Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 14:58, научная работа
Объектом исследования является система малого и среднего бизнеса.
Предметом исследования в данной курсовой работе является государственное и муниципальное управление развитием малого и среднего бизнеса .
Целью исследования является изучение государственного и муниципального управления.
Задачи исследования:
Проанализировать теоретические основы малого и среднего бизнеса.
В курсовой работе использовались методы анализа и синтеза источников литературы.
Введение
Глава 1. Теоретические основы малого и среднего бизнеса.
1.1 Понятие малого и среднего бизнеса
1.2 Современные проблемы развития малого и среднего бизнеса в России
Глава 2 . Основные направления государственной поддержки развития малого бизнеса в Российской Федерации
2.1.Система развития и поддержки малого и среднего предпринимательства
2.2. Государственная финансовая поддержка малого и среднего предпринимательства.
Заключение
Список используемой литературы
Высокие налоги, всевозрастающая арендная плата за помещение и оборудование, отсутствие фондового рискового капитала - все это затрудняет продолжение эффективной деятельности и вынуждает направлять основные усилия не на расширение производства, а на борьбу за выживание.
Главной причиной слабого развития малых предприятий является низкий уровень финансовой обеспеченности большинства малых предприятий вследствие трудностей с первоначальным накоплением капитала, невозможность получения кредитов на приемлемых условиях, неэффективность налоговой системы. Негативное воздействие на развитие малого бизнеса в сфере материального производства оказывают неразвитость производственной инфраструктуры, нехватка специализированного оборудования, слабость информационной базы.
Среди наиболее актуальных проблем, от итогов решения которых, во многом, зависит дальнейшее развитие малого бизнеса в нашей стране, являются проблемы в налогообложении. Существует и ряд других проблем, которые неблагоприятно влияют на развитие малого предпринимательства: несовершенство нормативно-правовой базы; трудности при решении финансово-кредитных вопросов; проблемы, связанные с получением деловой информации и т.д.
Еще одной из не менее важной проблемы является низкая квалификация самих предпринимателей и наемных работников. Некомпетентность управляющих или недостаточная способность персонала принимать решения стала главной причиной разорения малых фирм.
В России по мере развития малого и среднего бизнеса и укрепления рыночных отношений возникли общественные организации малого и среднего предпринимательства, например, Союз предпринимателей России. Существуют также федеральные и местные фонды финансовой помощи, основной задачей которых является стимулирование развития приоритетных производственных видов деятельности малых предприятий. Ежегодно проводятся различные экономические форумы, посвященные проблемам малого предпринимательства как на федеральном, так и на местном уровнях.
Глава 2 . Основные направления государственной поддержки развития малого бизнеса в Российской Федерации.
2.1.Система развития и поддержки малого и среднего предпринимательства.
Механизм формирования и осуществления поддержки малого бизнеса может сложится только под влиянием тех задач, которое поставит перед собой государство.
В России система развития и поддержки малого и среднего предпринимательства осуществляется в условиях заметного ослабления государственного воздействия на данные процессы. Деятельность многочисленных государственных и полугосударственных структур поддержки малого предпринимательства сводится в ряде случаев к самообеспечению, фиксированию проблем и препятствий, возникающих перед предпринимателями, а реальная помощь носит единичный характер.
Государство выступает как властная структура, устанавливающая рамочные условия функционирования субъектов рынка, т.е. разработка и контроль за соблюдением нормативно-правовых актов. Государство является собственником имущества, что служит основанием для распоряжения и непосредственного управления государственным имуществом. Государство является своеобразным инструментом экономического регулирования и стимулирования рыночных процессов. В ряде документов есть отражение государственной поддержки малого и среднего бизнеса по следующим направлениям:
- создание институциональных основ;
- управленческая научно-методическая поддержка;
- правовое обеспечение и защита предпринимательства, отраженные в законодательствах о предприятиях, антимонопольном, налоговом, внешнеторговом, отраслевом законодательствах, хозяйственном, коммерческом кодексах, в системе специальных законов о статусе и льготах для мелких и средних предприятий, инновационных предприятий;
- финансово-кредитная поддержка;
- налоговая политика;
- антимонопольная политика.
Динамичное развитие малого предпринимательства и его эффективное участие в решении социально-экономических проблем на федеральном, региональном и муниципальном уровнях во многом зависят от наличия необходимых институциональных основ.
Под управленческой научно-методической поддержкой подразумевается консультирование, обучение, информационное обслуживание, проводимое органами правительства, а также через различные программы на местах. Проведение разработки учебных пособий, курса лекций для начинающих предпринимателей. А так же создание благоприятных условий и помощь в разработке и передаче инновационных технологий.
Главное назначение бизнес-инкубатора в том, чтобы создать наиболее благоприятные условия для "выращивания" малых предприятий путем предоставления различных видов услуг (консалтинговых, арендных обучения, кредитования) на льготных условиях. Эффективность бизнес-инкубатора обеспечивается за счет комплексного сопровождения малых предприятий на всем протяжении реализации их проектов: от обучения и составления бизнес-планов до выпуска готовой продукции.
