Государственное регулирование материального производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 10:22, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – изучить основные аспекты государственного регулирования развития материального производства в РФ.
Для достижения данной цели, необходимо выполнить следующие задачи:
Изучить понятие и формы материального производства, рассмотреть методы регулирования развития материального производства, изучить нормативно-правовую базу, выяснить какие возникают проблемы при государственном регулировании развития материального производства в РФ.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические аспекты государственного регулирования развития материального производства 5
1.1 Понятие материального производства 5
1.2 Нормативно-правовая база регулирования материального производства 6
1.3 Объекты и субъекты регулирования развития материального
производства 8
2 Анализ государственного регулирования развития материального производства в России 12
2.1 Поддержка предпринимательства
2.2 Регулирование естественных монополий
2.3 Антимонопольная политика
2.4 Финансовое оздоровление предприятий
Заключение 26
Библиографический список 28

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 60.75 Кб (Скачать файл)

Нормативной базой регулирования  служат законы: Федеральный закон  от 17.08.1995 N 147-ФЗ (ред. от 19.07.2011) "О естественных монополиях", "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 21.07.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 21.10.2011) Статья 23.59 - Органы регулирования естественных монополий, Указ Президента РФ от 28.02.1995 N 220 "О некоторых мерах по государственному регулированию естественных монополий в Российской Федерации". Для каждого вида естественной монополии действует своя схема регулирования.

Наиболее радикальной  формой регулирования естественных монополий является передача предприятий в государственную собственность, создание для управления естественными монополиями специальных государственных органов, осуществляющих прямой контроль для обеспечения баланса интересов производителей и потребителей.

Основным объектом регулирования  в естественных монополиях являются цены и тарифы на их продукцию (услуги). В мировой практике государство либо запрещает монополистам иметь сверхдоходы, либо перераспределяет сверхприбыль в свою пользу, либо фиксирует договорной уровень цен и тарифов в интересах и производителей и потребителей.

Правительство РФ утверждает перечень товаров (услуг), цены на которые на внутреннем рынке подлежат регулированию федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ. Регулируемые цены применяются всеми предприятиями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Федеральная антимонопольная  служба и Федеральная служба по тарифам устанавливают цены на продукцию субъектов естественных монополий исходя из обоснованных затрат на их производство с учетом:

- налогов и других платежей;

- стоимости основных производственных фондов;

- потребности в инвестициях для воспроизводства;

- амортизационных отчислений;

- прогнозируемой прибыли;

- удаленности потребителей от места производства продукции (услуг);

- соответствия качества продукции (услуг) спросу потребителей;

- государственных дотаций и других мер господдержки субъектов естественных монополий;

- социальной значимости услуг;

- инфляции.

С участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти антимонопольные органы анализируют экономические результаты деятельности субъектов естественных монополий и представляют в Правительство РФ предложения о мерах по ограничению роста цен (тарифов) на их продукции. Он не должен превышать индекс цен на промышленную продукцию.

Организации, нарушающие правовые нормы государственного регулирования цен (тарифов), несут ответственность: с них взыскивается вся сумма излишне полученной выручки и штраф в том же размере, а при повторном нарушении — штраф в двойном размере.

В комплекс мер регулирования  входят определение состава потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию тем или иным субъектом естественной монополии, контроль за выполнением инвестиционных программ, использованием стабилизационных фондов, заключением некоторых видов сделок, стимулирование с помощью цен (тарифов) качества производимой продукции и оказываемых услуг, а также удовлетворения спроса на них, учет затрат раздельно по монопольной и конкурентной деятельности.

Орган регулирования имеет  полномочия направлять субъекту естественной монополии обязательные для исполнения предписания о заключении договоров с потребителями, внесении в них изменений. Эффективное регулирование естественных монополий достигается при обеспечении максимальной независимости контрольно-регулирующих органов, отсутствии лоббирования интересов монополистов в органах власти.7

2.3 Антимонопольная политика

Предпринимательская деятельность на сложившемся товарном рынке имеет  две тенденции, характеризуется  двумя способами достижения успеха, получения наибольшей прибыли.

Первая тенденция проявляется  в том, что предприниматели вступают в состязательность, конкуренцию  за рынок сбыта и заказы потребителей, стремятся улучшать качество продукции, расширять ассортимент, снижать издержки. Государство поддерживает эту тенденцию.

