Государственное регулирование кризисных ситуаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 23:07, реферат

Краткое описание

Кризисные ситуации возникают на всех стадиях жизненного цикла предприятия. Они выражаются в колебаниях объемов производства продукции, возникновения сложностей со сбытом продукции, чрезмерном росте задолженности по налоговым платежам и т.д.
Понятие "кризис" теснейшим образом связано и с понятием "риск", которое в той или иной мере влияет на методологию разработки любого управленческого решения. Исключите из него ожидание кризиса, и пропадет острота восприятия риска, станут неожиданными и от этого еще более тяжелыми не только кризисные ситуации, но и вполне обычные ошибки.

Содержание

Введение
1.Роль, место и функции государства в регулировании кризисных ситуаций
2.Аналитическая основа и виды государственного регулирования кризисных ситуаций
3.Механизм государственного регулирования кризисных ситуаций.
4.Роль государства в антикризисном управлении
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

АНТИКРИЗИСНОЕ РЕФЕРАТ.docx

— 46.00 Кб (Скачать файл)

Финансовая поддержка на безвозвратной основе предоставляется в случаях:

- Если убытки, в результате  стихийных бедствий превышают  суммы отчислений, предусмотренных  законодательством об обязательном  страховании;

- Для покрытия убытков  конкретным предприятиям в случае, если действующим законодательством  установлены условия хозяйствования, при которых не обеспечивается  покрытие расходов на производство  товаров, что может привести к  банкротству;

- Для финансирования расходов  на восстановление платежеспособности  отдельных предприятий, деятельность  которых связана с особо важными  общественными интересами.

Однако большинство западных исследователей, изучающих источники финансирования санации, считают, что государственное финансирование предприятий на безвозвратной основе не только стимулирует бюджетный дефицит, но и имеет негативный побочный эффект на макро-и микроуровнях.

Анализ эффективности использования государственной кредитной поддержки на возвратной основе показывает, что полученные средства направляются на текущие нужды, а не на расширение производства и проведения санационных мероприятий. Поэтому существует проблема своевременного погашения предприятиями полученных кредитов. Кроме того, в результате предоставления кредитной поддержки финансовые ресурсы формируются на двух уровнях: централизованном и децентрализованном.

Централизованный уровень - это финансовые отношения между государством (через НБУ) и коммерческими банками в случае получения на конкурсной основе централизованных кредитных ресурсов для последующей их перепродажи производственным структурам, которым необходима кредитная поддержка.

Децентрализованный уровень - это отношения между коммерческими банками и предприятиями, имеющими право на получение государственной кредитной поддержки в связи с кредитованием проектов санации и реструктуризации. Эти отношения базируются на общепринятых принципах кредитования.

Одним из косвенных методов государственной санационной поддержки предприятий является предоставление им разрешения на несоблюдение антимонопольного законодательства. Согласно Закону Украины "Об ограничении монополизма и недопущении недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности" для предотвращения монопольного положения отдельных предприятий на рынке такие формы санации, как реорганизация, слияние, присоединение, приобретение активов, создания концернов и некоторые другие, осуществляются с согласия Антимонопольного комитета. Если предприниматели злоупотребляют монопольным положением на рынке, антимонопольные органы могут принять решение о реорганизации монопольных разрешений.

В зависимости от направления экономического развития государства может быть использована санационная поддержка предприятий фискального характера, может осуществляться списанием или реструктуризацией налоговых обязательств, налоговым кредитованием, предоставлением целевых налоговых льгот предприятиям, которым необходима санация. Предоставление фискальной санационной поддержки предприятиям предусмотрено Законом Украины "О списании и реструктуризации налоговых обязательств налогоплательщикам".

Списанию и реструктуризации подлежит задолженность по налогу на добавленную стоимость, налога на прибыль, налога на землю и прочее.

Проблемами санации и банкротства предприятий занимается Агентство по вопросам предупреждения банкротства предприятий и организаций. Основные задачи Агентства:

- Реализация методов предотвращения  банкротства предприятий;

- Проведение углубленного  анализа финансово-хозяйственного  состояния неплатежеспособных предприятий  с целью определения глубины  финансового кризиса, в котором  оно находится;

- Ведение реестра неплатежеспособных  предприятий;

- Осуществление функций  управления имуществом субъектов  хозяйствования, внесенных в реестр;

- Проведение экспертизы проектов программ оздоровления финансового состояния и предупреждения банкротства предприятий, внесенных в реестр;

- Осуществление мероприятий  по реорганизации и санации  неплатежеспособных предприятий;

- Методологическое обеспечение  решения вопросов, связанных с  неплатежеспособностью предприятий;

- Обеспечение контроля за целевым использованием средств, выделенных на реорганизацию и санацию неплатежеспособных предприятий;

- Обеспечение реализации  антимонопольной политики в процессе  реорганизации предприятий;

- Организация работы, связанной  с привлечением отечественных  и зарубежных инвесторов, направленная  на реорганизацию и санацию  неплатежеспособных предприятий;

- Организация конкурсов, тендеров, связанных с выбором  инвесторов;

- Организация работы по  созданию и функционированию  фонда стабилизации для осуществления  реорганизации и санации неплатежеспособных  предприятий.

