Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2013 в 15:54, курсовая работа
Государственная инновационная политика должна создать необходимые и достаточные условия для расширения, ускорения и повышения эффективности создания и реализации различных инноваций: продуктовых, технологических, экономических, социальных и др., направленных на разработку и внедрение конкурентоспособной продукции и технологии на уровне мировых стандартов. Это должно позволить в ближайшей перспективе создать высокорентабельные промышленные производства, в том числе ориентированные на экспорт, и многочисленные коммерческие организации в сфере услуг (торговые фирмы, предприятия массового питания, транспортные организации, предприятия связи, банки, страховые общества и т. д.).
Цель данной работы рассмотреть научно практические основы государственной инновационной политики, правовую базу, проблемы и пути их решения.
Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы инновационной политики государства
Сущность инноваций и инновационной политики…...........................5
Классификация инноваций……………………………………………..7
Инновационная политика как объект управления...............................13
Стратегия развития инновационной политики России……………...17
Глава 2. Проблемы инновационной политики государства и пути их решения
Недостатки Российской модели рыночной экономики……………..24
Проблемы управления инновационно - инвестиционным процессом………………………………………………………………26
Проблемы законодательного обеспечения………………...…………30
Глава 3. Региональная инновационная политика – инновационные процессы в УРФО…………………………………………………………………………..…34
Заключение……………………………………………………………………….43
Литература……………………………………………………………………….44
Поскольку любая инновация – вид предпринимательской деятельности, то на государственном уровне правильнее ставить вопрос не о контроле над инновационным процессом, а о создании благоприятного климата для его активизации.
Фаза научных разработок предполагает государственную поддержку в форме прямого выделения бюджетных ресурсов для выполнения научных исследований и косвенного финансирования в виде предоставление налоговых льгот научным организациям и организациям – заказчикам НИР. Такая поддержка научной деятельности установлена в РФ Налоговым кодексом, Федеральным законом от 23.08.1996 г. № 127-ФЗ “О науке и государственной научно-технической политике”, а также законодательными актами субъектов РФ - например, на территории Новосибирской области действует закон от 20.04.95 г. №17-ОЗ “О научной деятельности и региональной научно-технической политике”.
Согласно указанным
законам, в федеральном и региональных
бюджетах отдельной строкой ежегодно определяются средства, направляемые
на научные исследования, которые расходуются
на содержание научных организаций и реализацию
научных и инновационных программ и проектов.
Налоговым кодексом РФ предусмотрено
освобождение от НДС и налога на прибыль
целевых поступлений на научно-исследовательские
работы (в том числе займы и кредиты под
такую деятельность). В состав затрат включаются
средства, направляемые на подготовку
и освоение (в т.ч. авторский надзор) новых
производств, а также совершенствование
существующей технологии производства;
затраты на НИОКР также разрешено относить
на себестоимость (полностью – для успешно
завершенных научных исследований, частично
– в случае получения отрицательного
результата). Для хозяйствующих субъектов
указанные меры налогового законодательства
являются существенной льготой при налогообложении,
а также важны для механизма ценообразования.
Вместе с тем, существует
определенная несбалансированность в
действующем законодательстве. Например,
не санкционировано Налоговым коде
В условиях отсутствия региональных
законов о государственной
Законодательством на федеральном и региональном уровнях деятельности в фазе организации промышленного освоения обеспечена лишь частично в сфере малого предпринимательства (например, Федеральным законом от 14.06.1995 г. № 88-ФЗ “О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ”, соответствующим законом Новосибирской области от 19.12.1997 г. № 90-ОЗ) и инвестиционной политики (законом РСФСР от 26.06.1991 г. № 1488-1 “Об инвестиционной деятельности в РСФСР”, законом Новосибирской области от 31.05.1999 г. № 59-ОЗ “О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Новосибирской области”). В соответствии с данными законодательными актами разрешена передача на льготных условиях субъектам малого предпринимательства результатов НИОКР; Налоговым кодексом установлены нормы отнесения на себестоимость платежей за пользование объектами интеллектуальной собственности, ускоренной амортизации и учета нематериальных активов, что, несомненно, облегчает доступ к инновационном ресурсам.
Однако ни одна из перечисленных
юридически обустроенных сфер экономики и государственной политики
не содержит акцента на приоритетах инноваций
и наукоемкого производства, которые,
являясь наиболее рискованной сферой
деятельности экономики, требуют особого
внимания со стороны государства. Для
инновационных фирм и предприятий в научно-технической
сфере, например, не предусмотрена особая
позиция при расчете платежей за пользование
государственным или муниципальным имуществом.
