Государственная политика в сфере развития предпринимательского сектора России
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2014 в 15:02, контрольная работа
Краткое описание
Целью работы является рассмотрение государственной поддержки малого предпринимательства. Основные задачи контрольной состоят в том, чтобы охарактеризовать малое предпринимательство в России на современном этапе его развития, выявить его специфические особенности и обозначить наиболее острые проблемы стоящие перед отечественным малым бизнесом.
Содержание
Введение3 Теоретические аспекты поддержки малого предпринимательства государством. 4 Оценка развития института предпринимательства в России 7 Государственная политика в сфере развития предпринимательского сектора России 10 Заключение14 Список литературы15
Теоретические аспекты поддержки
малого предпринимательства государством. 4
Оценка развития института
предпринимательства в России 7
Государственная политика в
сфере развития предпринимательского
сектора России 10
Заключение14
Список литературы15
Введение
В последние годы проблемы малого
бизнеса все более привлекают внимание
ученых и практиков. Малый бизнес является
важным элементом рыночной экономики,
без которого не может устойчиво развиваться
государство. Эффективное рыночное хозяйство
возможно только в том случае, если в экономике
будет действовать большое число предпринимательских
структур. Формирование благоприятных
условий для развития малого бизнеса обеспечивает
населению получение доходов от самостоятельной
хозяйственной деятельности, а местным
бюджетам - налоги. Ориентация на малый
бизнес улучшает психологический настрой
в обществе и повышает ответственность
людей за собственную судьбу. Поэтому
разносторонняя поддержка сферы малого
бизнеса должна быть отнесена к числу
основных направлений в развитии отдельных
территорий.
Целью работы является рассмотрение
государственной поддержки малого предпринимательства.
Основные задачи контрольной
состоят в том, чтобы охарактеризовать
малое предпринимательство в России на
современном этапе его развития, выявить
его специфические особенности и обозначить
наиболее острые проблемы стоящие перед
отечественным малым бизнесом.
Теоретические аспекты
поддержки малого предпринимательства
государством
Необходимость в финансовых
ресурсах – это объективное
явление в условиях развития экономики,
так как возрастает потребность
в пополнении оборотных средств, обновлении
и модернизации основных фондов, использовании
новейших технологий и материалов. Поэтому
государство, как основа развития национальной
экономики, должна оказывать
содействие в развитии
предпринимательских структур.
Обобщение результатов опроса
предпринимателей приводит к выводу,
что одной из наиболее острых
проблем деятельности большей части
субъектов малого предпринимательства
является проблема поиска и получения
финансовых ресурсов, необходимых для
авансирования процесса хозяйствования.
По этому особо значение для
развитии сектора малого
бизнеса имеет проблема государственного
содействия в финансовом обеспечении
предприятия малого бизнеса. В
этом направлении можно выделить
следующие виды финансово-кредитной
помощи.
В системе финасово-кредитной
поддержки предприятия наиболее
тяжелым для бюджета страны
является бесповоротное
финансирование отдельных субъектов
малого предпринимательства
и налогообложения.
Вообще финансирование предпринимательства
государством считается нерыночным
и поэтому нецелесообразным способом
государственного влияния на развитие
экономических процессов. Однако на практике
дотирование остается одним
из самым распространенным рычагом
экономической политики многих
стран. Например, сумма ежегодных дотаций
из бюджета США малому бизнесу составляет
300 млрд. долларов. В тоже время даже
в высокоразвитых странах прямая
государственная поддержка
или предоставляется,
тем предприятиям, деятельность
которых является важной для развития
национальной экономики, либо имеет
социальную окраску.
Что касается кредитования
в целом, то можно сказать, что банковские
учреждения не хотят иметь дело с таким
клиентом, как малый бизнес.
Причин этому несколько: отсутствие залога,
слишком мал размер займа и на короткий
срок, значительный риск, и незначительная
прибыль в абсолютном выражении по
сравнению с кредитованием серьезных
заемщиков. Таким образом, сами по
себе малые предприятия не являются
сегодня привлекательными клиентами
для банков. Наряду с этим, ставки кредитных
ресурсов, которые действуют
на рынках, слишком высокие для
малых предприятий, что делает
банковские кредиты недоступными для
этого сектора экономики. Поэтому
в сложившейся ситуации государственные
займы должны стать
реальным источником формирования
финансовых ресурсов малого предпринимательства.