Кабинет Министров Украины принял Положение о реестрах неплатежеспособных предприятий. Реестр - это документ, в который вносят данные о неплатежеспособные предприятия и информацию о финансово-экономическом состоянии на дату внесения в реестр.

После внесения предприятия в реестр Агентство должно осуществлять управление его имуществом, подписывать и разрывать контракты с руководством, готовить предложения по реструктуризации долгов и их погашения, осуществлять контроль за проведением санационных мероприятий, принимать решение о ликвидации предприятия.

После осуществления Агентством мер по реструктуризации и финансового оздоровления предприятия его исключают из реестра и передают в сферу управления соответствующего министерства, а предприятия других форм собственности, созданные в процессе реструктуризации, - соответствующему собственнику имущества.

Использование того или иного метода государственной поддержки санации и реструктуризации зависит от конкретных характеристик предприятия. В целом наиболее экономически рациональным считается предоставление гарантий и различных форм поддержки фискального характера.

 

3. Механизм государственного  регулирования кризисных ситуаций.

Современные ведущие специалисты по антикризисному управлению отмечают, что государственное регулирование кризисных явлений (ГРКЯ) - это меры воздействия законодательного, исполнительного, контролирующего характера, которые осуществляются с целью стабилизации ВНП и адаптации социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

Государство формирует систему правовых актов, регламентирующих влияние на кризисные явления предприятия, разрабатывает и утверждает экономические механизмы влияния финансовой помощи, осуществления антикризисного воздействия на основе добровольного соглашения между предприятием-должником и его кредиторами.

По мнению профессора С.М. Иванюта, механизм ГРКЯ представляет собой совокупность способов организации экономических отношений, применяет государство с целью обеспечения благоприятных условий для экономического и социального развития.

Главной целью ГРКЯ является экономическая и социальная стабильность и укрепление существующего строя внутри страны и за рубежом, адаптация его к изменяющимся условиям.

Объектами ГРКЯ являются:

- Экономический цикл - ГРКЯ во время кризисов и депрессий, бурного и длительного подъема смягчает негативное влияние экономических циклов на спрос, производство, капиталовложения и занятость;

- Условия накопления капитала - ГРКЯ с помощью регулирующих органов влияет на экономический цикл и структуру, создавая дополнительные возможности и стимулы для инвесторов;

- Занятость - ГРКЯ поддерживает соотношение: между спросом и предложением рабочей силы, ростом заработной платы и снижением занятости;

- Денежное обращение - ГРКЯ осуществляет меры борьбы с инфляцией, при этом параллельно осуществляется воздействие на другие объекты - условия накопления, цены, социальные отношения;

- Платежный баланс - ГРКЯ осуществляет оперативное и стратегическое регулирование платежного баланса путем воздействия на экспорт, движение капитала, повышение и понижение курсов национальных валют;

- Цены - ГРКЯ, формируя цены, влияет на структуру хозяйства, условия капиталовложений, устойчивость национальной валюты, социальную атмосферу.

В то же время динамика и структура цен отражают состояние экономики и т.д..

Государственное антикризисное регулирование - макроэкономическая категория, отражающая отношения, возникшие при организационно-экономических и правовых действиях государства для защиты предприятий от кризисных ситуаций. Оно исходит из анализа ситуации и максимально конкретной цели разработки инструментов, способных преодолеть кризисные ситуации.

Субъектами ГРКЯ  являются органы управления, или управленческий персонал (антикризис-группы), осуществляющих санационные мероприятия или меры выхода из кризисных ситуаций.

Методы (инструменты) государственного регулирования кризисных явлений:

- Административные - основываются на силе государственной власти и не связаны с дополнительными финансовыми затратами, например, выдача лицензий на осуществление определенного вида деятельности, разрешений на использование государственных объектов в коммерческих целях;

- Экономические - средства денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики.