Вторая тенденция заключается  в стремлении предпринимателей и поставщиков договориться о взаимовыгодном разделе рынка, условиях продажи, уровне цен, ослаблении позиций конкурентов, их дискредитации и применении других приемов недобросовестной конкуренции и монополизации. Этой тенденции государство противодействует, проводя антимонопольную политику в целях ограничения монополистической деятельности.

Монополистической считается  деятельность хозяйствующего субъекта или органа управления, должностных  лиц, направленная на недопущение, ограничение  или устранение конкуренции причиняющая  ущерб потребителю.

Для регулировании защиты от недобросовестной конкуренции существует антимонопольное законодательство Российской Федерации, оно  основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоит из Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "О защите конкуренции", иных федеральных законов.8

В каждой стране антимонопольное  законодательство имеет свою специфику, но выделяются общие для всех положения: контроль за слиянием компаний; запрещение соглашений и сговоров предпринимателей (картелей); пресечение недобросовестной конкуренции.

Слияние предприятий —  это фактор устранения конкуренции и одновременно повышения концентрации производства и его эффективности. Но все же наращивание мощи фирм в конкурентной борьбе признается более разумным, чем механическое их слияние. Поэтому в мировой практике проводится жесткая регламентация слияния фирм.

Антимонопольный контроль предполагает представление в антимонопольные органы ходатайств и уведомлений при намерении осуществлять определенные виды деятельности.

Ходатайства и уведомления  представляются в Федеральную антимонопольную службу или в территориальное управление министерства при осуществлении следующих действий:

  • Создание, слияние и присоединение коммерческих организаций.
  • Ликвидация и разделение (выделение) государственных и муниципальных унитарных предприятий.
  • Приобретение лицом (группой лиц) акций (долей) с правом голоса в уставном капитале хозяйственного общества, при котором такое лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем 20% указанных акций (долей).
  • Получение в собственность или пользование одним хозяйствующим субъектом (группой лиц) основных производственных средств или нематериальных активов другого хозяйствующего субъекта.
  • Участие физического лица в исполнительных органах, советах директоров (наблюдательных советах) двух и более хозяйствующих субъектов.

В одних случаях требуется  предварительное согласие антимонопольных органов, в других — их последующее уведомление.

Федеральная антимонопольная  служба  вправе давать обязательные для исполнения предписания о  прекращении нарушений антимонопольного законодательства, о расторжении противоречащих закону договоров, о принудительном разделении хозяйствующих субъектов, об отмене органами власти и управления принятых неправомерных актов. Она может также принимать решения о наложении штрафов за нарушение антимонопольного законодательства и неисполнение предписаний министерства, обращаться в суд или арбитраж с исками и заявлениями, направлять в прокуратуру материалы о возбуждении уголовного дела по признакам преступлений, связанных с нарушением антимонопольного законодательства.

Лица, уполномоченные Федеральной  антимонопольной службой, имеют право беспрепятственного доступа в министерства, другие органы, а также на предприятия, в объединения, организации, учреждения для ознакомления со всеми необходимыми документами. Хозяйствующие субъекты, органы управления и их должностные лица обязаны представлять достоверные данные, письменные и устные объяснения и иную информацию.

Территориальные управления Федеральной антимонопольной службы  осуществляют государственную антимонопольную  политику, защиту прав потребителей, пресекают недобросовестную конкуренцию и рекламу. Они наделены полномочиями по принятию мер к предприятиям-нарушителям. Территориальное управление подведомственно в своей деятельности и подотчетно Федеральной антимонопольной службе.

2.4 Финансовое оздоровление предприятий

Предприятия осуществляют расширенное  воспроизводство за счет собственных доходов и инвестиционных фондов. Государство воздействует на воспроизводственные процессы преимущественно косвенными методами – через налоговую систему, процентные ставки по кредитам и др. Вместе с тем оно оказывает в различных формах и прямую финансовую поддержку в соответствии с избранными приоритетами развития.

Выбор приоритетов подчиняется  общеэкономической стратегии, спросу и конкурентно способности продукции на внутреннем и внешнем рынках. Наиболее общим приоритетом является развитие обрабатывающей промышленности по сравнению с вывозом сырья, которое целесообразнее перерабатывать на месте.

