Государственное регулирование материального производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 10:22, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – изучить основные аспекты государственного регулирования развития материального производства в РФ.
Для достижения данной цели, необходимо выполнить следующие задачи:
Изучить понятие и формы материального производства, рассмотреть методы регулирования развития материального производства, изучить нормативно-правовую базу, выяснить какие возникают проблемы при государственном регулировании развития материального производства в РФ.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические аспекты государственного регулирования развития материального производства 5
1.1 Понятие материального производства 5
1.2 Нормативно-правовая база регулирования материального производства 6
1.3 Объекты и субъекты регулирования развития материального
производства 8
2 Анализ государственного регулирования развития материального производства в России 12
2.1 Поддержка предпринимательства
2.2 Регулирование естественных монополий
2.3 Антимонопольная политика
2.4 Финансовое оздоровление предприятий
Заключение 26
Библиографический список 28

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 60.75 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение                                                                                                                   3

1 Теоретические аспекты государственного регулирования развития материального производства                                                                                 5

1.1 Понятие материального производства                                                         5

1.2 Нормативно-правовая база регулирования материального   производства                                                                                                            6

1.3 Объекты и субъекты регулирования развития материального

производства                                                                                                           8

2 Анализ государственного регулирования развития материального производства в России                                                                                          12

    2.1 Поддержка предпринимательства                                                                              

    2.2 Регулирование естественных монополий

    2.3 Антимонопольная политика

    2.4 Финансовое оздоровление предприятий





       12

       16

       19

       22 
Заключение                                                                                                             26

Библиографический список                                                                                  28

 

Реферат

 

 

Курсовая работа содержит 29 страниц, 2 таблицы, 15 источников.

 

 

Государственное регулирование, материальное производство, предпринимательство, монополии, финансовое оздоровление предприятий.

 

 

Актуальность темы обусловлена  тем, что государство уделяет большое внимание развитию материального производства, так как производителям и потребителям нужно, чтобы не было административно-региональных барьеров для движения товаров, действовала свободная от монополий, добросовестная конкуренция, разумным было налогообложение, доступным кредит. Каждый надеется, что государство защитит от инфляции, перекроет каналы желающим делать деньги из воздуха, устранит использование бюджетных средств в узкокорыстных целях, будет привлекать внешние займы лишь для инвестиций.

Объектом исследования является материальное производство.

Предметом исследования являются методы регулирования развития материального производства.

Цель данной курсовой работы – изучить основные аспекты государственного регулирования развития материального производства в РФ.

Для достижения данной цели, необходимо выполнить следующие  задачи:

Изучить понятие и формы  материального производства, рассмотреть методы регулирования развития материального производства, изучить нормативно-правовую базу, выяснить какие возникают проблемы при государственном регулировании развития материального производства в РФ.

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Сфера материального производства — важнейший объект государственного регулирования. К сфере материального производства относится совокупность отраслей, производящих средства производства и предметы потребления и оказывающих услуги производственного характера.  

Государственное регулирование  развития материальной сферы актуально во все времена, оно составляет основу жизни людей, создает условия для развития непроизводственной сферы – здравоохранение, образования и т.д.  Чем выше эффективнее функционирует материальное производство, тем выше уровень развития экономики и тем больше национальный доход.

Цель работы – рассмотреть  в каких направлениях эффективное  функционирование сферы материального производства невозможно без государственного вмешательства. Какие методы регулирования использует государство для обеспечения  стабильности в сфере материального производства.

Объектом государственного регулирования являются все отрасли и подразделения материального производства. Государственное регулирование затрагивает интересы как предприятий, организаций, так и непосредственно гражданина, предполагает соответствующие формы экономического взаимодействия с ними, оказывает на них как положительное, так и отрицательное влияние. Предметом - является процесс реализации данной деятельности.

Осуществляя регулирование, государство обеспечивает правовые основы экономических решений, равные условия и стабильность правил хозяйствования, развивает секторы экономики, которые не затрагивает частный бизнес, формирует инфраструктуру, контролирует базовые параметры воспроизводства и денежного обращения, содействует развитию человека как главного фактора прогресса, культуры в широком смысле слова. В переходный период государство остается самым крупным субъектом рынка, регулирует деятельность других субъектов хозяйствования, сохраняет некоторые распределительные функции.

В отраслях материального  производства создается новая стоимость  продукции (промышленность, сельское хозяйство, строительство и др.) или увеличивается  стоимость ранее произведенного продукта (торговля, транспорт и др.).

Актуальность темы обусловлена  тем, что государство уделяет большое внимание развитию материального производства, так как производителям и потребителям нужно, чтобы не было административно-региональных барьеров для движения товаров, действовала свободная от монополий, добросовестная конкуренция, разумным было налогообложение, доступным кредит. Каждый надеется, что государство защитит от инфляции, перекроет каналы желающим делать деньги из воздуха, устранит использование бюджетных средств в узкокорыстных целях, будет привлекать внешние займы лишь для инвестиций.

 

1 Теоретические  аспекты государственного регулирования развития материального производства

 

 

1.1 Понятие материального производства

Материальное производство — производство, напрямую связанное с созданием материальных благ, удовлетворяющих определённые потребности человека и общества. Материальному производству противопоставляется непроизводственная сфера, которая не имеет своей целью изготовление вещественных ценностей. Такое разделение, в основном, характерно для марксистской теории.

Материальное производство основывается на применении техники и технологий, а также на производственных отношениях между людьми. Можно сказать, что технико-технологическое развитие общества происходило и происходит за счёт количественного и качественного роста потребностей человека. Антропогенный фактор однако способствует тому, что материальное производство приводит к нарушению многих естественных процессов, к деградации огромных участков земной поверхности, к масштабным загрязнениям воздуха и воды. Поэтому объёмы и формы производственной деятельности необходимо контролировать.

