Государственное и муниципальное управление развитием малого и среднего бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 14:58, научная работа

Краткое описание

Объектом исследования является система малого и среднего бизнеса.
Предметом исследования в данной курсовой работе является государственное и муниципальное управление развитием малого и среднего бизнеса .
Целью исследования является изучение государственного и муниципального управления.
Задачи исследования:
Проанализировать теоретические основы малого и среднего бизнеса.
В курсовой работе использовались методы анализа и синтеза источников литературы.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы малого и среднего бизнеса.
1.1 Понятие малого и среднего бизнеса
1.2 Современные проблемы развития малого и среднего бизнеса в России
Глава 2 . Основные направления государственной поддержки развития малого бизнеса в Российской Федерации
2.1.Система развития и поддержки малого и среднего предпринимательства
2.2. Государственная финансовая поддержка малого и среднего предпринимательства.
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

5_gosudarstvennoe_i_munitsipalnoe_upravlenie(1) +.doc

— 111.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Научно-образовательная

 

Автономная некоммерческая организация

 

ВОЛЖСКИЙ ИНСТИТУТ ФИНАНСОВ И ПРАВА

 

 

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

 

по дисциплине : «Государственное и муниципальное управление »

 

на тему: «Государственное и муниципальное управление развитием малого и среднего бизнеса»

 

 

 

 

 

Слушатель            Хлыбова Надежда Викторовна                  ____________

                                                                                                          подпись

 

Научный руководитель ____________________________  ___________

                 подпись

 

 

 

 

 

Волжск 2014 г

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

 

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИКИ, СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ (МЭСИ)

 

ИНСТИТУТ

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине: «Государственное и муниципальное управление»

 

на тему: «Государственное и муниципальное управление развитием малого и среднего бизнеса».

 

 

 

 

 

 

                                                                       Выполнил экстерн

 Хлыбова Н. В.

 

    Научный руководитель

                                                                       _______________________

_______________________

 

 

Москва 2014 г.

 

Введение

Глава 1. Теоретические основы малого и среднего бизнеса.

1.1 Понятие малого и  среднего бизнеса

1.2 Современные проблемы  развития малого и среднего  бизнеса в России

Глава 2 . Основные направления государственной поддержки развития малого бизнеса в Российской Федерации

2.1.Система развития и  поддержки малого и  среднего  предпринимательства

2.2. Государственная финансовая поддержка малого и среднего предпринимательства.

Заключение

Список используемой литературы

 

Введение

 

Малый и средний бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта (ВНП). Во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60-70% ВНП.

Развитие МСП имеет ряд преимуществ, в сравнении с крупным производством, а именно: активизирует структурную перестройку экономики, предоставляет широкую свободу рыночного выбора и дополнительные рабочие места, обеспечивает быструю окупаемость затрат, оперативно реагирует на изменение потребительского спроса. Малый бизнес помогает насытить рынок товарами и услугами, преодолевать отраслевой и территориальный монополизм, расширить конкуренцию. Он обладает значительным потенциалом в сфере трудоустройства населения, вовлечения в производство резервов рабочей силы, которые не могут быть использованы в крупном производстве из-за его технологических и иных особенностей. Это пенсионеры, учащиеся, домохозяйки, инвалиды, а также лица, желающие трудиться после основного рабочего времени. Создание этого сектора экономики - позитивная альтернатива подпольному бизнесу, устраняет его монопольное положение на рынке путем совершенствования юридических условий деятельности легально работающих МП.

Объектом исследования является система малого и среднего бизнеса.

Предметом исследования в данной курсовой работе является государственное и муниципальное управление развитием малого и среднего бизнеса .

 Целью исследования  является изучение государственного  и муниципального управления.

Задачи исследования:

Проанализировать теоретические основы малого и среднего бизнеса. 
В курсовой работе использовались методы анализа и синтеза источников литературы.

Информационную базу составили статьи в периодической печати, где изучаются проблемы и перспективы государственной поддержки малого и среднего бизнеса, научная литература по теме исследования, Интернет-ресурсы.

Практическая значимость исследования состоит в том, что исследование завершает ряд выводов и практических рекомендаций в области организационных мер эффективной поддержки и многостороннего развития сектора малого и среднего бизнеса в экономике Российской Федерации.

Структура исследования: работа состоит из введения, трех глав, семи пунктов, заключения и библиографического списка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы малого и среднего бизнеса

 

    1. Понятие малого и среднего бизнеса

 

Малый бизнес - это базовая составляющая рыночного хозяйства, которая является наиболее совершенной формой производственно-экономических отношений, при которых предприниматель, работая в условиях полной хозяйственной самостоятельности и имущественной ответственности, становится подлинным хозяином.