Из вышесказанного следует, что инновационный
процесс в РФ законодательно обеспечен
в той или иной мере. Фазы научных исследований
и распространения инноваций требуют
лишь приведения в соответствие между
собой законов и подзаконных актов, а вот
фаза организации промышленного освоения
нуждается, помимо совершенствования
действующей правовой базы, в разработке
специального закона.
Меры стимулирования
инновационной деятельности описаны
таким образом, что неясно правовое
поле вопросов собственности на объекты,
являющиеся предметом так называемых
инновационных договоров. Возможно,
для защиты своих инвестиций и обеспечения их эффективности
органы государственной власти должны
стать временно (например, на период реализации
проектов) сособственниками таких объектов.
При этом важно разработать экономические
и правовые механизмы использования государством
своего права собственника, что особенно
характерно для случаев, когда объект
прав относится к “сферам интересов”
государства.
Что касается источников прямого финансирования
инновационной деятельности, то представляется
малообоснованной заложенная в законопроекте
величина 0,5% расходной части бюджета,
особенно если учесть, что объем финансовых
ресурсов, выделяемых на поддержку научной
деятельности из областного бюджета, установлен
соответствующим действующим законом
на уровне 1,5% от той же базы. По данным
мировой статистики, затраты в процессе
“научная разработка – промышленное
освоение” находятся в соотношении 1:10,
а в случае реализации рассматриваемого
законопроекта соотношение приобретет
вид 3:1, что вряд ли будет способствовать
активизации инновационной деятельности
промышленных компаний.
В условиях постоянного дефицита финансовых ресурсов из бюджетных источников эффективнее было бы не вводить новый источник, а перенаправить на стимулирование инновационной деятельности часть средств уже определенных бюджетных источников: фонда поддержки науки, фонда развития промышленности и фонда поддержки малого предпринимательства, но, в первую очередь, предусмотреть переориентацию на указанные цели бюджета развития области. Данные источники являются финансовыми инструментами развития составных частей инновационного процесса - научных организаций, малых и крупных промышленных компаний.
В случае формировании венчурных
фондов с участием бюджетных средств,
что рассматриваемым
Инновационной деятельности сегодня действительно необходима серьезная государственная поддержка, предоставляемая, прежде всего, товаропроизводителю и финансовому институту, а уже затем разработчику технологии. Такая поддержка может быть выражена, например, в некотором ограничении ввоза тех товаров, которые можно производить на местном уровне, в регулировании, в первую очередь, импорта наукоемкой продукции и в развитии системы организации поставок продукции для государственных нужд. Законодательно важно сделать акцент на особом отношении к местным научным разработкам, иначе наш мощный научно-образовательный комплекс оказывается не у дел. Финансовые механизмы такой поддержки могут быть построены на базе специализированных инновационных фондов и обособленного сектора страховых услуг.
Пока же в условиях правового дефицита в
сфере инновационной деятельности, когда
на государственном уровне еще не решен
вопрос, что и как поддерживать, проблемы
стимулирования процесса промышленного
освоения результатов научных исследований
решаются разработкой и реализацией региональных
и межведомственных программ. Такие программы
реализуются, например, на территории
Красноярского края (сопровождение законом
от 12.02.99 г. № 5-303 “О краевой целевой программе
“Активизация инновационной деятельности
в Красноярском крае”) и Томской области
(Распоряжение Правительства РФ от 8.08.1999
г. № 1253-р об одобрении межведомственной
программы “Совершенствование и апробация
механизмов развития научно-образовательной
сферы в условиях реформирования экономики
на примере Томской области”), а также
на федеральном уровне (например, конкурс
инновационных проектов “Наука-Технология-
Глава 3. Региональная инновационная политика – инновационные процессы в УРФО
Россия отстает сегодня от развитых стран в области технологий примерно на 45-50 лет. Серьезность последствий для нашей страны такого технологического отставания заключается в совершенно реальной опасности безнадежной утраты Россией своего превосходства по ряду перспективных научных направлений, окончательной потери конкурентоспособности своей продукции, в том числе для своих теперешних потребителей в СНГ, превращения РФ в сырьевой придаток передовых стран, окраину мировой экономики.
О том, что отмеченные угрозы реальны и близки, говорят следующие факты. Общий объем мирового рынка продукции наукоемких отраслей оценивается в настоящее время в 2,5 – 3 трлн долл. в год. Доля США на этом рынке равна 36%, Японии – 30%, Китая - 6%. Доля же России на сегодняшний день составляет менее 0,3%, хотя количество российских ученых все еще составляет значительную часть от общего числа научных работников в мире (12%).[35,с.30].