Отделение отраслей материального  производства от других видов деятельности осуществлялось (в социалистических странах) для определения объёма совокупного общественного продукта и национального дохода. Состав данных отраслей обычно включает промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорти связь, торговля, материально-техническое снабжение и сбыт, заготовки и др. (издательское дело, киностудии, предприятия звукозаписи, проектные организации, заготовка металлолома и утильсырья, заготовка дикорастущих растений, плодов, грибов, семян, трав и их первичная обработка, охотничье хозяйство). Кроме того, к материальному производству относится такая научная деятельность, результаты которой непосредственно воплощаются в материальных благах.

1.2 Нормативно-правовая база регулирования материального производства

Если при  административно-командной  системе  регулирование отраслей материального производства  осуществлялось  в  основном административными методами, то в условиях рыночных отношений все большее значение приобретают меры экономического воздействия  на отрасли материального  производства.  Среди  этих  мер важнейшее значение имеют финансово-кредитные,  инвестиционные, налоговые и таможенные рычаги государственного регулирования.

Большие возможности влиять на материальное производство заложены в реализации соответствующей финансово-кредитной  и инвестиционной политики. Выделяя из бюджета средства на государственные закупки,  государство стимулирует рост как в отраслях исполнителях заказа,  так и в сопряженных производствах.  Размещением своих заказов государство влияет не только на объемы,  но  и  на структуру производства.

 Рычагами воздействия   на  материальное  производство  могут рассматриваться регулирование процентной ставки за кредитные ресурсы, изменение резервной нормы для коммерческих банков,  государственная политика доходов, формирование покупательского спроса населения.

Рост резервной нормы  увеличивает количество ресурсов, которые  должны будут держать коммерческие банки в Центральном  банке  России, при ее понижении коммерческие банки смогут выдавать кредиты в  больших размерах. Регулирование  процентных ставок за кредиты автоматически  отражается на процентных ставках коммерческих  банков.  Ставки за кредиты в размере более 100 %  годовых становятся  непреодолимой  преградой для заемщиков  средств на осуществление долговременных проектов. Снижение процентных ставок Центробанком способствовало бы  оживлению капитального строительства, создало бы базу экономического роста в целом по стране.

Непосредственное влияние  на материальное производство государство  оказывает путем бюджетного финансирования инвестиций. Теории рыночной  экономики  оперируют понятием мультипликатора  экономического роста,  который  свидетельствует о величине изменений  производства в зависимости от изменений  объема инвестиций в экономику.

Государственное регулирование  инвестиционной  деятельности осуществляется путем поддержки инвестиционных проектов  посредством направления финансовых ресурсов на выполнение целевых программ и на другие государственные нужды.  Средства  на  эти  цели  предусматриваются в  государственном  бюджете и в некоторых внебюджетных фондах.  Выплаты производятся в соответствии с Федеральным законом от 13.12.2010 N 357-ФЗ (ред. от 20.07.2011) "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов"

Одной из форм  воздействия  государства  на  инвестиционные процессы является участие в осуществлении коммерческих проектов.

Оно допускается в размере 20 %  необходимых средств для  реализации  проектов в  том  случае,  если срок окупаемости затрат по ним  не более двух лет. Государственные  инвестиции предоставляются в порядке  конкурсного   отбора  прошедших  экономическую  экспертизу  предложений. В особых случаях доля государства  в  финансировании коммерческих проектов  может  быть  по решению органов  государственной власти,  повышена. 

Как уже  упоминалось  выше,  налоговые рычаги регулирования  являются одними из наиболее часто используемых.  Налоговая политика в  руках  государства может быть мощным рычагом воздействия на материальное производство. Льготное налогообложение, снижении налоговых ставок непосредственным товаропроизводителям,  налоговые кредиты и тому подобные меры могли бы способствовать  развитию материальной сферы.

Однако существующую налоговую  систему пока  нельзя  назвать  оптимальной.  При ней, государство забирает в бюджет деньги, которые еще не попали в процесс производства,  не создали не  продукции, не доходов. Для наглядности можно привести реальный пример из бизнеса: иностранный инвестор перечисляет предприятию валюту для производства,  например, стали. Еще не закуплено сырье, не произведены и не реализованы стальные  рулоны  листа,  а  уже следует  уплатить НДС.  В результате завод закупит меньше сырья, объем производства будет ниже.  Помимо инвестиционным процессам, существующая налоговая система препятствует также лизинговой деятельности,  взимая налоги с еще не произведенной  продукции.  В период предвыборных компаний много было сказано о том, что налоговый режим должен содействовать развитию производства. Остается  надеяться, что новый состав Госдумы устранит имеющиеся недостатки,  и налоговая система России будет выполнять не  только  фискальные функции.

Дифференциация налоговых  ставок (прежде всего  на  прибыль, НДС, за  пользование  природными ресурсами) может использоваться государством для регулирования структуры производства. Налоговые ставки для  производителей  особо дефицитной продукции на период подъема производства необходимо снижать до предельно  возможного  низкого уровня.

1.3 Объекты и субъекты регулирования  развития материального   производства

К материальному производству относятся все виды деятельности, создающие материальные блага в виде продукта,  энергии  и  в форме перемещения грузов,  хранения продуктов,  сортировки, упаковки и т.д. Наиболее общий принцип выделения сферы материального производства - участие соответствующих предприятий, организаций в увеличении стоимости общественного продукта и национального дохода.

Информация о работе Государственное регулирование материального производства