Малые и средние предприятия различаются по форме собственности, организационно-правовой форме, отраслевой и территориальной принадлежности, по размерам, по характеру деятельности, по структуре деятельности и отношению к происхождению капитала.

По форме собственности предприятия могут быть частными, государственными, муниципальными и иными.

В зависимости от целей деятельности выделяют коммерческие и некоммерческие предприятия. Коммерческие предприятия осуществляют предпринимательскую деятельность, и их основная цель - это получение прибыли. 

По отраслевой принадлежности выделяют промышленные, сельскохозяйственные, транспортные, строительные и другие предприятия. 
По размерам предприятия группируются на крупные, средние и малые.

По характеру деятельности (стадиям жизненного цикла продукта) выделяют исследовательские, проектные, конструкторские, производственные, сбытовые и другие предприятия. По структуре деятельности предприятия разделяют на специализированные, производящие ограниченную номенклатуру товаров и диверсифицированные, производящие широкую номенклатуру товаров и работающие на разных рынках.

По отношению к происхождению капитала различают национальные, иностранные и смешанные предприятия.

Главными особенностями малого и среднего бизнеса являются: деятельность в хозяйственной сфере с целью получения прибыли, экономическая свобода, инновационный характер, реализация товаров и услуг на рынке, гибкость. А так же ограниченность его масштабов вызывает особый, личностный характер отношений между хозяином и работником, что позволяет добиваться действительной мотивации работы персонала и более высокой степени его удовлетворенности трудом. Относительно небольшие рынки ресурсов и сбыта не позволяют фирме оказывать сколько-нибудь серьезное влияние на цены и общий отраслевой объем реализации товара. В малом бизнесе присутствует персонифицированный характер отношений между предпринимателем и клиентами, т.е. малое предприятие рассчитано на обслуживание сравнительно узкого круга потребителей. Малые предприятия в основном полагаются на сравнительно небольшие кредиты банков, собственные средства и неформальный рынок капиталов(деньги друзей, родственников и т.д.). Также в малом бизнесе высока доля оборотного капитала по сравнению с основным фондом. За частую в малом бизнесе можно встретить семейное ведение дела: оно наследуется родственниками хозяина, чем диктуется прямая вовлеченность последних во всю деятельность предприятия.

Функциями малого предприятия являются экономические, определяемые его ролью как, во-первых, работодателя; во-вторых - производителя продукции и услуг, в-третьих - катализатора научно-технического прогресса, в четвертых - налогоплательщика, в пятых - агента рыночных отношений.

Не менее значимой функцией является социальная. Так через малые формы предпринимательской деятельности многие люди раскрывают и реализуют свой творческий потенциал. В основном здесь используется труд социально уязвимых групп населения (женщин, учащихся, инвалидов, пенсионеров, беженцев и т.д.), которые не могут найти себе применение на крупных предприятиях. Малые предприятия являются главным местом производственного обучения и своеобразным “полигоном” для обкатки молодых кадров.

Сфера деятельности малого и среднего бизнеса весьма обширна. Основными сферами деятельности малых предприятий являются торговля и общественное питание, сельское хозяйство, промышленность и строительство. Однако следует отметить, что самым распространенным видом является торговля и посредническая деятельность (более 70%). Производственной деятельностью занимается примерно каждый десятый предприниматель, примерно столько же предоставляют населению транспортные, строительные и бытовые услуги, занимаются переработкой сельскохозяйственной продукцией. На рынке информационных, медицинских и риэлтерских услуг занято незначительное число малых предприятий. 

Основными потребителями продукции и услуг малого и среднего бизнеса является местное население, а также жители ближайших городов и населенных пунктов. Помимо этого их продукцией и услугами пользуются частные фирмы и предприниматели, государственные учреждения и организации, торгово-посреднические организации.

Бизнес - это совокупность деловых отношений предприимчивых людей в целях удовлетворения спроса потребителей и получение прибыли. Бизнес может осуществляться лицами или организациями по извлечению природных благ, производству или приобретению и продаже товаров или оказанию услуг в обмен на другие товары, услуги или деньги.