По результатам международного
исследования конкурентоспособности
стран, которое было проведено в 2001-2002 гг. в 75-и странах, Россия заняла
всего 63-е место наравне с Венесуэлой,
Болгарией и Индонезией, уступив позиции
всем странам с переходной экономикой,
за исключением Украины.
В этом пункте проводится анализ ситуации
и возможности инновационного развития
в одном из ключевых в научном и промышленном
отношении регионов России – Уральском
федеральном округе (УрФО).
Ситуацию, которая в настоящее время сложилась в сфере производства Уральского федерального округа, можно охарактеризовать одним словом – критическая. Одна из главных тому причин – невосприимчивость экономики к инновациям как следствие невостребованности имеющегося научно-инновационного потенциала.
Совершенно очевидно, что экономика округа остро нуждается в основательной модернизации, преодолении технико-технологического отставания и повышении наукоемкости производства. Материально-техническая база большинства промышленных предприятий базовых отраслей: металлургии, машиностроения и металлообработки, химического и нефтехимического производства - находится в катастрофическом состоянии. Доля износа активной части ОПФ в настоящее время колеблется от 53 до 70% и более. А их обновление вследствие продолжающихся в стране финансово-экономических трудностей нередко ведется на устаревшей технико-технологической основе и при этом осуществляется крайне низкими темпами. На сегодня они составляют менее 4% в год. В результате растет угроза производственных аварий и техногенных катастроф. Удельный вес убыточных предприятий на начало 2001 г. составил по УрФО 44%, в том числе в Курганской области - 57%, Тюменской области, включая Ханты-Мансийский (ХМАО) и Ямало-Ненецкий автономные округа (ЯНАО), - 42%, Свердловской области - 40%.
Наблюдается отчетливая переориентация промышленного комплекса в сторону сырьевых отраслей и производств, занятых первичной переработкой сырья. К 2001 г. в отраслевой структуре экономики УрФО лидировал ТЭК (его доля в общем объеме промышленного производства составляла 51%). Только за 1998-2001 гг. она увеличилась почти на 10 процентных пункта. Доля цветной металлургии возросла на 0,5 процентных пункта (с 7,3 до 7,8%). В то же время удельный вес электроэнергетики снизился с 13,1 до 6,7%, машиностроения и металлообработки - с 10,3 до 8,1% [6]. В регионах округа в общей сложности добывается примерно 60-90% российской нефти и газа и производится более половины российского металла, вместе с тем, всего 2% нефти и только 28-35% металла подвергаются первичной переработке. Остальная продукция вывозится за пределы УрФО в виде сырья.[36,с.29].
Даже в развитии самых благополучных в экономике округа отраслей - нефте- и газодобывающей - накапливаются требующие своего решения технические и технологические проблемы. К примеру, применяемые в настоящее время технологии добычи нефти позволяют извлекать не более 30-40% запасов, тогда как в развитых странах добыча нефти из недр достигает 60-70%. К тому же используемые у нас технологии нефте- и газодобычи неэкологичны. При освоении месторождений нефти и газа нарушается среда обитания. Особенно остро эта проблема стоит для коренных малочисленных народов Севера.
Нарастает угроза энергетического
кризиса в сфере производства.
Базовые отрасли (металлургия, машиностроение
и металлообработка) уже в ближайшее
время столкнутся с нехваткой
энергетических мощностей.
В отраслевой структуре промышленного комплекса
округа по-прежнему очень низка доля потребительского
сектора. Она составляет всего 3%, в том
числе легкой промышленности - лишь 0,3%.
При этом большая часть товаров народного
потребления значительно уступает по
своему качеству и дизайну аналогичным
товарам импортного производства.
Таким образом, усиливающееся технологическое
отставание является одной из острейших
проблем промышленного комплекса УрФО.
За годы реформ значительный урон нанесен научно-техническому потенциалу регионов УрФО. Количество организаций, выполнявших исследования и разработки, сократилось в округе на 10,5%, в том числе в Челябинской области - на 34%, Тюменской области - на 10%. Численность исследовательского персонала уменьшилась более чем наполовину, в том числе наиболее квалифицированных сотрудников, имеющих ученую степень. Наиболее ощутимые потери понесла отраслевая наука, осуществляющая важную функцию адаптации результатов прикладных исследований к потребностям и возможностям производства. В наиболее промышленно развитых областях округа - Свердловской и Челябинской - количество отраслевых НИИ по сравнению с началом 1990-х гг. сократилось более чем в 2 раза.