Одним из важных направлений
поддержки малого бизнеса может
стать внедрение государственного механизма
стимулирования коммерческих банков
к выдаче ссуд (льготных ссуд) малым предприятиям.
Его важным элементом может быть
освобождение от налогообложения
банковских средств, направленных
в фонд кредитов малому бизнесу,
и предоставления государственной
гарантии возвращения ссуды.
Стоит распространить
на сектор малого
предпринимательства также новейшие банковские
услуги, а именно, факторинг, финансовый
лизинг и овердрафт.
Важным фактором, позитивно
влияющий на формирование финансового
обеспечение малого предпринимательства,
может стать применение различных
форм государственного и негосударственного
обеспечения гарантий возвращения
заемных средств предпринимательскими
структурами. Механизм государственного
гарантирования кредитов
для малого предпринимательства
базируется преимущественно на авторитете
государства, как безусловно платежеспособного
и ответственного гаранта займов.
Негосударственное
гарантирование может осуществляться
различными учреждениями, гарантирующих
кредит:
коммерческими организациями;
банками;
частыми финансовыми учреждениями;
иностранными инвесторами;
товариществами взаимного гарантирования;
общественными организациями
и т.д.[4,c 165]
Финансово-кредитная
помощь малому предпринимательству
может формироваться по таким направлениям:
стимулирование коммерческих
банков и других финансовых
небанковских учреждений к предоставлению займов и расширению услуг малым предприятиям путем освобождения от
налогообложения средств, направляемые в фонд кредитов малому предпринимательству,
и предоставление государственной гарантии возвращения займов;
переориентация бюджетных
средств, направленных на финансово-кредитную
поддержку малого сектора экономики
за счет прямого обеспечения финансовыми ресурсами на формирование
фондов для предоставления услуг с целью стимулирования процессов
кредитования малого предпринимательства;
активизация процесса
образования и деятельности
негосударственных гарантийных и страховых
учреждений для обслуживания малого
бизнеса по средствам образования
ответственных мотивационных механизмов заинтересованности в этой деятельности и предоставлением льготных условий для их функционирования.
Оценка развития
института предпринимательства в России
Становление и развитие рыночной
экономики в России изменило социальную
структуру общества, привело к появлению
новых слоев и социоструктурных образований.
Речь идет о наемных работниках и работающих
не по найму (91,4 % и 8,6 % соответственно в
структуре занятого населения). Среди
последних выделяются работодатели, самостоятельно
занятые, члены производственных кооперативов
на семейном предприятии, т. е. те, кто по
определению Федеральной службы государственной
статистики, называется «работодателями».
В 2005 г. эта группа составляла 894 тыс. человек,
или 1,3 % всего занятого населения. За последние
два года она выросла на 83 тыс. человек
(0,1 %). Таким образом, российские предприниматели
составляют немногим более 1 % активной
части населения. В этой связи необходимо
отметить, что в США доля владельцев частных
компаний в общем числе занятых составляет
около 12 %, что в два раза превышает предпринимательскую
константу общества. Это двукратное превышение
в сущности раскрывает основную причину
богатства США.[6,c 120]
В России предпринимательство,
особенно производственное, находится
в начальной стадии. На сегодняшний день
производственным предпринимательством
занято приблизительно 4 %, финансовой
деятельностью — 3 %, коммерческой — 93
%. Предпринимательство в России зарождалось,
прежде всего, в сфере торговли, где главным
источником дохода является разница в
ценах при покупке и продаже товаров. Расширение
слоя предпринимателей предполагает появление
людей, концентрирующих в своих руках
большие денежные средства, причем в короткие
сроки. На данном этапе эти условия в непосредственной
производственной деятельности невыполнимы.
На начальном этапе реформ быстрый рост
новых предприятий происходил в сфере
финансов, посредничества и торговли еще
и потому, что именно эти сферы были недостаточно
развиты с точки зрения стандартов рыночной
экономики. В сфере же производства сохранились
в основном сложившиеся организационные
структуры. В условиях быстрой либерализации
экономики наблюдался взрывной рост финансового
сектора и кризис производственного.
Эти различия повлекли за собой также
глубокий разрыв в привлекательности
этих секторов с точки зрения вложения
капитала, а значит — и с точки зрения
перспектив приложения предпринимательских
усилий. Сегодня почти не происходит миграции
предпринимательских кадров, успевших
продемонстрировать свои способности
на финансово-торговом поприще, в производство.