Цели бизнеса в зависимости от его характера, степени развития и состояния могут быть различными. Важнейшие из них следующие: получение прибыли, накопление необходимых средств для развития бизнеса, предоставление необходимых обществу товаров и услуг, достижение передовых позиций на рынке, достижение передовых позиций на рынке, в отрасли, оптимальное удовлетворение спроса потребителей, оптимальное удовлетворение спроса потребителей, предоставление возможности своим сотрудникам реализовывать себя. Субъектами бизнеса выступают: предприниматели, потребители, работники по найму, государственные структуры. Основой их взаимодействия является принцип взаимовыгодности сторон.

Средний бизнес зависит от внутренней экономической коньюктуры и вынужден вести конкурентную борьбу внутри своей группы, а так же с крупным отечественным и иностранным капиталом. Сектор малого бизнеса образует самую разветвленную сеть предприятий. Действующих в основном на местных рынках и непосредственно связанных с массовым потреблением товаров и услуг.

Важная роль малого и среднего бизнеса заключается в том, что он обеспечивает значительное количество новых рабочих мест, насыщает рынок новыми товарами и услугами, удовлетворяет многочисленные нужды крупных предприятий, а так же выпускает специальные товары и услуги.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Современные проблемы развития малого и среднего бизнеса в России

 

На деятельность малых и средних предприятий в России оказывают влияние сразу несколько факторов. Их можно разделить на две группы: факторы внутренней среды, обусловленные особенностями предприятия, и факторы внешней среды. 

Под внутренней средой предприятия понимается совокупность всех внутренних факторов, которые определяют процессы его жизнедеятельности. Многочисленные исследования подтверждают зависимость внутренней среды от внешних условий.

Внешняя среда подразумевает собой совокупность внешних по отношению к данному предприятию факторов, изменение значений которых существенно влияет на его состояние и результаты деятельности.

Внешняя среда для предприятий имеет важное значение: как источник ресурсов; как потребитель результатов деятельности предприятия и место общественного признания и оценки этих результатов; как фактор, определяющий поведение, образ действий предприятия, отражающихся в установлении целей и осуществлении тех или иных стратегий.

Факторы внешней среды разделяются на две группы. Первая - это создающие угрозы, риски для деятельности предприятия; вторая - формирующие условия, возможности для их развития. Определяя стратегию развития предприятия, руководители стремятся выбирать такой образ действий, который позволит максимально использовать открывающиеся возможности и устранить риски.

Одной из самых существенных черт предпринимательства является его рисковый характер.

Ключевой особенностью внешней среды малого бизнеса является, его объективно подчиненная роль в системе отношений с государством, крупным бизнесом, финансово-кредитными институтами. А также имеется специфическая черта, которая связана именно с периодом радикальных реформ - это исключительная подвижность внешней среды, возрастание скорости, с которой в окружении малого бизнеса происходят изменения. И все это серьезно затрудняет для предприятия возможности адекватного на них реагирования.

Кроме негативных изменений внешней среды на возрастание неопределенности и степени рисков в деятельности малых предприятий влияет и внутренняя среда предприятия, во многом зависящая от размера малого предприятия. Внутренняя среда малого бизнеса, как и внешняя, имеет ряд отличий: в способах разделения труда; расстановке кадров; распределения прав и ответственности; проведения маркетинговой политики; налаживания финансовых потоков на предприятии; получении информации и т.д.

В настоящее время, по оценкам самих предпринимателей, в своей деятельности они сталкиваются с проблемами, такими как высокие налоги, дороговизна материально-технических средств, отсутствие кредитных ресурсов, что негативно сказывается на финансовом состоянии их предприятий. Серьезным сдерживающим фактором является низкий платежеспособный спрос населения, которое является основным потребителем продукции услуг малого бизнеса. Главная черта современной пирамиды в России - формирование и хроническое воспроизводство масштабной бедности, которая на протяжении десятилетия охватывает более 30% населения страны. Среди них более 10% в обозримой перспективе не имеют шансов изменить свое материальное и общественное положение.

Потеря административного управления, экономический хаос и законодательная неразбериха привели к тому, что законопослушные предприниматели, организующие бизнес в производственной сфере, оказались в чрезвычайно трудном положении, неся большие затраты, выплачивая высокие налоги и подвергаясь государственному и негосударственному рэкету. Отсутствие четкого механизма реализации государственных мер по поддержке малого бизнеса, затруднения в получении кредитов, производственных помещений и материальных ресурсов поставили малые предприятия в неравное положение с крупными. Это привело к сокращению их роста и к ориентации преимущественно на торгово-закупочную и посредническую деятельность.

Информация о работе Государственное и муниципальное управление развитием малого и среднего бизнеса