Финансово-кредитная поддержка малому бизнесу осуществляется путем реализации государственных целевых программ, предоставление льготных и безвозмездных субсидий прежде всего на цели научно-технического развития. В предоставлении гарантий по займам предприятий малого бизнеса у частных банковских структур для переоснащения производства, его расширения. Участие в деятельности и формировании ресурсов различных кредитно-финансовых и инвестиционных организаций. Повышение кредитоспособных мелких предприятий с помощью системы кредитования. Формирование системы банковских услуг, ориентированных на малых предпринимателей. Государственная поддержка малому и среднему бизнесу в налоговой политике проявляется через льготную систему налогообложения и систему ускоренной амортизации основных средств.
Таким образом, от уровня развития не только крупного, но и малого и среднего бизнеса, результата партнерских отношений между государством и бизнесом, от учета в полной мере интересов обеих сторон в значительной степени зависит экономический и политический прогресс России. Именно поэтому процесс взаимодействия государственных структур и предпринимательства не может носит спонтанный характер. Он должен быть хорошо управляемым и организованным. У всех участников этого процесса должны быть единые цели и намерения. Для стабильного развития малого предпринимательства все стороны обязаны прилагать постоянно возрастающие усилия, действовать заодно на принципах открытости, честности, откровенности и справедливости.
2.2. Государственная финансовая поддержка малого и среднего предпринимательства.
Субъекты предпринимательской деятельности дифференцируются законодателем на малые, средние и крупные. Динамичный рост экономики страны и, соответственно, развитие рынка предполагает оптимальное соотношении субъективного состава предпринимателей различного уровня, то есть как крупных предприятий, так и субъектов малого и среднего предпринимательства. Несмотря на значительный вклад в экономику страны крупных предприятий, существует острая необходимость в развитии малого и среднего бизнеса, который имеет свои преимущества - в частности, он обладает гибкостью, высокой адаптивной способностью к изменениям рыночной конъюнктуры, оперативным реагированием на потребительский спрос, возможностью территориального и отраслевого перелива капитала и рабочих ресурсов, активным развитием конкуренции и многими иными положительными отличиями. Малое и среднее предпринимательство занимает не заполненные крупным бизнесом ниши в экономическом пространстве страны. В основном это предоставление услуг населению (бытовых, образовательных, в сфере отдыха и т.д.) и бизнес услуг (консалтинг, маркетинг, инжиниринг и др.). Малое и среднее предпринимательство является позитивной альтернативой теневой экономике, он способствует ликвидации ее монопольного положения. Также малый бизнес привлекателен тем, что он доступен для широкого круга людей, поскольку его функционирование не предполагает крупных финансовых вложений, не требует больших материальных и трудовых ресурсов. Основным нормативным правовым актом, регулирующим государственную поддержку малого и среднего предпринимательства является Федеральный закон от 24 июля 2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (Закон о развитии малого и среднего предпринимательства). Законодатель, учитывая предыдущую ошибку, связанную с несоответствием названия Федерального закона от 14 июня 1995 № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (утратил силу) и тем объемом вопросов, которые регулировал данный закон, и явно выходящих за пределы только государственной поддержки, заменил слово «поддержка» на «развитие». Однако и это название полностью не раскрывает весь объем регулируемых отношений.
Имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства представляет собой передачу государством или муниципальными образованиями во владение и (или) пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов. Такая передача возможна в трех вариантах: на возмездной основе (по рыночным ценам); на безвозмездной основе; на льготных условиях (по ценам или условиям более выгодным, чем рыночные). При этом, государство для борьбы со злоупотреблениями со стороны предпринимателей, устанавливает ограничения, заключающиеся в следующих требованиях: имущество должно использоваться по целевому назначению, запрещаются его продажа, переуступка прав пользования им, передача прав пользования им в залог и внесение прав пользования таким имуществом в уставный капитал любых других субъектов хозяйственной деятельности. Если предприниматели игнорируют данные требования, то соответствующие органы, оказавшие имущественную поддержку, вправе обратиться в суд с иском о прекращении прав владения и (или) пользования указанным имуществом.