Для выявлении предприятий  – претендентов на оказание первоочередной государственной поддержки производится анализ их финансово-экономического положения.

Министерство экономического развития и торговли РФ проводит анализ, оценку и отбор инвестиционных проектов для предоставления денежных средств и государственных гарантий, обеспечивает согласованное финансирование инвестиционных проектов за счет средств инвесторов и средств, выделяемых из бюджета.

Предоставление средств  осуществляется при условиях:

  • более высокого уровня отдачи в федеральный бюджет на каждый рубль предоставляемых средств и гарантий по сравнению с другими инвестиционными проектами;
  • наличие у заемщика собственных средств в размере не менее 20 % полного объема финансирования проекта, а по крупным инвестиционным проектам (не менее 50 млн. долл.) – не менее 10 % указанного объема;
  • разделение риска государства с частным капиталом (наличия у инвестора средств, не покрытых государственной гарантией, соинвесторов и кредиторов).

Для каждого инвестиционного  проекта разрабатывается индивидуальная схема его финансирования, в том числе график перечисления денежных средств, обеспечения их возвратности. На помощь государства могут рассчитывать те предприятия, которые не нарушают антимонопольного законодательства, не завышают издержки и цены, оплату труда, не снижают искусственно выпуск продукции, гарантируют получение дополнительных доходов.

В определенных условиях для  финансового оздоровления и повышения  платежеспособности государство предпринимает  реорганизационные процедуры на основании законодательства о банкротстве.

Банкротство рассматривается  как средство возрождения предприятия  через механизм смены владельца  собственности: отстранения собственника от управления, отчуждения его имущества, перевода активов в другие компании. Сама возможность банкротства призвана повышать ответственность руководителей за свои действия.

Интересы государства  и бизнеса при банкротстве  соблюдаются лишь при надлежащем госконтроле за проведением судебных процедур. При его отсутствии возрастает риск возобладания интересов олигархических групп, недобросовестных банкротств с  финансовыми потерями для государства. Процедура банкротства может  использоваться новыми хозяевами предприятия в корыстных целях. На банкрота навешивают все долги и убытки (обнуление долгов), в новую фирму переводят самые перспективные подразделения, остальноe имущество с выгодой распродают.

В случае рассмотрения дела по обязательным платежам в федеральный  бюджет и государственные внебюджетные фонды применяется ускоренная процедура банкротства арбитражным управляющим на основании соответствующего решения кредиторов и под контролем Федеральной службы по финансовому мониторингу.9

Федеральная служба по финансовому  мониторингу является государственным органом по делам о банкротстве. Она осуществляет следующие основные функции непосредственно и через органы и представителей на соответствующих территориях:

- Разрабатывает и участвует в реализации мероприятий, по структуризации и финансовому оздоровлению неплатежеспособных предприятий, имеющих определяющее для экономики значение.

- Принимает решение о ликвидации неплатежеспособных федеральных государственных унитарных предприятий, об освобождении от занимаемой должности руководителей этих предприятий, признанных неплатежеспособными, заключает и расторгает соответствующие договоры на управление ими.

- Представляет интересы России в арбитражном суде как собственника предприятия-должника, по обязательным платежам в федеральный бюджет и внебюджетные фонды, осуществляет права кредитора по денежным обязательствам предприятий-должников перед государством при решении вопросов об их банкротстве.

- Участвует в деле о банкротстве.

- Реализует процедуру отбора арбитражного управляющего.

- Организует подбор и подготовку специалистов по антикризисному управлению для неплатежеспособных предприятий; утверждает требования, предъявляемые к физическим лицам, действующим в качестве арбитражных управляющих; лицензирует их деятельность.

- Представляет кандидатуру арбитражного управляющего, о том числе из числа сотрудников федеральной службы.

- Организует деятельность межведомственных балансовых комиссий, создаваемых для решения вопросов о реструктуризации и финансовом оздоровлении предприятий-должников.

- Принимает решение о признании предприятий-должников неплатежеспособными, дает заключения по вопросам, связанным с определением несостоятельности (банкротства) и финансовым оздоровлением.

Информация о работе Государственное регулирование материального производства