Государственное регулирование кризисных ситуаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 23:07, реферат

Краткое описание

Кризисные ситуации возникают на всех стадиях жизненного цикла предприятия. Они выражаются в колебаниях объемов производства продукции, возникновения сложностей со сбытом продукции, чрезмерном росте задолженности по налоговым платежам и т.д.
Понятие "кризис" теснейшим образом связано и с понятием "риск", которое в той или иной мере влияет на методологию разработки любого управленческого решения. Исключите из него ожидание кризиса, и пропадет острота восприятия риска, станут неожиданными и от этого еще более тяжелыми не только кризисные ситуации, но и вполне обычные ошибки.

Содержание

Введение
1.Роль, место и функции государства в регулировании кризисных ситуаций
2.Аналитическая основа и виды государственного регулирования кризисных ситуаций
3.Механизм государственного регулирования кризисных ситуаций.
4.Роль государства в антикризисном управлении
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

АНТИКРИЗИСНОЕ РЕФЕРАТ.docx

— 46.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ,МОЛОДЁЖИ И СПОРТА

ГВУЗ «КРЫМСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ КИЕВСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ.В ГЕТЬМАНА»

 

 

 

РЕФЕРАТ

ПО АНТИКРИЗИСНОМУ УПРАВЛЕНИЮ ПРЕДПРИЯТИЕМ:

НА ТЕМУ:

«ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЙ»

 

 

 

 Выполнила:

 Студентка 5 курса

 Гр. МО-52-08

 Якубовская Дарья

 

 

 

 

Симферополь, 2012 г.

 

Содержание:

Введение

1.Роль, место и функции государства в регулировании кризисных ситуаций

2.Аналитическая основа и виды государственного регулирования кризисных ситуаций

3.Механизм государственного регулирования кризисных ситуаций.

4.Роль государства в антикризисном управлении

Заключение

Список использованной литературы

 

Введение

Кризисные ситуации возникают на всех стадиях жизненного цикла предприятия. Они выражаются в колебаниях объемов производства продукции, возникновения сложностей со сбытом продукции, чрезмерном росте задолженности по налоговым платежам и т.д.

Понятие "кризис" теснейшим образом связано и с понятием "риск", которое в той или иной мере влияет на методологию разработки любого управленческого решения. Исключите из него ожидание кризиса, и пропадет острота восприятия риска, станут неожиданными и от этого еще более тяжелыми не только кризисные ситуации, но и вполне обычные ошибки.

Реализация всей совокупности процедур антикризисного управления начинается лишь на определенном этапе жизненного цикла предприятия: в условиях резкого спада производства, характеризующегося постоянной неплатежеспособностью предприятия.

Антикризисное регулирование - это воздействие на должника на макроуровне. Антикризисное регулирование содержит меры организационно-экономического и нормативно-правового воздействия со стороны государства, направленные на защиту предприятий от кризисных ситуаций, предотвращение банкротства или ликвидацию в случае неэффективности его дальнейшего функционирования.

Цель моей работы - изучить государственное регулирование кризисных ситуаций.

Задачи работы - рассмотреть аналитическую основу государственного регулирования кризисных ситуаций, определить роль государства в антикризисном управлении, рассмотреть виды государственного регулирования кризисных ситуаций.

 

 

  1. Роль, место и функции государства в регулировании кризисных ситуаций

Спады и подъемы, финансовый крах и возрождение - непременные спутники экономики промышленно развитых стран. В эпицентре этих компонентов экономического развития находятся предприятия и домохозяйства, образующие фундамент жизнедеятельности общества. Предприятие с позиции менеджмента - объект управления, в котором осуществляются технические, коммерческие, финансовые, страховые, учетные и административные операции (рис.1). С позиции акционера деятельность предприятия связана, прежде всего, с движением денег. Для государства предприятие - это микроэкономический потенциал страны. Через домохозяйства реализуются социальные цели общественного производства. Особенно это относится к той части семейного потребления, которая идет на воспитание нового поколения.

 

Рис.1. Основные операции, осуществляемые на предприятии, с позиции менеджмента

 

Общим для предприятия и для домохозяйства выступает стремление к устойчивому развитию, уменьшению бедности, получению лучшего образования, более высокому уровню питания и здравоохранения, чистой окружающей среде, большему равенству возможностей и свободы личности, более богатой культурной жизни.

В этой связи, естественно, возникают вопросы о том, можно ли предсказать экономическое будущее, как спасти предприятие или домохозяйство от краха, какова при этом роль государства, из чего складывается механизм государственного регулирования и др.