Основные средства денежно-кредитной политики:

- Регулирование учетной  ставки, проведенное национальным-банком;

- Установление и изменение  размеров минимальных резервов  финансовых институтов;

- Операции государственных  учреждений на рынке ценных  бумаг (эмиссия государственных  обязательств, торговля ими). 

Таким образом, государство стремится изменить соотношение спроса и предложения на финансовом рынке. 

Прямое государственное хозяйственное регулирование осуществляется средствами налогово-бюджетной политики через доходы и расходы центрального правительства и местные бюджеты. 

Мобилизация финансовых средств для покрытия государственных расходов происходит за счет налогов, которые, осуществляя свою регулирующую функцию, влияют на экономическую деятельность субъектов хозяйствования. В основном государственное регулирование налогов зависит от выбора налоговой системы, уровня налоговых ставок, видов и размеров налоговых льгот. Таким образом, задача государственных бюджетных органов состоит в том, чтобы создать налоговый механизм, который бы влиял на коммерческую деятельность юридических и физических лиц. 

В качестве инструментов государственного регулирования используются и расходы из бюджета на хозяйственные цели. Это, прежде всего, государственные кредиты, субсидии и гарантии, а также расходы на закупку товаров и услуг в частном секторе [2, с. 66-67]. 

Следует отметить, что государственное регулирование значительно усиливается в периоды экстремального развития (от усиления государственного контроля над отраслями и предприятиями в период кризиса до централизованного администрирования в сферах производства и распределения продукции в период войны) Например, в Японии в послевоенные годы, когда коэффициент ущерба составил для энергетики, машиностроения и химической промышленности 30-58%, экономический механизм характеризовался прямым государственным управлением подавляющего большинства отраслей и предприятий, системой фондового распределения, жесткого регулирования процессов обращения, ценообразования, политики доходов. В настоящее время усилия государства направлены на создание условий для рыночной конкуренции, принимаются законы о ликвидации избыточной концентрации экономической мощи, о реорганизации фирм, частные предпринимательские организации, а также проводится политика по демонополизации экономики. И только после достижения устойчивых положительных изменений в этом направлении поэтапно отменяется государственное регулирование цен [3, с. 69]. 

Итак, опыт антикризисного управления, накопленный другими странами, есть смысл использовать для решения задач отечественной экономики, при этом учитывая принципиально иные условия хозяйствования. 

Ключевые слова: 

- Государственное  антикризисное регулирование; 

- Государственное  регулирование кризисных явлений (ГРКЯ) 

- Общий системный кризис; 

- Кризис системы  регуляции; 

- Кризис способа  производства; 

- Механизм ГРКЯ; 

- Субъектами ГРКЯ; 

- Структурный кризис; 

- Циклический кризис. 

 

4. Роль государства  в антикризисном управлении

Рыночная экономика — это не самоцель, а средство. Поэтому усилия государства должны сосредоточиваться на поиске путей, направленных на максимальное использование имеющегося научно-технического и производственного потенциала, сохранение человеческого капитала, обеспечение широкой социальной поддержки реформ.

В соответствии с этим должны разрабатываться конкретные методы проведения активной промышленной и социальной политики, особое внимание следует уделять проблеме формирования всего многообразия институтов, без которых рыночная экономика нормально функционировать не может. Последнее очень важно для Украины. Ведь если даже предположить, что рынок — это саморегулируемая система, что может быть верным только при очень жестких условиях, он тем не менее никогда не может быть самообразующейся системой. В нашей стране ныне — не рынок, на котором господствует чистая и совершенная конкуренция, а иллюзия рынка с процветанием различных мафиозных образований.

Центральная проблема развития -- это взаимодействие между правительством и рынком. Это вопрос не о том, вмешиваться или не вмешиваться государству в дела экономики. Мировой опыт подтверждает, что рынок конкурирующих продавцов является пока лучшим способом эффективной организации производства и распределения товаров и услуг. Однако рынок не может развиваться в вакууме, он нуждается в правовой и регулирующей основе.

И государство формирует такую основу для развития, защищая и охраняя права собственности, создавая правовые и другие регулирующие системы, содействуя эффективной предпринимательской деятельности граждан и сохранению окружающей среды. Как рынок вообще отличается от его различных форм, так и государство дает знать о себе тоже различными способами и формами.

Вмешательство государства необязательно должно выражаться в организации какой-либо деятельности. Оно может выступать в виде регулирования частной активности, принимать форму финансовой поддержки или трансфертов благ и услуг, в иных проявлениях.

Ри.3. Взаимодействие элементов благожелательной к рынку стратегии развития.

Информация о работе Государственное регулирование кризисных ситуаций