Государственное регулирование развития АПК Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2012 в 17:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы будет состоять в изучении теоретических вопросов и подготовке практических рекомендаций, направленных на совершенствование государственного регулирования АПК Республики Беларусь применительно к новым условиям хозяйствования.
Достижению поставленной цели будет способствовать решение следующих задач:
 установление необходимости государственного регулирования;
 уточнение понятийного аппарата, используемого при раскрытии темы исследования;
 определение механизма и органов государственного управления и регулирования;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СФЕРЕ АПК
2 МЕХАНИЗМ И ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
3 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ В СФЕРЕ АПК РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая_гос рег-е.doc

— 240.50 Кб (Скачать файл)


Государственное регулирование развития АПК Республики Беларусь

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ             

1 СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СФЕРЕ АПК             

2 МЕХАНИЗМ И ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

3 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ В СФЕРЕ АПК РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ             

ЗАКЛЮЧЕНИЕ             

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ             

 


Введение

В условиях становления социально-ориентированной экономики Республика Беларусь переживает достаточно сложный период, связанный с формированием ее правовых, экономических и социальных основ. Особенно тяжело адаптируется к изменяющимся условиям хозяйствования аграрный сектор экономики нашей страны, поскольку результаты его функционирования в большей мере, чем в других отраслях АПК зависят от влияния факторов, учесть которые не всегда представляется возможным. Вместе с тем именно сельскохозяйственные предприятия обеспечивают население основными продуктами питания, предприятия перерабатывающей промышленности – сырьем, а для страны в целом это основной источник решения проблемы продовольственной безопасности.

Результативность функционирования АПК в начале 90-х годов XX в. до 40% определялась макроэкономическими мерами, а более 60% эффекта – влиянием, оказываемом на микроэкономическом уровне, в настоящее время ситуация изменилась: примерно 60% общих результатов деятельности предприятий и организаций АПК зависит от мер макроэкономической политики. Поэтому оптимизация макроэкономических механизмов и рычагов управления должна стать основным направлением устойчивого функционирования всего АПК, в том числе аграрного сектора.

Цель курсовой работы будет состоять в изучении теоретических вопросов и подготовке практических рекомендаций, направленных на совершенствование государственного регулирования АПК Республики Беларусь применительно к новым условиям хозяйствования.

Достижению поставленной цели будет способствовать решение следующих задач:

      установление необходимости государственного регулирования;

      уточнение понятийного аппарата, используемого при раскрытии темы исследования;

      определение механизма и органов государственного управления и регулирования;

      уточнение и систематизация методов регулирования и их классификации;

      раскрытие сущности государственного регулирования устойчивого развития в сфере АПК Республики Беларусь

В процессе исследования будут использованы следующие методы: абстрактно-логический, системный анализ, монографический, статистический и другие.

 


1 Система государственного регулирования в сфере АПК

Регулирование экономики является важной функцией государства в условиях перехода к инновационно-социальной экономике. Государственное регулирование используется в интересах всего общества как для активизации нужной ему деятельности, так и для ограничения нежелательных ее форм.

Осуществляя регулирование, государство обеспечивает правовые основы экономических решений, равные условия и стабильность правил хозяйствования, развивает сектора экономики, которые не затрагивает частный бизнес, формирует инфраструктуру, контролирует базовые параметры воспроизводства и денежного обращения. В переходный период государство остается самым крупным субъектом рынка, регулирует деятельность других субъектов хозяйствования, сохраняет некоторые распределительные функции. Без государственного регулирования снижается эффективность производства АПК, невостребованной оказывается фундаментальная наука, сокращается из-за удорожания социальная инфраструктура. Агропромышленный комплекс, и особенно сельское хозяйство как одна из важнейших его частей, – один из самых регулируемых в экономике большинства стран.

В теоретическом плане доказательства полезности государственного вмешательства в экономику были представлены в рамках концепции общественных благ. Ее представители (П. Самуэльсон, Р. Масгрейв) утверждали, что государство должно выполнять функцию по обеспечению населения значительным количеством общественных благ (в сфере здравоохранения, образования, научных исследований, охраны окружающей среды и др.), поскольку рынок не может этого сделать из-за отсутствия у частных производителей такой заинтересованности.