В настоящее время наиболее
выраженной причиной угроз российском
бизнесу является коррупция. Как показывают
многочисленные опросы предпринимателей,
каждый шестой из них сталкивается с открытым
давлением местных властей на стадии организации
своего дела, каждый третий — в процессе
текущей деятельности и почти все — в
момент закрытия предприятия. Более трети
предпринимателей полагают, что в последние
годы произошло усиление чиновничьего
рэкета. По целому ряду серьезных экспертных
оценок, от 30 до 50 % своей прибыли коммерческие
структуры направляют на обеспечение
«особых» отношений с представителями
государственной власти. По данным Мирового
банка, 40 % предприятий во всем мире вынуждены
давать взятки. В развитых странах эта
цифра составляет 15 %, в азиатских — 30 %,
в странах СНГ — 60 %. По степени коррупционности
госаппарата Россия занимает 128-е место
из 158 среди наименее коррупционных государств.
Высокий уровень преступности и коррупции
в стране препятствуют цивилизованному
развитию бизнеса и притоку иностранных
инвестиций.[1,c 58]
Стоит сказать о том, что основными
тенденциями в бизнесе на протяжении 2014
г. станут:
- низкие издержки (в моде
сегодня бюджетный «полутеневой»
бизнес с минимальными вложениями
и небольшой прибыльностью –
продиктовано это экономической
ситуацией и высокими налогами);
- облачные технологии (в
этом году многие компании
и целые отдельные сферы предпринимательства
уйдут в «облако», появятся новые
услуги и возможности благодаря
облачным технологиям);
- переход онлайн-торговли
в гибридную (интернет-магазины будут
открывать собственные шоу-румы и обычные
магазины, поскольку российский пользователь
все еще не привык покупать все в интернете,
у него еще часто возникает желание примерить,
потрогать, оценить товар в реале, а не
по картинке).
Эти же тенденции будут влиять
на развитие бизнеса в РФ в текущем году.
Наиболее активно будут развиваться ИТ-технологии,
торговля и всяческие эконом-проекты.
Поэтому если вы выбираете, каким видом
предпринимательской деятельности заняться,
то обратите особое внимание на эти сферы.
В конце октября 2012 г. Всемирный
Банк опубликовал доклад «Ведение бизнеса
– 2013», в котором есть рейтинг стран мира,
благоприятствующих ведению бизнеса.
Лучшие экономисты мира считают, что в
России в 2014 г. почва для ведения бизнеса
улучшится. Так, в общем рейтинге наша
страна поднялась на 8 позиций, а в отдельных
отраслях экономики – на целых 40 ступеней.
Среди сфер предпринимательства, в которых
есть положительная динамика, например,
«процесс регистрации предприятий». Здесь
произошли не очень существенные, но все
же значимые для рядового предпринимателя
изменения. Число процедур, необходимых
для регистрации, сократилось с 9 до 8. Кроме
того, уменьшен был и срок регистрации
– с 30 до 18 дней.
Кроме того, некоторые улучшения
наблюдаются в трудозатратах и затратах
времени на ведение бизнеса. Так, электронные
системы учета и сдачи отчетности, а также
наличие специализированных программ
для малых предпринимателей, значительно
экономят средства и время. Правда, тут
есть некоторые нюансы: финансовые затраты
на специальные программы, обязательные
навыки владения компьютером, сбои в работе
электронных систем. Но поскольку ожидается,
что 2014 г. станет «облачным» годом в России,
то и электронный документооборот упростится,
а затраты на электронную инфраструктуру
у многих предприятий снизятся.
Государственная
политика в сфере развития предпринимательского
сектора России
Основные направления государственной
поддержки предпринимательства
1. Микрофинансирование представляет
собой альтернативу стандартному
банковскому кредиту. Однако микрозайм
облает одним неоспоримым преимуществом
— более гибкие в отличие от кредита в
банке условия. Он позволяет беспрепятственно
начать бизнес без наличия стартового
капитала и кредитной истории.
Для получения микрозайма нужно
обратиться в фонд поддержки предпринимательства
в вашем регионе. При некоторых из них
есть специальные центры микрофинансирования.
Схема дальнейших действий: заемщик получает
список необходимых документов, фонд или
сторонняя компания оценивает залог, специальная
комиссия фонда на основании предоставленных
документов и материального обеспечения
выносит решение о выдаче или отказе в
выдаче займа.