В условиях рыночной экономики главное внимание собственников и менеджмента обращено к оптимизации решаемых ими задач. Так, предприятия стремятся к максимизации прибыли, а домохозяйства - к более выгодному использованию своего дохода. Однако задача оптимизации может быть не только невыполненной, но и может возникнуть ситуация разорения домашнего хозяйства, краха предприятия, банкротства целых отраслей и даже гибель природы.

Каждое из этих явлений может происходить как по отдельности, так и во взаимосвязи. Разорение домашнего хозяйства может произойти из-за отсутствия денежных средств, для оплаты расходов по его ведению и воспроизводству. Крах предприятий вызывается среди прочего тем, что после вычета всех расходов прибыль оказывается равной нулю или менее того. Разрушение культуры и образования происходит из-за отсутствия у государства средств на эти цели. Следствие подобных явлений - обострение социальной обстановки.

Итак, что же может служить причиной нарушения равновесия хозяйствующего субъекта в условиях рынка? Ответ на этот вопрос состоит в следующем: во-первых, наличие монополии; во-вторых, вмешательство государства; в-третьих, инфляция и наконец, внешние факторы. Нарушение равновесия приводит к кризису - явлению, по своей сути представляющему некий предел и обострение противоречий внутри прежнего способа регуляции.

В период освоения рыночных отношений в Украине на первичные звенья экономики-предприятия существенное влияние оказывает общий системный кризис государственного управления, охватывающий технический базис, экономику, социальную сферу, политику и право. Эти структурные элементы находятся в таком взаимном несоответствии и разбалансированности, что система госрегулирования требует соответствующих радикальных преобразований.

Признаки проявления данного кризиса могут быть определены следующим образом:

o длительный, скрытый или явный паралич государственной власти;

o полная потеря государственными структурами возможностей, потенциала управленческого воздействия, стратегической инициативы и творчества;

o повышенная критическая активность и недовольство народных масс;

o абсолютное и относительное обнищание значительной части населения;

o резкое падение уровня жизни, разрушение привычного образа жизни людей, лишившихся работы, достаточного материального благосостояния.

Преодолеть отчуждение общества и власти помогает создание программ реального подъема экономики, общественной жизнедеятельности в других сфер, объединяющих разрозненные социальные силы для достижения общезначимых и перспективных целей. Всего действия государства являются преимущественно ограничивающими (запрещающими, контролирующими), они не помогают и не поддерживают частный сектор. Обычно в этом случае рассматривается три группы взглядов относительно правильной роли государства в экономике [1].

1. Невмешательство. При этой точке зрения господствующими являются спрос и предложение, движущей силой развития является индивидуальная инициатива. Правильная роль государства видится в том, чтобы поменьше мешать. В лучшем случае она выражается правовым ограничениям рыночных отношений, созданием и охраной порядка и стабильности, при которых частные конкурирующие предприятия могут свободно заниматься своей деятельностью. Типичным представителем такой точки зрения является экономическая наука США.

2. Радикальная точка зрения. Основывается на анализе капиталистической системы К. Марксом. Согласно этой точке зрения в капиталистической системе политическая и экономическая власть принадлежат частным владельцам средств производства, и поэтому существует неравенство в доходах, благосостоянии и власти. Неравенство неизбежно приведет к конфликту и катастрофе капиталистической системы, изменяется социалистической. При этом радикалы не утверждают, что государство должно управлять и контролировать частную рыночную систему, они уверены в ее гибели.

3. Реформистская (прагматическая) точка зрения.  По мнению реформистов, рынок время от времени пострадал от различного вида шока, в таком случае вмешательства государства в определенной степени вполне целесообразным. По крайней мере, такие сферы, как условия производственной деятельности и безопасности, качество продовольственных товаров, состояние окружающей среды, транспортные коммуникации, в странах капиталистической экономики давно находятся под контролем государства. Роль государства и связанные с ней социальные компоненты, конечно же, не единственный фактор макросреды, влияет на деятельность предприятия. Мы подробнее остановились на этом феномене том, что обычно ему мало уделяют внимания в учебной литературе, хотя он является важнейшим из всех факторов среды, характерных для условий Украины в переходный период экономики.

В то же время государственное вмешательство в экономику на этом этапе является очевидным и необходимым.