В большинстве современных концепций государственное вмешательство в экономику объясняется тем, что процесс рыночного регулирования может не соответствовать этическим нормам общественной жизни, социальной справедливости и т.п. Несовершенство рынка в основном связывают с недостатками информации, транснациональными издержками и злоупотреблением власти [1, С. 76-86]. В последние десятилетия господствующие позиции занял подход, согласно которому задача государства состоит не в том, чтобы поддерживать экономический рост с помощью бюджетных расходов, а в том, чтобы предоставлять индивидам и хозяйствующим субъектам инструменты, посредством которых они смогут получить отдачу от предпринимаемых действий. Роль государства при этом состоит в повышении конкурентоспособности страны, создании способствующей этому правовой и институциональной среды, а также в координации усилий хозяйствующих субъектов по достижению ими конкурентных преимуществ.

С точки зрения экономической теории и практики, необходимость государственного управления базируется на неспособности рыночных механизмов обеспечивать постоянное равновесие в экономике, существовании так называемых провалов рынка. Можно выделить несколько типов данного явления применительно к агропромышленному комплексу.

В-первую очередь, это провал конкуренции, который проявляется в высокой степени монополизации сопряженных с сельским хозяйством отраслей. Этот провал оказывает влияние на разрыв индексов цен на продукцию сельского хозяйства и отраслей, производящих средства производства. Это касается и уменьшения доли сельского хозяйства в конечных ценах товаров.

Во-вторых, рынок не в состоянии учесть особенности ценовых циклов в аграрном секторе. Ежегодные изменения ценовой конъюнктуры, накладывающиеся на неэластичный спрос, подталкивают сельскохозяйственных производителей к соответствующим ежегодным колебаниям в применении основных факторов производства, не имеющим смысла с точки зрения оптимизации размещения ресурсов. В урожайные годы и при увеличении объема производства цена на сельскохозяйственные товары падает. Производители начинают сокращать производство, при низкой цене на продукцию затраты не дают должной отдачи. На следующий год происходит сокращение производства и цена возрастает.

В-третьих, рыночные силы не учитывают внешних эффектов. Они позволяют снизить цену производства того или иного товара. Традиционный пример негативных внешних эффектов – загрязнение окружающей среды в результате максимизации прибыли. Производя большие объемы продукции в сельском хозяйстве, можно одновременно загрязнять водные ресурсы избыточным количеством удобрений или химических средств защиты растений.

Четвертый тип, проявления несостоятельности рыночных механизмов – серьезные макроэкономические нарушения. Это высокий уровень безработицы и инфляция, диспаритет цен на продукцию сельского хозяйства и средства производства.

Конечно, провалы рынка сами по себе не могут оправдать вмешательство государства, необходима уверенность, что оно способно устранить выявившиеся недостатки и что эти действия пойдут на благо обществу. Сегодня мало кто оспаривает целесообразность централизованного регулирования тех или иных сторон и явлений экономической жизни общества. Однако вопрос о том, где проходит раздел между рациональным и неэффективным вмешательством государства, остается предметом острых дискуссий [2; 3]. Кроме того, необходимость укрепления роли государства в экономике становится все более очевидной по мере расширения спектра глобальных проблем: экологической, энергетической, демографической и т.д. Их обострение в последнюю четверть XX столетия просто обязывает государство вести контроль над производством и потреблением, международной миграцией и т.п. [4, С. 43].

Таким образом, можно сделать вывод, что рыночные механизмы координации действий отдельных индивидов в направлении достижения общественно значимых результатов должны дополняться коллективными механизмами. Иными словами, государственное регулирование, если оно правильно сориентировано, способствует достижению как экономического, так и социального равновесия.

Следует отметить, что масштабы государственного регулирования имеют определенные границы, которые определяются характером объекта регулирования, естественными правами человека, объективной необходимостью естественного саморегулирования общества, реальными возможностями самого общества, а также уровнем развития системы государственного управления и возможностями государства.