Информационная поддержка малых
и средних предпринимателей представляет
собой создание федеральных, региональных
и муниципальных информационных систем
и информационно-
Помимо этого, возможна компенсация затрат, произведенных и документально подтвержденных предпринимателями, на оплату консультативных услуг. Собственно данный вид поддержки малого и среднего предпринимательства граничит с другим видом поддержки в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров. В этом случае, на основе государственных образовательных стандартов могут разрабатываться образовательные программы, учебно-методические пособия и справочники, проводится семинары, направленные на подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров для субъектов малого и среднего предпринимательства с целью его расширения повышения эффективности работы на рынке. В соответствии с Законом о развитии малого и среднего предпринимательства и Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 1999 № 1460 «О комплексе мер по развитию и государственной поддержке малых предприятий в сфере материального производства и содействию их инновационной деятельности» и иными нормативными правовыми актами разного уровня, государство осуществляет поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства в области инноваций и промышленного производства путем создания организаций, образующих соответствующую инфраструктуру, например, технопарки, центры коммерциализации технологий, технико-внедренческие и научно-производственные зоны, содействует бизнесменам в патентовании и государственной регистрации созданных ими изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и селекционных достижений, создает условия для привлечения данных субъектов к заключению договоров субподряда в области инноваций и промышленного производства, создает акционерные инвестиционные фонды и закрытые паевые инвестиционные фонды. Говоря о законодательстве разного уровня, следует отметить, что именно региональное законодательство в большей мере регулирует данные отношения, в то время как федеральное только декларирует. Только региональное законодательство содержит конкретные направления и программы в инновационной сфере в рамках деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства. Также, государство поддерживает субъектов малого и среднего предпринимательства в области ремесленной деятельности путем создания различных центров ремесел, оказания финансовой, имущественной, консультационной, информационной поддержки, поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников. На федеральном уровне законодательство фактически не регулирует данные отношения. В июне 2001 г. в Государственную Думу РФ был внесен проект Федерального закона № 105735-3 «О ремесленной деятельности и ремесленных объединениях в Российской Федерации», основной целью которого являлось формирование политики в области ремесленной деятельности для обеспечения возрождения традиций ремесленной деятельности в Российской Федерации, являющихся средством удовлетворения потребностей населения в товарах, работах и услугах потребительского назначения, развития производительной инфраструктуры, увеличения занятости населения. Данный проект закона содержал основные понятия, связанные с ремесленной деятельностью, полномочия ремесленных палат и объединений. Однако после рассмотрения Советом ГД ФС РФ 3 июля 2001 г. (протокол № 81, п. 46), проект закона 21 апреля 2005 г. был снят с рассмотрения (протокол № 90, п. 50). На этом попытки федерального законодателя принять нормативный правовой акт, регулирующий вопросы поддержки предпринимателей в ремесленной сфере, закончились.
Особое место в кредитовании малого и среднего предпринимательства занимает сельскохозяйственный сектор, развитие которого требует постоянного обновления материально-технической базы, внедрения новых технологий, закупки семенного фонда и т.д. Соответственно, для полноценного развития сельского хозяйства в нашей стране, сельскохозяйственным товаропроизводителям необходимо в достаточном объеме пополнять оборотные средства за счет внешних источников для приобретения всего необходимого. Помимо этого, особенностью сельскохозяйственного производства является большой временной разрыв между несением затрат и получением доходов (как минимум полгода). Таким образом, вследствие своей специфики и сезонного характера сельскохозяйственная отрасль, как никакая другая, остро нуждается в заемных средствах, в частности, в банковских кредитах. Однако в силу сложившегося положения, когда возвратность денежных средств, в большей части, зависит от погодных условий, что приводит к высокому удельному весу убыточных сельскохозяйственных организаций, численность которых составляет 40%, кредитные организации неохотно идут на кредитование сельскохозяйственных товаропроизводителей. В связи с этим, государство активизировало свои попытки ввести новые механизмы кредитования субъектов, занятых в сельском хозяйстве, которые бы в равной степени удовлетворяли, как сельхозпроизводителей, так и кредитные организации.
Как можно было видеть, несмотря на желание государства оказывать поддержку, малый и средний бизнес сталкивается с большими трудностями, т.к. на волне экономического кризиса, когда многие кредитные организации сократили программы кредитования из-за высоких операционных издержек и значительных финансовых рисков. Также, серьезной преградой для развития кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства является нерентабельность данного вида займа. При небольших суммах кредитов (суммы займов для малого и среднего бизнеса в среднем составляют от 50 тысяч до одного миллиона рублей) доходность по ним минимальная вследствие больших трудозатрат сотрудников банка, необходимых на обслуживание кредитной заявки, оценкой и мониторингом залога, обслуживанием самого кредита. Вполне понятно, что чем больше сумма займа, тем он рентабельней. Поэтому банки стараются размещать денежные средства среди крупных заемщиков. Учитывая огромную территорию страны, следует обратить внимание на сложности в получении кредита отдельной категорией предпринимателей, ведущих свой бизнес вдалеке от промышленных центров.
В Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года, Правительство РФ и Банк России указывают на неоднородный характер предоставления банковских услуг, вследствие того, что в некоторых сельских и отдаленных регионах из-за высоких издержек на создание и обслуживание филиальной сети возможности привлечения банковских кредитов существенно ограничены. Это в свою очередь, сдерживает развитие малого и среднего предпринимательства в регионах Российской Федерации и тормозит сглаживание региональных диспропорций. Помимо всего прочего, причиной несовершенства механизма льготного кредитования является отсутствие императивной правовой регламентации кредитного договора. Это приводит к тому, что кредитная организация может включать в кредитный договор собственные условия, как непосредственно повышая проценты, так и косвенно, через комиссии, которые при частичной компенсации ставки банковского процента государством не учитывается. А уж в части изобретательности российских банкиров, придумывающих всевозможные комиссии и иные виды денежных изъятий внутри кредитного договора, нет равных. Поэтому при частичной компенсации государством ставки банковского процента при льготном кредитовании, следует запретить какие либо комиссии и иные дополнительные взыскания с кредитуемого.
Информация о работе Государственное и муниципальное управление развитием малого и среднего бизнеса