В современных условиях акцент с краткосрочных разрозненных мер воздействия на отдельные элементы хозяйственного механизма страны должен перемещаться на создание комплексных программ, включающих использование всех возможных рычагов. На уровне государства ими могут быть, в частности, программы по административному, налогово-бюджетного, кредитно-денежного, инвестиционного и инновационного регулирования деятельности предприятий.

Антикризисное регулирование должно заключаться в выработке и реализации правительством соответствующей экономической политики. Эта политика должна основываться на применении прежде эффективной системы налогообложения (налог на прибыль, подоходный налог и т.д.)., Пособия по безработице, субсидий на поддержание цен на сельскохозяйственную продукцию. Это позволит многим предприятиям с теневой экономикой выйти из тени смягчить влияние экономического спада, а также негативных воздействий циклического колебания на развитие государства (региона).

Речь идет о том, что существующая система чрезмерного налогообложения, с одной стороны, давит на честного предпринимателя, не дает ему возможности развиваться, с другой - заставляет некоторые предприятия идти в "тень", чтобы выжить. Разные стартовые возможности в значительной степени сказываются на выживании предприятий, а высокие прямые налоги, особенно на прибыль, уменьшают желание работать эффективно и создают угрозу для выживания в условиях жесткой конкуренции. [1, с. 13-17].

Анализ взглядов специалистов по антикризисному управлению позволил нам выделить функции государства в системе антикризисного управления, которые могут стать актуальными в период реформирования экономики Украины

1) отслеживания взаимосвязей  между масштабами, скоростью преобразований, и возникновением тенденции опасности, которая угрожает социальной  стабильности и безопасности  страны.

2) постоянный государственный  мониторинг и анализ последствий  решений, принимается властью.

3) своевременное выявление нового и поощрение развития институциональных форм.

4) создание правовой системы  и законодательной базы и эффективных  механизмов реализации этих мероприятий.

5) государственный и общественный  контроль за властью.

6) формирование механизмов, обеспечивающих решение социальных  противоречий, поддержание экономической  безопасности, политической стабильности.

Итак, выяснив роль, место и функции государства в системе антикризисного регулирования, становится очевидным необходимость его вмешательства в экономику

 

2. Аналитическая основа и виды государственного регулирования кризисных ситуаций

Аналитическую основу государственного регулирования кризисных ситуаций, а также фундамент жизнедеятельности общества составляют предприятия и домохозяйства, во время функционирования которых могут возникнуть различные виды кризисов.

Согласно теории регуляции, кризисв классифицируют следующим образом:

- Кризис, как результат  внешнего шока - т.е. ситуации, когда экономическое развитие заблокировано из-за недостатка ресурсов, связанное с природными или экономическими катастрофами;

- Циклический  кризис - ситуация, когда кризис является закономерным явлением в развитии социально-экономической системы, повторяется через определенный промежуток времени;

- Структурный  кризис - ситуация когда экономическая и общественная динамика приходят в противоречие со способом развития;

- Кризис системы  регуляции - ситуация когда механизмы, связанные с существующей системой регуляции могут изменить конъюнктурные процессы;

- Кризис способа  производства - ситуация, когда блокируется вся динамика воспроизводства экономики, обострение противоречия в важнейших институционально формах, определяющих режим накопления.

Выделяют следующие виды государственного регулирования кризисных ситуаций [5]:

1-й - нормативно-законодательная  деятельность,

2-й - управление производством;

3-й - перераспределение дохода (эффективное размещение доходов  государства для удовлетворения  интересов членов общества);

4-й - финансовое регулирование, т.е. управление совокупностью денежных  средств, которые есть в наличии  домохозяйств, предприятий или государства, а также источниками доходов, расходов.

Если мобилизованных финансовых ресурсов из децентрализованных источников недостаточно для успешного проведения санации, то в некоторых случаях может быть принято решение о предоставлении государственной финансовой поддержки. Принимая такое решение, Верховная Рада исходит из принципа финансовой поддержки прежде жизненно важных производственных структур предприятий и организаций. Существуют критерии выбора предприятий для оказания целевой комплексной государственной поддержки [4, с. 150-151]

- Использование новых, эффективных  ресурсосберегающих и экологически  безопасных технологий;

- Экспорт конкурентоспособной  продукции;

- Замена импортной продукции, сырья, материалов отечественными;

- Решение проблем энергосбережения;

- Сохранение научно-технического  потенциала;

- Наличие рынков сбыта  продукции в стране и за  рубежом;

- Высокий уровень менеджмента  на предприятии.

Информация о работе Государственное регулирование кризисных ситуаций