Границы государственного регулирования зависят от его возможностей, которые во многом определяются:

     волей и силой государственной власти. В лице органов государственного управления и регулирования проявляется особая воля государства, которая выражается в принимаемых ими решениях. При этом сильная суверенная власть государства обладает верховенством в обществе, правом на принуждение в рамках закона и на принятие обязательных для всего общества решений;

     уровнем развития и отлаженностью системы государственного управления (формами и методами государственного управления, общей, политической и юридической культурой государственных служащих, их профессионализмом, моральными качествами и т.д.);

     располагаемыми ресурсами. Речь идет о всех видах ресурсов, не только о природных, материальных, трудовых, финансовых, но и ресурсах политических, идеологических. Принципиально важным является качество распоряжения ими, что представляет собой наиболее надежный показатель учета общенациональных интересов в процессе государственного регулирования. В свою очередь параметрами этого показателя являются соразмерность объективных мер и имеющихся ресурсов, социально-приоритетное, целевое и подконтрольное их использование.

Разные авторы, по-своему интерпретируя определение «государственное регулирование экономики», расходятся в деталях, но в целом сходятся во мнении, что государственное регулирование представляет собой целенаправленное воздействие государства на рыночную среду, которое реализуется системой определенных мер. Так, в экономическом словаре Азрилияна приводится следующее определение: «государственное регулирование экономики» – это воздействие государства на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру с целью обеспечения нормальных условий для функционирования рыночного механизма, решения экологических и социальных проблем [5, С. 778].

Приводя свое определение, Губаревич акцентирует внимание на тех мерах, с помощью которых осуществляется государственное регулирование экономики: «это вмешательство государства в функционирование рынка, реализуемое через социально-экономическую, валютно-финансовую, структурно-инвестиционную и научно-техническую политику для целенаправленного, эффективного воздействия на развитие экономики и решение социальных проблем посредством различных методов воздействия» [6, С. 9].

По-мнению Шиманской – это «целенаправленная деятельность государства в лице соответствующих законодательных, исполнительных и контролирующих органов, которые с помощью различных форм и методов обеспечивают достижение поставленной цели и решение важнейших экономических и социальных задач соответствующего этапа развития экономики, регламентируют хозяйственные отношения в обществе» [7, С. 17].

Характерной чертой белорусской практики управления АПК является отождествление понятий «государственное регулирование» и «государственное управление». В то же время, хотя эти категории тесно взаимосвязаны, между ними имеются определенные различия, которые было бы целесообразно отразить в определении.

В англоязычных источниках понятие управление гораздо более многогранно, при сопоставлении с представленным в русскоязычных. Так, понятие «administration» – управление или администрирование, предполагает организацию и технологию управления либо на высших уровнях организации, либо на уровне государственных структур, в т.ч. «government» – управление со стороны правительства, «regulation» – подразумевает установление соответствующих правил, а «management», предполагает хозяйствование, т.е. управление организацией или ее частью на микроуровне [8, С. 174].

Под государственным управлением АПК Республики Беларусь понимают прямое (непосредственное) управленческое воздействие на организации агропромышленного комплекса, осуществляемое преимущественно посредством административно-распорядительных и законодательных методов управления. Как и государственное регулирование, управление того же уровня реализуется государством посредством единой системы органов управления. Прямые методы государственного управления оказывают непосредственное воздействие на деятельность хозяйствующих субъектов, они вынуждают их принимать решения, основанные не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях государства. Государственное управление должно ограничиваться рамками государственной собственности и его объектами, которыми являются: собственно органы отраслевого управления (учреждения), государственные унитарные предприятия как республиканского, так и коммунального уровня; пакеты акций в акционерных обществах; контрольно-инспекционные службы и другие государственные организации АПК; государственные целевые программы. По отношению к этим объектам государство (в лице органов государственного управления) вправе осуществлять как функции управления собственностью, так и функции оперативного управления, если это предусмотрено учредительными документами. Государственные органы вправе назначать и снимать с работы руководителей организаций государственной формы собственности согласно условиям заключенного контракта, устанавливать плановые задания, определять порядок начисления и размеры оплаты труда, контролировать хозяйственную и финансовую деятельность и т.д. В отношении предприятий других форм собственности такое вмешательство не должно иметь место и может рассматриваться как прямое ограничение предпринимательской деятельности.

Информация о работе Государственное регулирование развития АПК Республики Беларусь