой хозяйственной деятельности.

Каждый шестой товар или услуга попадают к потребителю через мировую торговлю.

Вместе с тем это реальный фактор развития интеграционного типа мирохозяйственных отношений. Все это предопределяет и сдвиги в географической, страновой структуре международной торговли: центр тяжести в ней перемещается на взаимные отношения между экономически развитыми странами и группами стран (60-70% мирового товарооборота).

Количественные и качественные характеристики современных МЭО показывают усиление взаимосвязи и взаимозависимости национальных экономик, повышение значения внешнеэкономического роста, предопределяя преимущества международного интеграционного развития, связанного с формированием и развитием структуры международных рынков труда. В широком понимании рынок - это совокупность экономических, социальных и политических отношений, складывающихся в процессе обмена товаров и услуг. Рынок выступает отдельной категорией, развивающейся под влиянием собственных закономерностей и оказывающей воздействие на весь ход воспроизводства. Следовательно, он является неотъемлемой стадией воспроизводства, развивающейся в тесном взаимодействии с его остальными элементами - производством, распределением и потреблением. Рынок есть система обмена разными по своим потребительским свойствам продуктами труда как товарами.

На современном этапе международная торговля играет возрастающую роль в хозяйственном развитии стран, регионов, всего мирового сообщества. Вследствие этого, с одной стороны, внешняя торговля стала мощным фактором экономического роста, а с другой стороны, произошло заметное повышение зависимости стран от международного товарообмена.

Согласно современной классификации подразделение внешнеторговой деятельности по принципу потоварной специализации осуществляется следующим образом: обмен готовой продукцией, машинами, сырьем, услугами.

Международная торговля служит средством, позволяющим странам участникам процесса, развивая свою специализацию, повышать производительность имеющихся ресурсов и таким образом увеличивать объем производимых ими товаров и услуг, а также и уровень благосостояния их населения. Во второй половине текущего столетия международный обмен приобретает грандиозные масштабы. Ныне 4/5 совокупного объема международных экономических отношений приходится на мировую торговлю.

Современная международная торговля развивается высокими темпами.

Подобный устойчивый рост международной торговли явился следствием проявления следующих факторов:

- развитие международного разделения труда и интернационализация производства;

- НТР, способствующая обновлению основного капитала, созданию новых отраслей экономики, ускоряющая реконструирование старых;

- активная деятельность транснациональных корпораций на мировом рынке;

- регулирование (либерализация) международной торговли посредством мероприятий Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ), а ныне - Всемирной торговой организации (ВТО);

- либерализация международной торговли, переход многих стран к режиму, включающему отмену количественных ограничений импорта и существенное снижение таможенных пошлин - образование свободных экономических зон;

- развитие процессов торгово-экономической интеграции устранение региональных барьеров, формирование общих рынков, зон свободной торговли;

- получение политической независимости бывших колониальных стран, выделение из их числа «новых индустриальных стран» с моделью экономики, ориентированной на внешний рынок.

Географическая структура международного обмена предоставляет собой систему распределения товарных потоков между отдельными странами, группами стран, формируемыми либо по территориальному либо по организационному признаку.

Неравномерность динамики внешней торговли особенно отчетливо прослеживалась во второй половине текущего столетия, что повлияло на соотношение сил между странами на мировом рынке. США постепенно утрачивали свое доминирующе положение в системе международного обмена. Экспорт Германии, напротив, приблизился к американскому, а в отдельные годы даже превосходила его. Помимо Германии, существенными темпами рос экспорт и других западноевропейских стран. В 90-е гг. Западная Европа превращается в главный центр современной международной торговли . Совокупный экспорт этого региона почти в 4 раза превышает экспорт США. Кроме того, в 80-е гг. значительный рывок в сфере международного обмена сделала и Япония. В 1983 г. эта страна впервые смогла выйти на первое место в мире по экспорту легковых и грузовых автомобилей, бытовой техники и прочих товаров. Одна треть японского вывоза приходится на США. Постепенное снижение доминирующей роли США в международной торговле было связано с падением конкурентоспособности американского производства. К середине 90-х гг. США вновь выходят на лидирующие позиции в мире по конкурентоспособности, но за ними вплотную следуют Сингапур, Гонконг, а также Япония. На фоне происходивших перемен практически постоянным на протяжении двух десятилетий оставалось распределение долевого участия различных групп стран в международном обмене. Так, удельный вес промышленно развитых стран в мировом экспорте колебался в последние двадцать лет в пределах 70-76%, государств развивающегося мира - в интервале 20-24%, а в бывших социалистических странах - не превышал 6-10%.

    1. Распределение выигрыша от внешней торговли

 

Теория сравнительных преимуществ утверждает, что в результате развития внешнеторговых отношений все участвующие в них страны получают выигрыш в виде прироста общего благосостояния. Вместе с тем одним из ключевых является вопрос, как распределяется этот выигрыш. С одной стороны, очевидно, что он не может распределяться равномерно между странами, поскольку его размер зависит от того, на каком уровне установятся мировые цены. С другой стороны, выигрыш от внешней торговли, который получает страна в целом, распределяется внутри страны между потребителями и производителями, экспортерами и импортерами также не поровну. Наконец, следует иметь в виду, что в результате специализации происходят изменения в распределении ресурсов между отраслями и, следовательно, изменяются доходы владельцев факторов производства.

Распределение выигрыша от международной торговли как внутри страны, так и между странами в конечном итоге определяется тем, на каком уровне устанавливаются цены на товары, которыми страны торгуют между собой, и каковы объемы торговли. Для того чтобы ответить на эти вопросы, недостаточно знать только потенциальные возможности предложения этих товаров на мировой рынок, которые можно объяснить с помощью теории сравнительных преимуществ или других теорий международной торговли. Даже если страна обладает сравнительным преимуществом в производстве какого-либо товара, это преимущество может быть реализовано лишь в случае, если мировая цена на данный товар будет выше внутренней. Поскольку и уровень цены, и объем продаж на мировом рынке являются результатом установления равновесия между предложением и спросом, теория международной торговли должна быть дополнена анализом спроса.

При интересах потребителей анализ спроса и предложения показывает, что хотя свободная торговля является взаимовыгодной для стран в целом, однако внутри этих стран одни группы населения выигрывают, а другие проигрывают.

В результате развития международной торговли потребители в стране-импортере выигрывают, поскольку имеют возможность покупать больше необходимого им продукта по более низкой цене, а в стране-экспортере проигрывают, так как в результате роста цены вынуждены сокращать объем закупок.

При интересах производителей в результате развития международной торговли производители в импортзаменяющихся отраслях проигрывают, поскольку конкуренция со стороны более эффективных иностранных производителей вынуждает их снижать цены и сокращать объемы производства. А производители в экспортных отраслях выигрывают, так как, выходя на мировой рынок, они получают возможность расширить производство и продавать продукцию по более высоким ценам.

Информация о работе Выигрыш от внешней торговли. Торговая политика